Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1110) → Священник Константин Корепанов: Рано или поздно я начинаю думать: «Почему так происходит? Почему я хочу исполнять волю Божию, но не исполняю?»

Священник Константин Корепанов: Рано или поздно я начинаю думать: «Почему так происходит? Почему я хочу исполнять волю Божию, но не исполняю?»

№21 (1110) / 1 июня ‘21

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №31 (1072), №34 (1075) 2020 – №20 (1109) 2021

Мы читаем наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, продолжаем слово о молитве. Напомню небольшой отрывок: «Ибо что прежде молитвенного часа восприняла в себя душа наша, то необходимо приходит нам на мысль и во время молитвы, бывая вносимо туда рукой воспоминания. Почему какими желаем быть во время молитвы, такими должны мы себя уготовать прежде времени молитвы; и чего не желали бы мы видеть теснящимся в нас, когда молимся, то поспешим прежде того изгнать из сокровенностей сердца нашего, да возможем исполнить Апостольскую заповедь: «непрестанно молитеся»».

Оказывается, нужно приготовить себя к молитве. Приготовлением становится весь наш хлопотно-попечительный день.

Мы говорили в прошлый раз, что все здание молитвы, весь молитвенный столп строится на фундаменте смирения – это необходимое условие. Но есть еще и другие.

Прежде всего это те вера и упование, с какими мы проживаем целый день. Вера зиждется на том, что я выхожу в горнило каждого дня ведомый Богом: Он меня не оставляет, обо мне заботится, промышляет – я знаю, что Бог ведет меня за руку, ждет меня, ищет меня, помогает мне, заботится обо мне. И я с детской доверчивостью влагаю свою руку в Его и иду туда, куда Он меня ведет.

В этом смысле я готов сказать «аминь» любым обстоятельствам и любым людям, входящим в мою жизнь: они входят в нее по воле Божией, чтобы от чего-то меня предостеречь, чему-то меня научить, чтобы лишний раз, быть может, наставить меня на молитву и упование – вера и упование очень тесно связаны и в конечном счете приводят меня к послушанию. Я слушаюсь Бога в течение дня, я внимаю Ему, я постоянно как бы готов принять случающиеся обстоятельства и встречающихся людей как то, что посылает мне Бог. И всякое слово, исходящее из уст начальников, коллег, каких-то людей, может быть, «случайно» оказавшихся в моей жизни, я готов слушать: я пытаюсь услышать, что Бог хочет мне сказать событиями и обстоятельствами сего дня.

Если я это делаю искренне, собраться во время молитвы мне несложно. Если действительно воспринимаю все как посылаемое Им, тогда у меня есть желание исполнить Его волю. В этом и состоит смысл упования на Бога – чтобы исполнить Его волю. Когда я готов к этому действию, когда готов послушаться и исполнить Его волю, тогда я принимаю того, кого нужно, и когда нужно. Я говорю тогда, когда надо, и молчу, когда надо. И тогда я принимаю именно те решения, которых и ждет от меня Бог, потому что желанием моего сердца является исполнение Его воли.

Все наши проблемы на молитве связаны главным образом именно с этим: когда мы не слушаемся Бога и делаем что-то по своей воле, сердце наше сразу начинает нас осуждать – оно сразу реагирует тревогой, сокрушением, стыдом, неспокойствием, смущением, немирностью, напряженностью. Сердце реагирует и свидетельствует нам, что мы что-то сделали не так.

На это указывает апостол Иоанн Богослов: если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу: сердце – как бы инструмент, барометр, компас, индикатор того, что с нами происходит. Если, вставая с постели рано утром, осеняя себя крестным знамением, мы готовы сегодня исполнять Его волю, постепенно наше сердце становится таким индикатором: оно начинает нам свидетельствовать, исполнили ли мы то, что хотели.

Вот я искренне хочу исполнить волю Божию. Ко мне пришел сосед. Естественно, раз я хочу исполнить волю Божию, я мысленно напрягаюсь: что я должен сделать, принимая решение не как мне взбредет в голову, а как Бог от меня хочет? Поскольку я соседа терпеть не могу, увидев только его физиономию на пороге, я говорю: «Пошел вон! Ты меня достал своими ночными попойками!» – и закрываю дверь. Но поскольку утром я встал с желанием творить волю Божию, сердце мое сразу среагирует: «Ты же хотел волю Божию творить… Разве так это делается?» – «А что он пришел?» И начинается медленная борьба. Я не могу, но сердце мне говорит, что я не прав. Ум оправдывает себя, но сердце-то мне свидетельствует: «Ты не прав!». – «А как я должен был поступить?». Начинаю размышлять, молиться, искать, как должен был поступить. Вот с этого начинается процесс.

Конечно, сразу это не получится. Но потом произойдут еще события – кто-то позвонит, надо поехать на работу, где-то с каким-то водителем мысленно поругался: он не так едет. В итоге я прихожу к концу дня с измученным, смутившимся сердцем… Да, я могу в тоске и отчаянии сказать «Да надоело мне все… Какая ужасная жизнь!», накрыться одеялом и лечь спать. Это тоже временный выход из кризиса: он не решает кризиса, но он как-то гасит волны недоумения, неудовольствия и ропота – так лучше, чем сидеть унывать или раздразнивать свои чувства.

Но рано или поздно я начинаю думать: почему так происходит? Почему я хочу исполнять волю Божию, но не исполняю?

И тогда – рано или поздно – у меня происходят изменения: я начинаю учиться на собственных ошибках. И с 5-го, 10-го, 28-го раза, когда ко мне позвонит сосед утром рано, я ему скажу: «Ладно, вот возьми», – и даю ему то, что он у меня просит. Это было трудно, я мучился несколько дней (может, несколько месяцев) прежде чем сумел это сказать, но я это сказал.

Сердце не взбрыкивает, не вздрагивает, не встает, как скачущий и ржущий от радости конь, оно устало, измучено, но оно мне говорит: «Ты сделал как надо, вот только улыбнулся бы еще, совсем бы хорошо было – он ведь брат твой». Когда-нибудь и улыбнусь, но сердце мне свидетельствует, что я сделал как надо. Правда, из этих 28-ми случаев, которые за день еще произойдут, я только один сумел исполнить, но я понимаю, как мне сердце подсказывает, что я сделал что-то не то.

А поскольку я по-прежнему упорно хочу исполнять волю Божию, вновь и вновь стараюсь это сделать, и сердце мне вновь и вновь говорит, что я сделал неправильно.

И постепенно молитва моя начинается с того, что, перебирая события дня, я точно (по сердцу, как по индикатору) считываю всякий раз, когда поступил по своей воле. И я начинаю оплакивать эти моменты – начинаю плакать в самом прямом, вещественном смысле этого слова: прошу у Бога прощения, что опять сделал не как Он хотел, а как я хотел, что я по-прежнему Его не люблю, по-прежнему исполняю свою волю, очень люблю себя, дорожу собой, берегу себя, жалею себя – и все в таком же духе. И начинается молитва: ибо эта молитва свидетельствует мне, что сегодня мои грехи прощены. И я, хотя и измученный, но мирный, иду отдыхать.

Проходит не один год, и постепенно сердце человека настолько изменяется, что он в течение дня, может быть, дважды делает не то, что хотел от него Господь. Но эти разы очень болезненно проявляются в его сердце – онораньше, совершая 20 нарушений, так не страдало, как теперь от одного или двух за день…

Это не значит, что человек стал святым – безгрешным. Нет. Бог в конкретной ситуации хотел, чтобы он сделал так, – а он смалодушничал, струсил, он погордился, человекоугодничал, ожесточился. И сознание, что ты опять сделал не то, что хочет Бог, пронзает такой болью, что человек плачет глубже и сильнее, прежде чем примириться с Богом.

Не так это все легко дается, но именно сердце становится тем барометром, индикатором, который показывает мне, что не так. И так человек постепенно приобретает опыт, который является конструктором его личной молитвы.

И третье необходимо, чтобы молитва состоялась: это как бы особенная тема – она о том же, что человек не соблюдает волю Божию, и все-таки она особенная.

Человек осуждает другого... Осудив, мы теряем вообще всякое дерзновение на молитве, ведь осудив другого человека и обращая к Богу свое сердце и лицо, мы встречаем грозного Судью: «А ты кто такой? Ты знаешь свои грехи? Я тебе их сейчас напомню».

Мы теряем возможность не то что дерзновения – не можем даже слово выдохнуть молитвенное: «прочитать молитву» не проблема, а помолиться – проблема, ибо ты не видишь склонившегося над тобой Лика Бога – ты встречаешь медное небо, куда можно только швырять словами, а помолиться (сделать так, чтобы сердце твое стало престолом Божиим, чтобы ты сам превратился в Небо, чтобы тебя облагоухала Божественная благодать Святого Духа, силой Которого ты восклицаешь «авва, Отче») не получится у тебя – ты осудил, и теперь сам находишься под судом.

Тот, кто судит другого регулярно и никак на это не реагирует, вообще не молится: он не может молиться – он может только по книге или наизусть «читать молитвы». Как угодно отчитать это может, а помолиться – нет: он осудил другого человека, и Бог судит его. Как он может теперь молиться?

Если человек искренне старается исполнить волю Божию, опыт как раз учит его, что осуждение – самая ужасная вещь: оно полностью разрушает столп молитвы. И человек постепенно приобретает способность не судить, ведь он понимает: «Если я сейчас другого осужу, помолиться уже не смогу – вступить в общение с Богом не смогу. Не буду я его судить».

Конечно, когда все-таки прорывается осуждение, человек начинает молитву с того, что не только просит о прощении этого греха, но молится о даровании любви к этому человеку, понимая, что, если он при всем желании не судить все-таки осудил другого, значит любви к этому другому у него нет. А это страшнейший, смертельный грех – по крайней мере для человека, который хочет молиться и знает, что такое молитва (и не потому, что это прописано – хотя это прописано, – а потому, что он знает, как нелюбовь убивает сам корень молитвы): невозможна молитва, если ты не хочешь любить другого человека.

206-й абзац: «Какой знак услышания молитвы? – Когда во время молитвы не смущает нас никакое сомнение, и ничто надежды нашего прошения не низлагает нечаянием, если в самом излиянии молитвы чувствуем, что мы получили то, чего просили, то да не сомневаемся, что молитвы действительно услышаны. Ибо настолько молящийся удостоится услышан быть и получить просимое, насколько будет верить, что Бог на него взирает и может исполнить его прошение. Ибо непреложно изречение нашего Господа: «вся, елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам» (Мк. 11, 24). При сем Слово Божие указывает немало причин, способствующих услышанию молитвы. Так бывает услышана молитва, когда двое соглашаются молиться (Мф. 18, 19), – или когда кто молится с верою, хотя бы сия вера равнялась зерну горчичному (Мф. 17, 20), – или когда кто неотступно молится (Лк. 11, 8), – или когда с молитвою соединяют милостыню (Сир. 29, 15), – и другие дела милосердия (Пс. 58, 6–9). Видите, сколькими способами снискивается благодать услышания молитвы; потому никто не падай в нечаяние при испрошении себе спасительных благ. Ибо положим, что у тебя не достанет многого из того, чрез что услышивается молитва, но неужели не можешь ты иметь неотступности в молитве, которая в руках всякого желающего? Ради ее одной Господь обещал дать все, что будет прошено. Потому без колебания неверием будем неотступны в молитве, и получим просимое. Так обетовал Господь: «просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Лк. 11, 9, 10). Но всякий молящийся должен знать, что он наверное не будет услышан, когда будет сомневаться в услышании».

Заключение этого слова особенно ярко и категорично: если человек сомневается, что будет услышан Богом, то, вне всякого сомнения, услышан он не будет.

Человек ищет знака, спрашивает, какой получит знак, что его молитва будет услышана – какое-то свидетельство должно быть, что молитва его принята, услышана.

В этом абзаце Иоанн Кассиан говорит об особенной молитве – не о молитве вообще. Сидит человек, творит Иисусову молитву: 100, 200, 300, полторы тысячи раз читает ее. Он просто молится – по большому счету, ни на что не претендует, просто возносит молитву к Богу или просто произносит слова молитвы; мы на этом не акцентируем внимание – речь идет о том, когда человек особенно о чем-то молится – о каких-то вещественных потребностях (например хлеба у него нет) или душевных вещах (скажем, утешения у него нет, старца или духовника нет, друга нет, с кем бы поделиться сомнениями о своей духовной жизни), или о каких-то духовных вещах – о даровании смирения, терпения или исцеления от болезни. Иоанн Кассиан в данном случае говорит именно об особенной молитве, когда человек просит что-либо.

И первое, самое важное, чтобы понять, услышана молитва или нет, – это внутреннее удостоверение: когда сердце свидетельствует, что молитва принята (не свет с иконы, не радостный Лик Христа, не потоки света, льющиеся с иконы, не знамение свыше, не отблески солнца, не лучи света, не что-то внешнее – все это путь к прелести). Лишь состояние нашего сердца может говорить нам об этом.

Сердце чувствует, что Бог видит все наше существо во всей его глубине, и Он милостиво склоняется к нашему прошению, и сомнение в его приклоненности, отчаяние о том, что Он нас не слышит, уходит. И когда вследствие нашей молитвы сомнения уходят, мы ощущаем Бога – внимающего нам, слушающего нас.

Тогда всякое сомнение в этом пропадает – и отчаяние уходит. Вот это и есть внутреннее сердечное удостоверение, что Бог услышал и принял нашу молитву.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс