Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1123) → Протоиерей Евгений Попиченко: Если мы хотим развиваться, трудности необходимы

Протоиерей Евгений Попиченко: Если мы хотим развиваться, трудности необходимы

№34 (1123) / 6 сентября ‘21

Благая часть

Иногда люди приходят не с вопросом, а просто сетуя: «Когда же станет легче?» И так хочется сказать: «Легче не станет никогда» – наша жизнь так устроена: если мы хотим развиваться, трудности необходимы.

Вот ребенок приходит в первый класс – ему сложно писать какие-то крючочки, палочки, у него не получается, они размазываются, выходят кривые, неровные, ошибки он делает. Но он добивается результата: потихонечку начинает писать буквы, буквы складываются в слова, слова – в предложения. Ребенок начинает понимать, что читает, что пишет. И вот первый класс закончен.

Ура! Все поздравляют, каникулы, а там 2-й класс – свои задачи, а в 10-м вообще логарифмы, интегралы... Потом высшая математика в институте. Потом начинается взрослая жизнь, когда тебе нужно принимать решения, нести за это ответственность, находить пути преодоления проблем. И так из года в год.

Легче, с объективной точки зрения, не станет.

Но субъективно легче может стать когда человек весь свой живот и надежду Христу Богу предаст. Когда человек на Бога возлагает упование, начинает Ему молиться и жить по Его воле, эта нагрузка (давление, что часто бывает не от жизни, а от неправильных помыслов) начинает уменьшаться…

Все наши проблемы – от неправильных помыслов, которые человек принимает, а всевает лукавый. И это лишает человека мира, покоя – он в настоящем себя плохо чувствует, ибо его пугает будущее. Но будущего как такового ведь нет – и Господь говорит: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Заботься о дне нынешнем – научись жить этим днем: вдруг ты вечером умрешь? А беспокоишься, что будет завтра, послезавтра, через месяц, через год. Зачем настоящее затемнять тем, чего еще не существует?

Все наши проблемы – от неправильных помыслов, которые человек принимает, а всевает лукавый. И это лишает человека мира, покоя – он в настоящем себя плохо чувствует, ибо его пугает будущее. Но будущего как такового ведь нет – и Господь говорит: Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Заботься о дне нынешнем – научись жить этим днем: вдруг ты вечером умрешь? А беспокоишься, что будет завтра, послезавтра, через месяц, через год. Зачем настоящее затемнять тем, чего еще не существует?

Научись Богу молиться «Отче наш, да будет воля Твоя – не как я хочу, но да будет воля Твоя!», и точно станет легче. Но без упражнений не растут мышцы, и без преодоления человек не приобретает опыт. Лучший опыт – всегда на собственных ошибках.

Конечно, можно на чужих ошибках учиться (так где-то и сказано, что умный учится на чужих ошибках), но лучше всего человек усваивает то, что приводит его к сокрушению, к покаянию. Ошибки болезненны – но, как правило, при устремлении человека к Богу, к познанию себя ошибка приводит к покаянию. Человек лоб разбивает, но так понимает: этим путем идти не стоит, там стена – надо обойти, сделать маневр.

Не знаю, утешил я вас или нет. Но легче не будет, ведь Богу важно, чтобы мы шли вперед и вверх – это всегда нагрузка. Легче может быть, если мы с Богом поделимся, Ему доверим свою жизнь.

Мы все знаем о тех заповедях, которые Господь обозначил как главные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Но часто приходят люди и переживают, что они не умеют любить. Я говорю: «А в чем это выражается?» – «С дальними как-то проще – можно и уступить, и услужить, сказать приятное слово, где-то промолчать. С ближними сложнее – слова больнее ранят, в сердце нет желания, раздражение появляется и брезгливость. Ухаживаю за мамой и чувствую, что у меня нет способности любить – мне это трудно, неприятно, какие-то вещи делаю совершенно через силу». И от этого человек расстраивается.

Но любовь – не столько состояние наших эмоций, наших чувств, сколько (как Господь сказал, кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет) состояние нашей воли – готовность через силу, переступая свое самолюбие, свой эгоизм, делать дела Божии. Например, Божие дело ухаживать за своими родителями, и многим людям это испытание предстоит, когда родители становятся немощными и теряют дееспособность. И это может продолжаться долго, но у Бога все под присмотром, и точно волос с головы человека не падает без воли Божией: если человеку попущено Богом пройти какое-то испытание, это точно полезно – надо довериться Богу и терпеливо нести служение любви.

Именно служение любви: преодолевая свой эгоизм, отвращаясь от себя, душу свою отдавая за ближнего своего, человек постепенно, капля по капле, приобретает терпение, долготерпение, смирение. Смирение привлекает благодать Божию, ведь любовь – это союз, узелок, в который связаны все совершенства, и доскочить до этой ступени с разбегу сразу не получится – необходим труд преодоления себя. Там, где человек совершает жертвенное служение, всегда присутствует любовь.

Конечно, от нас требуются определенные усилия – хотя бы не показывать человеку, которому служишь, что ты ему делаешь одолжение. Если Господь тебе дал возможность подвезти человека по пути, или дать ему какую-то вещь, или предложить ему материальную помощь, или привезти продукты пожилому родителю, то упаси Бог тебе допустить какой-то жест, чтобы человек почувствовал бы неловкость, что он вынуждает тебя делать это одолжение. Это сразу перечеркнет все усилия: добро нужно делать с трудом, но без напряжения другого человека, без появления в нем чувства вины, неловкости.

Даже если необходимо что-то сыграть, даже если мы через силу улыбаемся – улыбайтесь через силу, не надо с мрачным лицом что-то приносить, убирать, мыть: пожилые или больные люди остро ощущают, что они становятся для кого-то стеснением. Это их очень беспокоит.

Непросто приобретается любовь, но именно в таких усилиях против самолюбия сердце постепенно обретает любовь, а с нею и Самого Господа.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-16-avgusta-;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-17-avgusta-

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс