Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1106) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Спасает нас, конечно, только Бог, ибо Он милостив и нас любит

Иеромонах Стефан (Игумнов): Спасает нас, конечно, только Бог, ибо Он милостив и нас любит

№17 (1106) / 26 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Мы хотим начать наш разговор с преподобного Иоанна Лествичника, поговорить о «Лествице». Почему христианские добродетели можно выстроить в лестницу, как сделал в своем труде преподобный Иоанн Лествичник, и почему нельзя спастись одной добродетелью?

– Не просто так вспоминаются Иоанн Лествичник и его творения в Великий пост. Спасает нас, конечно, только Бог, ибо Он милостив и нас любит. Но спасение Божие происходит не без нашего участия. Добродетели христианские – это такое состояние христианского сердца, которое мы можем созидать благодатью Божией, двигаясь шаг за шагом или от ступеньки к ступеньке. В лествицу их можно выстроить, ибо в духовной жизни вообще все очень упорядочено – она, как и все мироздание, не терпит хаоса, не терпит случайных, неупорядоченных ситуаций. Иоанн Лествичник одним из первых создал такой свод правил, рекомендаций, или путь поэтапного движения по стяжанию христианских добродетелей. Это очень важно для понимания нашей духовной жизни, для понимания того, как устроена Церковь.

Какие добродетели, на Ваш взгляд, самые важные и глубокие в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника? С каких ступеней надо начинать? Какие ступени могут быть полезны для мирян в их восхождении в Царствие Небесное, ведь «Лествица» в большей степени пособие для монахов?

– Действительно, когда берешь в руки «Лествицу», сразу же обращает на себя внимание то, что она как будто написана для монахов. Но ведь все в Церкви (даже сам церковный Устав) создано для монастырей и монашествующих: у нас нет какого-то особого устава для мирян. Это не случайно, ибо монахи лишь реализуют тот идеал, к которому каждый христианин должен стремиться. У монахов есть определенные условия, чтобы этот идеал реализовывать более эффективно – по крайней мере, не отвлекаясь от шествия по этому пути. Мирянину действительно в чем-то труднее исполнять все церковные установления, в том числе шествовать по лестнице христианских добродетелей. Но тем не менее для мирян лестница та же самая, что и для монахов, ведь, как мы знаем, Господь с каждого спрашивает в меру его ответственности, в меру того положения, той ситуации, в которой человек находится.

Мы знаем очень много примеров того, как люди спасаются и в миру. Мы могли бы сказать, что только монахи спасаются, но это не так. «Лествица» начинается с того, что человек, христианин, призывается отойти от мирской суеты. Если речь идет о монахе, то он в монастыре полностью отрешается от мира. Но и мирянину совершенно подобает отрешение, отход от мирской суеты, если тот хочет жить глубокой христианской жизнью. Каждый из нас призван в дни Великого поста оторваться от мира, то есть построить свою жизнь не так, как она проходит обычно, в прочие дни года. Это помогает нам понять первую ступень восхождения по лестнице. И так далее от ступени к ступени.

Мы говорим про некий идеал духовной жизни. Но можно ли спастись, не достигнув идеала? Ведь в большинстве случаев он недостижим.

– Еще раз подчеркнем: спасает нас Господь – никакими своими усилиями мы спастись не можем. Иначе были бы не нужны ни крестная Жертва, ни пришествие Господа в мир, ни все то, что Он сотворил для нас.

Наши духовные усилия и труды нужны нам, чтобы в нашем сердце раскрылось стремление к Богу, чтобы мы реализовали в себе образ и подобие Божие – то, какими Господь нас задумал. А уж спасемся мы или нет… Мы знаем, что самые великие святые, которые уж точно прошли путем христианских добродетелей и прошли по всей лествице, перед смертью говорили, что им не хватает времени на покаяние, и вовсе не были уверены в том, что Господь их помилует и спасет, поскольку в ходе шествия по лествице, в ходе христианского делания и раскрывается бездна наших грехов и наших немощей. Мы начинаем понимать, кто мы такие есть перед Богом.

Часто задают вопросы, можно ли причащаться в Великий Четверг (воспоминание Тайной Вечери), Великую Субботу (день покоя и тишины) и в Пасху? Как читать Последование ко Причащению? Как исповедоваться?

– Этот вопрос не имеет одного ответа для всех. Практики разные, духовники тоже подходят по-разному к этому вопросу. В идеале Божественная литургия предназначена, чтобы мы приобщались Трапезе Господней, но бывает ситуация (она предусмотрена церковными правилами), когда человек присутствует на Литургии и не причащается.

Приведу интересный пример. Когда посещаешь древние церкви, в частности, монастыри Египта первых веков, обращаешь внимание на то, что там храм разделен на 3 части. 1-я часть, ближе к алтарю, предназначена для тех, кто на Литургии причащается. 2-я часть – срединная – для верных, они не причащаются на данной службе. И 3-я часть уже для оглашенных. Это указывает на то, что в древности тоже была такая практика: причащались не все. В то же время христианин стремится причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще. Но для этого нужно себя готовить.

Один из вопросов: «Если спасение от нас не зависит, для чего мы причащаемся, молимся, постимся, стараемся жить пусть уж не по Евангелию, но по совести?».

– Нельзя сказать, что спасение от нас не зависит. Бог не спасает человека без человека, просто спасение не оказывается результатом наших усилий. Но если мы не будем прилагать какие-то труды ради собственного спасения, то надеяться на него нам вовсе нельзя.

Как мы можем пытаться войти в какую-то дверь, если вообще даже не пытаемся ее открыть и подойти к ней? Вопрос очень простой и в то же время имеет под собой некое дно. Совершенно правильно, что его задают.

Духовные труды необходимы: они позволяют нам становиться людьми. Если мы не совершаем духовного делания, если не пытаемся сохранять человеческий облик, то попадаем уже на уровень ниже человеческого. И таких примеров тоже очень много. А Господь спасает тех, кто хочет этого.

Духовное делание немыслимо без понимания и определения своих собственных грехов. Один из вопросов телезрителя, когда он пытается понять, совершает ли он грех: «Подскажите, пожалуйста, считается ли желание мечтать грехом?». Спрашивает Андрей, 17 лет.

– В таком возрасте, наверное, мечтания могут быть и светлые. И хорошо, когда они есть. В этом возрасте человек думает о своей будущей жизни, куда ему поступать, кем стать, как построить свою жизнь так, чтобы не только ему, но и другим было хорошо, чтобы родителям помогать, чтобы была своя семья. Или, может, он другой путь изберет, если это человек верующий, захочет быть монахом. Или чтобы у него профессия была такая, которая действительно будет направлена не только на зарабатывание денег, но на то, чтобы приносить пользу людям, стране, обществу, семье, близким и дальним.

Антоний Великий тоже был великий мечтатель: услышал Евангелие в храме и бросил все, оставил свое имение (он был не бедный человек) и удалился в пустыню. Вот такая мечта у него была реализована. И он тоже был молодым человеком в то время. Это хорошие мечтания, и они как раз свойственны такому романтическому, юному возрасту.

К сожалению, сегодня с такими молодыми людьми как раз и пытается работать враг рода человеческого. Почему на молодежь такая атака? Потому, что в самую сердцевину общества пытается бить враг и увести в сторону тех, кому свойственно испытывать светлые мечты и чаяния. Господь так сотворил человека, что в начале жизни тот хочет устроить свою жизнь ко благу. Как раз туда и бьет лукавый: обмануть или просто заманить очень хитро в какие-то сети и эти мечты превратить в мечты гнусные. Такие мечты никуда не годятся.

Как Вы считаете, поможет ли воцерковление молодого человека с детства, чтобы он не повелся на козни врага рода человеческого?

– Духовная мудрость дается и младенцам. Иногда младенцы мудрее взрослых людей. Конечно, если воцерковление правильное, то, безусловно, помогает. Мы знаем примеры и того, как люди иногда сворачивают с правильного пути, будучи воцерковленными, но правильное воцерковление, конечно, поможет человеку избежать многих искушений.

Что такое воцерковление в этом смысле? Это та ситуация, когда человеку с детства были открыты очень многие тайны и законы жизни. Почему молодые люди так легко сбиваются с истинного пути, на всякие пустые вещи покупаются и идут в погибель? Да потому, что им просто неизвестны элементарные правила, как устроена эта жизнь. А у человека, который с детства в Церкви, есть огромное богатство: ему эти тайны открыты. Если до него их донесли, если он их услышал, это огромное оружие в его руках, чтобы устоять перед соблазнами.

Вопрос телезрителя: «Вопрос опять про Причастие. Мы ходим постоянно в церковь, причащаемся, но не всегда же человек умирает сразу после Причастия, а через какой-то промежуток времени. И у каждого, наверное, есть какие-то свои страсти (может, кто-то всю жизнь курит и не может бросить). И еще один вопрос: монахи должны подражать ангелам, а мы, люди, должны подражать монахам?».

– Эх, если бы все было так в нашей жизни: монахи – как ангелы, а люди – как монахи. Но давайте будем к этому стремиться. На этом пути мы должны помогать друг другу. Господь создал Церковь, чтобы мы были вместе: и монахи нужны мирянам, и молитвы, и праведная жизнь людей, живущих в миру, очень и очень поддерживают Церковь с другого крыла. И иерархия церковная нужна, и богословы нужны Церкви, и ученые, и молодые люди – все нужны Церкви, чтобы поддерживать друг друга.

Господь нас создал как единый организм. И все это реализуется видимым и очень понятным для нас образом на Божественной литургии, когда мы все вместе собираемся. Мы должны так относиться к Божественной литургии, как будто все собрались как одна семья, а посреди нас Христос. И тогда будет любовь и между нами, и к Богу.

Далеко не всегда бывает так, что человек причастился и сразу отошел в мир иной, если ему Господь это уже уготовал. Бывает по-разному – тайны Божии непостижимы в таких вещах. И здесь мы не можем даже пытаться понять, почему Господь одному судил так, а другому эдак. Мы знаем, что даже со святыми были самые разные случаи. Например, тление или нетление мощей. Наши классики писали на эту тему: Достоевский описывал знаменитую историю, когда вроде бы святой был старец, а мощи не оказались нетленными, а в других случаях, наоборот, мощи бывают нетленными. А на Афоне вообще все по-другому: там, наоборот, нужно, чтобы плоть истлела, а кости кладут в костницу.

Это тайны Божии, которые нам недоступны и через которые Господь каждый раз, может быть, что-то хочет дать нам понять важное для нас.

Но, конечно, блажен тот, кто перед смертью удостоился Святых Христовых Таин, Исповеди. И если человек живет церковной жизнью, стремится быть с Церковью, Господь такой шанс дает. Очень трудно надеяться на Причастие перед смертью человеку, который вообще в церковь не ходит или приходит только на Пасху, а для того, кто регулярно приходит в храм, надежда есть, что Господь его сподобит такой участи. Это великое утешение.

Давайте перейдем к прикладному характеру церковной жизни. Вопрос от телезрителя о продукции, которую продают в церковных лавках: во всех храмах, монастырях говорят, что эта продукция освященная, и телезритель спрашивает: как она освящается? Ведь это огромное множество икон, книг, крестов, в том числе нательных или для поклонения.

– Насколько я знаю, на нашем главном церковном предприятии в Софрино существует храм, священники, и там действительно отлажена система, когда вся продукция освящается по церковным чинам, как это и положено. И если в храме написано, что освящены иконы, крестики и все, что продается, то это так и есть – это может быть уже приобретено с церковного производства, где оно освящается, либо может освящаться в храме или как-то по-другому.

Очень часто можно видеть, что, допустим, икону святого, мощи которого пребывают в монастыре, покупают и несут прикладывать к мощам. Зачем это делать?

– Я бы назвал такую практику благочестивой: мы почитаем и иконы, и мощи. Это не значит, что без прикладывания к мощам икона не будет святой, не будет освященной, не будет чудотворной. Но если мы приложим иконочку или крестик к мощам почитаемого нами святого, это особо тронет наше сердце, это будет очень дорого для нас – по-особенному дорого.

Вопрос телезрителя: «Я стал крестным. Как начинать в будущем воцерковление крестника, которому сейчас год?».

– Очень важный вопрос, и, если мы говорим о Крещении детей, принципиально важно понимать ответственность крестных, родителей или вообще всей семьи и задумываться о воцерковлении ребенка с самого начала. Нужно иметь добрые отношения с родителями изначально, пораньше носить ребенка на Причастие, в храм, чтобы он привыкал к храму, при этом это нужно делать так, чтобы не мешать другим людям (иногда дети бывают беспокойные). Если мы не обращаем внимания на окружающих, тогда и ребенок вырастет таким, будет равнодушен к тому, кто с ним рядом, плохо или хорошо людям. Нужно воспитывать ребенка всесторонне человеком нормальным, полноценным христианином.

Причастие – это самое главное, но, как говорят наши опытные и мудрые священники, очень важно, когда мы не просто носим ребенка причащаться, а когда сами вместе с ним готовимся к этому. Молитвы подготовки, которые крестный совершает за ребенка перед его Причастием и вообще за него, очень важны – про это забывать нельзя. Но когда ребенок уже начнет что-то понимать, конечно, нужно с ним заниматься, чтобы он знал простенькие молитвы. Вместе со сказками нужно стараться читать какие-то книжки на духовные темы (жития святых для детей, истории Священного Писания для детей) и, самое главное, учите ребенка самым простым молитвам.

Как можно раньше нужно рассказать ему, Кто такая Богородица, Кто такой Спаситель, для чего Он вообще ему нужен, попытаться донести это до ребенка, и тогда все будет хорошо. Научите молиться самыми простыми словами – ребенок очень легко и радостно усвоит эти молитвы, они всю жизнь будут его хранить, и дальше Господь уже его будет вести и с Вашей помощью, и тогда, когда Вас не будет, укреплять, и есть большая надежда, что он станет добрым христианином.

Отец Стефан, в заключение нашей программы хотел бы попросить подвести итог и что-то пожелать нашим телезрителям …

– Спасибо большое за программу – было очень интересно и, надеюсь, полезно (по крайней мере, для меня точно было полезно, потому что все структурированно получилось – один вопрос продолжал другой, и мы действительно поговорили на важные темы, которые следует обсуждать постом). Середина поста уже пройдена, я нам желаю двигаться и дальше постным поприщем, стараясь понимать те вещи, что важны для нашей духовной жизни, и стараться взойти на одну ступенечку по нашей духовной лествице.

Записали:
Елена Кузоро
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс