Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1106) → Архиепископ Филарет (Карагодин): О вопросах духовной жизни и свободе

Архиепископ Филарет (Карагодин): О вопросах духовной жизни и свободе

№17 (1106) / 1 мая ‘21

Архипастырь

Давайте поговорим о духовной свободе. Порой кажется, что служение священника (тем более архиерея, который облечен властью и несет огромную ответственность не только на земле, но и на небе за свою паству) делает его несвободным. Как Вы оставались в своей жизни свободным человеком? Тем более это были тяжелые 1990-е годы…

− Прошло много лет, и я часто задумываюсь, как это получилось. Скажу без лишнего пафоса: я родился в очень хорошей семье. Мама 1905 года рождения, а отец родился еще в конце XIX века. Это были прекрасные люди. Отец был очень благоговейный, никому не отказывал. Дома у нас были тишина, мир и спокойствие. Отец с матерью служили Богу, а я шел за ними. У меня не было вопроса, куда идти дальше. Я хотел продолжить путь отца – стать священником. Я даже в 15-летнем возрасте написал секретарю Епархиального управления письмо с просьбой принять меня в Одесскую духовную семинарию. И он, маститый архиерей, мне еще и ответил: ободрил, поблагодарил за то, что я хочу поступить, написал, что в таком возрасте они в семинарию еще не принимают, но обязательно примут меня потом.

Дай Бог всем быть такими родителями, какими были мои. Не принято хвалить родителей, это внутренние отношения, но я с высоты своего возраста могу точно сказать, что это были удивительные, благоговейные люди.

Нам с братом родители не читали нотации: как родители жили, так и мы жили. Они в храм − и мы в храм. Пономарили с братом: кадило подавали, свечи. Все, конечно, в руках Бога, Который ведет нас тем путем, который Ему ведом.

В этом Промысл Божий. Действительно, нельзя усомниться во всемогуществе и всеведении Бога: если бы Он чего-то не знал, Он бы не был Богом. И как здесь не нарушается та самая свобода, о которой мы часто говорим людям? Они иногда не понимают, как можно быть свободным, если Бог все знает.

− Здесь хорошо обратиться к Священному Писанию. Господь в Евангелии говорит: отвергнись себя тот, кто хочет идти за Мною – Господь никого не принуждает и не заставляет. У апостола Иоанна Богослова, который был рядом со Христом и любил Его, есть такая запись слов Спасителя: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Есть еще одна фраза из Послания апостола Павла: все мне позволительно (то есть я все могу делать), но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Вдумайтесь в эти слова! И еще: всякий, делающий грех, есть раб греха. Вот – свобода и рабство.

Человеку только кажется, что он все может, – но это рабство страстям, прихотям, порочным привычкам. Мы сейчас, к сожалению, живем, не задумываясь об этом. А когда человек так живет, совесть постепенно притупляется. Совесть – это голос Божий в человеке. Да, жить по совести очень трудно. Но свобода, несомненно, дар Божий. И в духовной жизни это важная составляющая.

В Оптину пустынь со всей страны приезжала интеллигенция, писатели. И ни один старец их не заставлял, не приказывал ничего делать – он мог только выразить свое мнение и что-то посоветовать, а человек должен был сам решать. К сожалению, в наше время, когда духовников становится все меньше, мы сталкиваемся с тем, что люди ищут того, кто им скажет, что делать: «Как скажут, так и будем делать».

В Москве столько храмов… Зайди в любой, постой там хоть 15 минут, и то пользы будет очень много. И Господь подскажет. Ведь если духовник скажет, что делать, это же не значит, что Бога нет. Но кому-то хочется, чтобы было так. Мы все-таки ходим под Богом, мы ясно душой осознаем, что над всеми людьми Бог.

Я думаю, что сегодня люди начинают больше понимать. Хотелось бы, чтобы они больше читали интересных книг. Возьмите Феофана Затворника: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» – замечательная книга. И ценность ее состоит в том, что святитель не писал ее специально: он был в затворе 20 лет, и ему писала молодая верующая девушка, которая хотела даже принять монашество. Она задавала святителю разные вопросы, а он на них отвечал. И из его ответов получилась книга – это не научный богословский труд, ее очень интересно читать.

Или возьмите еще одного автора, о котором не следует забывать, − святитель Тихон Задонский. У него есть труд «Сокровище духовное, от мира собираемое». Это действительно сокровище. Или сейчас была Неделя преподобного Иоанна Лествичника: его книга «Лествица» – замечательная. Не надо думать, что она написана только для монахов – и миряне с удовольствием ее читают. Святому Иоанну Лествичнику было 75 лет, когда он стал наместником Синайского монастыря. Это был духоносный человек. Я часто постом стараюсь прочитывать «Лествицу», и у меня от нее остается очень сильное и хорошее впечатление. Не говорю о «Добротолюбии»: это книга для монашествующих, для тех, кто хочет понимать, что такое духовная внутренняя жизнь христианина, – это основа основ. Сейчас существует даже слишком много книг. Только дай Бог нам в этом множестве не утонуть: хотят все вместить, все прочитать.

Но с чего-то нужно начать (кроме Евангелия)?

− Студентом я был иподиаконом Патриарха Пимена. Как-то мы с ним возвращались из Одессы в Москву, и я попросил у него благословение вступить в братство Троице-Сергиевой лавры. Святейший благословил. Нас перешло в лавру трое. Мы жили в келье рядом с отцом Кириллом (духовником лавры). И мы как-то договорились пойти к отцу Кириллу и спросить его, что нам читать. Мы взяли тетради, ручки. Думали, сейчас нам старец скажет, а мы все запишем. Пришли, говорим: «Батюшка, что Вы порекомендуете нам почитать?». Он долго думал: «Авву Дорофея знаете? Его «Душеполезные поучения»?». И больше ничего не сказал. Мы немного смутились, ведь думали, он нам целый список даст: когда мы учились в академии, классный наставник каждый курс приносил нам список рекомендуемой литературы (за нашим образованием и воспитанием следили). Была такая тяга к учебе, что нас после 11-ти вечера загоняли в комнаты: мы сами не могли уйти из аудитории или библиотеки.

Тогда ведь были только библиотеки. Это сейчас можно скачать электронные книги.

− Конечно. В то время еще контингент был очень хороший. Я учился при ректорах покойном митрополите Филарете (Вахромееве) и митрополите Владимире (Сабодане). Оба владыки очень хорошие, интересные, образованные. Мы, обучаясь, получали истинное удовольствие. И, конечно, было много профессоров. Сейчас я смотрю в интернете: один, другой профессор умер. Когда я был ректором, почувствовал, что люди уходят. А что делать? Где взять новых профессоров? Я попросил самых талантливых профессоров в возрасте выбрать на курсе наиболее способных и даровитых студентов – они должны были быть с профессором на каждой его лекции. Если профессор уезжал, студент мог прочитать лекцию вместо него. И появилась какая-то база.

Мне в университете рассказывали профессора, что в советское время было благословение Патриарха налаживать отношения с Московским университетом, потому что Московская духовная академия и университет были практически единым целым. В то время в Советский Союз приезжали иностранные делегации. Приехали иностранцы в университет и спрашивают: «А где у вас богословский факультет?» (в университетах Европы везде есть богословские факультеты). − «В Загорске» (сейчас Сергиев Посад).

Сегодня особая дата – День космонавтики. Юрий Алексеевич Гагарин был у нас в академии. Там есть очень интересный Церковно-археологический кабинет, и в нем был прекрасно сделанный макет Храма Христа Спасителя. Гагарин остановился около макета, долго его рассматривал (он очень красиво сделан: через вход в храм можно даже увидеть, что внутри). Юрий Алексеевич был авторитетным, особым человек. Говорят, что на одном из пленумов ЦК КПСС он выступил с предложением восстановить Храм Христа Спасителя – он сказал, что это будет служить воспитанию молодых людей, потому что храм был посвящен победе в войне 1812 года. Все промолчали (боялись), но Гагарин первый об этом сказал, и это сыграло свою роль.

Я дополню эту историю. Сказали, что Храм Христа Спасителя строить не будут (денег нет), а Триумфальную арку на Кутузовском проспекте восстановят. Хотя бы это восстановили в память о том времени.

− Еще мне рассказали такую историю. Когда Гагарин прилетел, Хрущев устроил торжественный прием в зале Кремлевского дворца. Там собрались выдающиеся люди, дипломаты, министры. И не всегда сообщалось, что на этом приеме был и Патриарх. Вот гости на приеме общаются, и вдруг к Патриарху подходит женщина: «Ваше Святейшество, благословите». И складывает руки для благословения. Святейший благословил. Все смотрят, думают, кто это такая… Оказалось, это была мать Юрия Алексеевича Гагарина. Она очень переживала, когда узнала, что он полетит в космос. Он же никому об этом не говорил.

У космонавтов был куратор, который занимался культурой, возил их по музеям. Они как-то возвращались из Троице-Сергиевой лавры. В разговоре затронули какую-то тему, и Гагарин говорит: «Отче наш, Иже еси на небесех». Куратор говорит: «И Вы это знаете?». − «Знаю». – «Только молчите. Так нельзя говорить». Кстати, я служил в армии в городе Энгельсе (это место, где приземлился Гагарин).

Наши предки много построили, хотя практически 3 поколения прошли через Советский Союз. Сейчас хоть что-то нам известно из рассказов бабушек, прабабушек.

– Конечно. Я вырос в те времена, когда много было бабушек, женщин, преданных Церкви. Мужчины боялись: могли лишиться работы, а женщины все отстаивали, ездили в Кремль по поводу закрытия храмов. Из Астрахани, помню, вошли в кабинет к Хрущеву – добились. Боевые женщины! Печально, что это поколение постепенно уходит. Это были очень добрые люди, преданные Церкви. Они с таким благоговением совершали дни Великого поста, причащались... Сейчас уже этого не увидишь – редеют ряды. Или приходят люди поставить свечки и уходят.

Я был в Грузии еще с Патриархом Алексием II. Не хочу обижать грузин, они очень хорошие и гостеприимные люди, но мне говорили, что наберет один пачку свечей и ходит, расставляет по всем подсвечникам в храме. Батюшка говорит: «Давай помолимся с тобой, сейчас Литургия». А он отвечает: «Батюшка, ты молись, а я пошел работать». Но надо отдать должное грузинскому Патриарху Илии: он привел молодежь в храм. Я был с Патриархом Алексием II в Грузии, мы вместе служили с Католикосом. Он умный человек, окончил, кстати, нашу Московскую духовную академию. Он еще построил храм в честь Живоначальной Троицы – отголосок лавры, Троицкого собора, – огромный собор. Грузинские храмы замечательные. Наши русские монастыри тоже есть.

Очень много интересного пришлось повидать. Когда я служил на Кубани, у меня была епархия от Краснодара вниз, включая Адлер, Республика Адыгея и еще русские приходы в Армении. Я туда летал несколько раз в год послужить. Сейчас это разные епархии. Как ни странно (не хочу никого обижать), армяне любят русское духовенство и обязательно просят русского священника. Там есть посольство и бывший военный храм, ныне действующий. При нем остались бедные русские старушки. Консул и люди из посольства приходили на праздники и в притворе, выходя с богослужения, давали старушкам деньги. Трудно им. Состоятельные люди уехали. Остались те, кто не может уехать.

Владыка, интересно послушать о периоде, когда Вы служили в лавре… Об отце Кирилле Вы рассказали – не могли бы Вы еще рассказать о том, кого не все, может быть, знают. Что-то особенное вспомните, пожалуйста.

– Я хорошо знал отца Наума, отца Матфея (Мормыля), с которым мы дружили, были в очень хороших отношениях. Он, правда, обижался на меня немного – я забрал у него несколько человек, пока был иподиаконом Патриарха Пимена (ранее регента, очень музыкального человека), поскольку мы набирали иподиаконов, которые могли петь. У нас были хорошие певчие, могли петь и на Пасху, и в пост. Все службы в Елоховском соборе останутся во мне навсегда – и, конечно, лавра.

Патриарх очень часто служил в разных храмах Москвы на престольные праздники. Бывало, мы по 3–4 дня уже так находились, набегались… Едем в лавру. Думаю, сейчас приеду, в келью зайду и буду отдыхать. Стоило пройти святые врата, поднимаюсь в корпус, захожу в келью – куда делась усталость? Отдыхать не хочется, я давай книгу читать, молиться. Лавра – это благодатный источник духовной жизни, который держит нас, помогает в трудные минуты. Не зря люди в унынии, печали, в скорбях приезжают в лавру и молятся у преподобного. Лавра – дорогая для меня оби-тель, я прожил там 7 лет.

Поэтому это все родное. У нас учились иностранцы (сербы и кто-то еще). Они шли в Троицкий собор в длинный притвор, садились на скамейку. Им доставляло удовольствие смотреть на наших благочестивых бабушек: как они заходят, крестятся, молятся. Сидели и смотрели – такого тогда уже нигде не было.

Конечно, многие хорошие профессора ушли из этой жизни – и знаменитый секретарь Ученого совета отец Алексий Остапов. Константин Ефимович Скурат остался и Алексей Ильич Осипов, который еще меня учил основному богословию.

Он трезвый человек, все разумно говорит. Я бы хотел сказать: «Имеющий уши слышать да слышит»: он не берется осуждать кого-то, не уклоняется в сторону, четко излагает основы христианской духовной жизни, о которых мы пытаемся говорить. А это важно.

Мне хочется сегодня обратиться к верующим людям, которые нас слышат и видят, и поздравить их с продолжающимся Великим постом, который день за днем нас приближает к светлому и радостному празднику Пасхи Христовой (в этом году 2 мая). Хотя иногда пост бывает тяжелый, но Пасха искупает все трудности – радость разливается даже во внешнем мире, наступает духовная весна.

Владыка, Вы о том времени так тепло говорите, хотя я знаю из учебника истории или по рассказам людей, что это было страшное время. Но Вы говорите очень светло: что в те времена было что-то хорошее и оно продолжается сейчас… Я хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям – может быть, к молодой аудитории. Что самое важное Вы хотели бы сказать сегодня?

– Обращаясь к вашей широкой аудитории, к молодым людям, среди которых очень много хороших людей, нельзя их всех мешать в одну кучу. Как обычно говорят, «потерянная» молодежь…

Я хотел бы просто напомнить им, что тысячу лет Русь, Россия жила своей верой, побеждала, строила – почитайте Ярослава Мудрого, его письма к детям: сколько там любви! Мне хотелось пожелать, чтобы Господь помог всем вам вернуться под своды храмов, которые помнят наших дедов и прадедов. Здесь они молились, их отпевали, крестили, венчали. Это же родные храмы, дорогие мои, живой памятник, а не кладбищенская могила.

Особенно надо сказать о наших женщинах. Они были очень ревностными. Помните, в романе «Анна Каренина» рядом с Карениными очень много интересных людей (интеллигенция, дворяне)? И я заметил, что мужчины не очень активно ходили в храм (охота, развлечения), а вот женщины-дворянки знали богослужение, подсказывали мужчинам, что, когда, зачем. Подумайте, ведь не так все это просто.

Конечно, Каренина – это особый, тяжелый случай.

Сейчас люди быстро сходятся, потом расходятся. Это печально.

Хочется для вас, молодых, доброй, хорошей жизни, которая создавала бы радость в ваших детях, родителях, давших вам жизнь. И, конечно, самое главное – ищите помощи в Боге, Который всегда поддерживает, когда мы к Нему обращаемся. По случаю Великого поста приведу слова Иоанна Лествичника: «Покаяние – это путь к Богу» – не надо этого бояться. Храм нас поддерживает. Я сколько уже служу, не могу пропустить ни одной службы – привычка такая с детства. Без храма иногда чувствую себя потерянным. Когда была крепкая болезнь, я молился так: «Господи, все перенесу, только дай мне возможность служить Тебе». Я боялся, что не смогу служить – все отказывало в организме, – но Господь как-то все восстановил.

Слава Богу за все. Владыка, спасибо, что Вы сегодня были с нами. Думаю, что для наших телезрителей была очень важная встреча.

– Храни всех Господь! Есть хорошая пословица: «Без Бога ни до порога». Ничего без этого не бывает.

Записали:
Наталья Богданова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс