Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1079) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Не надо обвинять коронавирус, что из-за него люди умирают: умирают, ибо пришло время

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Не надо обвинять коронавирус, что из-за него люди умирают: умирают, ибо пришло время

№38 (1079) / 5 октября ‘20

Архипастырь

Владыка, в этом году нас посетило испытание в виде новой коронавирусной инфекции. Кто-то умирает, кто-то переносит ее в легкой форме. Многие в растерянности. Как православному человеку относиться к этому испытанию? Что следует из этого вынести?

– Это испытание послал нам Господь. Видимо, оно свидетельствует, что мы не совсем правильно живем. Господь хочет от нас чего-то другого – чтобы мы были ближе к Нему, к исполнению Его святой воли. Это испытание должно привести нас к покаянию: к тому, чтобы мы изменили свою жизнь, были чище и ближе к Христу, Его святым заповедям, Его учению. И, конечно, чтобы мы подражали Христу в тех добродетелях, которые Он Сам лично показал.

Мы должны жить не только для земного благополучия, к которому в последнее время очень сильно устремились, но думать еще и о Царствии Небесном. Господь пришел на землю, чтобы нас возвести на Небо, даровать нам вечную жизнь. А мы о вечности очень мало думаем. Есть какие-то разговоры, но серьезно о своем спасении, о вечности мы не задумываемся.

Встречаясь с верующими, часто приходилось спрашивать людей, почему они не ходили в храм. Отвечали, что времени нет, работают допоздна и некогда об этом думать. Люди полностью были погружены в светскую жизнь, в свои дела, заботы, работу, а о Боге, о Царствии Божием, о вечности совсем не думали. Поэтому Господь послал такое испытание и нам всем пришлось быть дома: закончилась вся наша занятость, все наши дела, все сидели дома, и появилась возможность поду-мать о вечности, о Боге, о том, как распределить свое время так, чтобы думать не только о благе материальном, но еще и о вечных благах, которые уготовал нам Господь очень дорогой ценой.

Господь наш Иисус Христос дал нам вечность ценой Своей Крови, ценой Своих страданий на Кресте. Если посмотреть на подвиг Христа Спасителя, то содрогаешься от мысли, что чтобы воссоздать человеческую природу, Богу, Творцу всего мира, создавшему весь видимый и невидимый мир, пришлось воплотиться от Духа Святого и Девы Марии, пожить на этой земле, претерпеть многие испытания и пережить очень трагический, скорбный, многоболезненный конец – и все это ради нас, ради нашего спасения, ради того, чтобы дать нам вечность, которая была потеряна в результате грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Господь восстановил нашу падшую природу, возвратил нам рай. А мы об этом даже не думаем, все время заняты только земными проблемами, зарабатыванием средств на жизнь. Конечно, надо трудиться, работать и кормить свою семью, но надо еще и думать о вечности.

Кто-то скажет, что не может найти время, ведь надо работать. Но человек, который думает о своем спасении, о вечности, выбирает такую работу, когда можно и зарабатывать, и в то же время ходить в храм, думать о спасении, жить ради Христа, ради Царствия Христова и своего вечного спасения. Вот так должен распределить свое время православный христианин. Но люди полностью все время отдают земному, материальному, а о духовном, о вечном не задумываются.

Бывали неприятные случаи. Порой люди хотят креститься, крестить своих детей или быть крестными, им говоришь: надо прийти на занятия, чтобы получить знания о Боге, Церкви, церковной жизни, о правилах христианской жизни. А они в ответ: «Да что вы нас мучаете вашими занятиями! Крестите и не отвращайте нас от Церкви». То есть нас еще и обвиняют – и объясняют тем, что времени нет. Тогда я говорю: «Если вы пришли сегодня на эту встречу, значит, у вас есть возможность выбирать время. Значит, можете, если хотите. И в будущем можно находить время, чтобы посвятить себя Богу». Но люди этого просто не хотят. Время всегда можно найти, просто люди то время, которое можно посвятить Богу, посвящают интернету, телевизору и так далее. Человек много чего делает, но не делает того, что необходимо для спасения. Вот Господь и послал это испытание.

Многие говорят, что Патриарх, архиереи закрыли храмы, не пускали в них людей. Не Патриарх их закрыл, а люди сами их закрыли, ибо не ходили в церковь. А если и ходили, то делали это не по-православному, а приходили в храм, чтобы кого-то осудить, выразить недовольство, особенно по поводу пожертвований, которые необходимо делать ради Бога. В нашей лавке часто можно услышать: «Все очень дорого». То есть человек торгуется с Богом: он приходит в церковь, но не чтобы Бога благодарить, что Господь дает дыхание жизни, дает здоровье, дает возможность зарабатывать средства, чтобы прокормить семью.

Человек должен приходить в церковь, чтобы благодарить Бога. И благодарить не только словами, но и частью своих средств, которые он заработал Божией милостью. А человек этого не делает. Он приходит в храм и начинает ссориться, выражать недовольство, роптать, осуждать, делая из церкви вертеп разбойников, как сказал Господь. Прихожане между собой ссорятся, высказывают недовольство – в Церкви нет единства, братства и сестричества, нет такого, чтобы люди жили как одна семья, любили и уважали друг друга, помогали друг другу.

Если приходит человек новый, невоцерковленный, мы должны окружить его любовью, вниманием, помочь, подсказать, чтобы он почувствовал, что у православных людей есть особенность: они добрые, любвеобильные, радостные, готовы отдать себя полностью ради ближнего своего. Но такого у нас, к сожалению, не было. Нас постоянно укоряют, что придешь в церковь – там бабушки начинают ругать, делать замечания. Люди в недоумении.

Все эти ситуации как раз и привели к такому испытанию Божию. Это как наказание за то, что мы и в Церкви находились не совсем так, как нужно, и причащались, может быть, недостойно – имея на ближнего злобу, недовольство, ропот, осуждение. Какое Причастие в таком случае? Человек причащается очень часто, но в то же время враждует со своими близкими, родными или с прихожанами. А ведь прихожане – это братья и сестры. Какое же это братство и сестричество, когда только одна злоба?

Вот что закрыло церкви. Не Патриарх, не архиереи, не священники их закрыли, а сами люди. И Господь послал это испытание, чтобы дома мы поду-мали и покаялись: «Да, Господи, мы согрешили пред Тобою, помоги нам исправиться». Вот что нужно.

Наши предки, когда бывали эпидемии, всегда говорили: «Мы сильно согрешили перед Тобою, Господи. Ты прогневался на нас по делам нашим. Прости нас, великих грешников, и помоги нам исправиться». Вот что нужно делать. Если бы мы это сделали во время нашего нахождения дома, это было бы очень хорошо.

Еще один важный момент. Поскольку люди так сильно заняты своей работой, разрушилась семья. Семьи как таковой нет: отец на работе, мать на работе, дети сами по себе. Родители не видят детей целыми днями: приходят поздно, когда дети уже спят, уходят рано, когда дети еще спят. Вот такая очень сложная ситуация.

Но эпидемия заключила всех в своих домах, чтобы восстановить домашнюю Церковь: у людей была возможность вместе молиться утром и вечером, читать жития святых, вместе читать Евангелие и обсуждать, как жить по Евангелию. Это благоприятная возможность восстановить домашнюю Церковь, которая разрушена нашей постоянной занятостью.

Если человек думает о своем спасении, при всей занятости он находит возможность и время для церковной жизни, духовной жизни. Тем самым и дети воспитываются правильно, видя, что родители молятся, любят друг друга, с уважением друг к другу относятся, когда нет ссор, раздоров, дрязг. Дети воспринимают этот опыт положительно и приобретают любовь, добродушие, великодушие и все другие добродетели, которые необходимо воспитывать в себе самих, тем более в своих детях.

Но этого не было, к сожалению. Во время карантина такая возможность появилась, и слава Богу, если кто-то воспользовался ею и сделал то, что от него требуется как от православного христианина: это ведет к тому, чтобы Господь проявил Свою милость к нам.

Видя наше покаяние, наше исправление, Господь может дать нам избавление от этого вируса, который приносит нам очень много неприятностей, скорбей, болезней и даже смертей, к сожалению. Но мы знаем, что смерти нет, есть переход в иную жизнь. Если Богу угодно, Он посылает какие-то средства в виде той или иной болезни, чтобы перевести нас в жизнь вечную, если мы ее заслужили, чтобы мы были в радости, утешении, без болезни и печали.

Это Промысл Божий. Мы не знаем, какими средствами Господь может нас забрать в иную жизнь. Поэтому не надо обвинять коронавирус, что из-за него люди умирают: умирают, ибо пришло время.

Господь нашел вот такой способ, чтобы нас испытать, вразумить и, если надо, забрать.

Сейчас у многих есть страх этого вируса, некоторые даже боятся в церковь прийти: боятся заразиться. Но это наше маловерие, наша слабость в вере: если верить во всемогущую силу Божию и полностью предать себя воле Божией, тогда какая воля Божия будет, так и будет. Конечно, мы должны себя беречь от всяких ситуаций, но бояться приходить в церковь – не совсем правильно, с точки зрения верующего человека. В другие места мы идем открыто, спокойно, а в церковь почему-то боимся. Такая интересная ситуация.

В супермаркете народу значительно больше, чем в храме.

– Да. Но мы идем туда, чтобы купить какие-то продукты питания: нам нужно питаться. Но в Церкви – питание для души, Церковь – училище благочестия, лечебница для души и тела.

Если мы верим в Бога, то Господь лечит нас. Когда нет веры, тогда и получаем какие-то болезни. Все зависит от нашей веры и преданности воле Божией: Господь может нам помочь, может нас избавить, исцелить – все в Его руках. Так что надо иметь очень глубокую веру в Бога.

Я думаю, что эта эпидемия должна нас укрепить в вере, благочестии, привести к покаянию. Тогда Господь отнимет от нас это испытание, и мы опять сможем так же трудиться, молиться, думать о своем спасении, думать и о земном благополучии, но не забывать слова Христа Спасителя, Который сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам», – на первом плане должно быть Царствие Небесное, а во всем материальном, что нужно для нашей жизни, Господь поможет.

Но вера у нас слабая. Человек рассуждает: «Если я буду думать все время о Царствии Небесном, то как мне кормиться?». Вот это «как» – это наше неверие, слабая вера. А когда мы имеем веру в Бога, мы найдем возможность выполнить завет Христов искать прежде Царствия Небесного. Видимо, мы очень слабо это понимаем, поэтому у нас большие проблемы.

Вы сказали, что у нас в Церкви не всегда есть единение, любовь… Слово «литургия» переводится как «общее дело», но часто мы приходим в церковь как в духовный супермаркет – поставить свечку, заказать требы, и уходим.

– Да. Люди ведь приходят в церковь не каждый день, а раз в неделю (слава Богу, если так). Сколько мы нагрешили за неделю? Мы должны покаяться перед Богом и поблагодарить даже за то, что Господь нам дает возможность дышать: в связи с коронавирусом мы познали цену воздуха, цену нашего дыхания. Господь на протяжении всей нашей жизни дает нам возможность дышать. Сейчас мы начнем лучше это понимать и благодарить Бога за то, что Он дает нам возможность дышать спокойно, свободно. Ведь когда задыхаешься, не можешь дышать – это страшно и очень тяжело. Даже за то, что мы можем дышать, можем трудиться, надо прийти в церковь и поблагодарить Бога.

Если мы чувствуем свою вину перед Богом, мы должны каяться, просить прощения, освобождаться через таинство Покаяния от тяжести греховной, которая на нас ложится. Нужно достойно готовиться к причастию, примириться со всеми, не иметь злобы.

Наша задача – совершенствоваться: к совершенству призывает нас Господь. А у нас обиды, недовольство, ропот, осуждение, и мы считаем, что это нормальная жизнь. Но это же грех! Мы в грехе живем и думаем, что у нас все хорошо. И в церковь мы идем с гневом, раздражением, недовольством, со злобой друг на друга.

С грехом надо расставаться: надо жить в любви, уважении, кротости, смирении, терпении, братолюбии – вот добродетели, которые мы должны стяжать в Церкви Христовой. А мы в Церкви, наоборот, друг друга ненавидим, подозреваем в чем-то, друг на друга наговариваем, сталкиваем людей. Что это такое? Это действительно, как сказал Христос, вертеп разбойников, а не Церковь.

Господь вразумляет нас через болезни, эпидемии, чтобы мы исправились. Надо прийти к Богу, покаяться перед Ним, поблагодарить Его, пожертвовать Богу из своих средств. Ведь ящики для пожертвований – это наше пожертвование Богу из своих трудов в благодарность, что Господь дал возможность заработать эти средства. А мы этого не делаем, осуждаем: мол, куда эти деньги деваются... Одни осуждения.

Мы должны думать о себе, а не смотреть за другими. Каждый за себя будет отвечать перед Богом. Неужели мы думаем, что если осуждаем ближнего, он от этого исправится? Он не исправится, а мы только берем на себя грех. Мы должны отдавать суд Богу, Господь Сам будет судить, как посчитает нужным: по милости Своей или по правде Своей. Все зависит от Бога. А от нас зависит, как мы несем свой труд здесь, на земле.

Если мы совершаем дела милосердия, ведем добродетельную жизнь, помогаем друг другу с любовью, полной отдачей, делаем как Самому Христу, то, конечно, Господь нас помилует, простит и будет судить не по правде, а по милости Своей.

Мы всегда просим в утренних и вечерних молитвах, акафистах, канонах, чтобы Господь судил нас не по правде Своей, а по милости. Суд без милости не оказавшему милости: мы должны миловать. Есть материальная милостыня, а есть и духовная милость, когда мы прощаем друг друга, снисходим к немощам друг друга, помогаем друг другу, утешаем добрым словом – все это милость. Чем больше такой милости, духовной или материальной, тем больше мы надеемся на милость Божию.

Порой мы смотрим на свои грехи – и возникает уныние: нам кажется, что никогда мы Царствия Божия не наследуем. Но мы должны вспомнить слова Христа Спасителя, Который говорит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Надо надеяться на Его милосердие, и Господь помилует нас за наши хотя бы небольшие труды, милости и добродетели, которые мы должны стяжать в течение своей земной жизни. (Окончаниев следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Каждая новая жизнь должна быть в самом возвышенном смысле этого слова посвящена Богу

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – это первый двунадесятый праздник в году. Именно с этого праздника начинается церковный год, и совершенно неслучайно, потому что хронологически вся Евангельская история начинается с события Рождества Пресвятой Богородицы.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Александр (Глоба): Без духовных наставлений мы не сможем встать на правильный путь и найти связь с Богом

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс