Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1106) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Мы должны быть носителями добра везде и всюду, ведь таким был Христос Спаситель

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Мы должны быть носителями добра везде и всюду, ведь таким был Христос Спаситель

№17 (1106) / 1 мая ‘21

Архипастырь

Владыка, скоро Страстная седмица и Пасха. На чем Вы делаете особый акцент в проповедях прихожанам в эти дни?

– Каждая седмица Великого поста настраивает на особый путь в духовной жизни. Недавно мы вспоминали о подвигах и трудах святой преподобной Марии Египетской, ранее была седмица преподобного Иоанна Лествичника, еще раньше – святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Каждый из них имеет значение для нашего настроя в духовной жизни. Так, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника нас побуждает к тому, чтобы мы духовно росли, развивались и совершенствовались.

Яркий пример совершенствования мы видим в лице преподобной Марии Египетской, памяти которой посвящена вся эта седмица. Ее пример показывает, как человек, который никогда не думал о Боге, грешил и совершал греховные поступки, наслаждался страстями, изменился. Ее посетил Господь, и Мария послушалась голоса Божия, оставила все, ушла в пустыню и очистила свою душу до высокого совершенства. Даже Зосима, который всю жизнь прожил в монастыре, был удивлен ее подвигом. Это показатель того, что и мы можем совершенствоваться в своей жизни и должны к этому стремиться, потому что к этому призывает нас Господь: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Весь пост посвящен той всемирной Жертве, которую принес Христос Спаситель для Искупления, спасения от греха всего человеческого рода. Мы должны поститься, молиться, трудиться и совершенствоваться ради высокого подвига, что совершил для нас Христос Спаситель. Он дал нам вечную блаженную жизнь дорогой ценой, ценой Своей Крови, страданий, ценой смирения и любви к нам, всем людям.

Великое человеколюбие, милосердие Божие мы видим в Божественном деянии обо всем человечестве. Можно у Христа Спасителя многому научиться, видя живой пример Его подвига. И, конечно, мы должны проникнуться особым уважением ко Христу, особой любовью, отвечать Ему взаимностью: как Он к нам, так и мы к Нему. Он Сам показал нам высокое совершенство и призывает нас к этому, показывая, что и мы можем этого достичь, через людей, которые уже послушались Его и достигли совершенства.

Скоро мы вступаем в Страстную седмицу, последнюю перед великим праздником Воскресения Христова. В эту седмицу нам надо настроиться на то, чтобы еще больше проникнуться тем подвигом, который принес Христос для нашего искупления и спасения, чтобы дать нам вечную блаженную жизнь.

Душа болит о том, что сегодняшнее общество мало думает о Христе. Богочеловек сошел с Небес, воплотился, совершил великий подвиг для нас, а мы этим пренебрегаем, не особо об этом радеем, чтобы как-то Его почтить и уважить.

Мы будем праздновать Воскресение Христово, то есть Христос – кульминация нашего спасения. Он Воскрес, чтобы нас воскресить для Царствия Небесного, Он дает путь в Небесные обители для вечной жизни. Какое благо! Какими мы должны быть благодарными за такую милость! Но мы как-то на этот подвиг не обращаем внимания. И Святая Церковь акцентирует наше внимание на Страстной седмице, чтобы мы больше прониклись любовью Божией, взаимной любовью к Богу и последовали за Христом. Господь говорит очень просто: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Это единственное, что мы должны делать, чтобы усвоить подвиг Христа Спасителя, данный нам.

Нужно отрекаться от своей воли, ибо она ведет и привела к великой катастрофе, – совершилось грехопадение, и мы находимся в изгнании. А Христос пришел, чтобы вывести нас из плена греха, дать нам свободу вечной жизни. Но, к сожалению, мы мало прислушиваемся к этому голосу.

Если понаблюдать за нашей современной жизнью, мы увидим, что нам всегда некогда – мы очень заняты, чтобы почтить Христа Спасителя, помолиться Ему, попросить у Него прощения или благословения на наши труды. Мы обязаны прийти в церковь в каждый воскресный и праздничный день, чтобы почтить Христа, – оказывается, нам это не совсем удобно. Люди обычно говорят: «В воскресенье надо отдыхать, а не в церковь ходить». Но если бы мы прониклись любовью ко Христу, то нашли бы время, чтобы прийти в церковь в воскресный день и почтить Его славное Воскресение.

Здесь надо задуматься: прошло уже более двух тысяч лет после совершения подвига Христа Спасителя, и воскресный день празднуется в течение всего этого периода, несмотря на трудности, которые преодолевала Церковь. Бывали разные ситуации в государственном управлении, разное отношение ко Христу, к Его вере, но Воскресение было и есть – оно незыблемо. Это надо понимать. Если Господь определил этот день для нас, чтобы мы Его почтили, то мы не должны этим пренебрегать.

Люди очень заняты. Коронавирус, эпидемия много показали нам: раз вы заняты, в воскресенье в церковь не ходите – вот и сидите дома, потому что карантин, на улице находиться нельзя, надо сохранять безопасность, чтобы не заразиться. Господь дает нам такие знаки. Мы должны ценить каждый воскресный день, ибо Господь в этот день совершил великий подвиг нашего искупления.

Люди других конфессий это понимают и чтят свои традиции, а для православных почему-то воскресный день стал днем развлечений, удовольствий и наслаждений, а не исполнения заповеди Божией. А нужно посвятить этот день Богу, почтить Бога, получить благословение на предстоящую седмицу и попросить прощения за грехи, которых мы, к сожалению, совершаем много. Если бы мы были с Богом, то наша жизнь была бы намного успешнее и благополучнее, было бы меньше трудностей, страхов (бывает страх не заболеть, чтобы не было войны), мы бы были мирные, дружелюбные и у нас было бы все хорошо. Когда мы без Бога, то получаем всякие неприятности, которые преодолеваем с большим трудом, тогда как это можно сделать легко и благополучно с помощью Божией.

Очень важно, чтобы мы обратились к своим ценностям и почитали Христа Спасителя, любили Его, уважали, следовали за Ним, исполняли Его святую волю. Это наш долг. И особенно этим мы должны проникнуться в дни Великого поста, когда будем вспоминать Страдания Христовы, помнить, что за нас (за меня) Он совершил такой подвиг, взял на Себя грехи всего человечества (и мои в том числе).

Такая задача должна быть в эти дни – приобретать любовь ко Христу, желание последовать за Ним, жить по Его Святой воле. Это и задача, и призвание каждого православного христианина. Мы почему-то только называемся христианами, а Христово учение не исполняем, Христа не почитаем своими действиями – хотя осознаем, что христиане, любим Христа, но только словами, а не делами. А нужно так, как сказано в Евангелии: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Надо научиться такой любви, тогда жизнь пойдет совсем по-другому, нежели сейчас.

Вопрос телезрителя: «Исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как увидеть свои грехи?».

– Чтобы увидеть свои грехи, нужно быть очень внимательным к себе – к своим мыслям, чувствам, желаниям, действиям, поступкам, прислушиваться к голосу своей совести. И Господь откроет, что мы делаем не так и как нужно делать.

В течение поста мы просим Бога, чтобы Он дал нам зрение своих грехов, и Господь дает это зрение. Не случайно говорится: «…даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего» – когда мы видим грехи и недостатки своих ближних, то свои грехи не видим. Нам нужно научиться не осуждать брата своего (чтобы больше увидеть своих грехов), осуждать себя, тогда будет другая ситуация: в ближнем мы не увидим ничего плохого, а в том, что случается с нами в жизни, будем обвинять и осуждать себя. Это и есть путь к совершенству – чем больше осуждаем себя (и не осуждаем брата своего), тем лучше видим свои немощи, слабости, каемся в них и чувствуем милосердие Божие к нам, прощение наших грехов.

Нужно еще помнить, что Христос – наш один-единственный Спаситель, надо проникнуться этим словом «Спаситель», то есть Он спасает, имеет власть прощать грехи. Какая благодать, радость должна быть у нас, что есть такой Спаситель, Который прощает наши грехи! Стоит только сказать: «Господи, прости меня, грешного!» – и Господь по Своему милосердию прощает. Нужно проникнуться милосердием Божиим. Господь не наказывает нас по нашим грехам, а милует по Своей милости. Во всем нужно видеть благость, милость, любовь Христа к нам, грешным, и возлюбить Его всем сердцем и разумением своим.

Что значит «быть христианином»? Воскресший Христос сказал мироносицам: радуйтесь, и апостол Павел сказал: всегда радуйтесь. Скажите о христианской радости.

– Мы должны научиться этой радости. Господь дал жизнь вечную – это же радость. Надо научиться радоваться о вечной жизни. Не случайно мы знаем из заповедей блаженств: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Почему радоваться и веселиться? Потому что велика награда – вечная жизнь в Царстве Небесном.

Мы должны проникнуться желанием достичь вечной жизни: это и есть самая большая радость. Поэтому и сказал Господь святой равноапостольной Марии Магдалине: радуйся! Нам дано все: победа свершилась над диаволом, адом, открыт рай, вечная жизнь. Надо только радоваться. Почему на Пасху мы всегда радуемся? Потому, что Господь дал нам такую благодать – радость о вечной жизни, о Воскресшем Господе, о нашем воскресении со Христом. Путь в Царствие Божие открыт.

В Ветхом Завете все после смерти уходили в ад. И вот пришла радость: мы не в ад пойдем, а сразу в рай. Поэтому надо радоваться: нам нужно научиться радоваться о вечной жизни – и даже тогда, когда бывают скорби, ибо они приносят вечную радость. Когда святых угодников Божиих гнали, били, они радовались, зная, что приближается вечная жизнь.

Господь говорит: будут вас гнать, неправедно злословить, но это нужно принять. Смирение неизменно сопутствует радости?

– Конечно. Мы сейчас говорили о вершине нашего совершенства, а начинается лествица духовного совершенства с заповеди блаженны нищие духом. Нищие духом – это те, кто осознает себя грешниками, недостойными перед Богом и желает получить вечную радость в Царствии Небесном.

Вопрос телезрителя: «Что имеется в виду, когда старец в письмах, например, советует смиряться? Какую постоянную работу я должен проводить, чтобы смиряться?».

– Смирение имеет большое значение для нашего спасения. Не случайно Господь сказал, что смиряющий себя возвысится, а возвышающий себя будет смирен.

Нам нужно научиться все делать со смирением, не ждать награды, благодарности. Христос учит: вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать. И все.

Это наше христианское отношение к делам: делать все со смирением, понимая, что все делаем с Божией помощью, Господь нам помогает. Не надо присваивать добрые дела себе. Сколько раз мы видим – когда в чем-то хвалили апостолов, они говорили: «Это не я, а Христос делает через меня». Про себя они говорили, что они грешные и недостойны называться апостолами.

Что нужно говорить себе, когда ближний тебя смиряет во время какой-то стычки? Как нужно смириться?

– В «Лествице» как раз есть такие уроки: когда тебя кто-то смиряет (может, даже специально), ты должен думать, что делается это по воле Божией: что Господь попускает это за какие-то твои грехи, чтобы через унижение и терпение укоров очистилась душа. Может быть, Господь хочет очистить, освятить тебя как раз за какие-то забытые грехи: зачем обижаться, роптать, если это Божие промышление о твоем душевном здравии? Когда человек себя так настраивает, он спокойно смиряется, и его не берет гнев, раздражение, недовольство, ропот, так как он понимает, почему это случается.

В вечерней молитве мы просим: «Покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей», – но Евангелие говорит: возлюби ближнего, как самого себя. Как понять эту противоположность: с одной стороны, мы просим от некоторых ближних нас избавить, чтобы мы не впадали в искушение, но и должны каждого возлюбить?

– Так мы просим, зная свою немощь. Мы просим не о том, чтобы Господь избавил нас от злых людей, но при содействии злых людей или бесов помог правильно побеждать натиски врага, чтобы Господь дал силы правильно переносить эти трудности. Мы должны понимать, что не ближний наш виноват, а кипят в нас страсти, и Господь посылает возможность, чтобы мы упражнялись в очищении этих страстей.

Мы просим в этой молитве силы от Бога, чтобы преодолеть трудности и вражеские нападения – они все равно будут, но надо уметь их переносить, поэтому просим: «Дай нам силы противостоять козням вражьим, чтобы мы могли быть их победителями». Опять через смирение. Надо иметь смиренные мысли, смиренное отношение к разным ситуациям, в которые мы попадаем.

Чем богаты христиане? Тем, что мы умеем преодолевать трудности в нашей жизни, когда правильно живем, по-христиански. Христос Спаситель сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко. Бремя – это трудности. Со Христом все легко: когда мы со Христом, тогда легко перенести все трудности, ведь Господь научил нас, как это делать, при этом Он дает Свою силу – взял на Себя грехи всего человечества, все трудности. Когда мы со Христом, легче нести свой крест.

Как стяжать смирение? С чего начинать? Как бороться со страстью гордыни, с чего начать борьбу?

– Мы каждый день в утренних и вечерних молитвах просим смирения у Бога. Его же просим в молитве Ефрема Сирина. И Господь дает смирение и возможность смиряться. Но мы, может быть, не понимаем или не осознаем, что надо смиряться.

Например, выходим на улицу, и кто-нибудь говорит неприятное слово. Вот, пожалуйста, – урок смирения, смиряйся, есть возможность укротить свою гордыню. В другом месте может возникнуть такая же ситуация, тоже приходится смиряться.

За день у нас есть много возможностей укрощать свою гордыню, приобретать смирение и упражняться в смирении. Когда мы об этом просим и понимаем, что это очень важно, то получаем от Бога силы, чтобы смиряться. Своей головой немного надо поработать: когда человек что-то не так сказал, нужно, наоборот, ответить ему добром, проявив смирение.

Когда мы поступаем так, Господь дает душе особую благодать, радость, утешение, мир, воодушевление. Если отвечаем злом на зло, то становимся больше злыми, «заряжаемся» злом. Если отвечаем на зло смирением и добром, то приобретаем добро, мир, радость, утешение, благодать, облегчение в душе, ибо Божия благодать нас осеняет, посещает.

Мы должны быть носителями добра везде и всюду, ведь таким был Христос Спаситель: Он был носителем добра – мы смотрим на Его жизнь. Он всегда со смирением, кротостью, добром, добродушием отвечал на все вопросы, самые каверзные и искушающие. Он терпеливо переносил все лукавства человеческие, отвечал на все вопросы со смирением. Мы должны учиться у Христа Спасителя, нашего Учителя, учиться, как надо быть настоящими православными христианами.

Я рад, что имел возможность пообщаться. Выражаю радость от нашего общения, желаю помощи Божией в оставшиеся дни Великого поста, тем более завтра особый день – Похвала Богородицы, читается акафист Божией Матери. Это как раз возможность получить от Пресвятой Богородицы силу, помощь, заступление для дальнейшего подвига, поста, молитвы и упражнения в христианской жизни.

Помогай нам всем Господь!

Записала:
Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс