Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Родилась Варвара Волкова в Москве, в 2006 г. окончила колледж имени Шнитке, в 2017 г. окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «Дирижер академического хора». С 2002 по 2005 гг. – регент храма святой мученицы Татианы при МГУ, с 2001 г. – преподаватель хора и церковного обихода в школе духовного пения при храме святой мученицы Татианы при МГУ. С 2006 по 2008 гг. преподавала хор в классической гимназии при греко-латинском кабинете Ю.А. Шечалина, с 2011 по 2012 гг. – преподаватель хора в воскресной школе Новодевичьего монастыря, с 2012 по 2015 гг. – преподаватель хора в гимназии святителя Василия Великого, регент храма Василия Великого в Зайцево. С 2016 г. по настоящее время – преподаватель хора в церковно-музыкальной школе «Вертоград» при храме Сергия Радонежского в Солнцево, регент хора «Артос» храма Сергия Радонежского в Солнцево г. Москвы. Замужем за священником Александром Волковым, вместе с мужем воспитывает семерых детей.
Варвара, в самом начале я перечислил Ваши профессиональные достижения, но, как мне кажется, основное Ваше достижение в жизни – это Ваша семья. Вы – мать семерых детей, расскажите, пожалуйста, о Вашей малой Церкви, как Вы познакомились с супругом, с отцом Александром?
– Мы познакомились в храме: я была певчей клироса, а он алтарником. Это был храм мученицы Татианы при МГУ, где настоятелем в то время был замечательный священник отец Максим Козлов, он нас и познакомил, благодаря ему и той общине, которая была в храме, мы делали много для храма, как и все молодые люди на тот момент.
Традиция многодетной семьи была в ваших семьях?
– Нет, у моей мамы двое детей – я и мой брат (у нас большая разница – 12 лет), а муж – вообще один ребенок в семье.
Касаемо супруга меня заставила задуматься одна фраза – позвольте, процитирую. Отец Александр в интервью говорил: «Неминуемо так оказывается, что чем больше детей, тем больше сил и здоровья, и возможности ты им отдаешь. Так и нужно, и правильно, но только надо приоритеты выстраивать в жизни. Приоритет в жизни для супруга – его жена, и для жены приоритет в ее жизни – супруг, а совсем не дети». Мне кажется, с этой фразой многие бы сейчас смогли поспорить – очень интересная цитата.
– Тут надо понимать, что цитата становится понятной, когда в семье появляется больше 3–4 детей, и когда все твое время поглощено только ими: реально с утра до вечера или даже полночи ты должен быть с детьми (это нормально, они маленькие – у кого-то уроки, у кого-то школа, у кого-то врач, у кого-то кружки, у кого-то игры, кого-то надо покормить, кого-то переодеть). Одновременно с этим нужно приготовить, постирать – и понятно, что все твое время уходит на заботу о детях, и в этой суете на самом деле очень важно не забывать, что первоначально ты вышла замуж или женился на конкретном человеке, который тоже требует заботы и внимания. Как и ребенок требует времени другого человека, попечения.
Если мы говорим о православной семье, то надо следить за возможностью жить не только внешней физической жизнью – в парикмахерскую жену отпустить, но и за ее духовной жизнью – может ли она пойти в храм, на Исповедь спокойно, а не держа в руках трех детей.
Бывают ситуации, которые только на собственном опыте можно понять. Часто в многодетных семьях складываются ситуации, что папа у нас ходит в храм и замечательно молится, а мама гуляет с колясками из года в год – это не прибавляет духовного здравия в ее душе. Это кажется, что она счастлива: надо разделять счастье иметь детей и возможность и нужность жить внутрицерковной жизнью. А помочь может только супруг.
Можно привлечь и нянек, и бабушек, и дедушек, но все равно: попечение в малой Церкви должно начинаться с ее вершины. Вершина – это отношение супругов, и от того, как супруги будут относиться друг к другу, зависит вся атмосфера в доме, поэтому дети могут на завтрак поесть хлопьев, а супруга может поспать или не готовить всегда суперполезную кашу.
Часто привожу этот пример. Однажды я была на Исповеди с детьми, пришла в Успенский собор, была какая-то череда священников, которые исповедовали, и я стала исповедоваться в том, что я устала – сил просто нет ни на что: как робот – встаешь, и одно и то же. Он мне говорит: «Надо уяснить простое правило – дети от того, что Вы им поставите мультики лишний раз или хлопья дадите вместо полезного омлета с огурцами, не умрут. Они даже не вспомнят, зато вы отдохнете. Надо делать так: включаете мультики, даете вкусности и говорите «час меня не беспокоить», – а сами спите». Мы так делаем. И такие советы, может, смешные, – но они немножко помогают восстановить силы.
Если мы затронули на музыкальной передаче тему многодетности, давайте пару слов все же скажем. Никогда исторически не было так, что мама одна делала все в семье. Не было такого времени, что мама должна была сама купить продуктов, приготовить, постирать, всех одеть, погулять, убрать дом… Всегда была семья – не только супруг и дети вокруг, это бабушки-дедушки, незамужние тетеньки, сестры, братья: жили же большими семьями. И та же бабушка или прабабушка может подержать ребенка, пока мама готовит, а не надо ей привязывать себе ребенка на спину и готовить.
Сейчас очень часто это встречается – делают уроки, одновременно все происходит на кухне. Это не способствует ни физическому, ни душевно-моральному здоровью женщины, а оно должно быть: ей все же не хочется заработать кучу нервных болезней. Сейчас наконец-то заговорили о выгорании – оно есть, нужно об этом помнить. Фраза, сказанная моим супругом, основана на опыте долгой многодетной жизни,– у нас старшему уже 16 лет, и дети достаточно кучно получились. Мы имеем опыт житья с множеством детей – и житья за городом, когда приходится возить детей в школу, что тоже отнимает много сил. Поэтому мне кажется, что эта фраза оправдана.
А Вам не кажется (не хочу Вас ни обидеть, ни задеть кого-то из телезрителей), что сегодня существует некая «эстафета» в православных семьях?
– Чем больше родишь? Я думаю, да. Мне кажется, не только в православной среде.
Такой же взрыв с кружками: «А что, твой ребенок не ходит на 3 кружка? А, не ходит» – и ты думаешь, что «я плохая мать, раз ребенок не ходит на3 кружка». Последние 10 лет это тема №1 – нужно ходить на кружки. С одной стороны, это шутка, но она сродни многодетности: у этих трое детей, а у этих шестеро – давай-ка еще одного родим.
Тут нужно четко и трезво оценивать свои физические и моральные возможности. Никто не говорит, что нужно 6 детей, чтобы войти в Царствие Божие. Бывает один ребенок совершенно замечательный, бывает, в многодетных семьях дети не перестают ходить в храм, хотя детей приводят на ночную службу Пасхи – всю жизнь так и было, а дети уходят.
Чего мы хотим этим добиться? Мы любим детей, но у нас должны быть на это силы. Мы хотим много детей? Тут вопрос: хватает ли нам на это моральных, физических сил? Это очень важно. Я честно буду говорить, видеть мать в полуистеричном состоянии, безумно уставшую, которая на всех кричит, ибо у нее нет физических сил – ее истощили частые роды, постоянные школы, кружки, болезни, готовка – это не очень хорошо и никому не нужно. Мне кажется, это просто неполезно.
Вот тут и возникает фраза, которую сказал отец Александр: что многодетная семья должна начинаться отношениями между мужем и женой и внимательным выстраиванием этих отношений. Это касается всех аспектов жизни.
Очень полезный совет. Мне нравится, что наша программа началась именно с него. Варвара, Вы выпускница престижного музыкального вуза – Академии музыки имени Гнесиных. Скажите, когда в Вашей жизни зазвучала музыка?
– У меня родители – музыканты. Я не сразу пошла в музыкальное училище, у меня была семейная история – в какой-то момент вдруг (я не очень могу понять почему) я поступила после 9-го класса на учителя математики. Это была странная история: это были 1990-е годы – родственники надавили, что нужна профессия, а потом куда хочешь иди… Когда я поступила в этот замечательный колледж, я начала петь на клиросе, и после 2-х лет ушла – мне пришлось еще раз заканчивать школу (вся программа была пройдена, но после 2-х курсов не дают аттестат об окончании 11 классов) и готовиться поступать в училище. Я закончила сначала хоровое отделение в музыкальном колледже Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, на 3-м курсе у нас родился первенец, и я так устала от всей этой беготни, что решила, что не буду сразу поступать – лучше поработаю 2 года. За эти 2 года у нас родился еще ребенок, один был приемный, и я поняла, что надо продолжать образование.
Нужно иметь такую энергию, чтобы совмещать…
– Да, Вы как творческий человек меня поймете: творческим людям нужно свою эмоциональную энергию выплескивать в творчестве, а не на кого-то находящегося рядом, ведь эмоции никуда не уходят – они в тебе есть, и музыку, которая через тебя проходит, лучше выдавать через себя наружу, чем выдавать через эмоции.
Я знаю много творческих людей, которым трудно сидеть дома, – нужно учиться или совмещать. Слава Богу, у меня получается совмещать благодаря и супругу, и замечательным бабушкам, няне, – но учеба в институте затянулась надолго. Было так, что я курс проучилась и оказалось, что мы снова ждем малыша – 2 года получилось брать академ, и до окончания так и получалось: курс проучусь – 2 года академ.
Спустя годы какой Вы бы дали совет своим детям? Сегодняшний мир нацелен на построение карьеры: нужно сначала учиться, работать и только потом семья – или нет?
– Мне кажется, это индивидуально. Я не хочу какие-то программы выстраивать своим детям – пусть в этом смысле что хотят, то и делают. Я, конечно, буду их направлять, но мне кажется, что образование нужно и женщине. Я уверена, что жене священника нужно хорошее образование, которое ей позволит себя реализовывать или работать где-то, ведь дети вырастают. Понятно, что этот рубеж можно быстро перерасти во внуков, но все же, возвращаясь к теме многодетности, у меня сыновья в соотношении 5 к 2-м, и я вижу, что они смотрят на маму как на образец: как она одевается, как она выглядит, что она делает, – им важно считывать пример. Для меня было открытием, что этим занимаются мальчики: они смотрят – и мне кажется важным, чтобы женщина представала перед ними не только как мама, но и как человек, который внутренне гармонично существует со своими от Бога данными ей талантами.
Нужно трезво оценивать мои слова – не нужно говорить, что, если женщина сидит дома с детьми и счастлива от этого, это плохо: это замечательно! Я знаю, что многие так не могут: опять же говорю, что никто никогда в квартире с 5-ю детьми не сидел – всегда был социум, общение, круг. И если ей так хорошо, то здорово, а если не получается, то нужно, наверное, пойти на путь собственного развития.
А как сегодня заинтересовать молодое поколение духовной музыкой?
– Я не сама пришла на клирос – меня привела мама. Она пела на клиросе, и я не знаю, как бы без нее я туда попала. Я ей очень благодарна: благодаря ей я вообще вошла в Православную Церковь.
Привить интерес к духовной музыке можно через искреннюю веру в то, что ты делаешь. Ты не можешь говорить детям о службе, если ты не знаешь ее и не веришь в то, что ты говоришь, а говоришь без души: дети очень тонко чувствуют где фальшь, а где то, во что действительно ты веришь. Если этого нет, то лучше к детям не идти. Знаете, как преподаватель, – если он говорит монотонно, для взрослых это может быть нормально, а для детей заряд на всю жизнь, что «это неинтересно, скучно». Детей нужно зажигать. Есть такое выражение «пусть твое сердце будет горячим». Мне кажется, если ты горячий, ты можешь этим и детей зажечь.
По поводу духовной музыки. Так как я все же дирижер, мне кажется, привить любовь к духовной музыке, к церковной службе вообще можно через участие в ней. Поэтому где бы я ни была, мы всегда с детским хором учили Литургию и целиком ее исполняли: только входя вовнутрь, дети понимали смысл, почему здесь надо петь медленнее, почему здесь такие слова, почему здесь это – через объяснение каждого жеста, каждого слова они проникаются, входят вовнутрь и это остается с ними.
У нас есть большой опыт воцерковления подростков, которые после такого не уходят из церкви: они нужны внутри – в хоре каждый нужен, и если ты внушаешь это, и они действительно в этом задействованы, это оказывает на них очень положительный эффект. И мне кажется, что только так можно привить интерес и к духовной музыке.
Нельзя научить детей молитве внутри семьи, если ты сам не молишься: дети считывают искренность.
Я из того поколения детей, что первыми закончили православные гимназии, и знаю очень много моих ровесников, переставших потом вообще ходить в храм. Что-то делалось не так, и надо понять, что. И я знаю, что во многих вещах был перегиб во внешнюю сторону – платочки, длинные юбки, стояние на службах «как свечечки», а внутреннего проникновения в суть службы, иногда перевода, в осмысление, вовлечение – не было. И, к сожалению, люди считали только внешнее (что это тяжело, долго, нужно как-то по-особому одеваться, нужно слушать слова, которые не всегда понятны – и взрослому-то непонятны, честно говоря), и это осталось в их головах.
Я надеюсь, что это еще вернется в обратную сторону, но нужно пользоваться каким-то опытом (даже, может быть, не совсем правильным), и трансформировать уже с более хорошим результатом.
Спасибо, Варвара, за беседу. Я предлагаю наш диалог о музыке продолжить в следующем выпуске.
(Окончаниев следующем номере)
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.