Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1101) → Молитва – это в первую очередь радость

Молитва – это в первую очередь радость

№12 (1101) / 22 марта ‘21

Размышление

Любая молитва, обращенная к Богу, – всегда радость. Сколько читать молитв – это кому как, каждому по силам. Главное, чтобы молитвенное правило не превратилось в нудное механическое проговаривание непонятных и бесчувственных слов. Святые учили, что лучше прочитать одну молитву с сердечным вниманием, чем сто рассеянно и без души.

Про мальчика Никиту

Маленькому мальчику Никите Федунову нужна была операция по пересадке сердца. Нужно было собрать 23 000 000 рублей, чтобы купить для него искусственное сердце, пока найдется нужное для пересадки. Когда директор благотворительного фонда «Предание» Володя Берхин написал в «Фейсбуке», что надо дать мальчику шанс и они сделают все, чтобы ему помочь, многие крутили пальцем у виска и не верили. А потом произошло чудо – тысячи незнакомых людей откликнулись на беду и решили помочь, жертвуя кто сколько мог: кто 100 рублей, кто 15 000. Один мужчина перечислил миллион. Искусственное сердце в результате купили, и мальчика стали готовить к операции.

Это была большая, великая радость чужих до того людей, ставших близкими, почти родными через эту жертву незнакомому мальчику Никите. Тысячи людей писали, что молятся как умеют, думают о Никите, ждут хороших новостей.

А потом Володя написал, что мальчик умер – его маленькое сердце не выдержало и остановилось навсегда. В этом не было ничьей вины, просто испытания оказались чрезмерными для маленького организма.

Кто-то, прочитав, наверняка подумает: сколько можно было бы сделать добра для других больных детей, скольких можно было бы осчастливить и скольким помочь... Оказалось, что все было зря, и вместо радости – разочарование и безысходность. Если бы не одно «но». Вдруг оказалось, что когда люди объединились, прониклись чужой бедой и жили надеждой, что-то с ними произошло хорошее. Они вдруг увидели, какая это сила, когда они вместе и прониклись (некоторые, может, в первый раз) любовью к совершенно незнакомым  людям, которые так же, как они, остались неравнодушными. А нельзя не любить того, с кем делаешь одно общее доброе дело и кто жертвует вместе с тобой. Мальчик Никита умер, успев сделать то, что иному не удается и за долгую жизнь: он заставил людей стать единым, любящим и добрым целым. Он ушел на небо к Богу, а с нами осталась объединяющая любовь, а значит – надежда на спасение.

Радость молитвы

Часто можно услышать от современных христиан, что они не любят и не хотят молиться: это трудно, неудобно и непонятно. А ведь святые называли молитву дыханием жизни. Представьте человека, который говорит, что не любит, не хочет дышать.

Как-то раз я разговорился с одним опытным в духовной жизни священником, простецом-молитвенником, который сказал мне: люди забывают, что молитва – это в первую очередь радость. Люди смотрят на молитву как на какое-то тяжкое, непонятное дело и боятся оставить свои страхи и недоумения – как человек, которому дают велосипед и предлагают покататься, или тот, кто летом находится у реки, но боится плавать. Человек смотрит на велосипед и говорит: «Здравствуйте! Разве можно на нем ехать и не упасть? Он же на двух колесах… Я обязательно упаду, расшибусь и набью себе шишек». И в реке можно запросто утонуть, так что пытаться плавать не стоит. Но посмотрите на смеющихся от радости детей, которые катаются по двору на велосипедах, и вспомните радость, когда первый раз вы плывете и чувствуете себя на седьмом небе от счастья.

Любая молитва, обращенная к Богу, – всегда радость. Сколько читать молитв – это кому как, каждому по силам. Главное, чтобы молитвенное правило не превратилось в нудное механическое проговаривание непонятных и бесчувственных слов. Святые учили, что лучше прочитать одну молитву с сердечным вниманием, чем сто рассеянно и без души. Отец Иоанн (Крестьянкин) писал одному унывающему по поводу трудности молитвы человеку: «Не связывай себя никакими определенными молитвенными правилами – это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита и помощь; говори: „Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи, слава Тебе!” Вот как много тебе молитв сразу на все случаи жизни».

Как-то раз к преподобному Амвросию Оптинскому пришли не по разуму ревностные семинаристы и стали расспрашивать его о молитвенном правиле, допытываясь, молится ли он сутками напролет, как все подвижники, оставляя лишь пару часов на сон, или еще того больше? На что преподобный Амвросий улыбнулся, подмигнул и сказал: «Ох, дорогие мои, пока жил в монастыре, было одно правило, а когда начал жить в скиту – стало другое». «Ну, что за правило, батюшка? – спросили нетерпеливые семинаристы. – Скажите, не утаите» – «Сейчас, дорогие мои, – продолжал старец, – осталось у меня одно лишь правило, мытарево: Боже, милостив буди мне, грешному». «И все?» – удивились семинаристы. «И все, дорогие мои», – с улыбкой сказал преподобный Амвросий. Те пожали плечами и ушли от него разочарованные, а некоторые даже раздосадованные.

Совет старца

Одна молодая православная венчанная пара, несколько раз серьезно поссорившись и по совету бывалых друзей составив брачный контракт (что только добавило взаимного недоверия), подумывая было уже о разводе, опомнилась и поехала в один известный монастырь к батюшке-старцу. Тот супругов внимательно выслушал и провел беседу на тему, как построить в семье малую Церковь и жить долго и счастливо.

Он говорил им простые вещи (вроде того, чтобы слушать не перебивая, обещать не забывая, отвечать не споря, делать не жалуясь и верить не сомневаясь), приводя к каждому случаю пример из Священного Писания, а потом благословил их и отпустил с миром. Дома в свете полученных от старца знаний они сели разбирать свое поведение, которое чуть не привело к разводу. Муж задумался и сказал: «Пожалуй, и вправду я часто поступаю так,  как считаю нужным, не спрашивая твоего мнения, часто огорчаю тебя и порой веду себя как бесчувственный и самовлюбленный эгоист. Но ведь ты же знаешь, как я тебя люблю».

Этот искренний, честный ответ жену нисколько не обрадовал, даже наоборот. Она пожала плечами и сказала: «Когда мы с тобой познакомились, ты был обходительным и внимательным, а сейчас часто ведешь себя как дурак, лишь бы отстоять свое мнение, поступить мне наперекор».

Когда дошла очередь до жены, выяснилось, что чаще она говорит с супругом на языке ультиматумов и не вспоминает поговорку, которой перед замужеством учила ее мудрая бабушка: если хочешь прожить с мужем в согласии, не забывай добавлять сахар во все, что говоришь мужу, и убирать соль из всего, что он говорит тебе. Тогда она пожала плечами, кивнула головой, а про себя подумала: «Ну уж нет! Что может быть глупее – поступать себе наперекор и во всем соглашаться?»

А ночью они лежали и долго не могли уснуть, ворочаясь и вздыхая, а потом муж, глядя в потолок, сказал: «Говорят, батюшка большой молитвенник, он за нас помолится – и все у нас будет хорошо». Она ничего не ответила, а только кивнула, поворачиваясь к стене.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-malchika-nikitu;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-radost-molitvy;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-sovet-startsa

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс