Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1079) → Архимандрит Александр (Глоба): Без духовных наставлений мы не сможем встать на правильный путь и найти связь с Богом

Архимандрит Александр (Глоба): Без духовных наставлений мы не сможем встать на правильный путь и найти связь с Богом

№38 (1079) / 5 октября ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня будем отвечать на вопросы наших телезрителей, и первый: «Как не впасть в уныние от осознания своей греховности?».

– Хороший вопрос, с правильной акцентуацией, монашеской.

Дело в том, что в уныние человек впадает только когда не чувствует особенной духовной поддержки, когда чувствует духовную пустоту и не видит ориентиров: как потерявшийся навигатор, который ищет маршрут, если находится в тоннеле, в горах, когда нет передающей системы, задающей ему правильный вектор. И у человека бывает такая ситуация, когда внутренний «духовный навигатор» не видит, куда идти.

Нужно прежде всего выходить на связь с Богом, со святыми, которые предстательствуют перед Престолом Божиим: находить утешение и правильный путь на страницах Священного Писания, Предания, в святоотеческих поучениях. Мы русские люди, и нам очень большую духовную пользу приносит Игнатий (Брянчанинов). Его надо читать, изучать и использовать в своей жизни его труды.

Иногда сложно читать святителя Игнатия: сложный язык.

– Надо привыкнуть. Допустим, дети не любят черную икру, но мы знаем, что это деликатес. Когда человек его пробует, он получает удовольствие. Так и здесь: труды Игнатия (Брянчанинова), его поучения, его письма – это духовная черная икра: очень важное питательное средство для души человека. Мы должны помнить, что без духовных поучений, без духовных наставлений мы не сможем встать на правильный путь и найти связь с Богом.

Вопрос: «Знаю, что сплетники будут гореть в аду. Какие обсуждения можно называть сплетнями, а какие просто дают возможность учиться на чужих ошибках? Обсуждать, не осуждая чужую жизнь…».

– Должно быть определенное состояние человека, чтобы уметь неправильно оболгать своего брата, сестру во Христе, своего ближнего с определенной целью. Здесь может быть несколько причин. Бывает духовная причина, когда человек делает это от незнания того, что последует потом. Священное Писание нам ясно говорит, что за каждое слово человек либо оправдан будет, либо осужден.

Есть и душевная причина: не все, к сожалению, абсолютно здоровы. Есть люди, которые болеют какой-то умственной болезнью, и это состояние сопровождается перемыванием косточек, изложением неправильных фактов, желанием сказать лживую информацию, передать ее. Ограниченность, некая психическая закомплексованность, психические расстройства личности – это все может приводить к тому, что нормальный человек воспринимает как душевную, духовную травму. Но он воспринимает ее только тогда, когда ее принимает.

Умный, духовный человек должен прежде всего задаться вопросом: почему это происходит и кто это делает? Если ты расставишь все по местам, по полочкам разложишь психическую, психологическую составляющую, то поймешь, что здесь что-то неправильно вообще и с той стороны, и с моей стороны, раз я воспринимаю это. И если я обесцениваю это явление (сплетни, информацию, факты), не принимаю, – следовательно, и не переживаю, не знаю о них ничего и живу спокойно. А какова загробная участь таких людей? Я думаю, как и у всех грешников, если они не покаются вовремя.

К нам пришел вопрос про суррогатное материнство: почему мы все-таки выступаем против такого явления?

– Потому, что это обман в своей сути.

Здесь эксплуатируются основы христианской жизни человека, ведь человека рассматривают как биологический объект, а не как творение Божие: для того, чтобы поставить эксперимент. А это именно эксперимент. Сначала ученые все делали на животных – эксперимент получился, начали экспериментировать на человеке. В душе человека тоже есть животная сторона, животное начало. Но там есть и высшее состояние души – состояние духа.

Есть дух, душа и тело. И здесь происходит эксплуатация души и тела. Для чего? Чтобы нарушить заповеди Божии: суррогатное материнство вступает в конфликт со Священным Писанием, с прямым указанием Бога, что это грех, это неприемлемо. Здесь заложена бомба замедленного действия, что-то произойдет в генетическом коде и будет иметь определенные последствия. И Церковь должна об этом заявлять, ибо мы лезем именно в систему, которую еще не осознали.

И когда приходят к этому явлению, абортируется очень много оплодотворенных клеток-эмбрионов: выбирают лучшие, как кажется врачу, который это делает. Допустим, из 10-ти выбирается 1–3 , а остальные уничтожаются: зародилась человеческая жизнь, ведь эмбрион – это живой человеческий организм, который формируется в определенной стадии, но она убивается.

Здесь очень много идущего вразрез со Священным Писанием: человек вступает в конфликт с Самим Богом, Самим Творцом. Поэтому Церковь твердо стоит на позиции несогласия с тем, что происходит: Церковь предупреждает людей, что это нарушение заповеди Божией, Церковь никогда не поддержит это явление, ибо задача Церкви – предупредить и, как говорит Святейший Патриарх, даже вопреки сильным мира сего сказать правду.

И вот Церковь говорит правду. Мы помним, какие разгорались баталии, и один из ведущих 1-го канала очень рьяно отстаивал позицию, что «суррогатное материнство якобы благословлено в Ветхом Завете», хотя он, видимо, читал его поверхностно и не изучал толкования святых отцов. Очень много людей, которые занимаются шоу-бизнесом и активно позиционируют рождение детей от суррогатных матерей, тем погружая доверчивые сердца в бездну греха и беззакония: очень многие начинают думать, что это нормально, что Церковь отстает от времени, от науки и находится в стагнации. Но Церковь, наоборот, говорит, что будет очень много искушений, болезней, вопросов, которые нужно будет решать, и она предупреждает об этом с материнской заботой, с твердым упованием, что люди все-таки осознают, что лучше жить по заповедям Божиим.

Следующий вопрос: «В современном мире, особенно в мегаполисах, работать приходится, нарушая заповеди. Много лет работаю в финансовой сфере, и всегда, чтобы обеспечить семью и чтобы не уволили, приходится обманывать клиентов. Очень терзает совесть. Как быть?».

– В письмах Иоанна Кронштадтского таких эпизодов и примеров очень много. Иоанн Кронштадтский некоторым говорил уходить с этой работы, ибо она неполезна, а некоторым говорил работать, если последствия не настолько критичны. Здесь надо обратиться к духовнику.

Чем человек занимается, мы не знаем, мы слышим вопрос только в общих фразах. А если человек работает, например, в Пенсионном фонде или там, где большие суммы и много людей и люди просто выпадают из выборки, недополучают большие суммы денег и живут впроголодь, то как Церковь может благословить это? А если три копейки недочета и никто не пострадал, то это совсем другая ситуация.

Надо более конкретно этот вопрос изучать. Духовник, к которому обратится этот человек, подскажет, как правильно сделать. Но лучше не обманывать: обман всегда всплывает в самом неподходящем месте, в самый неподходящий момент.

Но если совесть мучает, то лучше поменять работу и быть честным.

Наверное, в этом случае можно помолиться: «Господи, дай мне другую работу»?

– Приведу, может, очень жестокое сравнение. Люди, которые работали в гестапо, в лагерях, выполняли такую работу – задвижку включали-выключали, а там кто-то сгорал и мучился. А он всего лишь задвижку включал, но он же знал, что он делает.

Важно, чтобы все-таки совесть была чистой. Лучше уйти.

Вопрос телезрителя: «В церковь хожу, причащаюсь. Стараюсь читать Иисусову молитву, и бывает, через бурные, хульные помыслы бес нападает аж как бы на плоть. Я слышал, что, наоборот, тогда надо читать и читать молитву, не прекращать, а вопиять: «Господи, помилуй, помилуй». Как быть с этими нападками?».

– Очень правильный и практически значимый вопрос. На многих нападает такая духовная брань, когда люди молятся.

Что здесь делать? Чем больше напрягаешься по этому поводу, хочешь избавиться от этих мыслей, тем они сильнее навязываются. Можно поступить так: отвлечься на икону, на письмо, на живопись, чтобы эти циклические процессы, которые происходят в голове, ослабились и изменились.

Человек переключился на что-то другое, но не менее святое, допустим, рассматривает храмовую живопись – это ведь тоже полезно для души. Можно прислушаться к пению – к тому, что поет хор, посмотреть на узоры иконостаса. Может быть, рядом есть мощи святых: можно приложиться к ним. Может, помолиться тому святому, который рядом с тобой находится. Отвлечься, чтобы не было порочного круга в голове, и таким образом избавиться от назойливой мысли, что носит иногда черный характер.

Такое бывает у многих, кто молится, я сам с этим знаком.

Духи злобы поднебесные тоже волнуются, что человек «заряжается» благодатью, святостью – становится облагодетельствованный Богом после молитвы. (Понятно, что термин «заряжается» неправильный, но если с греческого «энергос» – это «благодать», «заряд», то в этом смысле термин будет правильным. Но у нас в русском православном богословии говорят «облагодетельствованный Богом».) Мы должны помнить, что мы, люди, имеем слабости, это надо учитывать, просто менять молитвенную позу: где-то сделать земной поклон, где-то обратиться к созерцанию, где-то обратиться к тексту, где-то помолиться в уме. Тогда будет проще.

Вопрос телезрителя: «Как общаться с молодым настоятелем? Мне 50, батюшка мне в сыновья годится».

– Действительно, проблема. Каждая бабушка думает, что батюшка – ее сыночек, надо его поучить, наставить, подсказать что-то: он жизнь не прожил и много чего не знает.

Мы должны относиться к настоятелю как к линейке, которая помогает прочертить в нашей жизни прямую линию, ведущую к Богу. Не важно, старая линейка или молодая – главное, чтобы она была ровная: исправляла кривизну нашей греховной жизни.

Если настоятель все делает по Уставу, требует от человека, чтобы тот бросил пить, курить, грешить, то нужно следовать его духовным советам. Ни в коем случае нельзя выступать в роли матери для молодого батюшки: мы духовные чада и должны знать свое место.

Мы относимся к духовному словесному стаду. Не будет же 3-летняя овечка (по человеческим меркам ей 53 года) учить 15-летнего пастуха, как правильно что-то делать? Каждый должен заниматься своим делом: овечка должна слушаться пастыря, чтобы ее не украл волк, чтобы не упасть с обрыва, не утонуть, а пастырь должен проявлять любовь к пасомым, чтобы они не пострадали физически и чтобы был приплод – духовное состояние человека.

Совет такой: не нужно все мерить возрастом. Борода не делает человека профессором, как и белый халат.

Бывает, человек имеет большой жизненный опыт, а делает глупые ошибки; иногда ребенок, который ходит в храм Божий, больше знает, умеет, имеет больше надежды.

Надо не батюшку учить, а самим поучиться у детей, как быть послушными и заработать себе дорогу в Царство Небесное.

Что делать, если молодой священник не может дать ответ на какие-то вопросы, а другого священника рядом нет (удаленный населенный пункт или маленький город)?

– Священник – не справочное бюро. Если архиерей поставил священника на приход, то понятно, что он не тракториста рукоположил: кандидат должен иметь богословское образование (это училище, семинария, академия). У священника может быть еще и гражданское образование.

Каждый канонический священник, поставленный архиереем, может дать правильный духовный совет, отвечая на вопросы: как спастись? Как соблюдать свою душу в чистоте? Я думаю, что неуместно спрашивать его: «Лучше хранить деньги в евро или долларах?». Это не священник решает.

Не со всяким житейским вопросом можно прийти к священнику. Некоторые проблемы человек должен решать сам. Винить священника, что он, по причине своего молодого возраста, не ответил на какой-то вопрос (например, как обращаться с тем или иным субъектом или объектом), неправильно – может быть, это не входит в его компетенцию. Но если к священнику приходят с вопросом как к духовному пастырю, то он обязательно поможет.

Вопрос: «Мне 15 лет. У меня бывают нервные срывы и агрессия. Подскажите, пожалуйста, как это преодолеть».

– Это переходный возраст. Идет перестройка организма: эмоциональная, душевная, гормональная. Надо научиться держать свои эмоции под контролем, чтобы голова была холодная, сердце – горячее. Больше читать. Прилагай усилия к тому, чтобы ты был занят: изучай языки, культуру, готовься к поступлению в институт, занимайся спортом.

Агрессия – признак повышенного тестостерона. Это можно компенсировать прогулками, пробежками, физическими упражнениями (ходить в спортзал, заниматься в какой-то секции).

Вопрос: «Можно ли, побывав на службе, сказать, что стал святым? Можно христианину постоянно говорить “я”? Это же грех – хвастовство, верно?».

– Если цель – погордиться, то это хвастовство. Но если человек употребляет местоимение «я» в таких выражениях, как «я сходил туда-то», «я сделал то-то», он же не хвастается… Сделал – слава Богу!

Насчет святости. Если человек поработал над своей душой, исповедовал грехи, причастился, то он освятился, просветился, обожился. Конечно, некоторая степень святости при этом есть. Если ты не впадаешь в прегрешения, решаешь избавиться от греховного жития, хочешь стать на праведный путь, то освящаешься. Сам Бог в этом помогает.

Заявлять об этом, я думаю, неправильно, а знать, что находишься в таком состоянии, и духовно радоваться, может быть, можно.

Вопрос: «Как научиться любить людей, в том числе и врагов? Или хотя бы не желать им зла?».

– Легче научиться не желать зла. А чтобы любить, нужно жертвовать – быть всем слугой, учиться поступкам Самого Господа Иисуса Христа. Любовь – дар Божий, который надо вымаливать: просить, чтобы Господь сподобил человека быть в определенном духовном состоянии.

Если ты хочешь проявлять любовь от своей греховной души, то такая и любовь будет: ущербная, недолгая, наигранная, неестественная. Она должна проистекать от духовно любящего сердца. Это возможно только если живешь по Божественным правилам, которые направляют на жертвенное служение.

Готов ли человек жертвовать собой – это вопрос.

Вопрос: «Почему вера в Бога требует от меня идти на жертвы и противостоять естеству?».

– Жертва – это культура. Человек начинает себя окультуривать, повышать свой энергетический благодатный уровень.

Если ты не хочешь читать, тогда и алфавита не знаешь, не владеешь информацией. А ты мучаешь себя: учишь алфавит, буквы, слова, читаешь текст, понимаешь его, анализируешь, интерпретируешь. Ты становишься творцом. Происходит процесс затраты энергии.

Когда человек лежит и ничего не делает, он деградирует: для Бога и общества он бесполезен. Необходимо прикладывать определенные усилия, ибо Царствие Небесное нудится. Надо себя понуждать, ограничивать, ставить в определенные рамки, чтобы достигнуть поставленной цели – Царствия Небесного.

Вопрос: «Нормально ли постоянно сомневаться в правильности своих слов, поступков и мыслей?».

– На первых порах, может быть, и нормально. Но все время сомневаться, я думаю, не стоит.

Когда человек живет по правилам, по законам Божественной любви, творя добро, он не боится сказать то, что думает. А если постоянно меняет маски и путает, в какой день какую из них надеть, то должен проверять себя, чтобы не сказали, что он лицемер.

В одной из бесед на тезис «чем больше делаешь добра, тем больше получаешь зла» был ответ, что мы вправе выбирать свое окружение. А как быть с родственниками?

– Есть близкие и дальние родственники. Нужно выстраивать определенную иерархию по отношению к человеческим ценностям. Священное Писание требует от нас уважать родственников, молиться за них – особенно за родителей. Но бывает, что нет взаимопонимания. В этом случае мы молимся, общаемся, не надоедая друг другу: в определенные моменты соприкасаемся, дарим друг другу любовь, но каждый живет своей жизнью.

Нельзя допускать насилия над личностью.

Любовь должна быть чистой, проистекающей от сердца. Если человек навязывает кому-то любовь, наклеивает на лицо улыбку, а на сердце у него – камень, то это со временем разъединяет людей. Должна быть искренность, сердечное расположение друг к другу.

Вопрос: «Меня пригласили на день рождения, но я хочу причаститься в этот день. Понимаю, что от чего-то должна отказаться. Если честно, идти к этому человеку мне не хочется. О своей духовной жизни я с ним не говорю. Как правильно поступить, чтобы никого не обидеть?».

– Она сказала, что не хочет идти.

Но дописывает, что обижать человека тоже не хочет.

– Прямой ответ не дашь, ведь не знаешь всех нюансов. Если празднование дня рождения приведет ко греху, который ты потом должна будешь долгое время замаливать, то лучше избежать этого, сославшись на головную боль. Тут даже и лгать не надо: при хорошем поиске всегда можно найти причину.

Если я, священник, приглашен на день рождения, а назавтра мне нужно служить, то говорю: «Извините, я помолюсь за Вас. Мы встретимся и отметим это в другой день: я завтра служу». Если для мирянина Христос важнее и он хочет получить духовное утешение, то надо пойти в храм Божий, сказав пригласившему: «Сегодня не могу. Давай отметим в другое время».

Время нашей передачи подошло к концу. Мы благодарим телезрителей, которые прислали нам вопросы. Батюшка, благодарим Вас за ответы.

– Спаси Господи!

Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с добрым словом.

– Дорогие друзья! Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс