Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1103) → О том, как не надо поститься

О том, как не надо поститься

№14 (1103) / 5 апреля ‘21

Духовная жизнь

Пост наносит вред здоровью.

Это не так. Разумный и умеренный пост не может принести человеку вреда. Даже неправославные врачи говорят о том, что постная пища способствует уменьшению холестерина в крови, и что самая разумная диета – это чередование растительной и скоромной пищи. Но даже если бы пост был в каком-то смысле вреден для тела, то он в любом случае полезен для души. Что происходит, если человек постоянно ест скоромную пищу? У него накапливается много лишней энергии, он становится раздражительным и похотливым, а это, конечно, совсем не помогает ему соблюдать Евангельские заповеди.

В наше время считается, что для того чтобы быть здоровым, надо хорошо питаться. А если постишься, то, конечно, будешь болеть. Я как-то пришел в больницу на прием, у меня были проблемы с кишечником. Врач дала мне какие-то советы, прописала лекарства, а пока я собирался, сказала тихонько другому врачу: «Ничего у него не выйдет, не поправится он, потому что мясо не ест». Это, можно сказать, чуть не официальная идеология какая-то. Порой люди приходят на Исповедь и говорят, что они не в состоянии поститься даже перед Причастием или, по крайней мере, соблюдать длительные посты по причине болезни. Я спрашиваю:
– А ты чем болеешь?
– У меня аллергия.
– Ну и что, что аллергия?
– А пока молока не попью, сил никаких нет.
Другой приходит:
– Не могу поститься, у меня повышенное давление.
– Ну, повышенное давление, и что с того?
– Если молока не попью, так совсем не могу.

Люди с пониженным давлением тоже молоком лечатся. Получается, что молоко является лекарством от всех болезней: повышенного или пониженного давления, от аллергии, от остео-хондроза… Вот чем, оказывается, надо лечиться! И причем эти же люди с удовольствием едят такую пищу, которая действительно вредна для здоровья.

Иным представляется, что отказаться хоть на некоторое время, например, от мяса просто невозможно. И даже ропщут: мол, мясо Сам Бог разрешил есть. Но разрешение – это ведь не приказание. Как-то я посоветовал одному человеку некоторое время не есть мяса: он был неженат, и ему для сохранения целомудрия надо было воздерживаться от такой пищи. Он возмутился: «Почему? Церковь же разрешает!» Я в его глазах оказался еретиком. Но он совсем не думал о том, пойдет ему на пользу вкушение мясной пищи или нет. Да, мы не должны наносить своему здоровью вред, но в то же время надо всегда помнить: избыток здоровья, телесных сил может серьезно повредить в духовной жизни.

Господь сказал, что оскверняет человека не пища, а злые помыслы. Значит, пост необязателен.

Чаще всего эти слова приводят просто в свое оправдание. Церковные посты, при всей своей сравнительной мягкости, в той практике, в которой мы их сейчас соблюдаем, вызывают в душе человека неверующего смущение. Многие люди отшатываются от Церкви именно по той причине, что Церковь предписывает поститься. Обязательность поста вызывает в них сильнейшее негодование; они пускают в ход всякие ухищрения, чтобы доказать себе и другим, что пост есть нечто неважное. Но этим только обличают себя, обнаруживают, что на самом деле для них это очень важно и очень трудно. Поэтому нарушение поста – это совсем не мелочь.

Многие отцы Церкви, говоря о посте, вспоминают историю падения наших прародителей. В чем состояло первое преступление людей? Адам и Ева нарушили заповедь Господа о послушании и нарушили пост. Они говорили сами себе: «Плоды этого древа прекрасны на вид. Неужели от того, что мы вкусим этот плод, с нами может что-то произойти? Неужели благодать Божия от нас отступит? Не может этого быть». Они вкусили – и благодать Божия от них отступила. «И увидели они, что они наги», – ими возобладала телесная природа, а их духовная жизнь совершенно расстроилась. Так и мы сейчас говорим себе, подобно Адаму и Еве: «Ну что будет страшного, если я в пост съем молочный шоколад или мясную котлету? Это же не убить и не украсть!». Действительно, внешне в нарушении поста как будто бы нет ничего страшного, но тем не менее с людьми, которые нарушают пост (мы сейчас не говорим о том, что могут быть этому и уважительные причины), не пребывает благодать Божия. Благодать оставляет их «нагими», они живут только плотскими интересами, для них как бы не существует ничего духовного. Святые отцы совершенно справедливо говорят, что как через нарушение поста Адам и Ева были изгнаны из Рая, так и войти в Рай нельзя иначе, чем через соблюдение поста.

Мы знаем из церковной истории, из житий многих угодников Божиих, что благодаря посту они приобретали великую благодать. Конечно, мы в наше время, при нашей телесной и душевной немощи, при нашем слабоволии, не имеем возможности так строго поститься. Но даже наше малое воздержание также приносит пользу и, я думаю, всякий постящийся это чувствует. Когда приближается пост, любой христианин радуется, если, конечно, только он не обременен тяжкими болезнями и немощами. Радуется тому, что приближается время духовной весны. В его душе рождается ожидание некоторой чистоты и света.

Более того, без воздержания в пище невозможно преуспеть в молитве и вообще в духовной жизни. Преподобный Исаак Сирин сказал, что даже совершенные люди – и те от нарушения поста терпят некоторое повреждение в бесстрастии. Что уж говорить о нас…

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс