Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1080) → Если не быть христианином, сохранить счастливый брак почти невозможно

Если не быть христианином, сохранить счастливый брак почти невозможно

№39 (1080) / 12 октября ‘20

Размышление

Когда на уровне желаний и хотений, на уровне даже мыслей ставишь дела семьи и близких выше своих, часто совсем не хочется делать что-то дома; искренне кажется, что у тебя есть множество дел поважнее. Но ты спокойно останавливаешься и говоришь: постой-ка, дела делами, семья – главное. А потом идешь и делаешь.

Пьяный грех начинается с пустой души

В одном древнем патерике есть поучительная история, как одному египетскому пустыннику досаждал бес. Когда подвижник уже изнемогал от борьбы, бес явился ему видимым образом и сказал, что не будет его искушать, если тот совершит один из трех грехов, которые бес ему предложит на выбор: убийство, блуд или пьянство. Монах подумал и согласился, а потом стал размышлять. Человека убить? Страшно, смертный грех. Блуд? Стыдно. А вот упиться один раз – кажется, небольшой грех: протрезвел – и снова на молитву. После этого он взял свое рукоделие, пошел в город, там продал рукоделие и на вырученные деньги пришел в кабак, где упился вином. В кабаке к нему подсела бесстыдная прелюбодейная женщина; опьянев, он соблазнился, пошел к ней в дом и впал в блудный грех. Когда спал, с работы вернулся муж этой женщины, полез в драку. Монах схватил табуретку, ударил его по голове и случайно убил. Таким образом, впав в грех пьянства, он совершил все три греха и разрушил многолетние труды о своем спасении.

Как мы знаем, царь Ирод приказал убить святого праведного Иоанна Предтечу, когда был пьян: он напился, поддался чарам танца дочери своей любовницы и в пьяном угаре перед гостями клятвенно пообещал ей, что отдаст ей все, что она ни пожелает, хоть половину царства. А та пошла к матери, и Иродиада сказала дочери, чтобы она попросила голову Иоанна Предтечи на блюде: зачем ей полцарства, когда, управляя сластолюбивым царем, она может забрать себе все? А если Пророк Божий продолжит обличать царя, что он поступает богопротивно и незаконно, взяв в жены жену своего брата, царь в конце концов может задуматься и раскаяться, а потом выгонит ее вместе с дочерью на улицу… Поэтому голова Пророка была больше половины царства. Дальше шло как на любой пьянке – упившийся вином царь стал бить себя в грудь и кричать: «Я обещал полцарства, я слово дал. Царь слово сказал – царь слово сдержал. Подать сюда голову Пророка на блюде».

Совесть, мораль, дружеское расположение к пророку, с которым он вообще-то любил разговаривать, скажем так, на морально-нравственные темы, и неизбежные последствия убийства народного любимца, которым был Иоанн Предтеча, – все это было забыто и потонуло в вине. Послали за палачом и обезглавили величайшего из рожденных женами, потом принесли его окровавленную голову сначала хохочущим собутыльникам царя, а потом мстительной Иродиаде, которую Пророк обличал. Так хмельной пир закончился убийством.

В том мире Ирод, в общем-то, был неплохим царем – просвещенным, талантливым: он заботился о своем царстве и его любил народ, но в историю он вошел вовсе не как добрый правитель, а как кровавый и безумный тиран, одержимый страстями. Ирод убил Иоанна не потому, что напился; он напился потому, что в его душе не было Бога. А раз Бога в душе нет, то на сердце тоска смертная, бес его мучает и жжет разными страстями. Сначала человек отворачивается от Бога, потом пытается договориться с бесом, лишь после этого согрешает. А когда в душе нет места для Бога, когда там пустота, то ее неизбежно заполняют самые страшные пороки, а согласившись на один грех, человек пускается во все тяжкие и в конце концов губит себя.

Аскетика семейной жизни

Иногда слышишь от людей, которые начинают ходить в церковь, что настоящая духовная жизнь и аскетика – только в монастырях, а здесь, в миру, одна видимость. Вспоминаю фразу, прочитанную у замечательного отца Артемия Владимирова. Он как-то сказал (дословно не помню), что если человек хотел в молодости в монастыре жертвенно служить Христу, но по какой-то причине это не получилось, то потом в миру, женившись, он будет иметь возможность познать всю православную аскетику и всех святых отцов в реалиях семейной жизни и каждый день будет подавать поводы для смирения, духовной мудрости и духовного роста – сам отец Артемий, насколько я знаю, больше 36 лет в счастливом браке и знает, о чем говорит. У меня опыт семейной жизни не такой большой, но я с ним полностью согласен.

По-моему, если не быть христианином, не быть верующим, сохранить счастливый брак почти невозможно: только в сказках люди живут душа в душу и друг другу во всем уступают. В жизни каждый обычно тянет одеяло на себя, считает себя правым. Вообще все часто оказывается совсем не так, как тебе хочется. Идешь ты, например, вечером усталый с работы, надеешься, что дома тебя ждет вкусный ужин, приятный вечер с любимой женой, а приходишь – дома никого, бардак, на холодильнике записка: «Милый, сделай уборку, приготовь ужин. Буду поздно, задержусь на работе. Жена». Я понимаю, что это мне не нравится, что я вроде бы не для этого женился. Как любой нормальный мужик, вроде бы должен нахмурить брови, стукнуть по столу: доколе? Но как нормальный верующий человек – я понимаю, что, во-первых, не моя семья и жена существуют для меня, а это я беру ответственность за свою семью и свою жену. И, во-вторых, как разумный муж я должен засунуть свое неудовольствие куда-нибудь подальше – в задний карман брюк, засучить рукава и делать то, что должен.

В этом и состоит аскетика семейной жизни в самом прямом духовном и православном смысле этого слова – делать что должен, а не то, что хочется. Когда на уровне желаний и хотений, на уровне даже мыслей ставишь дела семьи и близких выше своих, часто совсем не хочется делать что-то дома; искренне кажется, что у тебя есть множество дел поважнее. Но ты спокойно останавливаешься и говоришь: постой-ка, дела делами, семья – главное. А потом идешь и делаешь. Конечно, тебе сначала это не хочется; конечно, ты ропщешь и негодуешь, но стоит смирить себя, поступить наперекор своим желаниям, а потом увидеть счастливые глаза своей жены, как в душе появляется такая радость, что не передать. А потом появляется и духовный плод, когда уже не нужно себя заставлять и насиловать, а искренне хочется служить и делать что-то для своих родных и близких, чтобы им было хорошо. От этого в сердце рождается нелицемерная христианская добродетельная любовь, когда ты живешь не ради себя любимого, а для других, а потом эти отношения семьи переходят и на остальных людей, которые встречаются тебе в жизни: мне есть у кого этому поучиться. В последние солнечные теплые дни осени мы с женой не поехали отдыхать на турбазу с горячими источниками, куда она хотела, а поехали в деревню, где некоторые из нас побежали на реку ловить щуку, причем она сама это мне и предложила.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pyanyy-greh-nachinaetsya-s-pustoy-dushi;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-asketika-semeynoy-zhizni;

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс