Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1082) → Разве можно представить мир без веры, надежды и любви?

Разве можно представить мир без веры, надежды и любви?

№41 (1082) / 1 ноября ‘20

Размышление

Очень многие вокруг живут со стойким убеждением, что им кто-то очень сильно и по гроб должен. Именно поэтому ничего не делают, всем недовольны и вечно ноют. Приходят в церковь и там продолжают делать то же самое – то есть ничего не делать: искренне сидят и ждут, что Бог каким-то неведомым способом решит все их проблемы. Но так не бывает.

Должен

Порой слышишь: священник должен, Церковь должна, Бог должен… И дальше обычно много красивых, иногда правильных и в чем-то справедливых, наверное, слов, суть которых перечеркивает их смысл. Смысл такой: «У меня работы нет, сижу в грязи по уши, ничего делать не желаю, дети меня не слушаются, скоро бандитами станут, ведь я ни минуты ими не занимался и не собираюсь – сижу, палец о палец ударить не желаю и вспоминаю, кто мне чего должен. Вот взять детей. Ребенок с пути доброго сбился, кто виноват? Конечно, священник, который его крестил: мы ребенка в храм принесли – такую милость лично Богу оказали, а сейчас ребенок в церковь не ходит и вообще непонятно чем занимается, сутками сидит в социальных сетях, ничего дома не делает, учебу забросил… Кто виноват? Понятное дело – священник».

Правда ведь, смешно звучит? На самом деле же очень многие вокруг живут со стойким убеждением, что им кто-то очень сильно и по гроб должен. Именно поэтому ничего не делают, всем недовольны и вечно ноют. Приходят в церковь и там продолжают делать то же самое – то есть ничего не делать: искренне сидят и ждут, что Бог каким-то неведомым способом решит все их проблемы. Но так не бывает. Как говорил кот Матроскин из известного мультфильма про Простоквашино, чтобы что-то купить, надо что-то продать, а у нас для этого денег нет. А деньги надо просто зарабатывать, с неба они не падают. И Царство Божие, как сказал Господь, силой берется, то есть надо для этого потрудиться – иначе никак. С понимания того, что ты сам должен брать в руки свою жизнь и нести за нее ответственность и начинается вообще жизнь в Церкви, и любая духовная жизнь. Некоторые на этом ломаются: «Как так сам – а Бог зачем, Церковь, батюшки? Ну нет, я не согласен». И уходят смотреть бесконечные сериалы, ток-шоу, сплетничать – и ругать Церковь, которая о них не заботится. Смешно? Но так бывает.

Не надо путать инфантилизм и священное бездействие

В современной церковной жизни встречается явление инфантилизма – нежелание брать ответственность за свою жизнь. Делать это в церковной среде удобнее всего. Если в обычной жизни, потеряв работу, попав в трудные житейские обстоятельства, человек, вместо того чтобы браться за любые предложения (работать грузчиком, разносить газеты, пиццу возить, делать вообще что угодно, лишь бы семья не сидела голодной), станет каждый день с утра как по будильнику на целый день уходить гулять в парке или сидеть в библиотеке, то его близкие через какое-то время станут бить тревогу и в конце концов наверняка вызовут врачей: для взрослого человека такое поведение ненормальное и говорит о каких-то серьезных психологических проблемах.

Но если потерявший работу человек станет с утра до вечера ходить не в библиотеку или парк, а в храм, где тепло, сухо, сердобольные люди всегда накормят, такое поведение может вполне себе сойти и за духовность. Помню, встречал таких: человек приходит в храм чуть ли не раньше священников, службы все и молебны стоит как солдат, будь его воля – вообще из храма не уйдет. Можно было бы порадоваться такому благочестию, если бы в это время у него дома не сидели голодные дети, о которых он совершенно не заботится. Сердобольные простодушные бабушки спрашивают, почему он не идет работать, а тот спокойно отвечает, что «Бог обо всем позаботится – главное ведь что? Спасаться». Попробуй скажи такому «иди работай»: «Нет, – скажет, – это искушение». Враг мешает ему спасаться. И все – спрятался в домике: кому не нравится – до свидания.

Понятно, что в основе такого поведения лежит гордыня, когда человек искренне считает себя достойным, чтобы Господь за него решал все его проблемы: «Я молюсь, пощусь, поклоны кладу, все пальцы о четки стер, из храма не вылезаю – чего еще надо? Спасаюсь. А то, что дома голодная семья, счета за квартиру неоплаченные – так это Господь управит».

Есть другое, с виду похожее поведение, а на деле совершенно ему противоположное. Священное бездействие, которое мы видим в святых родителях Пресвятой Богородицы праведных Иоакиме и Анне: Господь долго не посылал этим праведным, благочестивым людям детей, хотя они были достойны этого больше, чем кто-либо. В Древнем Израиле бездетность считалась признаком не чести, а каких-то тяжких грехов, за которые Господь наказывал, не давая потомство. Внешне, на первый взгляд, они ничего вроде не делали, чтобы у них были дети – они жили жизнью благочестивой и достойной, смиренно несли свой крест, доверяя свою жизнь Богу. Имея тучные стада и большие пастбища, жили лишь на треть доходов, остальное жертвуя на храм и раздавая нуждающимся. Однажды Иоаким отправился в Иерусалимский храм принести по иудейскому обычаю жертву, но первосвященник не принял ее, прямо обвинив в тайных пороках. Тогда тот отправился в пустыню и, постясь 40 дней, скорбел в рыданиях, недоумевая и молясь Богу. В это время его благочестивая, праведная жена Анна оправдывала его, обвиняя себя, считая достойной всякого наказания и жалея своего праведного мужа. Как мы знаем, их вера была вознаграждена – уже в преклонном возрасте престарелым родителям Господь подарил Дочь – Пресвятую Богородицу Деву Марию, будущую Мать Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа.

Про веру, надежду и любовь в нашей жизни

Когда Церковь праздновала день памяти Веры, Наде-жды, Любови и матери их святой Софии, в социальных сетях все друг друга поздравляли, особенно именинниц, носящих эти имена, ставили иконки со святыми к себе на стену. Еще бы: эти имена давно стали нарицательными, слились с нашей жизнью. Разве можно представить мир без веры, надежды и любви? Но, как грустно заметил один знакомый батюшка, горько и страшно слышать от прихожанки Веры, что веры она не имеет, а от Любови рассуждение, что она никого не может любить, кто рядом: они все «змеи подколодные». А потом подойдет Надежда и долго убеждает его, что «все в жизни пропало, Бог ей не помогает и надежды в сердце не осталось». А София вообще на службу не приходит: она всегда занята – дел у нее по горло, некогда в храм ходить.

Сегодня, к сожалению, часто людьми управляют не вера, надежда, любовь, а эгоизм, зависть и порок. К счастью, еще таких имен нашим детям мы пока не даем, но порой ведем себя так, что, кажется, дело осталось только за малым.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-dolzhen;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ne-nado-putat-infantilizm-i-svyaschennoe-bezdeystvie;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-veru-nadezhdu-i-lyubov-v-nashey-zhizni

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс