Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1107) → Протоиерей Андрей Канев: Блуд. «Темная сторона луны». Часть 4. Мы не должны жить по моде – по желанию бизнеса получать доходы от нашего стадного инстинкта

Протоиерей Андрей Канев: Блуд. «Темная сторона луны». Часть 4. Мы не должны жить по моде – по желанию бизнеса получать доходы от нашего стадного инстинкта

№18 (1107) / 11 мая ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №17 (1106) 2021

Дорогие братья и сестры, я рад приветствовать вас на беседах «Страсти и борьба с ними». Сначала у нас был цикл огласительных бесед, а сейчас идет серия бесед, на которых мы учимся узнавать в себе страсти и знакомимся с общими принципами борьбы с ними. Сегодня 44-я встреча и 4-я беседа о блудной страсти – другое название темы: «Темная сторона луны». Почему так? С одной стороны, эта страсть яркая и заметная (если  научился ее различать, вопросов не возникает), а с другой стороны, она часто проявляется тайно, ибо считается (и слава Богу!) постыдной в нашей современной культуре.

Тех, кто присоединился к нам только сейчас, прошу  обратиться сначала к огласительным беседам, чтобы последовательно изучать тему борьбы со страстями: это курс, и он предполагает логику развития.

На прошлых беседах мы изучали смертные грехи блудной страсти и начали разбирать тяжкие, или несмертные: они несмертные, но это не означает, что их можно совершать. Сегодня продолжим о них говорить.

Нецеломудренная одежда

Это одно из проявлений блудной страсти, которое бытует в нашей жизни. В чем здесь подвох? Можно сказать, что такая одежда модная и все так ходят. Но все – не значит, что это хорошо. Мы не должны жить по моде – по желанию бизнеса получать доходы от нашего стадного инстинкта. А если станет модным в нижнем белье ходить по улице, мы, христиане, тоже этому последуем, раз «все так делают»? Это нормально?

Мы видим, как в последнее десятилетие изменяется женская мода. Разговор идет в основном о женской одежде – мужская длительные годы остается без изменений: если это костюм, так это костюм и будет, только количество пуговиц может измениться. Понятно, что наряжаться любят женщины. И вот, современная индустрия моды, легкая промышленность предпочитают не столько одевать женщину, сколько раздевать – или одевать так, как будто это не обычная и нормальная женщина, а с пониженной социальной ответственностью. Если женщина одета так, как будто она забыла юбку надеть, то какие важные внутренние изменения в ней происходят? И большой вопрос к ней, к мужу, к родителям. Об этом мы еще поговорим, но меня больше беспокоит ее самоощущение: как может чувствовать себя женщина, если у нее все как на витрине выставлено? Это продажа? Это сигнал, что она доступна? Давайте приходите, берите, покупайте?

Я не за то, чтобы женщины-христианки ходили в парандже, и не за то, чтобы воцерковляющиеся женщины (особенно молодые) начинали одеваться плохо, в какие-то поношенные свитера и юбки, которые подметают пол. Не надо переигрывать.

Мы понимаем, что выбор есть всегда.

Можно одеваться современно, по средствам и соответственно своему положению. Это будет и прилично, и классически, и хорошо, со вкусом, а не эта безвкусица, когда женщина натягивает на себя облегающие штанишки и порой не обращает внимания, что ей это не идет. С мужской точки зрения, это некрасиво. А она идет в этих тренировочных штанах по городу, и мне непонятно, куда смотрели родители, куда смотрела мама, которая воспитывала эту девочку.

Через моду идет манипуляция людьми, получают доходы, – это все понятно. Но надо выключиться из этого процесса и одеваться так, как ты хочешь: в соответствии с твоей душой, а не как делают все – мы же не стадо баранов, а христиане.

В чем беда? В том, что одежда всегда влияет на душевное состояние. Я это прекрасно чувствую, когда надеваю рясу. В ней я при исполнении служебных обязанностей. Когда я надеваю камуфляж, чтобы с собакой гулять, я себя чувствую вольготнее. В джинсах – по-другому. В классическом костюме, наверно, человек чувствует себя в форме. Если человек надевает военную форму, то он тоже себя чувствует по-другому: одежда влияет на душу. Если ты привык ходить в растянутых джинсах, это уже другое состояние.

Соответственно, если женщина надевает облегающую одежду, то на нее это влияет, хотим мы это признавать или нет.

А раз так, то если ты одеваешься соответственно своему блудному настроению и показываешь, что ты доступна, то ты развращаешься. Женщина начинает думать, что это нормально, когда все ее прекрасности выставлены наружу. Это говорит о серьезном диагнозе, это беда, что с помощью одежды развращают душу и ум.

Наверно, это касается и мужчин. Когда, с точки зрения женщин, мужчина одет нецеломудренно? Наверное, когда он ходит без футболки не на пляже?

На тему моды можно порассуждать. Какая была мода у женщин в начале ХХ века? Понятно, что тогда была своя культура. Все женщины выглядели очень красиво, как принцессы. Помните, как потом менялись эпохи? В начале ХХ века женской модой занимались мужчины. Они видели женскую красоту именно так.

А в середине ХХ века женской модой начали заниматься дяденьки, которые себя считали тетеньками. Для них женщина – это не часть тебя, не жена, не супруга, не любимая, а некое волшебное существо; и как резко стал меняться образ красивой женщины…

С конца ХХ века – какой образец красивой женщины? Это женщина, похожая на подростка: худое существо, без признаков своего пола – унисекс. И транслируется такая мода, одежда. Все женщины хотят худеть и выглядеть как подростки или юноши.

Мы должны понимать, что это тоже – влияние на умы. Если мы включаемся в этот процесс, то грош нам цена, ведь мы поддаемся этой блудной истерии, связанной с модой.

Посмотрите, как сейчас выглядят подростки. Когда мы с супругой едем в автомобиле, видим, кто дорогу переходит. Я порой не могу отличить, кто это: парень или девушка, мужчина или женщина? Худое существо в коротких штанишках с крашеными волосами. И это транслируется модой и общественным сознанием…

Понятно, что это серьезное средство влияния на умы.

Я не за то, чтобы ходить в обносках и изображать внешний аскетизм. Надо прилично одеваться. Если это женщина – женственно, соответственно своему духовному состоянию, с достоинством.

Мне неприятно слышать, когда христиане начинают рассуждать, что «женщины-мусульманки одеваются и ведут себя целомудренно потому, что у них такая вера»: неужели христианки могут вести себя распущенно, будто торгуют собой? Это от христианства взялось? Это все не потому, что они мусульманки; они принадлежат к тому народу, который исповедует ислам, и дело не в самом исламе, а в традиционной культуре, которая очень серьезно диктует правила поведения народам Кавказа.

Поскольку мы живем по большей части в европейском обществе, мы имеем свободу. Нам традиционная культура не говорит, как нужно одеваться, и «если ты не так одеваешься, это неправильно». У нас с вами должна быть вера: я не должен одеваться вызывающе, блудно, чтобы не повредить себе и не быть соблазном для других. Помните, как Господь говорит: «Горе тому, через кого приходит соблазн»?

Если женщина-христианка начинает одеваться как будто она представительница кабаре, что это такое? Надо нам самим обратить на это внимание – не вестись на внешнюю моду. Сейчас у нас большой выбор. Можно выбрать по своим деньгам очень приличную одежду, которая будет красивой, современной и удобной.

Распущенность

Это яркое распространенное проявление блудной страсти.

Мы должны понимать, что блуд – это не раз, и изменил жене. Обязательно идет подготовка к греху: человеку необходимо отключить ум, чтобы он пошел и совершил грех.

Блудная страсть проявляется в шутливости. К примеру, человек приходит на работу, и начинаются шуточки, двусмысленность, пошлости, намеки. Приобнял одну сотрудницу, потом – другую. Это распущенность рук.

Почему это важно? У нас с вами есть чувства. Нам дано зрение, чтобы мы видели, но через зрение человек может получать блудное удовольствие, разглядывая пошлые картинки, хотя прямого контакта с другим человеком он не имеет. Слух дан, чтобы слышать, но если будут рассказываться блудные рассказы, какие-то истории, сплетни, пошлости, а ты их будешь слушать, то в тебя это будет проникать и начнет бродить, как дрожжи: если в варенье попадут дрожжи, никакого варенья не получится.

Мы должны следить за чувствами. Если мы не обращаем на них внимания, позволяем понемножку вливать в себя блудную страсть, она становится такой сильной, что человек не может собой управлять.

Что касается рук, мы осязаем теплое, холодное… Опыт, в том числе святоотеческий, показывает, что не надо прикасаться к другому человеку, если это не твоя жена, ребятишки, мама или папа. Особенно не нужно прикасаться мужчинам и женщинам друг к другу – не надо обниматься, целоваться, брать за руки, чтобы не получить блудные впечатления, от которых потом зажжется страсть.

Представьте, что наша задача – пронести коробку с порохом с одного места в другое. Согласитесь, что мы будем опасаться всего, что может дать искру, и стараться, чтобы наша коробка не взорвалась. Так и с блудной страстью: если мы спокойно распускаем руки, не следим за своими чувствами (необязательно сердечными, а органами чувств), за своим языком, хохочем, шутливо общаемся, то эта страсть может взорваться. Это не значит, что надо вести себя неестественно, но не дело превращаться в клоуна или хохотать, КВН устраивать: такое поведение часто встречается. Мужчины, обратите внимание, как вы себя ведете в мужском коллективе и в женском. Если с женщинами вы начинаете себя по-другому вести, строить из себя кавалера, это очень серьезная подпитка блудной страсти, и мы должны это понимать.

Кокетство

Оно свойственно не только женщинам. Женщинам-христианкам нужно обращать внимание на то, как она себя ведет, и не только в мужском коллективе: часто женщина-христианка ведет себя как блудница, а этого не должно быть – она должна быть нормальная, открытая, честная в отношениях с близкими, но ни в коем случае она не должна кокетничать, хихикать, вести себя безобразно.

Это не просто такое поведение – это, во-первых, проявление того, что в тебе сидит. А сидит страсть: да обратите же на меня внимание, смотрите, какая я доступная, умная, я хочу любви. С другой стороны, это соблазн для других: лукавый хитер, а мы очень слабые – мы должны вести себя достойно, открыто, не подозревать людей в гадостях, но и не давать ни в коем случае повода к соблазну.

Блудный юмор

Это особая тема.

Многие знакомы с современным юмором. Я телевизор не смотрю, но знаю, что там есть много передач и даже целые каналы юмористические. Бывает так, что человек их очень много смотрит. Большой процент юмора на грани фола: шутки ниже пояса – про блуд. Если ты над этим посмеялся, то согласился.

В какой-то шутке говорится про измену, и ты посмеялся. И с чем ты согласился, над чем посмеялся?

Юмор вообще опасная штука. Есть хорошая остроумная шутка – в хорошем общении она должна быть, но если христиане начинают в общении друг с другом применять двусмысленные пошлые шутки, то это – край: это проявления блудной страсти.

От того, что рассказал пошлую шутку, ты получил удовольствие… Я говорил, что эта страсть многослойная: можно смотреть только глазами – и уже получить блудное впечатление и наслаждение, хотя ты с человеком не знаком и близко к нему не подошел. Так и блудный юмор можно проговаривать и проживать, а этого у нас с вами не должно быть.

Косметика

Она бывает разная. Есть обычная, бытовая, которая помогает ухаживать за собой: шампунь, крем, зубная щетка, мыло. В этом не надо изображать аскетизм – Господь нам в Евангелии говорит: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»; это означает не что мы должны мазать голову маслом (это средство ухода за собой в те времена), а что мы не должны изображать в себе внешний аскетизм. У христиан бывают крайности, когда они перестают за собой следить: якобы это не так важно. Но мы живем в обществе.

Так вот, имеется в виду не обычная, бытовая косметика, а та, которая используется для блудного привлечения: когда женщины начинают вызывающе краситься. Особенно это выглядит странно, когда христианка замужем и дома ходит в рваном халатике, лохматая, неухоженная, а идет на работу и «приводит себя в порядок».

Кому ты пошла себя показывать? Наоборот должно быть: муж должен тебя видеть красивой.

Бывает так, что косметика оказывается условием для работы. Есть классический макияж, когда женщины подводят глаза – это дресс-код: нужно соблюсти некие правила. В таком случае вопросов нет. Но если это ярко и вызывающе, – это проявление блудной страсти. Есть косметика обычная, а есть яркая, а все яркое и привлекательное проистекает из блудной страсти.

Я благодарю наших телезрителей, которые присылают слова поддержки, отзывы.

Я не получаю удовольствие, говоря о страстях, но нам необходимо это обсуждать, чтобы научиться видеть в себе их проявления. Благодарю вас за внимание, терпение к нашей передаче.

До новых встреч на телеканале «Союз». Помогай нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс