Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1084) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание святых

Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание святых

№43 (1084) / 9 ноября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№42 (1083) 2020

Продолжаем «Огласительные беседы» и сегодня будем говорить о почитании святых.

Прошлая передача была посвящена почитанию Матери Божией: мы говорили, что Богородица – наша Заступница, Помощница, Хранительница и Покровительница, поэтому православные люди благочестно почитают Царицу Небесную и просят Ее всесильной помощи и ходатайства у Престола Божия.

Вместе с Богородицей почитается великий сонм угодников Божиих, которые были прославлены в лике святых за добродетельную жизнь. Они говорят нам о существовании не только земной, но и Небесной Церкви – не только воинствующей, но и торжествующей.

Когда совершается Божественная литургия, Церковь объединяется. В центре иконостаса – наш Божественный Спаситель, справа от Него – Матерь Божия в молитвенном стоянии перед Своим Сыном, а слева – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн (чин называется «деисус» – «моление»). Все святые угодники Божии изображены на иконостасе ликами к центру: они обращаются в молитве к нашему Спасителю.

Если святые изображены на стенах, то их взоры также обращены к центру иконостаса – к Божественному Спасителю. В храме молятся не только пришедшие люди, но и торжествующая Церковь: все святые – это свидетельство, что угодники Божии не только были молитвенниками за нас, грешных и недостойных, пребывая на земле, но молятся за нас и в Царствии Небесном, усиливая нашу молитву. Великая милость Божия, что у нас есть друзья, ходатаи, которых Господь особо слышит! Они достигли состояния, когда имеют право стоять у Престола Божия и возопить вместе с ангелами и архангелами за каждого из нас.

Господь очень часто отвращает Свое Лицо от нас: мы недостойные, грешные – не можем приблизиться к Нему, не приносим достойных плодов покаяния, исправления своей жизни.

Святые угодники Божии заслужили право находиться рядом с Господом за счет подвига, который они понесли в течение земной жизни, страданий, борьбы со страстями и похотями, одолевавшими их. Главными для них были любовь к Богу, ближним и добродетельная жизнь. Когда оскудевали любовь и добрые дела, люди шли в святые обители, где получали обилие благодати Божией.

Церковь предписывает нам почитать святых угодников Божиих, научаться от них: она с помощью икон передает их образ, чтобы мы дружили с ними, ибо Господь подает благодать через святых, которые молятся за нас: она исходит от Него, а не от угодников Божиих, но они – наши ходатаи, друзья.

Святые помогают нам в трудных обстоятельствах жизни (болезнях, скорбях), они молятся за нас, желая каждому спасения. Откуда у них такая благодать, сила? Как можно объяснить, почему Бог дает им такую любовь, свободу, чтобы помогать нам? Господь и в вечности никого не контролирует. Святые вымаливают у Бога благодать, которую Он направляет тому, кто нуждается в помощи и утешении.

Святые отцы говорят, что угодники Божии победили страсти и похоти, поэтому у них появились свобода, любовь и сила, которые они направляют на обращающегося к ним в молитвенном порыве человека. Мы растрачиваем себя на удовлетворение одолевающих нас страстей, поэтому многое у нас не получается.

Когда зародилось почитание святых угодников Божиих? Апостол и евангелист Лука описывает в Книге Деяний жизнь апостолов, первых мучеников, их проповедь. Многие подвижники благочестия (Киприан Карфагенский, Климент Римский и другие) говорили, что необходимо записывать жития святых. В древнем повествовании о мученике Евстратии даже определено чтение житий святых после прочтения Псалтири за богослужением, ибо их жизненный путь очень поучителен: святые показывают нам пример духовной жизни. В Церкви есть разные чины угодников Божиих.

Апостолы, ученики нашего Спасителя, проповедовали слово Божественной истины о Воскресшем Христе по всему миру, и есть равноапостольный чин, куда входят мужи и жены, которые, не будучи апостолами, повторяли (и повторяют даже до сегодняшнего дня) их подвиг, проповедуя о воскресшем Христе, силе и благодати святого православия, о духовной жизни, что приводит человека к бессмертию.

Есть святительский чин: епископы, достигшие святости в несении нелегкого креста служения Церкви Христовой через совершение таинств Божиих и управление всеми слоями Церкви.

Есть чин мучеников: жен и мужей, о которых рассказывается с первых времен христианства. Киприан Карфагенский, Климент Римский записывали информацию о жизни мучеников, призывали описывать их страдания и подвиги, чтобы сохранить жизнеописания святых. Мученики, первым из которых был архидиакон Стефан, ни на что не взирая, свидетельствовали о своей вере – Воскресшем Христе. Сейчас много христиан страдает в разных странах: подсчитано, что каждые несколько минут новый мученик отдает свою жизнь за Христа – это особенно часто происходит в странах, где христианство это не государственная религия. Принимаются новые законы, ущемляющие права христиан.

Есть преподобные мужи и жены – они приняли монашеский постриг, и многие из них стали святыми, ибо прославляли Господа, жили, как ангелы: ангелы не имеют плоти, поэтому ничего страстного не делают. Преподобные уподоблялись ангелам, потому что боролись со страстями и побеждали их – человеческое естество невозможно победить, но привязанности человек победить может. (Преподобный Феодосий Печерский вставал, выходил днем на знойное солнце, чтобы победить в себе привязанность ко сну, ночью шел на болото, где было много мошек и комаров. Так он проводил несколько суток, а затем падал замертво и засыпал со словами: «Я победил тебя, сон! Но я не могу победить человеческое естество» – он не мог победить человеческую природу.) Побеждая страсти, святые становятся подобными Господу. Это подобие выражается в том, что они светятся: благодать через свечение их лиц показывает, какого состояния они достигли в своей жизни.

Следующий чин святых угодников Божиих – благоверные цари и царицы, князья и княгини, которые имели высокое положение, но всегда стремились к Господу. Дмитрий Донской являлся совестью своего народа, то есть не народ обличал правителя, как сейчас происходит во всем мире, а люди обличались святостью жизни своего благоверного Великого князя.

Мы удивляемся нашим Царственным Страстотерпцам – их подвигу, любви к нашему Отечеству, их бесстрастию, молитвенному предстательству за землю русскую. Они не захотели покинуть нашу землю ни своей плотью, ни своей душой, молятся за нас и являются нашими помощниками.

Среди святых есть Христа ради юродивые и блаженные, которые служат Богу, невзирая на сложности жизни. Они принимают на себя образ юродства, отказываясь от человеческого разума, чтобы ничто внешнее их не отвлекало от Бога. Несмотря на поношения, они идут за Господом. Апостол Павел сказал о них: те, которых весь мир не был достоин!

В литургической жизни каждый день празднуется память какого-то святого или нескольких святых – это его (или их) день рождения: восхождения к вечности или принятия монашеского подвига.

Мы любим святых, видим их иконы, живо с ними общаемся. Перед нами – живые образы. Любая фотография – это не фотобумага, которой мы поклоняемся, а образ наших близких. Поэтому лобзая фото мы лобзаем своих родных – близких людей, дорогих нашему сердцу, а прикладываясь к иконе, лобзаем святых, которых любим.

Они много раз являли свою милость к нам, участвуя в нашей жизни. Мы можем знать своего небесного покровителя, память которого Церковь празднует в тот или иной день: святые были канонизированы, но не все имена угодников Божиих открыты нам. Церковь охватывает их всех своей любовью в праздник всех святых, который отмечается раз в год.

Написаны жития многих мучеников, исповедников, преподобных отцов, подвижников – мы знаем об основателе западного монашества преподобном Венедикте Нурсийском, Антонии Великом, Феодосии Великом. Жизнеописания создавались, чтобы каждый знал ценность христианского пути: как святые заканчивали свою жизнь и какой награды их удостаивал Господь.

Жития святых писались на разных языках – были и наши описатели жизни угодников Божиих: писали Четьи Минеи и святитель Димитрий Ростовский, и митрополит Макарий – целые тома написаны о жизни святых, где перед нами открывается духовный мир этих людей, особый путь, который вел их в Царство Небесное.

Очень плохо, что сейчас редко читают эти жизнеописания (даже в церковных семьях). Раньше детей воспитывали на чтении житий святых. Не было телевизоров, интернета, магнитофонов, смартфонов. Сейчас едешь на машине – что такое? Почему затор? В чем дело? Оказывается, кто-то из водителей не может держать скорость в потоке, потому что у него зазвонил телефон, ему звонит слон!

Люди, переходя дорогу, прямо под колеса бросаются. Почему? Не слышат, что едет машина: там – наушники, тут – телефон. Это, конечно, действие врага рода человеческого, который хочет увести нас от спасения: он готов занять человека чем угодно, только не Божиим делом.

Наши предки понимали важность чтения житий святых. Благочестивые мамы всегда читали их своим детям – ребятишки узнавали о духовном подвиге угодников Божиих, улыбались, плакали от умиления, удивлялись стойкости святых. Многие, вырастая, связывали свой жизненный путь со Христом: становились священнослужителями, регентами – они не могли принять другого пути.

Духовная связь со святыми дает нам возможность избежать многих скорбей, бед и страданий. Каждый из нас выбирает святого: кто-то – своего Небесного покровителя, кто-то – святителя Николая, преподобного Серафима, преподобную Евфросинию Московскую. В молитве мы начинаем чувствовать близость святого, теплоту общения с ним и взаимность, когда он начинает помогать, сохранять, предупреждать о сложных ситуациях нашей жизни. Очень важно любить святых и дружить с ними.

Следующую нашу беседу мы посвятим молитве об умерших. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс