Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1091) → Протоиерей Владимир Волгин: Толкование Евангелия святыми отцами

Протоиерей Владимир Волгин: Толкование Евангелия святыми отцами

№2 (1091) / 5 января ‘21

Исследуйте писания

Продолжение. Начало в №45 (1086), №47 (1088) 2020 г. – №1 (1090) 2021 г.

Батюшка, продолжим разговор на тему, которую начали: она очень серьезная и пользуется большим вниманием со стороны зрителей. Вы всегда подчеркиваете, что толковать Евангелие сами мы ни в коем случае не должны. Зрители просили задать Вам вопрос: «Когда мы дома читаем Евангелие, все равно возникают какие-то мысли, эмоции, комментарии. Что с этим делать?».

– Приведу пример, мало относящийся к этой теме. Допустим, человек приходит в магазин или на рынок и просит полкилограмма чего-то. Продавец не может дать товар, не взвесив его: обязательно надо взвесить на весах, проверить, насколько правильным будет количество товара. Это, конечно, неудачный пример, и я прошу прощения за него. Но есть шкала, на которую мы обязательно должны равняться.

Безусловно, при чтении Евангелия нам приходят какие-то мысли. Человек обладает умом, разумом, и какие-то фразы или Евангельские эпизоды вызывают бурные ассоциации, мысли, но их нужно обязательно соотносить с толкованием святых отцов. Допустим, притча о талантах. О чем она? Люди говорят, что талант – это те дарования, которыми Господь обогатил человека. Например, у человека талант математика, или творческого деятеля, или поэта. Но, оказывается, это очень интеллигентское (если так можно выразиться) толкование притчи. Обратитесь к толкованиям святителя Иоанна Златоуста и сообразуйтесь, правильно ли вы думаете и толкуете это место: все то, что не от Духа Святого, неверно...

Один из Вселенских Соборов постановил, что даже архиереи, патриархи, священнослужители – все, кто говорит проповеди на темы Нового Завета, обязательно должны основываться на толкованиях святых отцов. Важно, чтобы у нас не было никакого свободомыслия. Иначе мы станем протестантами, которые свободно, легко и развязно, я бы сказал, толкуют Священное Писание Нового Завета. Они облекают все в форму, выгодную для их протестантской проповеди. Поэтому Церковь очень строго к этому относится; никакого свободомыслия в Церкви быть не должно, и погружение в Священное Писание может быть через святых отцов.

Сравним с иконописью: художник-иконописец придерживается совершенно особых правил, канонов, и именно внутри канонов он может развиваться как художник, как иконописец. Привносить творческую мысль, творческое видение не запрещается, но делается это внутри канонов, а не за пределами. Это очень важно.

Помню, когда я впервые читал святителя Иоанна Златоуста, он просто перевернул мое сознание, мое понимание Священного Писания в широком смысле этого слова. Конечно, после этого я в особенности стал ориентироваться на толкования святых отцов.

Знаете, я не очень люблю телефон, но сегодня специально взял его с собой: я записал одно остроумное высказывание, отчасти касающееся нашей темы. Один из монахов (некий отец Даниил) пишет: «Вы когда-нибудь спрашивали себя, что было бы, если бы мы обращались с Евангелием так же, как обращаемся с нашим мобильным телефоном? Что было бы, если бы мы носили его с собой, куда бы ни пошли, в наших сумках и наших карманах? Если бы прочитывали его страницы по нескольку раз в день? Если бы бежали обратно, чтобы забрать его, если где-то его забыли? Если бы обращались с ним так, словно не можем без него жить? (А ведь мы на самом деле не можем без него жить). Если бы дарили его вместо смартфонов и телефонов своим детям в качестве подарка? Если бы читали его во время наших путешествий? Если бы мы сделали его чтение делом первостепенной важности на каждый день?.. Пусть нашим девизом будет: Евангелие – мой лучший друг». Замечательно и остроумно сказано: действительно, Евангелие должно сопутствовать нам в жизни. Мы знаем, что и преподобный Серафим Саровский, и многие святые угодники Божии, и многие христиане, не причисленные к лику святых, но старавшиеся жить евангельским духом, всегда носили с собой Евангелие, как мы сейчас носим с собой телефон. Не очень удачная альтернатива, к сожалению. В свое время некий старец говорил, что надо обязательно всегда иметь при себе Евангелие. Некий человек спросил его, как поступать безграмотным людям, которые не умеют читать и не знают, что содержится в Евангелии. И он ответил: перелистывать. Потому что духи злобы поднебесной, видя Евангелие, отступают от этого места и от этого человека.

Это было предисловие. Вернемся к нашей замечательной теме. Я всегда переживаю – тема глубокая и не хочется ошибиться. Хочется донести до всех Евангельскую истину.

В прошлой беседе мы говорили о Личности Иисуса Христа. 80-летний период советского времени был связан с убеждением коммунистов, идеологов, что Христос – мифическая Личность, что Его не было, а чтобы управлять народом придумали Евангелие и нечто об Иисусе Христе. Но это убеждение, распространявшееся среди нашего народа, ни на чем не основывалось. И немногие углублялись в эти темы. Книги, связанные с богословием, святоотеческие, уничтожались. Очень редко кто имел дома Библию или книги святых отцов. Была такая уловка для людей, чтобы отвратить их от веры.

Наверное, главное в большевистской революции – уничтожение веры русского человека во Христа и Пресвятую Троицу. Мы до сих пор переживаем даже не остаточные, а больше чем остаточные болезненные духовные явления, связанные с отступлением русского народа от Православной веры. Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что 7 десятилетий русский народ вели по пути искусственного расцерковления.

Помню, в советское время, когда я еще не понимал, что такое Православие, 2–3 раза заходил на Рождество Христово в московский костел. Там священник говорил проповедь – трижды говорил одну и ту же проповедь, но это были замечательные слова, убеждающие людей в историчности Личности Иисуса Христа. Ведь разве кто-то сомневается в существовании великих греческих философов, поэтов, драматургов? А ведь они жили за много веков до Христа. Почему же народ сомневается в существовании Иисуса Христа? Ведь исторический образ Господа Иисуса Христа запечатлен в памятниках Священного Писания Нового Завета. А для нас, христиан, это не памятник, а жизнь – без Евангелия мы не можем правильно выстроить свою жизнь, которая вела бы нас к спасению.

Исторических свидетельств о Личности Иисуса Христа очень много. Некоторые мыслители, теологи говорили, что наибольшее количество памятников, связанных со Священным Писанием Нового Завета, сохранилось у нас, христиан. И единичные экземпляры сохранились из памятников эллинской культуры. Например, эллинской поэзии, драматургии.

В жизни Иисуса Христа невозможно сомневаться, и тому масса свидетельств даже светских людей, которые не были христианами, уж не говорю о святых отцах, о первых христианах, которые жили по-евангельски и старались своей жизнью подтверждать существование Иисуса Христа. Если человек разумный, он должен углубиться в пророчества, что оставлены Ветхим Заветом об Иисусе Христе. Некий раввин, исследуя Священное Писание Ветхого Завета, нашел около трехсот пророчеств о Христе, Его жизни, Его Рождении, Его проповеди. Даже Его распятие, Воскресение и Вознесение было засвидетельствовано Ветхим Заветом. Все в пророчествах изложено.

Невозможно касаться этой глубокой темы, не погружаясь снова и снова в источники, связанные с жизнью Христа, и, готовясь к нашим передачам, я прочитал, что, оказывается, пророчеств не 300, а 450: за много веков до Рождения Иисуса Христа пророки объемно, широко, глубоко рассказали нам о Христе.

О ком из основателей религиозных направлений, существующих в нашем мире, были пророчества? Кто пророчествовал о Магомеде, Будде или Кришне? Никто. Поэтому тема, связанная с пророчествами о Христе, с памятниками, связанными с жизнью и деятельностью Христа и историческими личностями, которые упоминаются в Евангелии, – очень важная.

Сегодня, отец Владимир, мы записываем программу в день Вашей священнической хиротонии. По обилию цветов становится понятно, что Вас сегодня поздравляли многие Ваши духовные чада, которые Вас любят. Вам большой поклон, поздравления, многая и благая лета. Думаю, это немаловажный день в Вашей жизни. Что он значит для Вас?

– Я считаю, что у меня как у священника несколько рождений. Первое рождение по плоти: родители, по милости Божией, меня родили на этот свет. Второе рождение – Крещение, оно было совершено, когда мне было 20 лет. Я не могу сказать, что сознательно крестился, я был неподготовленным, ведь тогда о книгах и речи не было. Я все время вспоминаю, что, учась в семинарии и потом в академии, пользовался конспектами, перепечатанными на печатной машинке, и, как правило, мне доставался 5-й или 6-й экземпляр – «слепой», в котором приходилось разбираться.

Потому я и говорю, что не был подготовлен, не прошел катехизаторской школы, не знал, как жить. Но для меня это тоже рождение: я испытал великую благодать во время Крещения, хотя не понимал, что происходит – я не знал церковнославянского языка, а священник, который крестил, не рассказал, что будет происходить. Я испытал неземную радость после погружения в освященную воду, смывшую с меня первородный грех (как, впрочем, со всех людей, принимающих таинство Крещения). Если человек крестится в сознательном возрасте, то смываются и те грехи, которые он совершил до Крещения.

Третье рождение, как я считаю, – это священство. Это рождение в иную жизнь, ведь наша жизнь отличается от светской. Я вспоминал сегодня во время поздравлений, что в юности был окружен достаточным количеством молодых людей и часто говорил то, о чем продолжил говорить после рукоположения. Но в то время мои знакомые воспринимали мои слова не так глубоко, как после рукоположения в священники. Наверное, мои слова стали облагодатствованными и стали проникать в сердца человеческие и изменять человеческие жизни.

Таинство Священства – великое: я считаю, это избранничество. Думаю, каждый человек, который вступает (или желает вступить) на эту стезю, должен почувствовать именно избранничество.

Продолжим о толкованиях Евангелия святыми отцами.

– Я уже коснулся темы пророчеств о Христе. Напоминаю, что это неопровержимые свидетельства, что Иисус Христос – Богочеловек, Мессия, – историческая Личность. Он родился на земле от Духа Святого и Пресвятой Девы Богородицы. Напоминаю, что насчитывается примерно 450 пророчеств о Христе в Ветхом Завете. Напоминаю также, что первые Книги Моисея были написаны за полторы тысячи лет до Рождества Христова – и уже там мы встречаем пророчества о Христе. Появляются пророки в течение примерно тысячелетия. Последние пророчества – Ездры: он написал свою книгу за 450 лет до Рождества Христова. Пророки рассказали обо всей жизни Господа нашего Иисуса Христа, и Господь Иисус Христос исполнил все пророчества о Себе.

Наверняка телезрители, читая Новый Завет, Деяния апостолов, встречали место, как апостол Павел проповедовал в училище Тиранна. Он проповедовал Христа на протяжении двух с лишним лет каждый день, истолковывая Священное Писание Ветхого Завета: тогда еще не было Нового Завета. Чему он мог учить слушателей? Уверен, они разбирали Книги Священного Писания Ветхого Завета на предмет исполнения пророчеств о Христе – на это ушло 2 года. Апостол Павел на основе Священного Писания доказывал, что Господь Иисус Христос – Тот обетованный Мессия, жизнь Которого полностью совпадает с пророчествами пророков Ветхого Завета.

Возвращаясь к пророчествам, хочу еще раз напомнить о пророчестве из Книги Бытие. Когда Иаков (он получил имя Израиль) дает благословение 12-ти сыновьям, он говорит, имея в виду Мессию: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». И жезл отошел от Иуды – лукавством и подкупом идумей Ирод, который назван Иродом Великим, захватил власть и получил право на царский престол от римлян. Мы помним пророчество Михея: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Мы помним из Евангелия от Матфея, как волхвы являются перед лицом царя Ирода, когда исчезает Вифлеемская звезда, и спрашивают: Где родившийся Царь Иудейский? Ведь Иисус Христос из рода царя Давида по отцовской (условно) линии и материнской линии. (Почему условно? Потому, что Иосиф не был отцом – он был, можно сказать, восприемником и охранял девство Пресвятой Богородицы. Если бы Пресвятая Богородица родила вне замужества, Ее посчитали бы блудницей, и все могло закончиться печально.)

Так вот, волхвы явились к Ироду с вопросом: Где родившийся Царь Иудейский? Зашатался трон под царем Иродом. Он созвал книжников, и они напомнили ему пророчество пророка Михея о Вифлееме, о котором я сказал чуть выше. Ирод напутствует волхвов и говорит им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Он сказал это с лукавой мыслью уничтожить возможного претендента на престол, но волхвы были извещены свыше и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку по плоти), и, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Мы знаем пророчество Иеремии – оно излагается в Евангелии от Матфея. Евангелист Матфей не случайно касается далеко не всех пророчеств, связанных с Христом: его Евангелие, написанное им по благодати Духа Святого, было посвящено иудеям, евреям. Ему хотелось, чтобы иудейский род принял Христа, а они Его отвергли. «Распни, распни Его!», – кричали иудеи, многие из которых, может быть, были исцелены Христом. (Во всяком случае, многие знали тех, кто был исцелен Христом.)

Получив пророчество, Святое Семейство бежит в Египет и скрывается там. (Потом исполнилось другое пророчество, когда царь Ирод умер, – оно звучит так: из Египта воззвал Я Сына Моего). А в то время, когда Святое семейство убежало в Египет, возмущенный Ирод, ища Младенца Иисуса, посылает воинов, чтобы истребить младенцев от двух лет и ниже. 14 000 младенцев были истреблены. Исполнилось пророчество пророка Иеремии: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Вся жизнь Христа проповедана пророками. Позволю себе обратиться к шпаргалке, чтобы что-то не перепутать. Пророчество о происхождении Иисуса. Мессия должен быть потомком Авраама, Иакова и Исаака, происходить из колена Иудина, быть «корнем Иессея» и потомком Давида – 3 Книга Царств… Пророчество о Рождении: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных – это Книга пророка Михея. Вера в то, что Мессия должен родиться от Девы, основана на тексте Книги пророка Исаии, об этом же предсказывает текст Книги Бытие, согласно которому будущий Победитель дьявола родится без семени мужчины: это пророчество в христианской традиции называется и считается Первоевангелием.

Надеюсь, далее мы обязательно эти пророчества прочитаем – там есть некоторые тонкости, которыми ум человеческий не озадачивается при чтении Евангелия. Пророчество пророка Исаии заканчивается словами: ...и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Но нигде в Евангелии при Рождении Богочеловека не называют Еммануилом – ему дали имя Иисус Христос.

На этом я завершаю сегодняшнюю беседу. Надеюсь, в следующий раз мы продолжим беседовать о Священном Писании. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya8;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya-12-12-2020

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс