Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1087) → Протоиерей Андрей Канев: Церковь. Каждое воскресенье – маленькая Пасха.

Протоиерей Андрей Канев: Церковь. Каждое воскресенье – маленькая Пасха.

№46 (1087) / 2 декабря ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №45 (1086) 2020

Продолжаем цикл огласительных бесед, необходимых, чтобы правильно подойти к теме борьбы со страстями: как перед операцией нужно сдать анализы, так и перед изучением борьбы со страстями нужно изучить основы веры.

Сегодня 24-я беседа, и мы поговорим о Церкви. На прошлой встрече мы говорили о Спасителе, и давайте беседу о Господе нашем логически свяжем с сегодняшней темой.

Повторим знания, которые вы имеете. Мы вспоминали, что Господь пострадал на Кресте. Это было не случайно, не просто так – это был Божий план по спасению людей. Он Сам принес Себя в Жертву за все человечество. Мы говорили об Искуплении – о том, что Господь Своими страданиями, Своей Кровью искупил наши грехи.

Богочеловек умер на Кресте. Это было в пятницу. Мы видим в Евангелии, как ученики, соблюдая еврейский обряд, второпях хоронят Спасителя: суббота – день покоя, этот день ничего такого не совершали. Они быстро похоронили Господа, не закончив обряд погребения. В субботу ученики, наверно, горевали, печалились, находились в очень тяжелом состоянии.

Мы в Евангелии читаем, как рано утром на следующий день после субботы (по-нашему – воскресенье) женщины, которые сопровождали Спасителя, взяли ароматы, необходимые для завершения погребения, и пошли к могиле Спасителя – она находилась недалеко от Голгофы. Один из учеников похоронил Спасителя в погребальной пещерке, которую приготовил для себя. Эти женщины первыми услышали, что Господь Воскрес.

Хотя Он много раз говорил ученикам о воскресении (в Евангелии мы это видим), но таково свойство духовной слепоты у нас, людей: когда нам что-то говорят, мы не усваиваем. Эта немощь была и у апостолов: Господь им говорил, но это не ложилось им ни на ум, ни на сердце. И вот на третий день Спаситель воскрес.

Часто задают вопрос: как отсчитать 3-й день? 1-й день – пятница, 2-й день – суббота, 3-й день – это воскресенье, Пасха.

Что происходит после воскресения?

Мы говорили, что Спаситель, соединенный Своей человеческой душой с Божеством, сходит в ад, разрушает это место и выводит из него праведников. Рай становится открытым.

Господь является ученикам – мы это видим в Евангелии, это утешительное, радостное чтение. Мы читаем об этом на Пасху. Каждое воскресенье (обратите внимание) мы вспоминаем об этом. Из всех 4-х Евангелий берется пасхальное чтение. В течение года мы повторяем это. Каждое воскресенье – маленькая Пасха.

40 дней Господь находится с учениками – является им, научает, просвещает их; об этом, хоть и кратко, замечательно говорится в Евангелии от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» – так много им дал Господь.

На 40-й день происходит вознесение Господа на Небо. В Символе веры мы говорим, что Господь сел одесную, то есть с правой стороны от Отца Небесного. Понятно, что по Божеству Своему Он от Отца Своего никуда не уходил, но тут происходит очень интересное дело.

Господь в 40-й день, на вознесение, показывает, что Он любит человека настолько, что, соединив человеческую природу с Божественной, от нее не отрекается, не относится к ней как к брошенной, ненужной одежде. Человеческая природа неразлучна с Божественной. Человеческую природу Господь возносит на Небо. По сути, возвращает в то место, где должен находиться человек: в рай, на Небеса. И Господь возносится, оставляя здесь учеников.

Почему Он не остается на земле? Из Евангелия мы должны знать: Господь говорит, что Ему нужно вознестись к Отцу Небесному и послать нам Духа Святого, исходящего от Отца. Это важное и обязательное условие: «Утешителя пошлю вам, Который наставит вас на всякую истину», – говорит Господь. И вот Он возносится на Небеса, как царь, который уезжает в столицу, чтобы царствовать, а не находится в какой-то одной деревне.

В первые годы моей церковной жизни, когда я читал в Евангелии, как Господь был с учениками, потом вознесся и апостолы радостные ушли, мне была непонятна эта радость. Думаешь: «Ну как так может быть? Они же Его потеряли!». Это, конечно, человеческое, немощное понимание, что объект твоей любви и заботы должен быть с тобой.

Господь остается Богом – и для всех на Небесах Он таким остается: обо всех заботится, всех знает, каждую секунду Божеством Своим прекрасно понимает, кто мы, чего хотим. Каждого человека направляет к спасению, если мы, конечно, услышим. Поэтому вознесение необходимо в плане спасения, Искупления человечества.

Господь заповедовал апостолам вместе собираться и быть в Иерусалиме. Они остаются там, ходят в храм. Первые христиане, апостолы, ходили на богослужение в Иерусалимский храм, проповедовали там о Спасителе.

Что происходит на 10-й день после вознесения и на 50-й день после Пасхи

Мы вспоминаем день Святой Троицы, или Пятидесятницы. Апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, совершали молитву, и на них сошел Дух Святой в образе огненных языков: при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Каждый апостол, Пресвятая Богородица получили освящающую благодать.

Этот праздник мы еще называем днем рождения Святой христианской Церкви. Дух Святой освящает апостолов и обогащает их настолько, что простые рыбаки начинают говорить на различных языках. После определенного времени бросают жребий и идут в то место, которое жребием определено, и проповедуют на языке тех людей, к которым пришли.

Говорить на языках – не самое главное. Главное то, что они начинают обладать Святым Духом. Благодать Святого Духа становится такой, что апостол Петр выходит к иудеям, которые 50 дней назад распяли Христа, и так проповедует, что несколько тысяч принимают Крещение, веру во Христа и становятся первыми христианами – вот в этом благодатность апостола.

Но можно говорить правильные вещи так, что тебя никто не послушает. А они говорили от сердца, по-настоящему. Причем все апостолы, кроме Иоанна Богослова, доказали верность Христу своей смертью – пошли на казнь, ничего не боялись, проповедовали до последнего своего вздоха. Это говорит как раз о благодатности их дел.

Что начинают делать апостолы? Вы можете это прочитать в Деяниях святых апостолов – я не буду сейчас подробно рассказывать. Апостолы расходятся, проповедуют и начинают основывать местные Церкви, и Церкви умножаются.

Начинает расти христианская Церковь

Нужно, чтобы вы понимали, братья и сестры, взаимосвязь этих событий в году. Бывает так, что человек думает: сегодня Вознесение, а с чем оно связано? Или: сегодня Троица, надо веточки березки принести домой.

Давайте будем жить ближе к Евангелию. Эти дни между собой тесно связаны евангельской логикой событий, евангельской правдой: вначале Крест, Великая Пятница, страдания Спасителя, потом Пасха, и от Пасхи отсчитываем 40 дней до Вознесения, и между Вознесением и Пятидесятницей – 10 дней.

В Ветхом Завете мы найдем прообраз этих событий. Когда пророк Моисей выводит из Египта евреев и переводит их через Красное море, этот переход по-древнееврейски называется «пасха». Мы тоже Воскресение Христово называем Пасхой. На 50-й день пророк Моисей получает Закон. Поэтому праздник пятидесятницы мы можем встретить в Ветхом Завете. Но там праздновалось одно, а мы празднуем другое. Если там получили заповеди о том, что делать, то в Новом Завете мы получаем не просто текст, а действие Святого Духа, Который, как Господь сказал, нас наставит на всякую истину.

Церковь начинает быть не просто организацией людей, которая получила какую-то инструкцию в жизни, а наполняется благодатью Святого Духа, Святой Дух начинает действовать в Церкви. Закон уже другой: не отменяется написанный Закон, но главное, что действие благодати начинает проявляться у нас на земле.

Давайте поговорим о нашей Православной Церкви. Она делится на две Церкви – земную и Небесную. Возглавляет нашу земную Церковь Господь Иисус Христос – Он Глава Церкви: не патриархи, не епископы, не наши любимые батюшки, а Господь возглавляет Церковь. Мы с вами должны это понимать.

Небесная Церковь представлена святыми. Какими? Это святые ангелы, святые люди. Их очень много – я верю, что за 2000 лет существования христианства очень многие люди достигли святости не только в плане чудотворения, прозорливости. Под святостью мы должны здесь понимать то, что за веру, покаяние Господь их помиловал и взял в Царство Божие.

Пресвятая Богородица, ангелы, Архангелы, другие ангельские силы и множество православных христиан, которых Господь помиловал, – это Церковь Небесная. Она напрямую связана с Церковью земной. Земная Церковь еще называется Церковью воинствующей. С кем она воинствует? Не с инакомыслящими, еретиками, представителями других религий. Церковь воинствует с грехом, со страстями.

У нее есть свое устройство: мы знаем, что в Церкви существует иерархия священства – без нее невозможно существование Церкви на земле, как и без Божия народа невозможно существовать. Все едино: не надо думать, что у нас духовенство оторвано от людей, – вовсе нет.

У нас есть епископы – это священнослужители, которых Господь ставит для управления какой-то Поместной Церковью, митрополией, епархией. Какие у нас бывают епископы? Епископы, архиепископы, митрополиты. Патриарх – один из первых епископов. У нас нет отдельного чина: патриархи – это епископы, которые поставлены Церковью и Богом представлять Церковь, предстоять перед Богом и молиться за всю Церковь, решать дипломатические вопросы.

Священники являются доверенными лицами епископов, доверяющих им совершение таинств. Священник не самостоятельная фигура: он выполняет поручения епископа. Мы должны хорошо понимать, что мы любим и уважаем нашего приходского священника, но он – представитель епископа. Это важно понимать, ибо бывают неприятности. (В Екатеринбургской епархии мы сейчас переживаем такой сложный период, когда из-за «любви» к своему священнику человек легко порывает с Церковью. Он так любит священника, что все тысячелетнее учение Церкви о самой Церкви уже не важно, иерархия не важна – важно, что он священника любит, а что тот в раскол впал, не важно: важно эмоциональное отношение. Это очень плохо.)

Мы должны понимать, что только иерархия называется Церковью. Диаконы – помощники священников. У них очень важная богослужебная функция – помогать.

В процентном соотношении Божий народ огромен, а священнослужителей меньше, но тут мы тоже должны понимать правильность Евангельского отношения к священнослужителям.

Христос сказал: «Кто хочет быть главным, пусть будет всем слуга, кто хочет быть старшим, пусть будет всем раб». Исходя из этого мы должны понимать, что не люди – рабы священников, а священники – рабы народа, слуги народа, и чем выше стоит человек в иерархии Церкви Христовой, тем он меньше себе принадлежит, а должен служить другим. (Мы говорим об идеале. Иногда у нас алтарник – такой барин, что к нему не подойдешь. Это человеческие немощи, мы не про них сейчас говорим.)

Если мыслить по-Евангельски, то сначала народ, потом диаконы, священники, епископы и патриарх – и это ему не унижение. Я думаю, любой православный патриарх понимает свою роль в этой Евангельской иерархии ценностей – раз Бог поставил его на такое страшное служение, то он сам раб всех людей и слуга.

Обе части Церкви – Небесная и земная – между собой связаны

Господь управляет всем, и святые в этом участвуют. Господь хочет, чтобы святые люди, ангелы, наши благочестивые предки, которые не попали в святцы, но стали жителями Царства Божия, молились за нас, грешников, немощных христиан, которые приходят в церковь, за священнослужителей.

Господь через апостолов сказал: «Молитесь друг за друга». Мы можем обращаться к святым, которые не сами решают проблемы, а тоже молятся Господу, ибо мы все Единая Церковь – единый организм.

Есть такое интересное выражение: Церковь – это Богочеловеческий организм. Господь – Глава, а мы все с вами члены Православной Церкви. Как клеточки в нашем организме, так и мы являемся частичками Тела Христова – Церкви. Поэтому мы имеем возможность обращаться к святым. Господь дает им возможность слышать нас, молиться и быть ходатаями о нас: Он так хочет – чтобы все друг о друге заботились. Поэтому святые непрестанно о нас молятся. Мы в их лице получаем помощников.

Эти люди прожили святую, благодатную жизнь – мы можем увидеть в житиях святых, как у них проявлялась святость в жизни. Господь не просто принимал их молитвы, покаяние, но даже тела их становились пропитанными благодатью Святого Духа. К их нетленным мощам мы можем приезжать в храмы, монастыри, и молиться перед мощами святому человеку, тело которого стало нетленным, чтобы он помолился о нас. Мы знаем, что множество людей получает такую благодатную помощь.

Давайте рассмотрим, какова наша Церковь

Мы в Символе веры говорим: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Единая – означает, что одна: других Церквей у нас нет – Господь Иисус Христос основал только одну Церковь. На сегодня эта Церковь – Православная. Именно она сохранила во всей полноте веру святых отцов, Вселенских Соборов, которую мы с вами изучаем, знаем. Это не какая-то церковь, которая должна быть составлена из каких-то других организаций, называющих себя христианскими. Нет, речь идет о Соборной Апостольской Церкви. Эта Церковь может оказаться такой, что если все (не дай Бог) уйдут в ересь, раскол и останется епископ, дьякон и один человек, то это будет Святая Соборная и Апостольская Церковь. Единственная и неповторимая.

Посмотрев на меня, вы можете сказать: «Какой он святой? Он болтун. Болтает о хороших вещах, а сам этого не делает», и будете правы. Сейчас в интернете какой только грязи нет про священников и Церковь: «все ошибаются, делают грехи». Но в чем святость Церкви? Святость не от священника в храме, не от Святейшего Патриарха, епископа, митрополита или от вас, братья и сестры. Святость в нашей Церкви от Господа: Он – Источник всякой святости. Он освящает, посылает благодать кающемуся христианину. Церковь Святая от Господа, ибо Он – ее Глава.

Соборная – слово очень сложное, оно содержит в себе много смыслов. Один из оттенков его – это то, что она всеобщая. Наша Православная Церковь – для всех. Это не узконациональная религия на какой-то одной территории: Православие – для всех, оно всемирное. Мы знаем, что православные есть и в Японии, и в Китае, и в Африке, и в Америке – на всех континентах, во многих странах. Есть такой фильм «Планета православия» – там интересно представлены Православные Церкви различных стран.

Соборная – и потому, что она имеет полноту учения, благодати, чтобы каждый человек, который приходит в Церковь, имел возможность спастись. Это и всеобщность – всеобщий доступ к спасению, имеющийся в Церкви, и богатство благодатных даров, которые есть в Церкви.

Некоторые люди понимают соборность как наличие Святых Соборов, но Соборы больше относятся к такому качеству Церкви, как Апостольская: то, что нужно вместе собираться и что-то решать, не совсем к слову «соборность» относится. Соборность больше относится к всеобщности, полноте благодатных даров и возможности спасения независимо от места, национальности, образования. Любой человек в любом месте может прийти в Церковь и получить полноту благодати, вероучения и истины.

Наша Церковь Апостольская потому, что она напрямую происходит от апостолов: апостолы рукоположили епископов, и епископы стали продолжать рукополагать. (Это таинство, при котором христианин посвящается в священную степень, и цепочка передачи, рукоположения до сих пор у нас есть.)

Любого епископа (не только Русской Православной Церкви, а любой) кто-то законно рукополагал. И если бы у нас были исторические документы, то мы бы смогли от нашего правящего архиерея митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла провести цепочку к одному из апостолов за 2000 лет назад – это тоже признак Апостольской Церкви. Сохранение апостольской веры относится к Апостольской Церкви.

Сегодня мы вкратце рассмотрели важные вопросы устроения Церкви. В следующий раз, Бог даст, поговорим тоже о Церкви, но уже о церковных таинствах: как они проявляются, что такое благодать.

Благодарю вас, братья и сестры, за терпение, внимание к нашей передаче – и особенно хочется поблагодарить телезрителей, присылающих отзывы на электронный адрес, который возникает на нашем экране: kanev@tv-soyuz.ru : вопросы сложные, и мне важно понимать, доступно ли я рассказываю. Может, нужно о чем-то подробно поговорить. Спасибо, что вы откликаетесь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс