Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1091) → Протоиерей Андрей Канев: Работа над ошибками: о некрещеных младенцах. В Новом Завете мы спасаемся верой в Бога, в Пресвятую Троицу, в Господа Иисуса Христа и Крещение

Протоиерей Андрей Канев: Работа над ошибками: о некрещеных младенцах. В Новом Завете мы спасаемся верой в Бога, в Пресвятую Троицу, в Господа Иисуса Христа и Крещение

№2 (1091) / 5 января ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №1 (1090) 2021

Дорогие братья и сестры, мы закончили краткий, схематичный цикл «Оглашения»: мне казалось, что этого достаточно. Но поскольку я пытаюсь общаться с вами посредством ваших отзывов, оказалось, что мои слова задели некоторых наших телезрителей – я говорил, что будут появляться признаки приближения конца света, прихода антихриста и одним из таких признаков будет потеря истинной веры у людей, как, например, вера христиан, что непременно все младенцы (крещеные и некрещеные) попадут в Царство Небесное. Мы об этом говорили, но так получилось, что эти мои слова задели некоторых наших зрителей, и они прислали отзывы.

Я прочитаю эти интересные отзывы. Не собираюсь ни на кого обижаться или смеяться над людьми, но это важно. Один человек пишет (это обо мне речь): «Я удивляюсь, как можно выпускать в эфир такого безграмотного батюшку! Да будет вам известно, что наш Господь есть любовь. Дети в ад не попадают, не выдумывайте. Такими глупыми высказываниями, что некрещеные дети попадают в ад, отталкивают неподготовленных людей от Церкви».

А вот другой отзыв: «Отче, как же ты говоришь, что некрещеные дети не войдут в Царствие Небесное, а Господь наш Иисус Христос говорит, что таковых есть Царствие Небесное, и ставит их нам в пример и говорит, что, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное? Отче, как же убийцу, насильника и вора Он удостоил, а милых младенцев, по твоему слову, отвергает, да еще и тех, которые не могли быть крещены, страшные пытки и мучения в утробе претерпевшие. Отче, разбойник этот был крещен? А сотни святых мучеников, не принявших Крещение, где томятся? Кто же решает дать Царствие Небесное: формула Крещения или Царь царей? Даже в земной жизни может помиловать президент несмотря на закон. Любовь превыше закона и справедливости. А Кто же наш Бог? Он есть Любовь».

Вот такие отзывы. На самом деле они хорошие. Я говорю искренне. Я с братьями переписывался – с одним мы нашли общий язык, а у другого нашего зрителя вопрос был обширный, а времени становится все меньше и меньше, чтобы глубоко раскрывать тему, и я решил сегодня сделать беседу «Работа над ошибками: о некрещеных младенцах», чтобы разобрать это недоумение. Почему я приводил мнение, что некрещеные младенцы спасаются, как ложное? Потому что оно ложное. Работа над ошибками – это, дорогие мои, работа не над моими ошибками, а над ошибками наших неравнодушных и действительно хороших зрителей. В чем ошибка?

Есть истина, ты принимаешь ее и живешь по ней. Вот и все. Но нескольких человек это задело, они написали, а кого-то задело, но он не захотел или не смог написать, или у него это технически не получилось – я прекрасно понимаю, что это довольно распространенное мнение.

Вспомним наш курс занятий. Если лектору, который прочитал курс лекций, студенты, слушатели, курсанты задают вопросы из первой лекции, то, наверно, такой преподаватель подумает, что он плохо преподает и начнет сомневаться, был ли студент на первой лекции. Кто сомневается, кому непонятны или кого смутили мои слова, надо обратиться к курсу: набраться терпения и попробовать прослушать весь курс – там говорится о причине этих вещей. Но давайте мы сегодня разберемся, раз это такая проблемная тема.

В обоих письмах говорится: «Бог есть Любовь». Это абсолютная истина. Но ведь Господь наш, Который есть Любовь, говорит нам и о Страшном Суде. Да, Он будет судить, и Он будет судить по справедливости: Он об этом говорит – Он будет судить нас по Евангелию, по Своим законам: любовь не отменяет справедливость. В Боге сочетаются любовь и справедливость, ибо Он Судья. И огромное заблуждение думать, что любовь – это вседозволенность. Господь по любви послал Сына Своего, Который воплотился, стал истинным Человеком, будучи истинным Богом, пошел на Крест. Посмотрите беседу о Спасителе, которую мы тоже с вами проводили. Это и есть проявление любви Бога к человеку: Он не бросил его, не презирает, а любит и дает спастись.

Мы много раз уже говорили о свободе. Любовь свободу не нарушает. Если мы думаем, что любовь – это «все в рай!», это неправильно. По любви Господь говорит: «Хочешь спастись – вот правило, путь спасения. Идешь свободно по нему и Царствия Божия достигаешь. Не идешь? Я люблю тебя, но, к сожалению, не достигаешь».

Тут надо понимать, что любовь любит полностью – в том числе со свободой. Бог даровал нам свободу как одно из важных качеств Его образа в нас. Мы в ранее говорили, что такое образ Божий в человеке, и Он, по любви, его не нарушает. Если человек не хочет спастись, Бог, безусловно, будет его призывать, помогать (Он же Отец Небесный), но насильно к Себе приводить Он не будет. Насильно запихивать человека в рай, тянуть его туда за уши, чтобы он там изнемогал и мучился от благодати, Он тоже не будет.

Любовь не во вседозволенности. Как не очень умные подростки относятся к своим родителям? Они говорят: «Папа и мама у меня злые, потому что не дают кока-колу, жвачки, не разрешают сидеть до полуночи в интернете, играть в компьютерные игрушки». – «Почему?» – «А потому, что они у меня плохие: не дают мне свободу».

Но это вседозволенность. Ребенок думает, что это не любовь. А что такое настоящая родительская любовь? Это установление правил: «Я люблю тебя, но есть правила. Если ты будешь пить вечно газировку, играть постоянно в компьютерные игрушки, ты заболеешь душой и телом – и ничего из тебя толком не получится». Родители создают правила, которые обязательно выполняются. Поэтому если ребенок умный, он понимает, что родители по любви его ограничивают. Он лезет с вилкой в розетку, а родители говорят: «Нельзя!» – вот так. Поэтому давайте не будем понимать любовь как такую слюнявую. Если мы хотим этот термин понять, то давайте будем его по-святоотечески понимать.

Помните, в Евангелии Господь поставил младенца и сказал апостолам: таковых есть Царство Небесное? Как получали спасение праведники Ветхого Завета до того как Господь пострадал на Кресте? В Ветхом Завете люди получили спасение после Воскресения Христова не из-за своей праведности, не из-за того, что они умерли в муках, не из-за того, что они неделями голодали, постились, были праведниками и молитвенниками, как царь Давид, например.

Они спасались верой в грядущего Мессию. Они верили в Господа Иисуса Христа, ожидали Его, и эта вера спасала и приближала их ко Христу. Господь душой Своей сошел в ад и вывел их. Господь в Ветхом Завете дает ветхозаветную религию, церковь. Иудеи были посвящены Богу: мы знаем с вами иудейский праздник из Ветхого Завета – обряд обрезания, когда первенца посвящали Богу – родившегося ребенка обязательно посвящали Богу, это и есть посвящение в ветхозаветной религии. Поэтом, когда Господь говорит про младенцев, Он говорит не про младенцев вообще, а про иудейских младенцев. В Новом Завете мы спасаемся верой в Бога, в Пресвятую Троицу, в Господа Иисуса Христа и Крещение.

Один из братьев написал так: «Кто разрешает дать Царство Небесное: формула крещения или Царь царей?». Это логическая восьмерка. В логике должно быть: один, два, три – одно исходит из другого, а здесь восьмерка. Почему? Это логическая манипуляция.

Я понимаю, что вы не специально это сделали. Эти мнения широко распространены, и вы их транслируете.

Кто установил эти правила? Царь царей. В Евангелии написано: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Кто это сказал? Не протоиерей Андрей Канев – он судьбой младенцев не распоряжается. Конечно, Господь распоряжается, и Он установил эти правила.

Вера в Него и Крещение – обязательный момент. Не надо думать, что если прочитали какую-то формулу над человеком, то это дало ему спасение. Нет, но это необходимейшее условие. Почему? Потому что Он так захотел. Он дал нам знание, понимание, что путь такой. Поэтому давайте не будем манипулировать, играть логикой. Царь царей сказал, что спасение можно получить, если будешь верить в Него и крестишься. Понятно, что из веры истекают и наши дела.

Что касается младенцев. Господь сказал, что таковых есть Царство Небесное. Он не сказал «их» не потому что младенцы не попадают в Царство Небесное. Крещеные младенцы в Царство Божие попадают однозначно, мы в это верим. Но слово «таковых» обозначает не «их», а «таких». Что тут имеется в виду? Качества души: дети беззлобные, способны быстро прощать, не нуждаются, как взрослые люди, в банковских счетах, газетах, пароходах. Они открытые, чистые сердцем, насколько это возможно человеку, – в них нет похоти, как у взрослых, в них нет таких открытых страстей, как у нас. Господь отметил душевные качества ребенка в плане добродетельной жизни чтобы мы, обнаружив у себя страсти, боролись с ними и развивали в себе добродетели, свойственные младенцу. Страсти в них не сильно еще развились. Но это не значит, что все некрещеные младенцы попадают в Царство Небесное. В Евангелии говорится не про это.

Что касается разговора о разбойнике: имеется в виду разбойник, который покаялся на кресте. Посредине был распят Господь Иисус Христос, а по правую и левую стороны – два разбойника. Что это были за разбойники? Это были разбойники из иудеев. Они тоже принадлежали к ветхозаветной вере, церкви, были в свое время посвящены: не какие-то язычники висели рядом с Господом.

Почему разбойник первый вошел в рай? Только потому что он в муках умирал? Так и второй в муках умирал. И многие сотни людей, тогда и сейчас, к сожалению, умирают в муках. Но это не дает нам право думать, что он мучился, и поэтому наследовал Царство Божие.

Давайте читать Евангелие. В Евангелии сказано, что этот разбойник покаялся и поверил. Он с детства был научен, что придет Мессия, Христос, Спаситель. И когда он увидел на Кресте измученного, умирающего Спасителя, в его жестокой душе шевельнулась вера, заложенная родителями. Есть предание, что он в детстве встречался со Спасителем – в Евангелии этого нет, поэтому мы сейчас не будем об этом, но так или иначе, он был воспитан в ветхозаветной вере и, умирая на кресте, переживая нравственные и физические мучения, ожидая смерти, он увидел Спасителя, Который не проклинал Своих мучителей, а молился за них. Он увидел в Нем Бога и тут же покаялся – помните молитву этого разбойника? «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Вера в Мессию проснулась в нем в последнюю секунду, он покаялся и наследовал Царствие Божие.

Что касается мучеников: брат пишет про сотни мучеников. Я не знаю про сотни – были единицы. Вы помните, как развлекались язычники в Риме: на арену выводили христиан, натравливали на них львов, мучили другим образом за то, что они христиане. Видя мужество мужчин и женщин, детей и стариков, которые не отрекались от Христа, какой-то язычник из этой толпы, жаждущей крови, хлеба, развлечения и зрелищ, вставал и говорил: «Я тоже христианин». Такие случаи есть. И такого человека тоже отдавали под нож, ко львам, убивали.

Этот человек не прошел таинство Крещения, оглашения. Спасется он или нет? Церковь ответила на этот вопрос. Не надо ничего придумывать.

У этого человека появилась вера в Бога, и он своей кровью крещен, как говорит Церковь, ибо у него есть вера. (Не комфортная вера, как у нас: мы верим, когда нам удобно, комфортно. Сейчас пандемия, и мы, все священники, говорим: «Где наши прихожане?», – а они все дома сидят. Давно прошел кризис, в храме соблюдается дистанция, никто нам не мешает в храм ходить, к таинствам приступать, а мы народ потеряли. Мы боимся…) Человек встал и говорит: «Я христианин», видя, что всех убивают; он тоже хочет быть убит. И здесь мы должны понимать, что эти мученики тоже спаслись.

Кратко напоминаю предыдущие наши беседы.

У Бога и Адама была духовная связь. Адам грехопадением нарушил ее – и умер как телесно, так и духовно. Иисус Христос, Господь наш, пришел на землю, чтобы Своей смертью на Кресте примирить через Себя человека с Богом.

Какие особенности есть у каждого нового человека, рожденного здесь, на земле? У всех есть первородный грех. Вот что забывают наши телезрители: у каждого есть первородный грех как яд смерти, да еще и личные грехи.

Когда мы говорим, что у младенцев нет личных грехов, поэтому они наследники Царствия Небесного, то мы забываем самое главное – первородный грех. Апостол Павел говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». С человеческой, греховной точки зрения, это нелогично, неправильно, но это правда: мы все согрешили в Адаме. Поэтому каждого родившегося младенца (даже в благочестивой семье) еще надо «приращивать» ко Христу. Как это делается? Через Церковь, которая учит вере и крестит. Каждый человек должен прийти к вере, примириться со Христом и получить все плоды спасения.

В чем суть этого вопроса? В том, что мы по-человечески рассуждаем о справедливости – «младенец не виноват». Дорогие мои, как не виноват? Первородный грех есть у каждого, к сожалению.

Мне не доставляет морального удовольствия думать, что все некрещеные пойдут в ад. Это горе, но это правда жизни. У всех некрещеных младенцев, умерших в утробе матери или родившихся, но не получивших крещения, нет личных грехов, но есть первородный грех: то, что отрывает Адама от Бога – духовная смерть, потеря духовной связи, которая возможна только через Господа Иисуса Христа и только через Православную Церковь. Работу над ошибками мы с вами провели – я надеюсь, я вам все объяснил.

В заключение хочу порекомендовать вам книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех Адамов», где эта тема хорошо раскрывается. Ориентируйтесь не только на мои рассказы, где-то сумбурные, поверхностные, – давайте обращаться к серьезной литературе. Кого волнует тема загробной судьбы некрещеных младенцев, людей, умерших в муках, почитайте эту книгу: здесь есть развернутый, логичный, с доказательствами, ответ на этот вопрос.

Спасибо, дорогие братья и сестры. Спасибо, братья, приславшие письма: вы позволяете увидеть, над чем нам нужно вместе работать. Если будут еще какие-то вопросы, присылайте. Ваше мнение для меня ценно. Я благодарю вас за отзывы, возможность обратной связи. Если будет желание, пишите, пожалуйста: адрес электронной почты – kanev@tv-soyuz.ru . В следующий раз, если Бог даст, мы приступим к теме борьбы со страстями, чему и посвящен цикл наших бесед. До новых встреч, братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс