Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Владимир, прошу Вас начать разговор на тему, которую мы давно обещали нашим зрителям. Мне кажется, тема очень интересная, думаю, ей будет посвящено несколько бесед – исторические свидетельства о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
– Мы закончили цикл бесед, связанных с пророчествами об Иисусе Христе – конечно, в них была изложена только небольшая часть пророчеств об Иисусе Христе. Хочу напомнить всем, что это очень важная тема: она связана с проповедью об Иисусе Христе, Сыне Божием, родившемся, прожившем жизнь с проповедью о том, что приблизилось Царство Божие. Это связано с искуплением первородного греха, Его смертью, воскресением, вознесением и ниспосланием Духа Святого на учеников. Все об этом было сказано заранее пророками.
Еще хочу напомнить, что когда апостолы совершали проповедь об Иисусе Христе, они всегда вооружались Священным Писанием Ветхого Завета и на основе Ветхого Завета и этих пророчеств доказывали, что Иисус Христос есть Тот обетованный Мессия, о Котором говорили все ветхозаветные пророки.
Сейчас мы будем говорить о свидетельствах светского мира, светских людей об Иисусе Христе, начиная с апостолов. В Новом Завете 4 евангелиста свидетельствуют о Христе и апостолы Иуда, Иаков, Павел, Петр и другие ученики Христа. Казалось бы, этого достаточно, но неугомонный мир стремится к еще большим доказательствам и утверждениям об Иисусе Христе, что Он – не мифическая, а действительно историческая Личность и жил на этой земле.
Свидетельства об Иисусе Христе, с одной стороны, прямые. С другой стороны, авторы I в., упоминающие о Христе, не видели Христа -– тем не менее их свидетельства опираются на историческую действительность, на исторические факты.
Иосиф Флавий – историк, живший в I в., полководец, человек из очень состоятельного рода, очень образованный, автор трудов «Иудейские древности», «Иудейская война». Тацит, Светоний, Плиний Младший, Лукиан – все это достаточно известные имена в истории вообще человечества и истории Церкви. Они очень кратко упоминают о Христе, и самостоятельно добавить что-то к тому, что они пишут, было бы стыдно и невозможно.
Переходим к этим замечательным авторам. Иосиф Флавий (примерно 37 г.). Современник апостолов, родился в первый год царствования Калигулы – жестокого и очень развратного императора, который любил не только женщин, но и мужчин. Иосиф Флавий вел достаточно аскетический образ жизни, 3 года жил вне города, в пустынных местах вместе с ессеями, ожидая Мессию. Он упоминает о Христе в своем труде «Иудейские древности» такими словами: первосвященник Анания «собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как и несколько других лиц, обвинил их в нарушении закона и приговорил к побитию камнями».
Это историческое свидетельство, что последователи и ученики Иисуса Христа преследовались иудеями, которые тоже ожидали Мессию, но совершенно другого. И за то, что Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий (считалось, что это величайшее богохульство), Он, собственно, и был распят. И это несмотря на все чудеса (воскрешение, исцеление людей от болезней, изгнание бесов, кормление нескольких тысяч людей несколькими хлебами и несколькими рыбками), совершенные Им. Вот такое поразительное свидетельство о продолжающейся христианской проповеди при историке Иосифе Флавии.
Все имена, которые мы будем упоминать в нашей беседе, в принципе, можно было и не упоминать: это дополнительные свидетели из светского мира. У нас много свидетельств другого порядка – ученики Христа, непосредственные свидетели, которые были с Ним на протяжении нескольких лет во время Его проповеди. Многие ученики оставили Евангелие. Апостолы оставили свои писания, и это тоже свидетельства: существование апостолов как исторических личностей не вызывает никакого сомнения. И этих свидетельств вполне достаточно.
Но для пытливого человеческого ума, тем более для людей, которые стремятся быть образованными, думаю, очень интересны фрагменты, связанные с языческими писателями из светского мира, которые не имели никакого отношения к христианскому миру.
Мы много бесед посвятили теме пророчеств о Христе: 450 пророчеств – разные пророки свидетельствовали о Христе. Теперь поговорим о людях светского мира, которые, хоть и не видели Христа, не сталкивались с Ним, не были последователями Его учения, по воспоминаниям очевидцев свидетельствуют, что Христос как историческая Личность, как Основоположник христианской религии существовал.
Мы уже сказали об Иосифе Флавии – иудейском историке, полководце, священнике.
Очень известный в светском мире историк.
– Иосиф Флавий оставил короткие воспоминания о Христе в своем труде «Иудейская война». Следующим замечательным историческим деятелем был древнеримский историк Тáцит. Он жил с 50 до 120 гг. после Р.Х., спустя 17 лет после смерти и Воскресения Христа: в 33 году (условная дата) произошло распятие Христа и Его Воскресение. Тацит родился в 50 году и прожил 70 лет. В «Анналах» он упоминает о казнях христиан во времена Нерона: Нерон очень не любил христиан и считал, что они подожгли Рим, столицу государства. Видно, его кто-то научил свалить вину на христиан – расследование не велось, тем не менее Нерон христиан уничтожал как заговорщиков, как народ, который не любил римскую власть и не следовал ей.
Что можно еще сказать о Таците как о древнеримском историке? Это один из известных писателей античности, автор «Анналов» (и не только). В молодости он был судебным оратором, стал сенатором, в 97 году добился высшей магистратуры – консула, считается величайшим римским историком. Вообще, ум историка всегда старается быть связанным с подлинными историями: историки – это такие аналитики, которые не будут публиковать непроверенные материалы. Они со всех сторон изучат материал и только тогда скажут свое слово в пользу того или иного события или исторической личности. В данном случае – в пользу Христа, в пользу христиан, которых уничтожал Нерон: по всей видимости, уже была достаточно сильная христианская община, разросшаяся после проповедей апостола Павла, апостола Петра, утверждавших смерть и Воскресение Христа.
Тацит родился при императоре Нероне, занимал государственные должности, служил при 3-х императорах – Нерве, Траяне, Адриане (Адриан был покровителем искусств, эллинской образованности). Тацит провел многие годы в Риме, где получил блестящее образование. Среди друзей его был Плиний Младший, о котором мы тоже упомянем и который тоже внес свою лепту в пользу исторического существования Христа и христиан. Вот такой удивительный историк, который распространил то свидетельство, о котором мы сейчас говорили.
Светоний родился на 20 лет позже, чем Тацит, и умер на 6 лет позднее Тацита. Он был автором сборника «Жизнь 12 цезарей». Он пишет о правлении Клавдия: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима» – Клавдий в 49–50 гг. изгоняет иудеев-христиан из Рима.
Что еще можно сказать о Светонии? Это древнеримский писатель, историк, энциклопедист, человек утонченной культуры, личный секретарь императора Адриана, известен (как я уже сказал) сборником «Жизнь 12 цезарей». Светоний происходил из не очень видного сословия, в будущем познакомился с консулом Плинием Младшим.
Плиний Младший – древнеримский государственный деятель, писатель, адвокат. Удивительна его цитата, которая наверняка основана на христианской идеологии, из письма к императору Траяну: «Самым совершенным человеком я назову того, кто умеет прощать других». Посмотрите, какая возвышенная по богословскому смыслу цитата!
Плиний Младший обладал блестящим образованием. Родился в семье чиновника, занимался у выдающегося деятеля, полководца, историка, педагога Вергиния Руфа – кстати, это был удивительный полководец, который, кажется, не проигрывал войн, его очень любили солдаты, не один раз ему предлагали пост императора, но Вергиний Руф всегда отказывался. Это же нужно иметь внутреннюю мощную идеологию! Люди, наоборот, часто пытаются достичь власти, не достигают и разочаровываются в жизни, считая ее потерянной. А если уж предлагается власть, многие с радостью хватаются за нее и становятся властелинами (не буду обсуждать – какими, ибо каждый властитель имеет свою индивидуальность, свой характер, свою зависимость или независимость, свою идеологию. Предоставим историкам разбираться в каждом из правителей)...
Вот такие слова говорил Плиний Младший. В них чувствуется христианский дух, христианское отношение к миру.
Лукиан – древнегреческий писатель. Он появился на свет, когда Светоний, Тацит, Плиний Младший отошли из этого мира. Лукиан родился в 125 г. и жил до 180 г. Он упоминает о Христе в своем произведении «О смерти Перегрина» (поясню: перегрины – свободные граждане Римской империи, не имевшие права голосовать за сенаторов, например: граждане, ущемленные в правах). Так вот, в своем произведении Лукиан пишет о Христе следующее: «...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам». Конечно, имеется в виду Христос, Который нес проповедь любви, говорил: Возлюби ближнего твоего, как самого себя и любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Что еще удивительного было в образе Лукиана? В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки. Место его рождения – город Самосáта в римской провинции Сирия. Сам Лукиан называл себя сирийцем. Его отец был бедным ремесленником. Лукиан стал странствующим ритором и до 40 лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии, Сирии, у него было достаточно много друзей-философов, в том числе Цельс. По преданию, он умер, растерзанный собаками. Такая трагическая смерть.
Вот кратко некоторые свидетельства.
Историки, которые занимаются личностью Христа (то, что я перечислил, входит в учебники об Иисусе Христе, об историчности Его Личности), как правило, мало упоминают кого-то еще в этих исторических справках. Но, думается, этого вполне достаточно, чтобы убедиться, что Иисус Христос как историческая Личность родился, жил, проповедовал, был распят и (по нашей вере) Воскрес из мертвых, восшел на Небеса, ниспославши Духа Святого на Своих учеников.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-28-08;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-04-09
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.