Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало №26 (1115) 2021
Все равно все дороги ведут к смирению. Есть как раз вопрос о муже: «Каждое воскресенье хожу с ребенком в храм. Муж с нами не ходит. Знаю, что жена должна быть мужу послушной, и я стараюсь. Но когда муж обижает ребенка (а делает он это очень грубо), не могу оставаться в стороне: всегда защищаю, но каждый раз скандал только усугубляется. Как мне поступать, если я вижу, что муж не только не прав, но еще и наносит вред ребенку?»
– Не указано, сколько лет ребенку?
К сожалению, нет.
– Мне кажется, даже с 4-летнего возраста (раньше он не поймет) можно обратиться к самому ребенку – всегда оправдывать действия отца и говорить: «Не обижайся, папа хочет принести тебе пользу, поэтому даже и наказывает» (хотя наказание должно быть в рамках, конечно) и вместе с ребеночком молиться за супруга.
Не должно быть с его стороны гневных наказаний – этому нужно препятствовать. Но поговорить с мужем надо заранее, а не когда он в гневе пребывает.
Вступать в спор, в конфликт с мужем при ребенке не следует. Нужно приготовить вкусный обед, хорошо мужа накормить, дать ему отдохнуть и потом поговорить с ним: мол, давай договоримся, как будем ребеночка воспитывать.
Муж не ходит в храм, но он может подвезти до храма. Потом как-нибудь можно будет попросить, чтобы он вошел в храм. Можно предложить вместе помолиться, например, если есть какая-то памятная дата усопших бабушек, дедушек или родителей – вместе зайти в храм и помолиться об их упокоении. И, как я уже говорил, можно поговорить со священником, чтобы он придумал, как можно организовать какую-то совместную работу, чтобы воцерковить мужа: чтобы он увидел других христиан, познакомился со священником. Может быть, у мужа перед глазами только один плохой пример христианки, его жены, – и он думает, что все такие.
Защищать ребенка нужно, но не во время гнева: гнев заслоняет разум человека. Конечно, иногда приходится экстренно вмешиваться, если мы видим, что есть попытка ударить или еще что-то...
Я так понимаю, речь идет именно о физическом наказании.
– Нужно помолиться и попросить молитв духовника. Если ребенок уже умеет читать, маме можно попросить его читать в это время молитву: «Ты читай молитву, а я пойду с папой разговаривать». И ребенок своей детской молитвой будет молиться об успехе этой беседы.
Бывает, что женщины и дети становятся жертвами домашнего насилия. Если это воцерковленные люди, как им поступать? Иногда считают, что в любом случае надо сохранить семью. Некоторые, наоборот, советуют: если только один вред, то зачем сохранять? У кого спрашивать совета?
– Заочно на такие вопросы не ответить: надо общаться с духовником. Такие деспотичные случаи очень редки. Когда все-таки имеет место избиение или явное насилие, нужно на семейном совете пытаться решить вопрос, можно к маме своей обратиться или к разумным подругам постарше. И с духовником тоже посоветоваться.
Мне известны такие случаи, и советовать нелегко. Как правило, супруга должна решать сама. Но что можно реально сделать – это исповедоваться в грехах забытых. Бывает так, что из-за забытых грехов прихожанка и страдает от домашнего насилия. Опять же, надо особо помолиться за мужа: по благословению духовника взять правило и читать, допустим, несколько глав Евангелия за мужа.
Мне кажется, надо обратиться к приходскому священнику, который знает ситуацию. Когда я был еще иеромонахом на подворье, у меня были такие случаи, и я старался познакомиться с этим человеком. Знакомства проходили по-разному, интересно. Но мы пытались помочь семье.
Вопрос: «Недавно стал ходить в храм. Исповедовался – и стало очень легко. Но потом снова впал в тот же грех, в котором каялся. Снова исповедовал грех – и опять впал. И в душу стало закрадываться сомнение: потяну ли я такой образ жизни, который предлагает Церковь? Стыдно каяться каждый раз в одном и том же».
– Действительно, бывают такие грехи, от которых сразу тяжело избавиться.
Я расскажу один случай из «Отечника». Один молодой монах пришел к старцу исповедоваться и попросить совета по поводу плотской брани. Старец говорит: «Хорошо, помолюсь за тебя». Через какое-то время монах снова приходит и говорит: «Отец, помолись, опять тяжело». Старец говорит: «Помолюсь». И так несколько раз. Тогда старец стал Богу молиться: «Господи, почему так? Я молюсь, а эта брань не отходит» – и ему было сказано, что этот монах и питается слишком тучно, и не борется с помыслами, не отгоняет их от себя. И когда этот молодой монах в очередной раз пришел к старцу с просьбой помолиться, старец ему говорит: «Я-то помолюсь, но ты любишь те вещи, которые и провоцируют такую брань». Так и здесь.
Бывает, человек вроде кается в грехе, но любит причины, которые приводят к этому греху, всякие развлечения и другие мирские привычки не оставил. Люди пытаются лечить последствия, а причину не лечат: надо на это обратить внимание.
Нужно посоветоваться с духовником, почитать духовные книги, где говорится, с каким грехом как бороться.
А сама мысль «потяну ли я такой образ жизни, который предлагает Церковь» опасна?
– Мы должны понять, что духовную жизнь мы никак не потянем. Теоретически вроде легко. Мы понимаем, что есть дьявол, которому важна наша погибель, и есть Бог, Который сильнее дьявола. Казалось бы, мы у Бога должны просить помощи: Он побеждает дьявола – и нас делает победителями в этой брани.
Но в реальности у человека всегда очень сильная самонадеянность – надежда на свои труды, подвиги, старания, усилия, таланты. И самонадеянность нам только вредит: если человек своими силами и сделает что-то, у него появляется гордость, а это отрицательный результат. А когда человек отчаивается в своих силах, он говорит: «Господи, только Ты мне можешь помочь».
И нужно попросить молитв духовника. Самая смиренная молитва: «Господи, молитвами отца моего духовного помоги мне в этой брани – сам я ничего не могу». И тогда может быть успех. Но его надо приписывать не своим усилиям, а Богу, Божией помощи.
Периодически человек сваливается в один и тот же грех из-за того, что некую промежуточную победу приписывает своим силам. И Господь учит человека немощи: как только возгордишься – совершается падение.
Вопрос о мыслях: «Как понять, от лукавого пришла мысль или от Бога? И как научиться всегда исполнять волю Божию?»
– Мы начали с понятия смирения, теперь коснулись понятия воли Божией. В общем-то, это родственные понятия.
Смирение – это мир с Богом, знание воли Божией и исполнение ее. Знать волю Божию и исполнять ее – к этому и стремились все святые.
Очень хорошо, когда у некоторых людей были прозорливые духовники. К ним приходили и спрашивали: «Батюшка, как поступить?» Об этом мы читаем в писаниях древних святых отцов. Старец непосредственно от Бога узнавал волю Божию и говорил, как ее исполнить. И Оптинские старцы тоже знали волю Божию и сообщали эту волю людям.
Обычные люди, как мы с вами, люди не святые, волю Божию узнаем преимущественно из трех источников – Священного Писания, Священного Предания и распоряжений священноначалия либо совета духовника.
Как поступать в разных случаях? Апостол Павел пишет: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.
Допустим, случился какой-то жизненный момент, мы должны подумать: как бы в этой ситуации поступил Христос? Или как поступил бы в такой ситуации старец Паисий, например? Стал бы он ссориться или нет? Смирился бы или стал гордиться?
Священное Писание – это Библия. Священное Предание – это постановления святых Соборов, догматические и канонические, жития святых и богослужения. Вот так и можно сличать.
Еще в нас есть голос Божий – совесть, она нам во многом подсказывает, как поступить. Но совесть как часть падшего существа может быть заглушена, если человек часто переступает через нее. Очищать совесть нужно как раз чтением Священного Писания, знанием и освежением в памяти Священного Предания.
Итак, нужно посмотреть, что подсказывает совесть, дальше свериться со Священным Писанием и Священным Преданием – и еще можно посоветоваться с духовником. Бывает, что в какой-то момент мы находимся не в очень хорошем духовном состоянии и можем неправильно поступить, а духовник со стороны посмотрит, помолится и благословит, как поступить.
Это что касается воли Божией. А еще был вопрос по поводу мысли: как узнать, от лукавого она или от Бога?
– Евангелие не сильно отличает мысль от действия. И мысль тоже надо проверить по лекалу Священного Писания и Священного Предания. Тут очень схожий ответ: проверить, совпадает мысль с нашей совестью или нет. Дальше посмотреть, как она согласуется со Священным Преданием и Священным Писанием. Тогда можно понять, от лукавого она или нет.
Но в писаниях святых отцов говорится, что с виду хорошие мысли тоже бывают от лукавого. По-моему, у аввы Дорофея написано, что дьявол не настолько глуп, чтобы предлагать явный грех: он предлагает с виду доброе дело, но в итоге оно может обернуться плохим. Вот тут тоже нужно советоваться с духовником.
Вопрос: «Сын хочет стать монахом, но я против этого, хотя я верующий человек. Я много раз бывала в монастырях и считаю, что таких монахов, какие были в древности, уже нет. Мне кажется, что сын просто может сломать себе жизнь. И в миру спасаются, для спасения необязательно становиться монахом. Разве я не права?»
– Бывает такой призыв в сердце человека – он чувствует, что нужно пойти в монашество. Но тут нужно проверить себя. Духовники для этого советуют поехать в какой-нибудь благоустроенный монастырь (где хорошо налажена духовная жизнь, есть духовник, грамотный наместник) и там себя испытать.
Этот призыв может быть действительно от Бога. И Божия Матерь может позвать, и отказываться нельзя. А препятствовать такому желанию – совсем никуда не годится.
На эту тему можно прочитать поучительное послание святого Иоанна Златоуста к верующему отцу, который препятствует сыну стать монахом.
Монашеская жизнь – это самая высокая жизнь, ибо она между Небом и землей. Для монахов пример – ангелы, а для мира примером должны быть монахи. Это действительно высокая жизнь, это идеал (или, скажем, исполнение Евангельского идеала). Поэтому небезопасно препятствовать этому.
Хотя мама тоже может поучаствовать в выборе места подвига. Потом сын может ей объяснить, как он там себя чувствует, действительно проверить, не оказывается ли его желание надуманным, необоснованным, неосознанным.
Я побывал в монастыре и потом сообщил своим родителям, что мне там очень понравилось. Мама была согласна, папа не очень понимал этого, но не был против. Я поехал, а потом пригласил родителей в монастырь. Они увидели, что братья очень дружные, что все трудятся (а наше начальство гораздо больше нас трудилось), и папа тогда тоже успокоился и понял, что я избрал правильный путь.
Здесь у человека такой мотив, что монахов, как в древности, нет, значит, и смысла в этом уже нет.
– Сейчас мы с нашими батюшками читаем «Лествицу». И практически все, о чем мы читаем, я видел в нашей монашеской действительности, среди братьев монастыря – преодоление искушений, соблазнов, братскую любовь, когда люди прощают друг другу, берут на себя нагрузку друг друга, претерпевают всякие искушения, стараются жить по Евангелию, в трудах, в молитве. Все это есть.
Как сказал один духовник, если нет профессоров, можно учиться у старших преподавателей, у простых преподавателей. Конечно, трудно найти такого человека, как Паисий Величковский, над которым все время видели сияние, как над Моисеем. Такого человека легче слушаться. Но есть довольно опытные духовники, наместники, благоустроенные монастыри. Можно отыскать такой и подвизаться там.
Вопрос: «Что такое страх Божий и почему говорят, что с него начинаются отношения с Богом? Бог есть любовь, зачем же Его бояться?»
– Страх Божий – такая добродетель, которая есть начало всех добродетелей.
Это благоговейный трепет перед величием Божества, то есть это уже задатки смирения: человек осознает, кто он и Кто есть Бог, что Господь дал заповеди, Он создал нас.
Очень разумно почитать Бога из-за того, что Он нас создал, что Он – Творец, и Спаситель, и наш Судия. И заповеди – это законы жизни, их нужно исполнять.
Даже когда нет других добродетелей, страх Божий ставит человека на правильный путь. Начало спасения – страх Божий.
Василий Великий, на которого ссылается авва Дорофей, говорит, что есть три рода спасающихся, три степени спасающегося человека: первая – раб, вторая – наемник, третья – сын.
Говорят, что сразу стать сыном невозможно. У протестантов есть такие ложные учения, что вот ты уверовал – и бросаешься в объятия Бога. Святые на это отвечают: «А ты не боишься быть попаленным, когда, будучи весь в грехах, бросаешься в объятия Бога?» Надо пройти первую стадию – осознать свою греховность, увидеть величие Божие, приобрести страх Божий (страх Божий теряется, скажем, от рассеянной жизни, от смехотворства): нужно посмотреть, чем он приобретается, и стараться его приобретать.
Потом, когда человек даже из страха перед мучениями старается исполнять заповеди Божии, у него уже появляется надежда, что он может войти в рай, и он делает добрые дела, чтобы его унаследовать. А потом уже Господь дает человеку Свою благодать, и человек как сын осознает: «Господи, не страшусь я ада – лишь бы быть с Тобой. Не нужны мне награды – лишь бы быть с Тобой».
Взять бытовой пример: скажем, по каким мотивам девочка, дочка, может мыть посуду? Что ее накажут, если она не вымоет посуду, и ей что-то подарят, если вымоет: вот состояние раба и наемника. Но она может и сказать: «Моя мама устала, она попросила меня, и я помою посуду. Ей будет легче, она отдохнет» – это уже состояние сына (или дочери).
К вопросу о добрых делах. Владыка, кроме Ейской епархии, Вы еще управляете Душанбинской епархией и являетесь епископом Душанбинским и Таджикистанским. Хотелось бы заключительную часть нашей передачи посвятить тому, как живут православные в Таджикистане.
Владыка, казалось бы, сейчас время, в общем-то, благополучное, и мы не задумываемся, что где-то люди могут голодать. Да, отдельные случаи можно встретить и в России, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию, но здесь в ней находится целое общество, причем очень продолжительное время, годами.
Люди забыли, что такое зимой тепло, что такое горячая вода, и даже продукты первой необходимости зачастую для многих роскошь. И, как мы уже видели, Православная Церковь оказывает очень серьезную помощь своим соотечественникам в Таджикистане. Благодаря чему помощь становится возможной?
– В Деяниях святых апостолов есть такие моменты, когда люди, христиане разных общин, узнав, что Иерусалимская община испытывает большую нужду, пожелали оказать ей помощь, и через апостолов, часто через апостола Павла, они передавали эту помощь в Иерусалим.
Здесь нам тоже приходится искать средства, и мы обращаемся к людям. Когда мы делаем сюжеты и выпускаем их на телеканалах, бывает, поступают разные звонки. Вот звонит бабушка: «У меня пенсия небольшая, но 100 рублей я хочу вам перечислить». И она уточняет, как это можно сделать.
У нас на сайте Ейской епархии есть реквизиты, ссылка, как мы можем собирать средства: их нужно аккумулировать на особом счете и только потом переправлять в другую страну. Все, кто смотрит наши телепередачи, оказывают посильную помощь.
И, конечно, в очередной раз мы можем обратиться ко всем зрителям, желающим помочь нашим соотечественникам, тяжело живущим в Таджикистане: «Милости просим, можно оказывать эту милость».
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.