Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в д. Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии, что ныне в черте г. Пошехонья, в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову): к нему за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения, среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в с. Захарово, которая, из-за начавшихся гонений на Церковь, существовала под видом сначала сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так и после его закрытия безбожниками монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.
В середине 1930-х гг. из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в 1929–1931 гг., и начинали вновь служить в храмах. Обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей православные храмы, с трудом удерживали их, не имея паствы. И тогда они снова призвали советскую власть и НКВД к содействию в борьбе против Православной Церкви.
В начале 1936 г. обновленцы г. Пошехонье-Володарска писали властям: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств (…) со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются (…) в открытой борьбе с обновленческой ориентацией (…) Они (…) открыто порицают храм, как еретический (…)
У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 г. Смирнов Алексей Евграфович как главный руководитель тихоновской общины вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в их числе был Петр Богородский, игумения Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.
Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество пошли во все села данного района с призывом к (…) бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа; совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины (…) близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам наш храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки прежних царских привычек (…)
А посему еще раз убедительно просим вас (…) во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам».
В конце 1936 г., еще до получения приказа о массовых арестах, сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 г. Анну Васильевну вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 г. умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся, в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам. Тогда она взялась собрать подписи жителей – тех, кто считает себя православными.
«А вы к какой ориентации принадлежите?» – спросил ее следователь. – «Я лично принадлежу к тихоновской ориентации.» – «Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни?» – «Я этого пояснить не могу». В следующий раз следователь вызвал Анну Васильевну на допрос 20 февраля и стал укорять в запирательстве и распространении контрреволюционных провокационных слухов. Вызвав в следующий раз, следователь стал добиваться от нее, чтобы она сказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но она на этот вопрос отвечать отказалась. 4 марта 1937 г. следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила, и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.
18 марта следователь снова вызвал Анну Васильевну и заявил, что ей предъявлено обвинение в преступлении, предусмотренном статьей 58-й, то есть в контрреволюционной деятельности. Мученицу Анну много допрашивали по поводу ее духовного наставника архимандрита Никона и его приближенных, но она отказывалась отвечать на эти вопросы.
15 августа 1937 г. Особое совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к 5-ти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с первым этапом в Северо-Восточные лагеря НКВД. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 г. в больнице отдельного лагерного пункта Мылга в одном из Северо-Восточных лагерей НКВД и была погребена в безвестной могиле. Святая мученице Анно, моли Бога о нас!
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.