Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1124) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 1. Мало знать – надо что-то делать. Мало не делать зла – нужно сотворить благо

Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 1. Мало знать – надо что-то делать. Мало не делать зла – нужно сотворить благо

№35 (1124) / 13 сентября ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №34 (1123) 2021 г.

Мы продолжаем знакомиться со страстями и методами борьбы с ними. Мало знать – надо что-то делать. Мало не делать зла – нужно сотворить благо. Бороться со страстями просто необходимо: к этому мы, христиане, призваны.

Сегодня 61-я встреча: у нас цикл передач, начинать нужно с огласительных бесед. Мы разбираем 3-ю страсть – сребролюбие: сначала – основные ее проявления, чтобы вы могли их в себе узнавать, потом – советы по борьбе с ними в доступной нам святоотеческой литературе.

На прошлой беседе мы говорили, что страсть эта непростая. Как практикующий священник я вам честно скажу, что мало кто замечает ее в себе, хотя она в нас есть и развивается.

Давайте разбираться, как с ней бороться.

Развитие страсти идет от головы, от ума – сначала лукавый захватывает ум человека, а потом человек уже действует сам, пользуясь свободой воли, греховными желаниями подчиняется этой страсти. Также и чревоугодие работает, и блудная страсть – вообще все страсти.

Если христианин получает неправильные знания о вере, о месте человека в мире, тогда у него неправильные ориентиры и он неправильно живет. Именно поэтому веру нужно изучать.

Сегодня мы посвятим этому всю нашу беседу – правильному отношению к сребролюбию, богатству, деньгам и к жизни.

Первый пункт – в мире справедливости нет. В каком плане? В любом. Мир лежит во зле, идеального общества, чтобы все были равны, построить на земле невозможно.

Как мы должны это принимать? Через призму нашей веры.

Мир пропитан злом и закончит свое существование, когда зло перейдет всякие границы. Поскольку мир лежит во зле, обязательно будет расслоение общества на богатых и бедных, а богатые будут богатеть и нищие нищать, – что мы, собственно, и видим: несмотря на социальные беды, трудности, пандемию, богатые становятся богаче, бедные – беднее.

Если христианин начнет бороться с несправедливостью, социальным расслоением общества и положит жизнь не на спасение своей души, а на борьбу с устройством этого мира, то он ошибется и уйдет не туда.

Бог определил тебе родиться в небогатой семье или быть простым работящим человеком, человеком труда, о котором в наше время очень мало говорят: мы в основном почему-то восхваляем «звезд», которые споют какую-то совершенно дурацкую (это мое мнение) песню, – миллион просмотров, восторги. А где человек труда, который зарабатывает на жизнь своим трудом, кормит нас, производит что-то? Почему об этом не говорится?

Как раз потому, что мир несправедлив: лежит во зле. Если богатство, деньги, слава, статус коммерческого лица, сотрудника Сбербанка – это самоцель, это неправильно. Мир несправедлив и идет своей дорогой. Мы знаем ее конец, и мы с вами должны жить по-другому, а не бороться с устройством мира – это бесполезно.

Мы знаем историю Советского Союза, его идея была правильная: равенство, земля – крестьянам, заводы – рабочим. Но в итоге что получилось? Вспомните: в каком году крестьяне получили паспорта? Старшее поколение прекрасно помнит, что в брежневское время, а до этого они не могли свободно передвигаться: где обещанная свобода? Это их была земля? Нет – колхозная, совхозная. И что, партаппаратчики жили как крестьяне? Нет. Да, была уравниловка, но мы же все понимаем: кто у кормушки, тот и нахапал и живет слаще, чем те, кто трудится по-настоящему.

У нас совсем другая цель. Мы должны вернуться к Отцу Небесному и прожить эту жизнь так, чтобы не нахватать грехов, бороться с имеющимися страстями. Поэтому не тратим силы на борьбу с мировой несправедливостью: не завидуем богатеям, не осуждаем олигархов-капиталистов – это все греховно: и осуждать, и завидовать. Ты не имеешь, но страстно желаешь этого всего – быть владельцем яхт, пароходов, газет, банков, – просто признаться не хочешь? Ну, есть у них, пускай они отвечают за свое. Ты за свою жизнь отвечай.

Это ложная идея, что можно построить общество, где все будут равны. Такого не будет, тем более в наше время. Давайте успокоимся и внимание обратим на сердце свое, на ближних, тех, с кем мы встречаемся, но в первую очередь на себя. Спасение христианина зависит от него самого. Можно посвятить всю жизнь борьбе с социальной несправедливостью, а себя загубить. И что толку? Какой смысл?

Следующая идея: богатство – это не цель жизни. Нам мир навязывает эту идею не первое столетие и не первое тысячелетие: быть богатым здорово, замечательно. Причины понятны – человек, имеющий богатство, может себе много позволить (роскошное жилище, соответствующее питание, одежду, имущество). У человека рождается ощущение, что богатство – это самоцель: ты достиг его, и все.

А что такое богатство на самом деле? У нас есть долларовые миллионеры и миллиардеры. Долларовый миллионер по сравнению с простым рабочим уральского завода богач, но по сравнению с тем, у кого 10 миллионов, он нищий, можно сказать: снова надо хапать, что-то такое делать, грешить, чтобы у тебя было 10 миллионов. А у кого-то миллиард – это вообще бесконечная история…

Люди идут по головам, против совести, чести, чтобы это получить. Это не цель жизни – это ложное ощущение.

О богатстве и сребролюбии очень много говорится в Евангелии. Я могу заблуждаться как человек, могу что-то не то говорить. Святые отцы – монахи и по-монашески пишут. У нас ориентир – Евангелие и Священное Писание: это инструкция жизни, которую Бог нам дал.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.

Что такое мамона? Это кошелек с деньгами. В Евангелии говорится, что невозможно сочетать служение Богу со служением богатству, деньгам, земному, имуществу – это противоположные вещи.

В этой заповеди есть два аспекта. Первый – одного будет ненавидеть, а другого любить. Но мы скажем: «Мы христиане, Христа любим, и это не мешает нам сребролюбничать!» А Господь говорит: кто Меня любит, что делает? Заповеди исполняет. Это не эмоция, не настроение: любить Бога – это дела делать, заповеди выполнять. Бог так оценивает, любишь или ненавидишь.

Роскошь – это враг, то, что кружит голову людям, а нас, христиан, приобщает духу сребролюбия: если христианин стремится к роскоши, ублажает себя, думает, что «простая машина – не очень, нужно непременно люксовую, чтобы всем показывать, какой я замечательный», враг его погубит – мы слабые люди: невозможно любить Бога и деньги, богатство.

И другой аспект: одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Если человек начинает любить богатство, он ради него начинает жить. В суете он скажет: «Да мне некогда». Сребролюбием больны все – начинают говорить: «А мне некогда помолиться, почитать, ведь я небогатый человек и работаю».

Правильно. Ты все свое время посвятил работе. Хорошо, если ты семью кормишь, для нее трудишься. Но ты уже с головой погрузился в это – ради кошелька трудишься, сердце продал.

В слове «богатство» корень «Бог». Интересно же. Важно нам, христианам, внимательно, трезво себя оценивать: ты привязан к богатству, деньгам, стремишься их иметь или нет? Кто для тебя Бог? Творец Небесный – или состояние, когда ты спокойно от зарплаты до зарплаты можешь тратить на все, что хочешь, и у тебя еще деньги остаются, или у тебя лежит кубышечка и ты на нее надеешься? В этом случае мамона тоже становится богом, идолом, которому человек посвящает жизнь.

Мы поняли, что этого делать нельзя, поэтому нужно очень внимательно к себе относиться.

По поводу роскоши можно сказать: какая роскошь?! У нас хрущевки и так далее.

Что имеется в виду под роскошью? Это и жизнь действительно богатых людей, которые шикарно обставляют свое жилище, но и нас это касается, когда человек вдруг решает какой-то особой мебелью обставить свою скромную квартиру, ради этой мебели много трудится, переживает, неспокоен, теряет равновесие духа. Простые вещи: есть телефон, но надо купить дорогой, такой, как у кого-то, кто имеет большой достаток. С богатством и роскошью очень непросто…

Что же делать людям, которые родились в семье, где не просто достаток, а богатство? Неужели им закрыто спасение?

Оказывается, нет.

В Евангелии от Матфея смотрим: Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. О чем тут речь? Господь не сказал «Невозможно».

Допустим, родился христианин в богатой семье или богатый человек пришел ко Христу, что тоже возможно. Неужели ему закрыт рай? Нет, но ему трудно. Мы же говорим: нам трудно, у нас маленькие зарплаты, пенсии («денег нет, но вы держитесь» – знакомое всем выражение).

Оказывается, богатому тоже трудно, богатые тоже плачут – только по другим поводам. Почему? Легко расставаться с тем, что не имеешь, что не твое, а со своим – очень трудно. Мы можем сказать, что верблюд сквозь игольные уши никогда не пройдет (надо понимать, о чем речь: «игольным ушком» назывались таможенные ворота – идет караван, верблюды, навьюченные товаром, на таможне проверяют: может, ты какую-то контрабанду везешь, неположенные предметы, вещи? Соответственно, верблюда надо разгрузить, с мешками, тюками он в узкие таможенные ворота не пройдет: нужно разгрузить, провести верблюда, проверить все, что ты везешь. Если все одобрено, перетаскиваешь груз и едешь торговать).

Человеку, который привязан к богатству, трудно войти в Царство Небесное. Ему нужно, как верблюду, освободиться от него – может быть, не в буквальном смысле, не все способны взять и раздать все нищим, как говорится в Евангелии (это Евангельский максимализм), а внутренне к этому не привязываться.

Ты родился в богатой семье, трудишься, у тебя заводы, пароходы, яхты, но ты внутри к этому не привязываешься.

Прочитайте жизнеописание святых Царственных Страстотерпцев, Царя Николая и его семьи. Когда я был в Москве в Историческом музее, там проходила выставка, посвященная им. Я своими глазами прочитал детское меню, и, поверьте, многие дети из очень средних семей позволяют себе больше лакомств, чем они – не потому, что их морили голодом, а потому, что Царская Семья жила аскетично.

Да, они жили в шикарном дворце, но это большая христианская работа – воспитать детей так, чтобы они не только вкусняшками питались, но и здоровой, простой пищей. Вначале приучали не к балам, а к внутренней работе над собой. Все было в Евангельском духе. Поэтому богатому человеку можно войти в Царство Небесное – если он будет разгружаться внутренне.

Соответственно, путь богатого человека – это путь милостыни, пожертвований, помощи другим людям. Если так будет построена его жизнь, это будет по-Евангельски: он будет понимать, что он только распорядитель средств.

Нас с вами, живущих простой жизнью, это тоже касается.

Слава Богу, что нам не дали богатства – это особый крест, который мало кто может достойно пронести. Допустим, я люблю какие-то грехи, но у меня нет денег их совершать. Вдруг американский дедушка мне их жертвует, и у меня появляется возможность творить что угодно…

У меня есть знакомые, которые в 1990-е гг. разбогатели, их дети выросли в роскоши, богатстве. Что с ними стало? Они увлеклись наркоманией. Ребенок, родившийся в такой семье, не приученный к аскетизму, вере, начинает тратить состояние, как Евангельский блудный сын. Кому все досталось? Наркоторговцам. Так, к сожалению, часто бывает.

Богатство – не самоцель. У протестантов в некоторых деноминациях считается: если ты богатый, то с тобой Бог. У православных не так. Бог с тобой, когда ты с Ним, а не когда у тебя долларовый счет в банке.

Богатство – опасная вещь. Кому-то такой крест дается. Помните Евангельскую историю: у богатого человека уродился урожай? Что он задумал? «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» – вот план богатого человека. Он реализует свои страсти. Господь что ему говорит? «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Говорю тому, кто не в Бога богатеет.

Можно было бы столько-то оставить семье, чтобы безбедно жили, столько-то посадить на следующий год, а все остальное раздать – это не его: он как трубопровод. Труба мало что о себе думает, она же не думает: «Я самая важная, питаю людей, без меня они не проживут» – ее задача просто прогонять воду. Так же и богатый человек. Если бы Евангельский богач подумал: «Отдам все, пусть живут, не голодают» – тогда бы был совсем другой суд Божий над ним. Но как трудно отдать свое! Это одно из искушений богатством.

В Священном Писании много говорится про сребролюбие, отношение к деньгам. Цитата из Псалтири: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца.

Что это значит? Не добывайте свое богатство неправедно (восхищение – это хищение, воровство) – не завидуйте, не воруйте, не грабьте, не желайте этого, не надейтесь, что с помощью хитрых способов разбогатеете.

Богатство аще течет – что имеется в виду? Если так получилось, что ты честно трудился и у тебя оказался не просто достаток, а ты стал богатым человеком, к этому не прилагай сердце, не привязывайся: ты только распорядитель – тебя выбрали, чтобы ты помогал другим людям; такой смысл.

Роскошь рождается, когда человек состояние начинает тратить только на себя, чтобы удовлетворить свои страсти: сладко есть, мягко спать.

Еще одна ловушка, в которую мы попадаемся: «Я этого достоин» (так даже в рекламах говорится: «Ты достоин жить в богатом дворце, летать на частном самолете», – и мы думаем: «Да, конечно»). Почему мы принимаем эту идею: «Да, мы достойны владеть вещами класса люкс», хотя помним, что мир несправедлив и мы богатыми никогда не будем? Почему мы стали «этого достойны»? Непонятно. Это ловушка.

Наша родина – это рай. У нас нет цели здесь, на земле, прожить богато, роскошно, в неге. Только ты попадешь в эту историю, берегись: это ловушка.

Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои – так нам говорят Писание и святоотеческая литература.

Нам отмерено время, мы должны его прожить. Течет богатство? Не прилагай к нему сердце – не прилепляйся, трудись честно, не завидуй, не воруй и достигнешь рая, если будешь бороться со страстями, жить со Христом.

Самая главная идея – в гроб богатство не положишь купить Царствие Божие невозможно. На земле можно купить много чего (имущество, славу, судей), но Бога подкупить нельзя – эта идея должна быть ориентиром в отношении к богатству, деньгам, имуществу и всему материальному: мы здесь временно.

Ты всю жизнь потратил, чтобы построить огромный дом, который никому не нужен: твои потомки, оказывается, не с тобой хотят жить, а в других городах. Ты потратил впустую много сил, времени вместо того, чтобы помогать другим, делать что-то доброе, читать, думать, молиться. Для чего ты жил? Ведь дом, машину, богатство, счета в гроб с собой не положишь. Для чего ты богател? Непонятно.

Сегодня мы с вами поговорили про идеи, которые рождают тягу к сребролюбию. Мы должны понимать, что нет такого: раз ты христианин, священник, или епископ, или православный предприниматель, то непременно достоин роскошных вещей. Почему ты так решил? Наша родина – рай: мы странники. Если течет к нам богатство, пользуемся, но сердцем к нему не привязываемся. Вот такие идеи о том, что касается борьбы со сребролюбием. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс