Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1078) → Логопед-дефектолог М. В. Ковалева и учитель английского языка М. А. Романова: Пронести традицию нашей страны в образовательной системе

Логопед-дефектолог М. В. Ковалева и учитель английского языка М. А. Романова: Пронести традицию нашей страны в образовательной системе

№37 (1078) / 1 октября ‘20

Русская классическая школа

Тема нашей беседы – «Русская классическая школа». Хотелось бы начать с истории вопроса: что это, как начиналось и как вы попали в эту систему?

М.В. Ковалева: – Эту историю начал наш современник-итальянец в своем родном городе. Он купил пакетик вишни и, когда в парке было множество людей, начал делать очень странную вещь: доставал из ягод косточки, бросал их в урну, выкапывал ямку и сажал туда сочную и вкусную мякоть – и это молча и много раз. Люди стали обращать на него внимание: что происходит, что человек делает? Кто-то ухмыляется, кто-то у виска покручивает, кто-то посмеивается, кто-то в недоумении на него смотрит... А он хотел показать наше теперешнее образование, которое страдает не только у нас в России, к сожалению, но и во всем мире. Получается, что зерна, что мы сейчас даем, очень мало дают плодов полезных и нужных.

И организаторы «Русской классической школы» обратили на это внимание и стали изучать литературу: они не стали разрабатывать новые методы и искать новые методики, чтобы обучать своих родных детей, а стали искать клад (можно так сказать).

Они спустились в пыльные недра библиотек и стали доставать труды К.Д. Ушинского, советских педагогов – например учебники «Арифметика» А.С. Пчелко. Методики были замечательнейшие. Татьяна Анатольевна Алтушкина, одна из организаторов «Русской классической школы», рассказывает, что брала методику Пчелко – и слезы наворачивались на глаза; она читала ее как художественную литературу. Они были удивлены, как, оказывается, можно обучать детей, как легко, просто, доступно и радостно детям было бы учиться, если бы мы занимались по таким методикам!.. Вот с чего это началось.

Марина Валерьевна, а когда начали этим заниматься основатели «Русской классической школы»? Это случилось с введением семейной формы образования?

М.В. Ковалева: – Нет, они это начали в 2000 году – уже были выпускники по этой школе в прошлом, позапрошлом годах, которые показали хорошие и серьезные результаты.

Давайте поговорим о концепции Русской классической школы. Что она собой представляет?

М.А. Романова: – Образовательная система РКШ базируется на 3-х законах педагогической деятельности – природосообразность, культуросообразность и осознанность: от простого к сложному. Для ребенка понятно все – начиная даже с дошкольной подготовки, начиная с азов: никаких научных терминов. Перцепция, как говорится, узнаваемые тексты: сказки, русский фольклор, быт, окружающий ребенка (начиная с домашних вещей и заканчивая окружающим миром). Так он знакомится с окружающим миром, и все это системно и понятно. Образовательная система «Русской классической школы» дает нам возможность пронести традицию, культуру и быт нашей нации, страны в образовательной системе – то, чего практически нет уже ни в одной школьной программе.

М.В. Ковалева: – Учитываются психическое здоровье, возрастные особенности ребенка, потому те методы, которые используются в этой программе, доступны детям: дети могут понять, что происходит, – и с какой любовью они это делают!

Скажите, пожалуйста, учебники РКШ кардинально отличаются от учебников, которыми пользуются обычные образовательные школы?

М.А. Романова: – Да. Даже визуально – посмотрев на эти тетради и учебники, можно выделить спокойную цветовую гамму. Они соразмерно дают материал. Посмотрите: рисунки все изображены только в цвете сепии, для спокойного восприятия ребенка – это тоже заставляет мозг работать. У нас нет здесь ни фей, ни гномиков – животные изображены только в своем естественном виде, в естественной среде.

М.В. Ковалева: – Здесь нет никаких отвлекающих моментов – нет ярких красок: это детей отвлекает. Когда они читают, сами должны все представить – это развитие воображения ребенка. Нет дополнительных ненужных иллюстраций: все направлено на то, что будет развивать ребенка и настраивать на нужный лад – на нужную работу: дети трудятся.

Хоть и говорят, что в дошкольном возрасте нужны игровые методы обучения, здесь программа построена так, что дети трудятся, то есть они уже с 4-х – 5-летнего возраста понимают, что учеба – это особый труд. Но интересный. Опять же, интерес постоянно поддерживается.

Раз заговорили о картинках… Есть мнение: интересно, когда зрелищно, красочно. А кто-то посмотрит и скажет: «Как ребенка может заинтересовать этот учебник? О каком интересе Вы говорите?». Мне кажется, я подозреваю, о каком интересе Вы говорите, но поясните, пожалуйста.

М.В. Ковалева: – С самых первых слов мы сразу учим их понимать прочитанное: за словом кроется что-то большое, значимое, знакомое ребенку (а если вдруг встречаются незнакомые им слова, мы можем им показать фотографию), дети могут рисовать – педагог уже может какими-то своими способами помогать ребенку понять значение этого слова, развивать воображение.

М.А. Романова: – Прекрасно раскрывается этимология слов. Словесности нет практически ни в одной программе дошкольной подготовки – воспитательный аспект и осмысленное неторопливое чтение в соответствии с возрастом ребенка. И это им очень нравится.

Сейчас и в школах появился предмет «Смысловое чтение». Педагоги сначала воспринимали это в штыки, говорили: «А разве мы до этого учили без всякого смысла?». Скажите, как коррелирует школьное обычное смысловое чтение с тем, о чем мы говорили? Может быть, не стоит городить огород – достаточно взять нашу обычную школу, просто вводить какие-то смыслообразующие вещи?

М.А. Романова: – Не зря образовательная система говорит, что все в комплекте идет. Когда разработчики пришли в Министерство образования и предложили весь учебно-методический комплект (УМК), им предложили его так же разграничить, какие-то части использовать в образовательном процессе, но Ушинского нельзя разрезать, дробить, Пчелко тоже. Там все взаимосвязано: если они про листики читают, на занятиях по русскому языку про листики пишут знакомые предложения, а по арифметике считают листики. Ребенку нравится эта простота.

Скажите, вся образовательная система может применяться только в системе семейного обучения или в обычных общеобразовательных школах тоже?

М.В. Ковалева: – Конечно, она создана для общеобразовательных школ. И было бы очень здорово, если бы стоял государственный гриф.

Эти замечательные книги не имеют грифа «Рекомендовано» Министерства образования?

М.В. Ковалева: – К сожалению, это так, поэтому сейчас люди стараются либо семейное образование брать, либо объединиться классами, малыми группами, чтобы работать по этой программе.

Обучают в этой системе?

М.А. Романова: – Да, по системе РКШ: они обратились в самую сильную гимназию, и там сказали: «Мы принимаем детей с начальной базой “Русской классической школы”, так как результаты очень высокие». Сказали: «Из православной гимназии берем – очень подготовленные дети и по “Русской классической школе”». Это 2 категории детей с прекрасной подготовкой, с устным счетом, с осмысленным и быстрым чтением.

У Вас есть информация, сколько школ в Новосибирске и вообще по стране работает по программе РКШ?

М.В. Ковалева: – Около ста школ по России – практически уже во всех городах есть либо школы, либо центры, либо семейные центры, которые переходят на работу по этой программе.

Организаторы разработали по каждому предмету методические пособия: для учителя все просто, понятно, каждое занятие расписано – вопросы, ответы, на что обратить внимание, здесь нет бумажной работы, бумажной волокиты, которая сейчас присутствует в школах у учителей (мы все это знаем).

Предполагается ли изучение иностранного языка по программе «Русская классическая школа»?

М.А. Романова: – В свое время передо мной встал вопрос: «Почему родители обращаются к репетиторам за помощью для своих детей, изучающих иностранный язык по общеобразовательной программе в школе?».

Когда я спрашивала у учащихся, какой их самый нелюбимый предмет, они отвечали: русский язык. Мы изучаем иностранный язык на основе русского. Если дети не любят родной язык, как быть с иностранным? Я начала искать программу с самым лучшим преподаванием русского языка – и нашла РКШ. Когда у ребенка сформирован навык правильного произношения звуков русской речи, когда он говорит красиво, грамотно, уже можно начинать изучение иностранного языка.

И когда это происходит? В 3–5-м классе?

М.В. Ковалева: – Организаторы рекомендуют изучать английский язык с 4-го класса. У них частная школа в Екатеринбурге, которая так и называется: «Русская классическая школа». В этой школе английский язык вводится с 4-го класса.

М.А. Романова: – Я начала изучение английского языка в 5-м классе. У меня высшее образование по направлению «Английский язык».

Может быть, вы нам покажете, как все это действует, чтобы можно было предметно говорить? Подготовительные занятия, на которые я водила своего среднего сына, вела замечательный педагог, она говорила: «Родители, сидите здесь, чтобы вы видели, что я делаю с детьми». Она объясняла нам, как должна быть развита рука, говорила про прописи: «Рабочие тетради – это смерти подобно. Должна быть тетрадочка, как раньше за 2 копейки, и в ней пишем: “Ушки, ушки у зайки на макушке”». Это из серии прописей, которые я сейчас вижу. Расскажите, пожалуйста, насколько это важно?

М.А. Романова: – Письмо – это отдельная история. В РКШ есть несколько разделов: дошкольная подготовка, начальная школа, курсы каллиграфии, экскурсии, мероприятия, методические встречи.

В РКШ нет шариковых ручек: сначала – мягкий карандаш, потом – тонкий механический карандаш, после которого достойным даем перо.

М.В. Ковалева: – Не только это – у нас еще есть деревянные дощечки, на которых дети пишут мелом.

М.А. Романова: – И прекрасные прописи, которые помогают ребенку развить чувство эстетики, любовь к письму. Каллиграфия прекрасно влияет на развитие мозговой деятельности.

Почему Министерство образования не дает гриф? Может быть, разработчики просто не обращались за этим?

М.А. Романова: – Конечно, они обращались: ни одна образовательная программа не имеет таких аспектов, как воспитание и духовно-нравственное развитие ребенка.

М.В. Ковалева: – Причем христианское развитие.

Но во ФГОСах прописано…

М.А. Романова: – Прописано, но, например, таких страниц в учебниках нет: здесь изображен Иисус Христос и написано: «Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: “Мир вам!”». Дети воспринимают это естественно. Беседуя с ними, мы углубляемся в наши духовные традиции, в которых были воспитаны наши бабушки и дедушки.

Подобные иллюстрации стали камнем преткновения?

М.А. Романова: – Да.

М.В. Ковалева: – И тексты: в «Детском мире» и «Родном слове» изучаются православные праздники.

Вы сказали, что у нас в стране около ста школ перешли на эту систему. Мне кажется, вы упоминали Татарстан – республику в основном с мусульманским вероисповеданием. Только ли в православных гимназиях там можно свободно говорить о Христе?

М.А. Романова: – Не только. К общеобразовательным школам официально прикрепляются разные центры, которые используют данную систему. Дети разных вероисповеданий учатся по ней: она доступна и хороша.

М.В. Ковалева: – В Симферополе одна из школ полностью переведена на «РКШ». В Москве при Университете юстиции открыта большая школа, где дети учатся по этой программе бесплатно.

Могут ли светские педагоги принять эту программу, или подавляющее большинство работающих по программе «РКШ» – верующие люди?

М.В. Ковалева: – Мы такие статистические исследования не проводили. (Смеется.) Можем сказать только о себе.

М.А. Романова: – Люди, с которыми мы встречаемся уже 2 года, одухотворенно ищущие, а не просто приходящие отработать и получить какой-то результат, в первую очередь это творческие люди.

То есть мы говорим о настоящей отечественной педагогике – В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а люди могут быть разного вероисповедания. Они говорят о духовных ценностях не ничтоже сумняшеся, а понимая, что за этим стоит. Дайте хотя бы примерную статистику.

М.В. Ковалева: – В этом году мы набрали 3 класса – 2-й, 3-й и 4-й. Классы небольшие: по 4–5 детей – организаторы не рекомендуют набирать детей без подготовки в 3-й и 4-й классы, но мы взяли на себя смелость.

Сегодня у ребят выпускной. Они, несмотря на ситуацию, собрались вместе: пока я здесь, празднуют окончание учебного года. Они успешно прошли аттестацию – все довольные, счастливые, легко освоили программу (по арифметике пришлось их подтянуть). Дети выровнялись и хорошо работали весь год.

М.А. Романова: – 1-й выпуск у нас был в прошлом году: 1-й класс и дошкольная подготовка. В этом году у нас 2-ой выпуск.

Мы говорим о выпуске в начальной школе?

М.А. Романова: – Да. Начальная школа и дошкольная подготовка. У нас проходят курсы 4-х – 5-ти – и 6-летки.

А дальше – после 4-го класса? Может быть, об этом будет наша следующая беседа?

М.А. Романова: – Да. Очень надеемся. Наша просьба – помочь в поиске здания.

М.В. Ковалева: – Лучше в центре города, чтобы мы могли объединить классы начального звена, которые выпускаются сейчас в разных районах, для дальнейшего обучения в среднем звене.

М.А. Романова: – Хотя результат обучения показывает, что фундамент, заложенный в нашей начальной школе, позволяет продолжить учиться в любой другой школе по любой программе.

Хорошо! Значит, окончив вашу школу, можно перейти в обычную или продолжить обучение по этой же системе. Если мы говорим, что программа рассчитана на начальную школу, а в системе семейного обучения 2 аттестации – ОГЭ и ЕГЭ, как проходят аттестацию ваши дети? Вы прикреплены к какой-то школе, пишете годовые контрольные работы?.. Как все это проходит?

М.В. Ковалева: – Я могу ссылаться только на наш опыт. У нас есть дети, которые прикреплены к школе №83. Она называется «Умка». Там дети на заочной форме обучения раз в год дистанционно проходят аттестацию, к которой готовятся по демоверсиям.

Ваши 4-классники?

М.В. Ковалева: – И 4- , и 3-классники. Это по желанию родителей: они сами выбирают. Другая форма – аттестационные платформы. Они сейчас распространены: есть и в Питере, и в Москве, и в Кемерово, и в Красноярске. Они прикрепляют к школам детей, находящихся на семейной форме обучения. Учащиеся проходят аттестацию дистанционно по тестам, которые приходят им в заданное время. Сложностей нет.

М.А. Романова: – Аттестация для ленивых: выдается список вопросов, ребенку даже дается время отдохнуть.

М.В. Ковалева: – Дети подготавливаются к этому в свободной форме. Это выбор родителей, формальность.

Конечно, мы их тоже проверяем: они пишут контрольные, диктанты, сочинения. Мы работаем так, как рекомендует наша программа.

М.А. Романова: – На семейном обучении расслабляться нельзя – этот процесс нужно время от времени проверять, контролировать.

Записали:
Елена Казакова
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс