Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1082) → Протоиерей Андрей Канев: Предвечный Совет. Почему нельзя просто взять и спасти грешников?

Протоиерей Андрей Канев: Предвечный Совет. Почему нельзя просто взять и спасти грешников?

№41 (1082) / 1 ноября ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №40 (1081) 2020

Если мы хотим разобраться в борьбе со страстями, в вопросах практики духовной жизни, молитвы, то обязательно должны начинать с обсуждения – с огласительных бесед: с простых, но важных для спасения вещей, чтобы не было недочетов в знаниях. Допустим, человек изучает правила дорожного движения – что-то недоучил, а потом говорит: «Ладно, это теория, главное – практика, знать, какие педали нажимать, куда ехать». Ну, поедешь, а правила не знаешь, куда-нибудь врежешься – не дай Бог, повредишься или кого-то повредишь? Поэтому огласительные вопросы обязательно нужно знать.

Сегодня у нас 19-я беседа: «Предвечный Совет Пресвятой Троицы». Давайте обсудим, что это такое. Тема, которую мы должны с вами снова обсудить, – «Адам согрешил». Он согрешил, факт случился, плоды грехопадения мы обсуждали (может быть, поверхностно, поэтому я вам предлагал литературу, почитайте: очень важно эту тему глубоко понять). Адам согрешил, стал страстным, стал пленником сатаны и ада.

Мы уже говорили, почему мучается человек, от чего происходят его мучения.

Что и кто мучает человека? Вы, наверное, знаете, что такое ломка наркомана, у которого уже огромный стаж (на это страшно смотреть), какие бывают мучения от того, что у человека тайная страсть (любая). Человек мучается, пока не насытится, но страсть имеет такое свойство: если ты сегодня ее подкормил, то завтра или через какое-то время она будет еще больше тревожить – это закон. И получается так: оставь человека в ломке – это и будет вечное мучение. Еще раз напомню: не потому, что Бог хочет нас мучить и получает от этого наслаждение, вовсе нет – Он сострадает падшему человечеству в любом случае.

Почему нельзя просто взять и спасти грешников? Это тоже одно из ложных учений, повторяющееся и в современности, особенно у людей, которые имеют какие-то духовные степени, учат других, но делают страшные ляпы – якобы «возможно воскресение и спасение всех – и бесов, и грешников)», что «Бог любвеобильный – взял и всех воскресил»: это ложное учение было отвергнуто на одном из Вселенских Соборов – это очень серьезно. И когда современные писатели об этом публикуют книги, в лекциях говорят – это край, за которым только погибель. Так нельзя думать не потому, что Богу жалко так сделать.

Зачем Он пошел на Крест? Взял бы и с Небес всех спас, сразу исправил. Почему-то надо было воплощаться Сыну Божию, на крест идти, мучиться, умирать, воскресать, оставлять на земле христианскую Церковь, такую «нечеловеколюбивую», которая говорит, что надо поститься, трудиться, бороться со страстями, молиться, что-то с собой делать? Всех бы спасли сразу. Почему Библия не учит этому? Говорит, что есть два пути – широкий и узкий, и только узким путем можно достичь Царствия Божия. Нет, нравится так. Эти модернистские темы очень и очень опасные, мы должны это понимать.

Что мучает человека? Отцы учат нас, что благодать для кающегося и верующего живительна и животворна, а для грешника мучительна.

Я приводил такой пример. Представьте, в одной комнате навечно живут два человека: один другого любит, а другой первого ненавидит лютой ненавистью. И эта комната для одного будет местом рая, ибо он любит, а для другого – адом, ибо он, видя любовь к себе, всепрощение, мучается от этого, ему это неприятно. Одно и то же место может быть и адом, и раем. Так что Адам согрешил, это факт, в нем все исковеркалось, изменилось, испортилось, это мы уже прежде обсудили.

Что такое Предвечный Совет? Так обозначается решение Господа нашего перед сотворением человека. Почему этот Совет Предвечный? Если слово «предвечный» разобрать, то получится: «перед началом времени», «перед тем, как сотворить время». Господь не живет во времени – Он находится вне его. Время – это текучесть: секунды, минуты, часы, дни и так далее. Вечность – это когда уже нет никакой текучести. А Господь находится вообще вне времени, вне изменений, когда времени нет.

Перед тем как сотворить материальный мир, Господь решает в Себе: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему». Мы читали об этом в Библии – это как раз отражение темы Предвечного Совета, когда Господь говорит: «Я создам человека, дам ему Свои качества – в том числе и свободу, но он может отпасть – необязательно отпадет, но может это сделать». И что тогда? Тогда Господь решает Сам в Себе, определяет единой Своей волей, что если такое случится, то Господь Сам же и спасет человечество.

Надо еще определить слово «совет», чтобы оно не смущало. «Совет» у нас – это когда мы сидим и рассуждаем; у каждого свое мнение, каждый считает, что его мнение правильное, а другого неправильное, и весь совет превращается чуть ли не в склоку.

Здесь вовсе не так. «Совет» по-церковнославянски еще означает не просто совещание, а изъявление воли. У Господа все едино, единая воля – у Него нет конфликта в Самом Себе, у него есть выражение воли. Поэтому Бог планирует спасение человечества заранее (как если бы мы организовали детский лагерь с купанием и предполагаем, что могут понадобиться спасательные средства или спасатель, поэтому нанимаем человека, обучаем его, даем ему все, что нужно: если, не дай Бог, что случается, он тут же реагирует, достает пострадавшего из воды, медики приходят. Мы не рассчитываем, что обязательно так будет, но предполагаем, что такое возможно, и все готовим).

Господь сотворяет человека, Он не сотворяет какого-то подлеца, который сразу предаст – вовсе нет. Свобода – обоюдоострое оружие: если ты правильно им владеешь, оно защищает тебя, если неправильно – оно тебя ранит. Поэтому Господь предполагает, что такое может быть, не создает человека с каким-то недостатком, что тот непременно пойдет по этой дороге и согрешит.

Эта тема очень интересная – она отражена в одной из замечательных икон преподобного Андрея Рублева. Что на ней изображено? На ней мы видим трех Ангелов. Люди, знакомые с Ветхим Заветом, скажут: «Да, это ангелы, которые явились Аврааму, он принял их у себя».

Это все так, но, кроме этого, в чем духовной талант Андрея Рублева? Он изображает эту ветхозаветную картину – явление Пресвятой Троицы, но это не просто обед изображен, а Предвечный Совет.

Здесь очень много символов. Мы видим трех Ангелов, Они сидят за столиком. Центральный Ангел благословляет Чашу, которая стоит на столе. Что за Ангел и что за Чаша? Давайте посмотрим.

Если внимательно посмотрим, что в Чаше, увидим, что в ней находится голова теленка. Почему? Теленок был жертвенным животным в Ветхом Завете. Его было положено приносить в очищение грехов. Соответственно, Ангел благословляет Чашу с жертвенным животным. За Ангелами находятся тоже не случайно 3 объекта – здание, дерево и скала. Они обозначают качества Божии: здание – это домостроительство, дерево означает способность дарить жизнь, создавать ее, скала – постоянство, крепость, неизменность.

Ангелы символизируют три Лица Святой Троицы. Один Ангел символизирует Бога Отца, домостроителя. Почему? Остальные два Ангела склоняют перед Ним Свои головы. Центральный Ангел, Который благословляет Чашу, – это Сын Божий, Второе Лицо Троицы. Другой Ангел символизирует Духа Святого, от Отца исходящего. И эти самые объекты символизируют их качества: постоянство Божие, способность дарить жизнь и оживотворять, поддерживать домостроительство.

Почему один Ангел символизирует Сына Божия? Он здесь склоняет голову к тому Ангелу, Который символизирует Бога Отца, соглашаясь с тем, что Он и станет Жертвой. И стол – не просто стол: этот квадратик обозначает, что это жертвенник. Очень символически выходит, что Дух Святой соглашается содействовать этому удивительному делу ради человека – тварного, ограниченного существа, – который может предать (а может и не предать). И если вдруг предаст, то Господь его не оставит, не бросит как какого-то «вредного» щенка, который надоел.

Нет, такого у Бога не бывает – Он постоянен, Он Животворец, Он Тот, Кто создает все и заботится о Своем творении. И поэтому Второе Лицо Троицы – Сын – соглашается, что Он будет той самой Жертвой, которая вновь примирит человека и Бога, искупит человека, вырвет его из плена смерти и ада.

Очень интересно, что и расположение фигур ангелов тоже изображает Чашу: фигура среднего Ангела находится в самой этой Чаше и является жертвенным Агнцем, Который приносит Себя в Жертву за людей. Это очень кратко.

Почитайте, есть исследования – эта икона говорит о Предвечном Совете. Нам с вами тоже нужно понимать, что спасение человека происходит не само по себе, не случайно, а потому, что Господь запланировал его еще задолго до сотворения человека, удивительного существа, которое может спокойно предать своего Творца.

Итак, мы изучаем тему Предвечного Совета.

Часто задается вопрос: знал ли Бог, что Адам согрешит? Давайте разберем тему предведения и предопределения. Что такое «предведение»? Еще раз повторим, что Господь находится вне времени (то есть не то что Он где-то в будущем или в прошлом и Его будущее не касается – нет), Он таков, что знает будущее, Он же Бог, Ему все возможно. И тут возникает такой вопрос: если Он знает, то тогда как? Все предопределено жестко в рамках Его решения – Он знает, что будет в будущем. Он определяет нам жесткие рамки или нет?

О будущем есть всего 2 мнения. Первого придерживаются суеверные люди, язычники: существует судьба. Что такое судьба? То, что уже предопределено: идет поезд на всех парах, но повернуть не может – и это как раз очень символично (почему, допустим, оккультисты, различные маги, язычники, те же астрологи считают возможным заниматься гаданиями? Они предполагают, что где-то эти рельсы уже есть, они прописаны, только можно заглянуть подальше, посмотреть и сказать: «Остановка будет такая – Екатеринбург». Поэтому возможны все эти манипуляции с гаданиями, люди верят, что судьба – что-то неизменное. Как говорится, на роду все написано – и это не изменить). Вот мнение язычников. У них есть судьба, они думают, что это эти самые рельсы.

Второе мнение – у нас с вами, христиан. Мы верим, что существует Промысл Божий о человеке, Господь заботится не только в глобальном смысле о человечестве, но о каждом человеке, и нет незначительных людей для Бога – каждый важен. Но у каждого человека есть свобода – и как совместить Промысл и свободу? А так, братья и сестры: стоит человек на развилке – можно пойти направо, можно налево – все зависит от тебя.

Господь не устраивает рельсы каждому человеку, иначе до безумия можно дойти (чем занимались некоторые протестантские лидеры): ты родился – и уже предопределено, что спасешься; и нормально, живи весело. А кому-то предопределено, что он не спасется, – и сколько бы ты ни дергался, ни пытался из себя изображать верующего христианина, у тебя ничего не получится…. Это неправильно, братья и сестры: неправильно думать, что Богом определено все человеку до последней точки, до последнего шага. Промысл предполагает уважение к свободе человека. Предведение – знание будущего – не подталкивает человека следовать тем или иным путем, как паровоз тянет вагоны.

Давайте представим, что мы с вами на машине проехали и туда, и сюда – и знаем, куда все дороги ведут. А какой-то человек не знает. Поэтому, если он повернет направо, допустим, приедет в Екатеринбург: эта дорога приведет туда. А если он повернет налево, приедет в Нижний Тагил. Куда поехать, ему выбирать, – но куда бы он ни поехал, мы знаем точку, куда он прибудет. Не сложно? Нет.

Вот так же сочетается тема Промысла Божия, заботы Бога о человеке, предведения Божия (то есть Он знает, что будет, если ты придешь сюда или туда – уважает свободу человека).

Еще раз скажем: в течение жизни Господь многократно всем нам дает возможность понять и ощутить эту развилку, если мы хотим. Для того и даны заповеди. Ведь что это за тропинка такая? Тут дело не в том, чтобы в Екатеринбург или Нижний Тагил приехать: тропинки – наши правильные и неправильные решения. Я не выбрал 10 расходящихся тропинок, потому что наша свобода касается только важного выбора: к Богу идти или от Него, грех или добродетель – вот где действие свободы.

А когда мы это будем делать? Когда мы с вами будем понимать, как правильно и как неправильно. И если христианин не понимает, что хорошо, а что плохо, он и идет как попало, куда глаза глядят, и делает грехи. А если христианин начинает разбираться в Священном Писании, в основах веры, знает заповеди, тогда можно ощутить эту тропинку. Страсть тебе говорит: «Иди туда, сделай», а ум человека уже настроен, он говорит: «Нет, это грех – это я делать не буду». Если мы скажем, что Бог, как паровоз, всех тащит по рельсам (и не свернуть), то скажем: «Бог хотел, чтобы мы согрешили». Но это безумие: так нельзя думать – Бог не хочет, чтобы мы грешили; это полная ерунда. Господь дает нам возможность выбирать – мы всегда на развилках стоим.

Мы можем сказать: а как же человек неверующий? Да, он сегодня может быть неверующим, но Господь по Своему Промыслу ставит очень часто человека перед выбором, научает каким-то жизненным опытом – заботится о каждом: стучится в сердце человека. Сегодня он неверующий (а завтра – верующий, он Христа нашел), и это не означает, что он, как паровоз, мчится, а там – обрыв, агония и вечные мучения. Каждый раз каждому человеку дается выбор многократно, ибо Господь о каждом заботится. Промысл и свобода предведения – темы, которые между собой не конфликтуют: они между собой очень тесно связаны именно тем, что Господь дает нам возможность выбирать, предлагая этот самый выбор – и зная, чем он закончится.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за ваше терпение, за отзывы, которые вы присылаете, за вопросы. Мы вместе с вами создаем нашу передачу, и я ваши вопросы использую для ответов, кому-то пишу лично (кому сразу не написал, прошу прощения, найду время – обязательно это сделаю). Желаю вам Божией помощи. Если будут вопросы, милости просим написать на электронный адрес kanev@tv-soyuz.ru . Спаси вас Господь, братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Елена Кузоро
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс