Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1074) → Протоиерей Андрей Канев: Христиане могут исполнять заповеди – быть похожими на Господа Иисуса Христа

Протоиерей Андрей Канев: Христиане могут исполнять заповеди – быть похожими на Господа Иисуса Христа

№33 (1074) / 1 сентября ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №32 (1073) 2020

Дорогие братья и сестры, приветствую вас на телеканале «Союз», на беседе «Страсти и борьба с ними» – напомню, что мы ведем огласительные беседы. Они очень важны, чтобы нам правильно подойти к теме борьбы со страстями: большая проблема, когда человек пытается бороться с ними, а базовых знаний об основах веры нет. Многие попытки ни к чему не приводят. Почему? У них неправильные корни.

Сегодня у нас с вами 11-я беседа, и я предлагаю порассуждать, что такое образ и подобие. Мы уже несколько встреч посвятили теме сотворения человека, мира, на прошлой встрече обсуждали, какие заповеди получил Адам в раю – тоже очень важная тема. А сегодня обсудим новую тему.

Откроем Библию. Я уже неоднократно зачитывал строки 1-й главы 1-й Книги, Бытие: – и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Такой план Господа по сотворению человека. (Можно отметить, что Господь говорит не «сотворю», а «сотворим». Тем самым нам открывается, что все Лица Святой Троицы участвуют в деле сотворения мира и человека.)

Эти слова знакомые. Мы говорим: «Да, образ и подобие – в каждом человеке есть образ Божий». Это даже необязательно имеет отношение только к православным христианам: в любом уголке мира мы можем встретить человека и понимать, что он тоже образ и подобие Божие (пусть потерявшееся чадо Божие, но образ в нем есть, ибо он был в Адаме – первоисточнике всех наших человеческих качеств).

Что такое образ и подобие Божие? Чем отличается образ от подобия?

Что такое «образ»? Когда приходим в храм, видим много икон, которые иначе называемы «образ»: образ Господа, Пресвятой Богородицы, того или иного святого.

У нас с вами есть фотографии в паспорте или в другом документе, памятная фотография. Там изображены мы, но это только картинка: мы понимаем разницу между своим портретом и самим собой, живым человеком, – много схожего, но это нечто другое. Так же Господь создает человека: и в нас, людях, есть качества, которыми мы на Него похожи.

Что такое «образ»? Возьмем такую принципиальную позицию: мы на Господа не похожи портретно. Господь – это Дух, у Него нет, в нашем человеческом понимании, рук, ног, головы, глаз, хотя в Священном Писании говорится, что Господь что-то сделал, посмотрел, услышал. Он, естественно, может все это совершать (видеть, слышать, участвовать во всем), но не так, как мы. Чтобы нам услышать, нам нужно иметь уши. Чтобы увидеть – глаза.

В чем же мы все-таки похожи? Портретно не похожи – мы не фотографии Бога, значит, речь идет о чем-то другом. О чем? Надо говорить о похожих качествах.

Кто у нас Господь? Давайте эту тему обсудим: свойства Божии.

Господь – Промыслитель. Прежде чем сотворить весь мир, Он все продумал. Не так давно я слушал небольшую беседу современного физика-ядерщика. Он пришел к вере в Бога, глубоко начав изучать микрочастицы, из которых состоит мир: он понял, что само по себе это случиться не могло. Это было совершено по Промыслу.

Если бы сами элементарные частицы имели другой заряд, то все бы развалилось, и мир бы не существовал таким, каким он существует сейчас. Мне было интересно послушать опыт человека, изучающего законы реального мира.

Так вот, Господь – Промыслитель: Он не только планирует творение человека, мира, но и продумывает жизнь и сейчас, и в будущем. У Него такой замечательный ум, который заботится о каждом человеке, все продумывает.

Какое у нас есть похожее качество? У человека – ум (наш ум – несовершенный, мы часто себе устраиваем проблемы – «горе от ума», но давайте возьмем идеальный вариант). Это то, что нас отличает от животного мира. Человек с помощью своего ума может продумывать, вносить в свою деятельность осмысленность. Вот в чем мы из таких свойств похожи. Это часть образа Божия, которая в нас проявляется.

Господь – Творец. И человек может творить.

У Господа есть важное свойство: свобода. Господь ничем не ограничен – Он не ограничен материальным миром, Он находится вне мира. У человека тоже есть свобода. Мы должны понимать, что есть выбор и свобода: это разные свойства. Выбор – когда мы приходим и выбираем какие-то продукты. Допустим, есть несколько производителей молока, и мы выбираем себе молоко, колбасу, вещи – это к свободе не имеет никакого отношения. Свобода касается человека, когда он выбирает нравственно – добро или зло: когда он выбирает ориентир своих поступков.

Свобода – это не вседозволенность. Варианты формулировки свободы, которые мы слышим сейчас в СМИ («свобода – это что хочешь, то и делай»), – вообще не свобода, это вседозволенность, которая на самом деле говорит только о том, что проповедник этого пытается развязать тебе руки. Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, а если ты говоришь «мне все можно, раз мне это удобно, я так хочу, мне все равно, как ты живешь, как на тебя повлияют мои поступки», – это неправильно.

Свобода – одна из черт образа Божия в человеке, когда мы выбираем между добром и злом.

Еще раз скажу: Господь, конечно же, не выбирает между добром и злом – Он абсолютное Добро, абсолютная Милость, абсолютный Источник всякого блага. Но мы в нашем падшем состоянии тем не менее имеем такое свойство.

Господь вечен: Он всегда существовал и будет существовать неизменно. Даже когда мир прекратит свое существование, Господь будет существовать.

Одна из черт образа Божия в человеке – наша бессмертная душа. Вспомним, как Господь сотворял человека: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Дыхание жизни – это наш бессмертный дух, который всегда будет существовать.

В этом ответственность христианина и каждого человека за свою жизнь. Представим: кто-то устал от жизни, себя, своих поступков, грехов, и думает, что смерть это все прекратит, уничтожит… Ничего подобного. После смерти он и дальше будет с самим собой, с тем, какой есть, – и какая должна быть у нас сейчас ответственность, чтобы мы правильно жили, готовились к тому, что мы вечные существа! Это тоже одна из черт образа Божия в человеке.

Подытожим. Основные Божии качества, как премудрый ум, отражаются в нас. Как мы на фотографии видим нос, глаза, уши, так же мы видим в каждом человеке (независимо от того, православный он христианин или нет) свойства Бога: ум, способность творить, свободу, вечность своей бессмертной души. Это и есть черты образа Божьего в человеке.

А что такое подобие? С подобием немного проще. Если мы увидим какого-нибудь занимательного малыша, который смотрит за папой и пытается повторить, то мы про него говорим: «Он подобен своему отцу» – или «у него подобные поступки». «Подобие» – «похожесть»: возможность делать похожее на то, что делает папа.

Подобие – способность быть похожим.

Мы должны с вами понимать, братья и сестры: как бы мы ни углублялись в тему грехопадения, насколько человек не был бы исковеркан вследствие грехопадения, эти качества Божии в нем сохраняются независимо от того, где и когда родился человек.

Подобие важно нам, ибо в человека Богом вложены и силы, и способности следуя за Богом быть похожим на Него – в милосердии, добре: как Господь в Евангелии говорит, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Способность быть похожим на Отца Небесного есть в каждом человеке – в каждого она вложена. Если мы применим это знание к борьбе со страстями, то (при нашем желании, труде) эти способности могут проявиться и помочь нам жить не так, как животные, а как должен жить человек.

В Евангелии мы видим заповеди. Что такое заповедь? Это определенное воззвание к поступкам. Если человек будет пытаться следовать заповедям, выполнять их (что очень непросто), то будет исполнение важных слов Господа: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Предлагается быть похожим поступками.

Когда человек пытается, сначала через силу, внешне, бороться с собой, исправляться, выполнять заповеди, то в нем и будет восстанавливаться образ и подобие Божие. Это действительно непросто – это сложные вещи, но со временем происходит изменение сердца и в первую очередь – ума, когда человек начинает понимать смысл своих поступков, пользоваться своей свободой (очень часто мы живем по привычке, идем по накатанной дорожке). Вот такая интересная тема, братья и сестры.

Мне хотелось бы снова сказать о двух райских деревьях из Библии. Древо познания добра и зла: мы затрагивали эту тему, давайте еще раз повторим и закрепим.

Древо познания добра и зла – это не какая-то информация, как у нас на флешке: плоды познания добра и зла не содержали в себе никакой информации.

Мы говорили с вами, что Адам практически знал, что такое добро, и теоретически знал, что такое зло. Нарушив заповедь, он и практически узнал, что такое зло, которое вошло в него и исказило его.

Часто приходится отвечать на вопрос: а зачем это было нужно? Мы сейчас изучаем тему образа и подобия Божия и говорим о свободе. Свобода – не безграничное свойство, у нее должно быть ограничение.

Если я еду в горах и не заезжаю за столбики, то я еду правильно. Если нарушаю, то, соответственно, попадаю в совершенно другие условия. Если нарушить правила дорожного движения и съехать за столбики, можно представить, что получится с автомобилем и со мной. Так что свобода – очень важная черта образа Божия в человеке, без которой человек человеком не был бы.

Животное живет по инстинкту: хищнику захотелось есть – он пошел и загрыз какое-то другое существо. А человек не должен так жить. Ум как одна из черт образа Божия и свобода дают очень важное последствие: мы многое получили и за многое будем отвечать – если бы у человека не было ума и свободы, то не было бы наказания после смерти, человек он бы не нес ответственности (как волк, который задрал овцу, не несет за это никакой ответственности – это закон падшей природы: одни других едят). Но у человека же не так.

Плоды древа познания добра и зла часто изображают в виде яблок, но это необязательно. По-моему, у преподобного Ефрема Сирина был такой интересный образ, что они были чем-то похожи на виноград. Тут такая интересная символика, она ни к чему не обязывает – просто для сведения: через какой плод пал человек, через тот же плод можно вернуться к Богу. Каким образом? Мы с вами знаем таинство Святого Причащения – вещество Крови Христовой берется из вина, а вино берется из винограда. Это просто образ. Я к тому, чтобы мы не упирались в своих рассуждениях в то, что Адам съел яблоко. Мы говорим: плод. Про яблоки ничего не говорим.

Есть второе дерево – древо жизни. Что за древо жизни?

Был ли Адам был смертен в раю? Он был бессмертен до тех пор, пока своей свободой не выбрал идти против Бога. Как только выбрал (Господь его предупреждал – Адаму было открыто, что он смертью умрет, если нарушит), вошла смерть. До этого Адам был бессмертен. (Мы говорили о предназначении Адама – двигаться к Богу, совершенствоваться. Можно порассуждать, что, возможно, древо вечной жизни было предназначено для Адама, пока он растет до какого-то важного духовного состояния. Мы не знаем, мы предполагаем.)

Вот два древа, которые мы встречаем в раю. Древо познания добра и зла – как столбик на дороге, который показывает, что здесь заканчивается твоя свобода, а дальше начинается что-то другое: как отбойник, барьерное ограждение на дороге, показывает, что дальше будет пропасть. У свободы обязательно должны быть границы. Будем это знать и здесь не будем спотыкаться.

Еще одна важная тема – появление Евы. В Библии интересно говорится: не нашлось помощника Адаму, и Господь говорит, что не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Это тоже относится к теме образа и подобия.

Среди православных ходят странные байки, когда считают, что «женщины какие-то неполноценные – у них душа не такая» (в христианском Средневековье вообще считалось, что у женщины души нет). Откуда такой бред берется? Христиане, почитающие Пресвятую Богородицу как высшую херувимов и серафимов, не могут так думать.

Почему именно так Господь сотворяет? Почему из ребра? Ребро – часть тела: Адам видит в Еве часть себя – происходит очень важное, интересное соединение: Адам и Ева, как муж и жена в нашем современном мире, как в Библии говорится, составляют одну плоть. Чтобы Адам видел: ему привели не какую-то зверушку в помощники, а часть его. Господь нас такими сотворяет, что мы ищем свои половинки и полноценными становимся, когда мы вместе. Тоже очень интересная часть.

В каждом человеке, мужчина это или женщина, помощница или глава семьи мужчина, есть образ и подобие Божие. И мужчина, и женщина равны перед Богом: в нас всех одни и те же качества образа Божия (ум, творчество, свобода, вечность, голос совести) и подобия: независимо от пола христиане могут исполнять заповеди – быть похожими на Господа Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, я благодарю всех вас, кто пишет отзывы на наши передачи, присылает письма. Мне действительно это важно, ведь мы вместе строим дальнейшие наши передачи. Если у вас будет желание, приглашаю вас написать письмо на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru . До новых встреч, дорогие мои.

Помоги вам Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс