Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1117) → Протоиерей Евгений Попиченко: Личное чувство присутствия Бога в этом мире

Протоиерей Евгений Попиченко: Личное чувство присутствия Бога в этом мире

№28 (1117) / 19 июля ‘21

Благая часть

Сейчас я прохожу повышение квалификации. Некоторое время назад осознал, что очень хочется восстановить занятия с людьми по вере и по подготовке к началу церковной жизни. Изначально, лет 10 назад, когда душа от этого забеспокоилась, организовались огласительные беседы, которые сейчас, слава Богу, настроены – есть помощники, очень толковый руководитель этого направления. Какое-то время занятия с людьми были очень интенсивными – буквально в ежедневном режиме по нескольку человек, кроме обычных служб и разных послушаний: такое напряжение всегда давало душе и новый опыт, и удовлетворение от прожитого дня, будучи осознанием, что на какой-то шажок мы вместе стали ближе к Церкви, к Богу. Когда видишь искренние, жаждущие познания истины глаза, горящие сердца – это очень вдохновляет именно на пастырский труд, на слово о Христе.

Через какое-то время дело наладилось: появились помощники, которым оно было передано, и сейчас все достаточно качественно идет – все желающие дойти до познания Бога, Церкви, Православной веры имеют такую возможность. А мое внимание переключилось на что-то другое. Но жажда восстановить сейчас победила, и мы стали снова заниматься по программе, чтобы какие-то вещи вспомнить, обновить вместе со старшим преподавателем, чтобы вновь непосредственно заниматься с людьми.

Первый вопрос после знакомства с человеком (как он пришел, зачем пришел, что он хочет, какие ожидания) – это вопрос веры: что такое вера? Очень интересный вопрос: вроде бы простые темы (что такое вера, религия) нами как-то приняты, усвоены, но не пережиты и не прожиты собственным опытом.

У христианина сразу возникает формула апостола Павла: вера – это уверенность в невидимом как в видимом и осуществление ожидаемого, – а если спросить: «Как ты себе это представляешь? Что это? Объясни по-русски», оказывается, что непросто сформулировать это на понятном для ребенка языке (взрослый человек в вере вначале всегда младенец). Приходится напрягаться и говорить, как я себе это представляю: с одной стороны, это мое личное чувство присутствия Бога в этом мире – я сердцем ощущаю, что этот мир не самобытен и его причина – за его пределами. Я чувствую, что в этом мире есть Высший Разум, ведь слишком много происходит вещей, которые невозможно представить без разума, логики и целенаправленности: устроение человека, величие Вселенной.

Меня всегда приводило в какой-то трепет размышление: ты летишь – и никогда это не закончится. А преподаватель говорит: «Закончится, ведь материальный мир конечен» – по логике и по богословию бесконечен только Бог, а все материальное и сотворенное имеет пределы.

Это, с одной стороны, – вера как чувство присутствия в этом мире Бога. А с другой – как знание определенных принципов, законов устроения этого мира, взаимоотношений между человеком и Высшим Разумом – Богом. Знание плюс чувство рождает личный опыт: можно иметь знания, но они без проживания по ним не дают опыта – просто багажом лежат. И как это оказалось интересно…

Но самое интересное – когда человек начинает размышлять об этом и рождать какие-то свои смыслы – они, может быть, не лично его, он где-то это услышал, но как-то это воспроизводит и потом с чем-то соглашается, а на что-то говорит, что это к вере не имеет отношения.

День памяти всех святых, от века Богу угодивших – лишний повод вглядеться в образ своего святого и призадуматься: чего мне еще недостает, чтобы ему следовать? Ведь цель жизни человека – святость, стяжание благодати Духа Святого Божия, приводящее человека к освященности благодатью Божией.

В этот день во всех храмах звучат слова Христа: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Жизнь христианина на земле – это движение за Христом, не теряя никогда Его из виду.

В рамках повышения квалификации о вере на первом занятии был такой вопрос: «Можно ли креститься, не имея веры?» Риторический вопрос? Но по факту мы видим, что абсолютное большинство людей именно так и крестились: человек принял Крещение, абсолютно не понимая, что дальше, по каким-то совершенно уродским мотивам (это слово, наверное, мы скажем здесь): чтобы в жизни повезло, или чтобы бизнес наладился, или чтобы сходить к бабке-гадалке, или чтобы здоровье было, или чтобы Бог хранил (это более-менее легальный мотив). Но не для того человек крестится.

Можно ли креститься, не имея веры? Безусловно, нельзя. Почему? Три причины хотя бы назовите, почему нельзя креститься, не имея веры… Конечно, здесь надо было бы сделать паузу и вам самим подумать (или нам ответить в следующей передаче), но я сформулировал следующее.

Первая причина – вступление в Завет с Богом, Новый Завет: в каком-то смысле договор, если так говорить. Когда человек заключает договор, он обязательно должен прочитать его условия, вникнуть в них и в добром уме и твердой памяти подписать: «Я согласен» – вдруг окажется, что ты на одно рассчитывал, а на выходе другое? Поэтому Новый Завет нужно прочитать и понять условия этого договора.

Второй момент. Когда человек пытается сесть за руль автомобиля, он обязательно должен пройти школу – как теорию, так и практику: научиться водить машину, выучить правила движения. Тогда ему дают права, и он очень аккуратно начинает свои первые шаги за рулем автомобиля – иначе он очень быстро станет преступником и себя покалечит, и другим принесет боль и страдания.

Управление собой в вере, в движении навстречу Богу – это не управление автомобилем, это какой-то космолет: там столько разных задач и нюансов, а нужно не разбиться и долететь до цели. Поэтому обязательны подготовка и практическое и теоретическое знание основных принципов и законов веры – и опыт определенных отношений с Богом.

И последнее – Крещение не просто Завет: это брак. На Крещении человек Богу дает обеты, как во время бракосочетания жених невесте, невеста жениху: «Сочетаешься ли Христу?» – и человек отвечает: «Сочетаюсь». Его душа связывается с Богом – дает обещание верности.

И эти три момента должны немножко человека в сознание привести, ибо без веры принимать таинство Крещения – кощунство, глупость, безумие, это часто человека приводит к трагедии.

Человек получает от Бога дар раз в жизни: в таинстве Крещения ему дается дар выше всех благ – дар Святого Духа. Бог Самого Себя вводит в сердце человека, в его душу, а если человек потом этого не ценит, потом восстановить уровень одаренности очень сложно. Поэтому семь раз отмерь – один раз отрежь.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Елена Кузоро
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-26-06;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-27-06

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс