Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1095) → Протоиерей Сергий Вогулкин: День студента – Татьянин день

Протоиерей Сергий Вогулкин: День студента – Татьянин день

№6 (1095) / 8 февраля ‘21

Беседы с батюшкой

Мои поздравления всем Татьянам: 25 января – день, когда все Татьяны именинницы.

Напомните, пожалуйста, события жизни святой мученицы Татианы.

– Имя Татьяна примерно до середины XIX века было мало распространено в России. А сейчас оно среди наиболее популярных. Вчера, например, у нас было торжество в колледже, и мы подсчитали наших Татьян: их оказалось очень много – несколько десятков.

А начиналось все в 200-м году – тогда родилась святая мученица Татиана. Она была из очень богатой семьи, отец ее трижды был римским консулом – это очень высокая должность. Семья была христианской, и дочь воспитывалась как христианка. Она получила очень хорошее для того времени образование, но посвятила себя уходу за людьми: посещала тюрьмы, посещала бедных, больных и была даже возведена в сан диакониссы, который как раз предполагает помощь другим людям. Она оказывала такую помощь, и все было хорошо, пока не пришел новый император и не установил самые жестокие гонения на христиан. В это время были репрессированы и казнены очень многие христиане. Татиану, несмотря на высокое положение в обществе, тоже привели к языческому храму и предложили самое простое – принести жертву Аполлону: взять пучок душистых трав и положить у его статуи.

Всего лишь.

– Да, всего лишь вот таким образом восславить Аполлона. Но Татиана на это не пошла. Она прочитала молитву Господу, и статуя Аполлона рассыпалась. И тут для нее начались настоящие испытания. Несколько дней Татиану мучили, она претерпела страшные мучения. Но каждое утро, когда ее снова приводили на пытки, она выглядела еще лучше, чем была (а она была красавицей): за ночь Господь восстанавливал ее. Мучители не понимали, что происходит, не знали, что делать – они ее били, но казалось, что бьют самих себя. Они видели, что вокруг Татианы стоят ангелы, которые отводят от нее удары. Боли она не чувствовала.

Тогда ее заперли в храме Зевса, где стояло много скульптур греческих богов, во главе которых возвышался Зевс. Но когда пришли на следующее утро, все идолы были разрушены. Тогда ее, окровавленную после истязаний, привели на гладиаторскую арену и выпустили голодного льва. Но он не бросился на Татиану, а лег около ее ног и стал лизать ей ноги. То есть ничего нельзя было с нею сделать. И тогда усекли голову ей и ее отцу, тоже христианину. На этом жизнь Татианы закончилась. Надо сказать, что очень быстро, буквально через 30–40 лет, ее стали почитать как святую.

Такая воля, такая вера, безусловно, должны служить нам примером. Вот такая совсем короткая история о святой мученице Татиане.

Есть еще примеры святых мучениц Татиан – в истории России например?

– Конечно. Прошло примерно 1700 лет, и появилась еще одна красавица Татьяна: императорская дочь, Татиана Николаевна Романова. Замечательная девушка, о ней столько хорошего говорили! Никто не мог ни одного дурного слова о ней сказать.

Имя переводится как «устроительница». По сути, Татиана распоряжалась в императорском доме, ухаживала за матерью, за своим братом. Она участвовала в прогулках отца: император брал на прогулку свою дочь и с ней обсуждал государственные дела, настолько она была разумна и образованна. Когда началась Первая мировая война, Татиана вместе с Ольгой и матерью-императрицей пошла служить в госпиталь. Какую стезю она выбрала в госпитале? Это очень важный момент. Она помогала в операционной, перевязочной, но основная часть ее работы как сестры милосердия заключалась в беседах с больными и ранеными. Она приходила в палату, садилась и разговаривала с ними: успокаивала, утешала, писала за них письма. Именно такое служение у нее было, как и у святой мученицы Татианы Римской, которая тоже ходила по тюрьмам, посещала больных.

Отзывы о Татиане замечательные, но мы знаем, что вся императорская семья мученически погибла. Таня так и не сумела реализовать свой необыкновенный потенциал любви, добра.

Но на этом не кончилась история Татиан. Вскоре после революции стало известно о Татиане Гримблит, которая собирала пожертвования в пользу священников и христиан, оказавшихся в тюрьмах и лагерях. Она ездила по разным областям, собирала деньги, продукты, потом ездила в тюрьмы, лагеря и передавала все это арестованным священникам, поддерживая их. Это тоже закончилось очень печально: в 1937 году ее обвинили в религиозной пропаганде и расстреляли – выражения «религиозная пропаганда» было достаточно, чтобы расстрелять человека.

То есть действия по поддержке, помощь – это религиозная пропаганда?

– Да, антисоветская религиозная пропаганда, и за это расстреливали. Она расстреляна на Бутовском полигоне (там много мучеников нашли свой конец), могила ее, естественно, не найдена. Она тоже причислена к лику святых. Вот три святых Татианы.

Подвиги Татиан продолжались и в Великую Отечественную войну. Как в Первую мировую, в Японскую войну женщины организовывали санитарные отряды и отправлялись на фронт, точно так же в Великую Отечественную войну Татьяна Малюгина организовала небольшой санинструкторский отряд и ушла на фронт. Она много раз была на поле боя, вынесла очень много раненых. При форсировании Дона она совершила свой подвиг. Нужно было переправить много раненых на другую сторону Дона, она погрузила их в лодку, стала переправляться, но получила ранение. Но все равно довезла раненых до берега, всех выгрузила и получила второе ранение, уже смертельное. Вот такая короткая геройская жизнь.

Еще одна интересная история. Татьяна Барамзина пошла на фронт снайпером, но у нее стало портиться зрение, и она стала санинструктором, спасала раненых. Однажды случилась такая ситуация, что немцы прорвались к блиндажу, где находились раненые. Тем, кто мог ходить, она приказала спасаться в лесу. В блиндаже оставались только тяжелораненые, которые не могли передвигаться. Она осталась с ними и до последнего патрона отбивалась от фашистов. Она была умучена страшно; когда ее нашли, даже не узнали, настолько страшные мучения она претерпела от фашистов.

Вот таковы истории самых известных Татьян. Вообще, их много, в любых областях (и в науке, и в педагогике) найдутся Татьяны-устроительницы. Наверное, все-таки с именем передаются какие-то свойства характера. Если Татьяна – устроительница, то она может быть и педагогом, и врачом, она все организовывает, устраивает…

В 1755 году по докладу графа Шувалова Елизавета Петровна подписывает документ об организации первого Московского университета. Вообще, история эта очень интересная – до этого еще Петр I именно этого числа подписал документ об образовании Российской Академии наук, и через год в Санкт-Петербурге был открыт университет, и сейчас между Санкт-Петербургом и Москвой возникают некие трения: кто первый? Но все-таки считается, что подпись Елизаветы Петровны дала старт этому празднику. Сначала это был юбилей Московского университета, потом он стал общим праздником. Кстати, у Шувалова маму звали Татьяна, поэтому именно в этот день он дал императрице на подпись документ об образовании университета.

При Николае I этот день был официально провозглашен Днем российского студенчества.

Батюшка, позвольте Вас еще раз поздравить, ведь это праздник не только студенчества, не только тех, кто учится, но и тех, кто учит.

– Конечно. Надо сказать, что преподаватели самым активным образом участвуют в этом… В этот день раньше трудно было обнаружить, где преподаватель, где студент, – настолько все были вместе. Но начинался день обязательно с общего молебна. В храм собирались и педагоги, и студенты, совершалась Литургия, совершался молебен, и только после этого начинался праздник.

А какими студенты были до революции?

– Мне попался альбом художника Владимира Федоровича Кадулина, который рисовал типы студентов XIX века, хотя немножко с сатирой, комическим подходом. Удивительные зарисовки!..

У нас изначально университеты были демократичны, то есть не было набора только из богатых семей. В отличие от Франции, Англии, Германии, где высшее образование было только для привилегированных, в России любой талантливый молодой человек мог поступить в университет. Поэтому одни студенты были более состоятельными, другие – менее состоятельными.

Когда студенты праздновали Татьянин день, это было что-то: полицейские сбивались с ног, но никого не трогали – студентов в этот день в кутузки забирать нельзя было. Если видели, что студент слишком увлекается вином, узнавали у него адрес (на всякий случай), писали этот адрес на спине, потом грузили на извозчика и отправляли домой. Но забирать студентов в этот день нельзя было ни в коем случае.

Этот праздник говорит не о том, что жизнь студентов была такая легкая и веселая: наоборот, все происходило на контрасте.

– Конечно. Учеба и тогда была непростой. Я читал, как учились студенты того времени: это был настоящий труд – очень много было исследований, лабораторных работ и так далее. Студенческая жизнь всегда была непростой. Легко учиться может только тот, кто надеется просто получить диплом и забросить науку. Подготовка к университету была совершенно другая.

Есть такой миф, что царская Россия была необразованная. Но надо сказать, что к концу XIX века по России было 140 000 школ, гимназий и подготовительных училищ, сейчас – 135 000: цифры сопоставимые.

И преподавать шли лучшие, преподавать было не только престижно, но и экономически достаточно выгодно – плохих учителей не держали. Учитель в течение года зарабатывал миллион рублей (если перевести на наши деньги), профессор – до 6 000 000 рублей (вспоминаю, что в советские времена, например, любой слесарь получал раза в 3 больше профессора). Преподаватели жили в полном достатке, могли закупать книги в неограниченном количестве, ездить за границу и там учиться. В общем, это была очень целесообразная и понятная работа. Тогда педагог, учитель школы или профессор университета были уважаемые люди, по-настоящему корифеи.

И праздник был для всех: и преподавателей, и студентов.

Они по-настоящему заслуживали этого праздника, преодолевая трудности...

– Конечно. Тогда ведь не было таких огромных аудиторий, у каждого профессора был небольшой круг учеников. К концу XIX века было около 125 000 студентов в России, но их количество очень быстро увеличивалось и к 30-м годам планировалось 600 000 студентов. Я специально посмотрел цифры: действительно, в 1937 году было около 600 000 студентов. Но этих результатов можно было достичь и без...

...Гражданской войны.

– Без разрушения учебных заведений, закрытия университетов, изгнания 2/3 профессоров за границу. И подготовка в дореволюционных школах, гимназиях была на голову выше, чем после революции.

Как сейчас празднуется этот день? Я Вас спрашиваю именно как профессора, как педагога.

– Когда я был проректором большого частного института, мы устраивали настоящее шоу. Сначала обязательно был молебен, как полагается, а потом – игры, концерты. Студенты действительно ликовали. Мы выходили на площадь, нам помогали из Дворца культуры. Студенты медицинского колледжа тоже присоединялись. То есть это было настоящее гулянье.

Сейчас молодежь тоже готова так отметить, но, к сожалению, сейчас ковид и уже не разгуляешься. Тем не менее вчера в медицинском колледже мы отслужили молебен, я прочитал лекцию и был замечательный концерт. Через интернет (по Zoom) подключались все 13 филиалов – все в этом участвовали. Можно даже и в таких условиях провести этот день достойно.

Я где-то читал, что традиции празднования этого дня были характерны для Центральной России, где было множество учебных заведений – больше, чем в Зауралье, где были заводы...

– Например, богатая традиция праздника была в Горном университете – одном из старейших наших высших учебных заведений. Понятно, что там свой храм, и праздник проходил на самом высоком уровне. Просто в Сибири немного высших учебных заведений.

Образовательный процесс – это в том числе уроки. Какие уроки можно вынести из жизни святых Татиан?

– Несколько уроков. Мы сейчас живем в очень непростое время, которое чем-то напоминает времена жизни святой Татианы Римской: язычество настолько глубоко внедрилось в нашу жизнь!.. Таких издевательств и мучений, думаю, не будет, но языческое влияние очень большое: вера в астрологов, в какие-то прогнозы. «Баба Нина» какая-то появилась, которая в интернете дает свои пророчества... Настоящие языческие времена – и, конечно, трудно сейчас не следовать этому.

Но у святой Татианы Римской мы видим силу воли, которая позволила ей преодолеть все испытания. Ведь верующих язычников было огромное множество, но она практически одна им противостояла. Вот чему мы должны учиться у наших святых – у них была сила воли противостоять этому влиянию. Мы прекрасно знаем, что мутная река (смесь неоязычества, западной культуры) захлестывает нашу молодежь и несет куда-то. Куда – мы не знаем, знаем только, что это приведет к краху.

Итак, главное – иметь волю преодолеть этот поток. Мы знаем, что только мертвая рыба плывет по течению, живая рыба – сопротивляется. Мне хотелось бы, чтобы среди наших студентов были образованные, культурные люди, которые преодолевали бы этот поток, находили свой путь.

Ситуация сейчас очень непростая, но мы видим, что люди продолжают искать истину, у человека это на уровне инстинкта. Татиана Римская нашла истину в Боге. Вторая Татьяна, о которой я рассказывал, нашла истину в Боге. Третья Татьяна нашла истину в Боге. В человеке всегда живет желание найти истину, но ищет каждый по-разному. Кто-то ищет, глядя под ноги: подбирает, что попадется. Истины в этом нет, любое животное так делает. Другая группа людей смотрит на окружающих: все туда побежали – и я за ними. Человек думает: наверное, они знают что-то такое, чего не знаю я, и приведут меня к истине... И так люди мечутся от одного к другому, потом убеждаются, что их откровенно водят за нос.

Это еще в лучшем случае.

– Либо просто откровенно обманывают мошенники. Люди в растерянности, нигде не находят истины. Возникает отчаяние, желание утопить все эти попытки в вине или каким-то иным образом (в развлечениях, например). И, к сожалению, только небольшая группа людей смотрит вверх. Как святые Татианы, например.

Сейчас мне хочется, чтобы это время не потерялось. Те люди, которые работают с ковидом, с этими больными, совершают подвиг. Ведь почему мы называем людей святыми? Они совершили подвиг.

Вот этот подвиг сейчас (понимают они это или нет) совершают тысячи людей: волонтеры, те, кто работает в «красной зоне», в различных сборных пунктах и так далее. Все они работают не для себя – они поняли, что истину надо искать в добрых делах, и идут туда по зову сердца. Понятно, что зов сердца останется у них навсегда.

Я совершенно уверен, что закончится ковид (какое-то время это еще будет продолжаться), но эти люди глаза свои не опустят – они будут понимать, что истина высоко. Если Бог в центре, то все остальные – на своих местах. Тогда никакого хаоса уже не будет.

Еще раз приветствую всех Татьян, всех тех, кто работает с ковидом, всех, кто нас смотрит и слушает. Татьянин день – большой праздник, который многому нас учит.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс