Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1091) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Информатика и современные цифровые технологии

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Информатика и современные цифровые технологии

№2 (1091) / 5 января ‘21

Церковь и общество

Владыка, хочу сразу предложить Вам тему нашей программы: не так давно календарь отметил День российской информатики. Но я хочу, чтобы мы шире взглянули на эту проблему. Информатика и современные цифровые технологии – как Церковь к ним относится? Есть ли какая-то опасность в этом плане?

– Наука идет вперед. Информационные технологии несут очень много удобств современному человеку. Но, как очень часто бывает в современной жизни, во всем положительном есть то, что должно нас насторожить. Не единожды мы упоминали слова отца Павла Флоренского, что нет такой хорошей вещи, которая не становилась бы отвратительной со словом «много».

Так вот, относительно информатики можно сказать, что ее не просто иногда бывает слишком много, но иногда ее присутствие в нашей жизни становится весьма и весьма опасным. Так что нас должна настораживать не информатика сама по себе, а ее непомерное использование в нашем мире.

Например, до недавнего времени личная жизнь человека была хорошо защищена, в том числе и законами, не только в нашей стране, но и в других цивилизованных странах, а в последнее время под натиском информационных технологий частная жизнь человека отодвигается все далее и далее на задворки, а в некоторых отношениях просто исчезает.

Возьмем нашу с вами реальность. В настоящее время весь окружающий нас мир напичкан камерами, и это уже мало кого может удивить. Еще не так давно о наличии в том или другом месте камер, которые отслеживают передвижения человека, его действия, были какие-то предупреждения, то в настоящее время камеры на каждом шагу. И будь ты водитель, движущийся по трассе, либо пешеход, идущий по улице, особенно в больших городах, таких, как Москва. Санкт-Петербург, Новосибирск, – буквально каждый твой шаг фиксируется камерами.

Более того, эти технологии проникают и внутрь нашего дома. Если раньше говорили: «Мой дом – моя крепость», то теперь уже и дом перестает быть крепостью. Все мы уже не можем жить без телефона, который позволяет не только отслеживать перемещения человека, но и позволяет каким-то образом осуществлять контроль за ним в том случае, если это вдруг кому-то понадобится.

Так что, имея современные цифровые технологии и уже не мысля свое существование вне их, мы на самом деле предполагаем, что вокруг нас нет злоумышленников, которые хотят обратить нашу жизнь против нас же самих, что весь мир по отношению к нам благожелателен. На самом деле это бывает так не всегда. И окажись во главе правительства того или иного государства силы не столь благонадежные по отношению к нам, к нашим убеждениям, современные цифровые системы станут мощным оружием против каждого отдельно взятого человека.

Более того, ведь цифровые технологии развиваются и дальше. Все больше и больше входит в употребление такое явление, как так называемый «умный дом», который напичкан «умной» техникой, функционирующей при подключении к сети интернет, и одного слова человека или движения его руки достаточно, чтобы в доме включилась электроэнергия, заработал, например, холодильник, открылась или закрылась дверь. С одной стороны, абсолютное удобство, а, с другой стороны, этот дом настолько прозрачный, что вся жизнь человека становится открытой.

Когда в настоящее время человек размышляет над этими вопросами, ему кажется: «А что мне скрывать?», если он не преступник. Но ведь редко можно найти человека, который согласится жить в стеклянном доме.

Был пример, Владыка. Проводили эксперимент: одного молодого человека поселили в прозрачном куполе в центре города – он 3 дня там жил за какое-то вознаграждение.

– Не знаю, насколько комфортно или некомфортно он чувствовал себя в таком доме. Допускаю, что 3 дня за хорошую плату можно в таком доме пожить. Человек может какое-то время, например, постоять на цыпочках, но это для него поза неестественная – рано или поздно он опускается на полную ступню. Но какой бы «идеальный» образ жизни ни вел человек, он не хотел бы всю свою жизнь провести в помещении с прозрачными стенами.

В настоящее время цифровизации подвергнуты наши денежные средства. Все больше и больше людей во всем мире, в том числе и в России, пользуются не теми денежными знаками, которыми пользовались на протяжении столетий, а банковскими карточками, при этом каждый платеж отслеживается. С одной стороны, хорошо…

Количество карманных краж сократилось.

– Это, во-первых. Во-вторых, не нужно таскать с собой в карманах большие кошельки, особенно как это было пару десятилетий назад (молодежь уже, наверное, не помнит, когда в связи с инфляцией деньги у нас в стране исчислялись миллионами, и все эти купюры нужно было носить с собой). Удобства много, вне сомнения, но, с другой стороны, каждая твоя плата отслеживается. И легко понять, чем человек питается, какую одежду носит, чему отдает предпочтение. Таким способом, изучив человека, какие-то силы при желании обретают над этим человеком определенную власть: зная о нем все это, они с большей легкостью могут им манипулировать.

Точно так же сейчас переходят на цифровые технологии наши медицина, образование, предлагают сделать электронной трудовую книжку человека, его медицинскую карту. Поэтому не только мне и тем, с кем я желаю поделиться, но и достаточно широкому кругу лиц станет доступной информация, которая будет содержаться на цифровых носителях.

Никто не застрахован от так называемых взломов, которые в настоящее время достаточно нередки, – злоумышленники находят доступ не только к банковским картам граждан, но получают доступ и к другой информации, в том числе к медицинской. Это тоже несет в себе угрозу – вместе с развитием технологий, к сожалению, мир, в котором мы живем, все больше и больше превращается в глобальный концентрационный лагерь, где каждый находится как бы под увеличительным стеклом, под пристальным вниманием, и, по сути дела, свобода человека оказывается под серьезной угрозой.

В некоторых странах Западной Европы еще сохранились некие ограничения на введение таких технологий, в частности, на использование видеокамер – их там значительно меньше, чем у нас. У нас пошли по другому пути.

И что касается даже пандемии, которую в настоящее время переживает весь мир: мы увидели некие положительные ее стороны, когда был объявлен режим всеобщей самоизоляции, человек мог выйти за пределы своего дома только в случае крайней, оправданной необходимости – ему присваивался особый QR-код. Вроде бы это добро. Но это тоже говорит о том, что в настоящее время все мы находимся под неким общим «всевидящим оком», которое может отслеживать каждый шаг человека.

Верующие люди видят в этом и еще одну угрозу, так как они знают, чем закончится земное бытие человечества, – не торжеством добра, правды и истины, а приходом и воцарением антихриста, который будет носителем зла, служителем дьявола. И, конечно, когда-то время наступит – и все, о чем мы говорим, станет удобным оружием в руках этого человека зла.

Владыка, Вы как раз предварили мой вопрос, касающийся QR-кодов, штрих-кодов. Многие люди, в том числе часто посещающие церковь, говорят, что в нем может содержаться «число зверя», о котором сказано в Священном Писании. На Ваш взгляд, такие опасения имеют под собой реальное основание?

– С моей точки зрения, они имеют основание в смысле, что это создание системы, которой потом легко воспользуется антихрист. В настоящее время навряд ли в штрих-коде содержится печать антихриста и человек может принять ее без своего желания. Ведь, как мы знаем, принятие печати антихриста будет сопряжено с отречением от своих убеждений – от Христа, от Церкви, от истины, от правды. В настоящее время при использовании цифровых технологий, в том числе штрих-кодов такого отречения не требуется.

Хотя действительно, даже в тех штрих-кодах, что уже используются, присутствуют три шестерки. Там есть разделительные линии, делящие штрих-код на три части, каждая из этих линий соответствует цифре «6», и таких линий три, то есть получается «666». Скорее всего, это такая злая издевка со стороны изначальных разработчиков штрих-кодов над христианами. Но рано или поздно, вероятно, это станет удобным оружием в руках антихриста.

Когда вводились штрих-коды, верующие люди более активно выступали против этого, но, к сожалению, как и другие цифровые технологии, это настолько прочно входит в нашу жизнь, что не стоит уже вопрос выбора – без цифровых технологий обойтись уже невозможно.

На кассе уже не рассчитают.

– Да. И если захочу отказаться от мобильного телефона, то в настоящее время это еще возможно, хотя и создаст огромное количество трудностей. Ведь даже когда я ходил заказывать очки в обычный магазин «Оптика», и то там при оформлении заказа просили: «Укажите Ваш мобильный телефон», то есть предполагается, что мобильный телефон непременно должен быть у каждого.

И правильно вы сказали: в любом магазине любая продукция оцифрована, поэтому невозможно приобрести даже пакет молока без штрих-кода. Что говорить: даже в церковных магазинах, когда мы покупаем даже духовную литературу, на многих изданиях присутствуют напечатанные штрих-коды – изначально издатели пользуются всей этой системой. Конечно же, это несет в себе пока не реальную, но потенциальную угрозу. Это настораживает.

Владыка, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, в частности, сказал: «Сейчас активно муссируется идея о QR-кодах для доступа в публичные учреждения. Конечно, храм не может, и, я надеюсь, никогда не станет тем местом, для посещения которого нужно какое-то уведомление государства. Никакого контроля здесь установить невозможно, это неэтично, аморально и напоминает нам времена, когда религиозная жизнь находилась под запретом». Он говорит о некоем цифровом тоталитаризме и просит оградить от этого людей. А как можно сейчас от этого оградить?

– Прежде всего, использование таких вещей должно носить исключительно добровольный характер – хотя бы так. Человеку не должно что-либо навязываться. И, например, когда речь идет о цифровых документах, например, о замене обычных паспортов паспортами с биометрическими данными, сам человек должен иметь возможность выбора.

А если, скажем, будут навязываться какие-то цифровые документы либо какие-то определенные цифровые технологии как нечто неотъемлемое, если не будет никакой альтернативы документам, и человек будет вынужден брать эти документы, потому что в настоящее время…

Есть такая пословица – «без бумажки мы букашки». Действительно, без паспорта никуда не пойдешь. Если в старые добрые советские времена у каждого человека паспорт хранился в дальнем-дальнем ящике стола, то в настоящее время без паспорта не выйдешь из дома. Поэтому, если жизнь человека станет невозможной без цифровых документов, он будет поставлен в некие условия необходимости.

Например, несколько лет назад для каждого человека вводились индивидуальные налоговые коды, номера, так называемый ИНН. Вроде бы было удобно, когда некая финансовая или налоговая система приводилась в такой системный характер. Но верующих людей возмутило, что номер присваивался не документу (на наших паспортах, на пропусках – на любых документах номера есть, но это номер документа), а человеку: «Вот Ваш номер, Вас пронумеровали».

Это даже внешне выглядело как-то не очень красиво, когда человек, как в концлагере, получал номер. И уже был человек не Иваном, Анной или Матроной, а человеком 389-м или 2 686-м. На самом деле, это, конечно, унижает достоинство человека и не является чем-то необходимым. Тогда все-таки было принято решение, что человек, не желающий принимать ИНН, может не писать заявления – раньше этот номер не просто кем-то присваивался, но человек должен был сам написать заявление: «Прошу меня пронумеровать».

Церковь тогда выступила категорически против. Ныне покойный старец отец Иоанн (Крестьянкин) на возмущение и даже на страх многих верующих людей говорил: «Бояться не нужно, но просить мы ни у кого этот номер не будем. Мы не будем просить, чтобы нас пронумеровали. А если без нашего ведома кто-то что-то пронумерует, это, как говорится, дело не нашей совести».

Но при этом он призывал не пугаться этого, ведь Бог все равно все видит и все знает.

– Да. То, что в настоящее время было озвучено одним из сотрудников Московской Патриархии, аналогично решению, принятому на одном из заседаний Священного Синода ранее (по-моему, в 2000 году). Тогда Церковь выразила свою озабоченность непомерным использованием некоторых цифровых технологий и обратилась к правительству, к государству с правом предоставлять желающим альтернативную форму ведения документации.

До последнего времени пожелания по стороны Церкви чаще всего учитывались, но мы видим, что цифровые технологии, как спрут, все равно постепенно охватывают все большую и большую сферу жизни человека. Боюсь, что, рано или поздно, какое-то опротестовывание этой системы будет уже совершенно бессмысленным.

Недавно митрополит Онуфрий, глава Украинской Православной Церкви, в своем интервью сказал, что, к сожалению, мир входит в некую свою апокалиптическую эпоху. Это видно не только по неумеренному, непомерному использованию цифровых технологий, но и по проявлениям во всех других сферах жизни. Мы видим, как сила зла поднимает свой голос, разрушает единство Православия.

Орудием в руках антицерковных сил становятся некоторые Предстоятели Поместных Церквей – в частности, Константинопольский Патриарх, который, казалось бы, должен быть неким координатором православных людей, всех Поместных Православных Церквей в мире, признав украинских раскольников за легитимную Церковь, тем самым посеял зерна раскола, разделения в самом православном сообществе.

Мы видим, как в мире разрушаются веками сложившиеся традиционные институты семьи, брака, общества, что силы мировой закулисы направлены на разрушение национальных государств, и как политики, вставшие на защиту традиционных ценностей, убираются с политической арены самыми грязными методами.

Мы видели множество примеров, как такие люди шли к власти в некоторых странах Западной Европы. Помнится ситуация во Франции, в других странах, когда, видимо, используя те же цифровые технологии, узнав что-то из жизни людей, компрометировали их, полностью разрушая политическую карьеру. В результате посредством манипуляций при кажущейся видимости демократии, волеизъявления народа к власти приводился тот человек, которого народ, может быть, и не очень хотел.

Мы видим, что в этих, казалось бы, демократических государствах присутствует самая жесткая тоталитарная система, когда определенных людей приводит к власти не население этих стран, а мировая закулиса, преследующая свои цели и, рано или поздно, она встанет на службу злу, которое мы именуем антихристом.

Записали:
Игорь Лунёв
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс