Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1078) → Протоиерей Андрей Канев: Грехопадение в раю. Даже малая доля лукавства приводит только к большему злу и падению

Протоиерей Андрей Канев: Грехопадение в раю. Даже малая доля лукавства приводит только к большему злу и падению

№37 (1078) / 1 октября ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №36 (1077) 2020

Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на беседах «Страсти и борьба с ними». У нас с вами сегодня 15-я беседа из цикла огласительных. Напомню: повторение основ веры необходимо, чтобы понять, что такое страсти, как с ними бороться, подготовиться к чтению святоотеческой литературы и попытаться с собой разобраться.

Сегодня у нас важная, основополагающая тема – «Грехопадение в раю» (то, что мы сейчас называем первородным грехом): как оно произошло и в каких условиях случилось.

Давайте кратко повторим, что у нас было в предыдущих беседах.

Адаму в раю хорошо. Мы вспоминали, читали в Библии, каким был создан Адам. У него было все, он жил замечательно. Не в преломлении к земной жизни, когда у человека есть деньги, здоровье, у него все хорошо и все хорошо с его ближними. У Адама была другая жизнь – он жил в раю, с Богом, в благодати, не нуждался ни в чем материальном. У него было все замечательно, весь мир принадлежал ему: он был сотворен Богом как хозяин мира.

И что же происходит? Вроде бы все хорошо у человека, Бог дал заповеди, объяснил, как жить. Если помните, один из наивных образов я вам предлагал: Адам в образе солдатика, вооруженного духовно, – солдатик жил в раю, и у него было все замечательно.

Что же происходит? Я прочитаю в Библии, чтобы мы с вами это увидели в первоисточнике. Книга Бытие, глава 3.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Кто такой змей? Понятно, что в Библии язык символический и многие термины надо понимать символически. Под змеем имеется в виду сатана, падший ангел.

Мы уже говорили, откуда появилось зло. Светлые ангелы по своей свободе отреклись от Бога и стали злыми бесами. Этот змей был хитрее всех полевых зверей. Почему хитрее? Потому, что ангел, который отрекся от своего небесного, духовного призвания: быть посланником и служителем Бога, – остается духовным, но по своему духовному устройству, по своим стремлениям уже больше похож на животное.

Чем занимаются животные? Они живут инстинктами: едят, пьют, пожирают друг друга, размножаются – у них земные цели и, получается, ангел падает до такого уровня. И вот он появляется в раю.

Был вопрос от нашего зрителя: почему Бог попустил появление сатаны в образе змея в раю? Змей в раю – для исправления – эту мысль можно прочитать у святителя Игнатия в «Слове о человеке». (Я вам рекомендую эту книгу для прочтения. Она небольшая, но очень емкая. Мы с вами эту тему обсуждаем по верхам, а святитель Игнатий разбирает ее подробно, глубоко, духовно.) Так вот, святитель Игнатий говорит, что змей не сам появился (не сам захотел, пролез, обошел кордон), а Бог попустил это по Своему особому Промыслу. Можно только предполагать, почему, и святитель Игнатий предполагает, что змей появился в раю для исправления.

Понятно, что уже совершилось грехопадение ангелов, они пали. Мы говорили уже – природа у них такова, что они не изменятся, но Бог настолько милосерден, что дает возможность ангелам покаяться, исправиться: представляете, насколько Его милость велика!

Ангелы ниспали, но они еще не соблазнили Адама и Еву. Они отошли, но, видимо, еще могли вернуться (мы так предполагаем исходя из этой логики). И вот Господь дает возможность бывшему херувиму Деннице вернуться к прежнему состоянию через покаяние.

В то же время это испытание для Адама и Евы, ведь Господь дал им заповедь хранить и возделывать рай. Когда мы поручаем кому-то что-то охранять, то говорим, как охранять и от кого охранять. Механизм защиты от соблазна у Адама был, и он об этом знал.

Змей появляется в рай и находит жену – Еву. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

В чем тут хитрость? Он не к Адаму подходит, а к Еве.

Кто кому дает заповеди? Господь дает заповеди Адаму. А Адам как духовно старший передает эти заповеди Еве. Это, по идее, схема устройства семейной жизни христиан. Когда муж – образ Адама – должен духовно наставлять своих домашних. Имеется в виду правильно духовно наставлять, когда мужчина становится реально настоящим христианином, который борется с грехами, знает эту тему, глубоко в нее погружен. Он духовно руководит своей семьей не как капризный начальник, какой-то деспот, который неправильно воцерковился и Законом Божиим всем бьет по голове.

По этой схеме получается, что Ева получила от Адама заповеди. И лукавый вклинивается в отношения Адама и Евы. Он дает Еве такую мысль – намек: «А вдруг Адам ошибся, как-то не так понял, вдруг не так пересказал, утаил что-то от тебя? Вдруг у них там какие-то свои отношения, а тебе не дали это знание».

Змей применяет лукавство – он не пользуется случаем для покаяния, исправления, а продолжает линию зла, погружается в нее, затвердевает во зле окончательно, соблазняя первых людей. И в чем же он лукавит? Как вы думаете, он знал, какие заповеди Бог дал Адаму? Конечно же, знал: от ангелов ничего не скрыто.

Во-первых, сотворение мира, Адама, любовь и забота Бога о человеке у ангелов не вызывают ревности, а во-вторых, это все создано не тайно, а явно: они все видели и слышали заповеди, прекрасно их знают. Уж кто-кто, а лукавый, в отличие от нас, прекрасно знает заповеди – он их не выполняет, но он их знает.

Так что же он говорит? Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Это такая удочка: «Правду ли вам сказали, что нельзя ничего есть, можно питаться только не пойми чем?». Ева заинтересовалась: странный вопрос. Ей явилось нечто, говорящее какие-то странные вещи.

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть (вроде трезвое объяснение: «Нам разрешили вкушать, это же наш сад»), только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

На первый взгляд, Ева передает эту заповедь: «Да, это можно есть, только с древа познания добра и зла нам нельзя есть, иначе мы умрем» – она понимает, что такое «мы умрем». Но смотрите, в чем попадание Евы на этот крючок, где начало заглатывания наживки.

В заповеди нет таких слов: «не прикасайтесь». Говорится: «не вкушайте». Мы с вами говорили о плодах древа познания добра и зла, что это не флешки с информацией, не диски: сам факт, что человек вкушает, уже нарушение – про «трогать» ничего не говорится. Это не принципиально, но это важно.

Ева уже попалась, она начинает думать: может, они мне чего-то не сказали? Сама начинает немножко что-то видоизменять. Но лукавство имеет такое свойство, что даже малая доля его, особенно в духовной жизни, да и в обычной жизни, ни к чему доброму не приводит, а приводит только к большему злу и падению. Что же происходит дальше?

…сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло – вот он впрыскивает свой яд лукавства.

Ева согласилась на беседу – уже повелась, пошла по тропинке принятия лукавства, и дальше идет массированная атака на Еву. Змей говорит: «Да нет, Бог обманывает тебя». Представляете, что лукавый делает? Он говорит: «Бог совсем не такой, как ты думаешь, ты думаешь, что Он благ, всемогущ, всеведущ – нет. Он скрывает от вас с Адамом важные ценности, знания, завидует, что вы станете таким, как Он» (так пишет святитель Игнатий).

И Ева принимает это богохульство. Понимаете, какое страшное происходит с ней изменение? Ева принимает это лукавство. И что происходит дальше? И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Входит мысль. Лукавый дает мысль человеку, что Бог завистник: Он не хочет, чтобы Адам и Ева познали добро и зло, хотя мы с вами говорили, что они жили в добре. Добро они знали практически, а зло они знали теоретически.

Ум принимает, осознает эту мысль: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи.

У Адама был духовный ум, он познавал сущность животных одним взглядом и давал им имена. И здесь показано, как ум Евы изменился: она еще ничего не сделала, не протянула руку к этому плоду, не вкусила, не почувствовала его сок во рту, но грех уже происходит. Почему? Пошло не то действие ума – принимается ложная мысль, срабатывает ум, и он уже становится не духовный.

Вот здесь – в уме – потеря благодати. Ум становится анархическим, как у нас. Она смотрит: плод становится привлекательным. Когда ум осознает мысль, начинает срабатывать свобода.

Я уже много говорил про свободу, и один из наших зрителей увидел нестыковку. Я сказал, что свобода – противоположность гордости. Нет, не так: любовь как добродетель противоположна гордости как страсти. А свобода – качество. Как в русской сказке, камень и развилка: «Пойдешь туда – получишь то, пойдешь в другую сторону – получишь другое». Свобода – это та самая развилка, возможность выбирать – то или другое: добродетель или страсть. Свобода – это вложенное Богом в человека качество, это не страсть или добродетель.

Это качество срабатывает, когда на уровне ума Ева принимает ложную, лукавую мысль, начинает рассматривать древо познания добра и зла, хотя она его видела многократно – оно не выросло только что у нее перед глазами. Но оно хорошо для пищи: она начинает чувствовать, неправильно анализировать, и оно становится хорошо для пищи.

Что получается? Мысль пришла, ум, благодаря свободе, неправильно сработал, и дальше неправильная мысль попадает в чувства: вожделенно. Что такое вожделение? Это желание в большой степени. Что происходит дальше?

Потому что дает знание… Мы не просто грешим, мы еще обосновываем свой грех. Одно животное убило другое, потому что хотело есть: моральных чувств или угрызений совести оно не испытывает. А у человека все по-другому: когда приходит мысль от лукавого (он умеет это делать), наш ум улавливает ее. По своей свободе он или отвергает эту мысль молитвой, покаянием, или принимает – начинает ее раскручивать, как Ева, рассматривать – и видеть, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание.

Появляется чувство, желание греха. А как только появилось чувство, ум уже не анализирует – он не то что не духовен, он уже и не аналитический: он работает на то, чтобы грех совершить – он уже слуга этого греха. И эта схема работает для всех нас: Ева нам показывает образ грехопадения.

И какой результат? Взяла плодов его и ела: чувство перерастает в дело.

Грех входит в нас, как и в Еву – эта схема общая для всех нас. Только, в отличие от нас, Ева была духовным существом и имела возможность что-то сделать. Мы легко заражаемся, ибо мы – падшие люди.

Мы не можем сказать, что мы на месте Евы поступили бы по-другому: наверняка мы бы не поступили иначе. Просто представим, как могло быть. Заповеди Ева получила от Адама – Ева в любой момент могла спросить Адама, она могла бы сказать змею: «Я пойду спрошу у Адама. Я его помощница, он мой духовный глава». Она же понимает свое положение: она помощница.

Но нет, не срабатывает. Почему? Принятие лукавой мысли обязательно связано с гордыней. Если ум принимает богохульство и не реагирует на это богохульство, то он принимает страсть гордости. Тем более что предлагается? Будете как боги – вот как входит яд лукавого.

На прошлой встрече мы с вами говорили, что неправильное действие свободы, неправильное распоряжение волей и свободой привело ангелов к гордыне. Они делятся этим качеством с нами, к сожалению.

Ева, исполняя заповедь хранить и возделывать рай, будучи Адаму помощницей, должна была сказать: «Змей, ты что-то такое непонятное говоришь, я пойду у Адама спрошу или вообще у Бога спрошу, ведь Господь тут, рядом!».

Но гордыня, которая вошла в ум, не дает Еве пойти и обратиться к Адаму. Как гордый будет у кого-то что-то спрашивать? И она берет эти плоды, срывает и вкушает.

Мы с вами сразу должны сказать, что это не яблоки (распространено такое мнение, что это были яблоки), это были плоды. Не будем фантазировать. Что происходит с Евой дальше? У нее происходят греховные изменения. Обладая эйфорией греха, гордыни, она чувствует себя богиней, идет к Адаму, которому должна быть помощницей, и она ему говорит: «Я тебя тоже приобщу к своему божеству».

И Адам подчиняется ей (она же не рассказывает ему эту схему) и вкушает. Она ему не говорит: «Сделать тебе салатик?». И он ей: «Ну да, давай», – и в этом салатике накрошены плоды древа познания добра и зла. Нет, это было не случайно.

Она ему подносит это особо. Он видит, что с ней что-то произошло, и тоже хочет быть таким. Это произошло не случайно. Он захотел это сделать, тоже направил туда свою свободу: «Я тоже хочу узнать добро и зло, тоже хочу быть как боги, как ты, моя помощница, которая стала моей богиней». И с ним происходит все по той же схеме. Что же дальше произошло с людьми?

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…

Им не нужна была одежда по нескольким причинам. Во-первых, в раю все комфортно. А во-вторых, чистый ум не замечает наготы человека. (Это не так, как у младенцев, у которых ум не развит, поэтому нет стыда: чем старше становится ребенок, тем больше стесняется.) В раю у совершенных людей был такой чистый ум, что нагота не вызывала похоти. Женщина у Адама не вызывала блудной похоти, как это происходит у нас.

Что дальше? У них открываются глаза, и в них входит стыд. Это состояние греха, кроме эйфории, дальше несет свои последствия, духовные изменения. Это духовное предательство Бога. Вначале они в состоянии эйфории: «Мы стали как боги. Бог завидовал нам. Он не такой добрый, Он от нас скрывал важное знание, важное состояние. Мы этого достигли, вот мы какие».

А что дальше? Грех начинает разъедать их нутро. И это открылись глаза у них обоих показывает, что у них начинается неправильный стыд как переживание греха. И что происходит?

И узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания – они сделали себе одежду, чтобы скрыть свою наготу от этого греховного стыда.

Что происходит дальше? И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня – Господь от них никогда не скрывался. Но Адам уже начинает скрываться от Бога. Как это происходит? Скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

Братья и сестры, речь идет об Адаме, который прекрасно знал, что наш Бог совершенный, Всеведущий и Вездесущий. То, что Адам и Ева скрываются в кустах от Бога, – это показатель, насколько ум становится поврежденным: Адам не то что не помнит заповеди, он внутри очень сильно исказился, поэтому скрывается.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

Эта фраза «Где ты?» (понятно, что Бог знает, где Адам) означает: «Адам, что с тобой произошло? Где твоя душа? Что ты сделал с собой?» – Господь дает Адаму возможность покаяться.

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Вот состояние Адама: Бог ему становится неприятен. Адам уже прячется от Бога, ибо он убоялся. Вот действие греха.

И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Это еще раз призыв к покаянию: «Признайся, Адам, где ты? Что с твоей душой? Признайся честно, что ты нагрешил». И вот как раз мы видим, что Господь дает возможность Адаму покаяться.

Что же говорит Адам? Он не говорит: «Господи, прости меня. Я согрешил, я неправильно выполнил заповедь». Нет, происходит другое. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел – то есть: «Я не виноват». Адам оправдывается.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела – Ева тоже говорит, что не виновата; будто действия свободы не происходило в Адаме и Еве – они уже настолько погрязли в грехе, что не чувствуют покаяния, не хотят каяться. Они оправдались и, к сожалению, укрепились во зле.

Адам не воспользовался покаянием (далее мы разберем, каковы плоды грехопадения, что дальше произошло с Адамом, каковы его внутренние изменения). Но самое главное, что мы должны разобрать: как звучала заповедь? Не вкушай от древа познания добра и зла, иначе смертью умрешь. Но Адам с Евой прожили еще долго – Священное Писание говорит нам, что более 930 лет прожил Адам. Почему мы живем не так долго? В нас накопилось столько яда, что нам так долго жить нельзя – за 900 лет мы так нагрешим, что станем хуже бесов. Адам не умер сразу, но святые отцы пишут, что смерть произошла, и мы видим в нем ее признаки. Мы видим две смерти: души и тела.

Смерть души: укрепление во зле, невозможность покаяния, принятие яда сатаны в себя – душа у Адама умерла, хотя он телесно был жив. Когда пришло время, настигла смерть тела.

Итак, сегодня мы разобрали важную тему. Еще раз прошу вас обратиться к труду святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о человеке» и хочу посоветовать вам замечательную книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех Адама» – в ней все очень подробно изложено, содержатся замечательные мысли. Отец Лазарь глубоко, серьезно раскрывает эту тему: грех Адамов.

Спасибо вам, братья и сестры, за ваше внимание, отзывы и вопросы, которые вы присылаете на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru . Для меня это важно: благодаря вашим отзывам мы строим нашу передачу. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс