Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071) 2020
Продолжаем огласительные беседы. Наша прошлая встреча была посвящена первой Заповеди блаженств – блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Мы говорили о духовной нищете, необходимой для человека, идущего путем поиска Царствия Небесного, ибо она научает его быть смиренным. Пока человек не научится этой великой добродетели, он никогда не пойдет путем, который указывает Господь, в Царствие Небесное.
Сегодня мы будем говорить о второй Заповеди блаженств, которая звучит так – блажени плачущии: яко тии утешатся.
На земле много слез. Это неестественно для человека. Апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Радость – удел христианина, но она должна быть подлинной. Чтобы достигнуть этого, нужно научиться плакать, но не о земных вещах.
Кто-то плачет, потеряв богатство или власть. Кто-то – о том, что его лишили должности, что он не может жить как прежде, выполняя запросы собственной плоти. Кто-то расстраивается, что у него не столь богатый стол, как раньше. Кто-то плачет, что потерял машину, которая всех удивляла. Кто-то – о потере своих близких, забывая, что это расставание не навсегда, а на время.
Земные слезы поражают духовно разумного человека! Кто-то может плакать не о том, что чего-то лишился, а о том, что кто-то богаче его, кто-то завидует соседу, у которого хорошее здоровье, кто-то расстраивается, что «кто-то кому-то чего-то», а ему «никто ничего – и никак». Состояние слез заземляет человека. Временные интересы приводят к озлоблению, унынию, отчаянию: человек даже не хочет жить, забывая о вечности.
Господь говорит не об этом плаче, а о слезах покаяния. Мы не имеем ничего доброго – нас окружают грехи, в которых мы должны раскаяться, чтобы очистить свои сердце и душу, приблизиться к Богу. Царствие Небесное дается человеку, очищенному слезами покаяния.
Апостол говорит: Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает. Каждый должен плакать не о том, что у него чего-то не хватает в жизни, а о том, что он далеко отходит от Бога. Самое страшное состояние – когда человек не чувствует присутствия Бога: если Его нет, то в чем заключается наша жизнь? Тогда нет вечности, нет смысла продолжать о чем-то говорить. Но если Бог есть, мы должны чувствовать свое отношение к Нему (близки мы к Богу или далеки от Него?).
Мы плачем, когда нас по какой-то причине отодвигают от себя люди, имеющие высокое положение, с которыми ранее мы были близки, но самое страшное – когда человек живет без Бога.
Мы должны переживать, если Господь не является предметом нашей жизни, и искать пути приближения к Богу – приблизиться к Нему можно только через слезы покаяния.
Чем дальше человек от Бога, тем больше у него страданий, тем дальше он стоит от Царствия Небесного. Каждый из нас должен беспокоиться о близких, находящихся в грехах и далеких от Бога. В Священном Писании говорится о людях, которые показывают нам пример духовной жизни – они переживали не только за себя, но и за близких, которые теряли Бога, что вело к страданию не только конкретного человека, но и общества в целом.
Когда Моисей поднялся на Синайскую гору, израильский народ сделал золотого тельца и отвратился от Бога. Моисей со слезами обратился к Богу и разбил золотого тельца. Пророк переживал из-за того, что народ получил наказание за свое неверие.
Иеремия плакал о пленении Иерусалима и говорил о пороках, из-за которых был пленен народ.
Святой апостол Павел плакал и скорбел о неверии иудеев. Господь наш Иисус Христос плакал, видя неверие и то, что израильский народ не принял Его: Он плакал об Иерусалиме, зная, какие страдания и скорби его ждут.
За неверие, разрушение храмов наш народ страдал не только в революционные годы, но и во время II мировой войны. Это очень тяжело: Господь посылает страдания за то, что народ уходит от Него. Об этом тоже нужно плакать.
Плач превратится в утешение, когда мы будем видеть мирное небо над головой, когда будет достаток в нашем обществе.
Равнодушие недостойно христианина. Церковь Христова молится о мире во всем мире, благостоянии Божиих Церквей, о весях и градах, властях, воинстве: она заботится о своем народе, своем земном Отечестве. Я не раз встречал старцев и проповедников, которые очень сильно переживали о Родине.
Протоиерей Александр Шаргунов говорил в проповедях о нашем Отечестве, страданиях людей, что Господь посылает власть, которая не слышит народ, ибо тот не верит в Бога. Эти слова казались мне очень суровыми. А на самом деле батюшка чувствует необходимость плакать, говорить о состоянии людей, Отечества: нужно спасать их, иначе будут еще большие страдания, каждый человек будет скорбеть.
Сегодня пандемия приводит в ужас многих людей в мире. Она дана не просто так – Господь попустил ее из-за наших грехов, беззаконий.
Один из старейших иноков Троице-Сергиевой лавры старец архимандрит Лаврентий (ныне почивший) плакал, когда говорил о былой славе России.
Чувство любви к своему земному Отечеству рождается только в сердце того, кто любит Небесное Отечество, Бога. Чувство патриотизма больше всего присуще верующим людям. Как не любить, не переживать, не плакать? Это спасительные слезы. Господь говорит, что пошлет за них утешение. В Апостоле и Апокалипсисе сказано: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» – «и отъимет Бог всяку слезу от очию их, и смерти не будет ктому». Господь посылает Своего Святого Духа и утешает людей за покаяние, за то, что они имеют огромную любовь к Богу, стремятся исполнить обеты, которые дали при Святом Крещении.
Мы должны переживать, что не исполняем обеты святого Крещения: мы обещаем не только креститься во Христа, но и облечься в Него (апостол Павел говорит: …не я живу, но живет во мне Христос). К сожалению, мы привыкли жить своей жизнью, размышлять своим умом. А иногда и не своим: есть размышления, что нам предлагает современный мир через СМИ, – мы говорим словами телеведущих, политологов, перед которыми поставлены определенные задачи, политических деятелей, наших правителей, персонажей легких сериалов, где нам показывают немудрую греховную жизнь.
Как мы должны жить по-настоящему? Как должны размышлять? Мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись? Апостол Павел говорит, что мы должны жить не своим умом, а умом Христовым – наши дела, поступки, слова должны пропускаться через призму Священного Писания. Прежде чем что-то сделать, необходимо почитать Писание и подумать: «Как Господь предлагает нам поступить в этом случае?».
Жизнь говорит: «Никому не уступай! Не прощай! Всем покажи свое достоинство! Всем скажи, что ты человек, должен иметь большую долю, большее счастье, большее положение!».
Это гордыня. А Господь говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Уступите – это не будет проявлением вашей слабости. Помогите – это будет оценено не только на земле, но и на небе. Простите врагов ваших, благословите ненавидящих вас – и тогда вы будете победителями в этой жизни и обретете награду в Царствии Небесном.
Иногда надо и поплакать, чтобы осознать: где-то не уступил, кого-то не простил. Бывает и такое в жизни.
Мы должны переживать, когда нас мучают страсти. Если не можем их победить, необходимо молиться и просить, чтобы Господь нам помог. Видя, сколько у нас грехов, мы можем омыть их только искренними слезами покаяния.
Старцы и святые отцы плакали о своих грехах, жили в покаянии. Когда мы были в паломничестве у Гроба Господня, то видели людей, которые молча обливались слезами покаяния перед Господом, принося Ему всю боль и все внутреннее переживание. Конечно, Господь утешит их.
Святой апостол Петр, некогда имевший неосторожность отречься от Господа, затем принес достойное покаяние, и Господь простил его. Но до его покаяния Господь уже не считал Петра апостолом. В Священном Писании говорится: идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее – Христос не считал его Своим учеником, потому что Петр отрекся от Него. Апостол Петр не находил себе из-за этого покоя.
Когда Христос явился ученикам на Тивериадском озере, апостол Петр, услышав слова Иоанна Богослова: Это Господь, – препоясался эпендимой, ибо был наг, и поплыл к Господу, не дожидаясь, пока лодка подплывет к Нему: он всячески искал встречи с Богом – грех на душе очень томил Петра.
Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих,– то есть возводит в апостольское звание. Господь прощает Петра лично, а не как нас на Исповеди. Он лично принимает покаяние апостола Петра.
Святой Климент говорит, что апостол Петр всегда просыпался с пением петуха. Он вставал и горько плакал: Петр всю жизнь омывал свой грех слезами покаяния – невзирая на то, что Господь его лично простил, он не мог простить себя за этот грех. У апостола Петра всегда были красные от слез глаза, а на ланитах его были борозды от слез.
Преподобный Арсений Великий «во все время своего подвижничества, сидя за работой, имел на груди своей платок, потому что слезы постоянно струились из очей его. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, сказал, прослезившись: “Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там”».
Преподобный Пахомий взял себе в послушники скомороха, который сначала серьезно раскаялся в своей прежней жизни, а потом подумал: «Почему бы не пошутить, не повеселиться с братией?». Он продолжил шутки (уже духовного характера). Пахомий призвал его к себе и сказал: «Я решил удалить тебя из святой обители – ты плохо действуешь на братию». Тогда он раскаялся и стал постоянно плакать о своих грехах. Братия его спрашивала: «Почему ты постоянно плачешь?». Он отвечал: «Вы служите мне, а я же самый недостойный из вас. Вы – святая братия – прислуживаете мне, скомороху». К нему пришло осознание его состояния, и он непрестанно плакал, даже когда бывал на трапезе. Братия говорила ему: «Ты не плачь, пожалуйста, вед мы даже есть не можем, глядя на тебя!». Он отвечал: «Братия! Поверьте, я не могу остановить свои слезы, ибо моя душа требует очищения».
Сам преподобный Пахомий тоже плакал. Один из братии, Иоанн, будучи старше его, укорил игумена за какой-то неправильный поступок. И хотя преподобный Пахомий подумал: «Не буду ему ничего говорить – он старше меня, я не должен обидеть его», – затаил злобу. Когда Пахомий молился, Господь открыл ему состояние его души – и он понял, насколько согрешил перед Господом, Который всех прощает, научает покаянию (а он в злобе приступил к молитве). Пахомий несколько дней плакал о своих грехах, о том, что допустил такое состояние, которое не должен был допускать в свое сердце.
О своих грехах плакали преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Лествичник.
«В житии блаженного Августина сообщается, что он, будучи уже в крайнем изнеможении, приказывал класть перед собой псалмы Давидовы, относящиеся к покаянию, и их обыкновенно читал, и между тем непрестанно и много плакал, хотя после своего обращения к Богу жизнь проводил весьма благочестиво».
Ни о чем святой Ефрем Сирин «так много не говорил и не писал… как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения». Святой Григорий Нисский говорил о нем: «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом».
В своей великопостной молитве Ефрем Сирин призывает к внутреннему сокрушению и плачу о грехах. «В другом месте он говорит: “Начало плача познание самого себя… Плач назидает и сохраняет, плач омывает душу и соделывает ее чистою; плач рождает целомудрие, отсекает удовольствия, приводит к совершенству добродетель”».
Если мы хотим себя познать, увидеть свою греховность, то в первую очередь должны обратиться к своему сердцу и плакать о грехах.
Один из святых отцов сказал: «Познай самого себя – и хватит с тебя». Кто познал себя, у того слезы будут течь непрестанно. Мы всегда думаем о себе лучше, чем есть на самом деле. Если мы познаем себя, то увидим скверну своей души и будем плакать о себе как о погибшем человеке, который не подготовил себя ни к вечной жизни, ни к Страшному Суду, ни к ответу перед Господом.
В завершение я хотел бы сказать и о преподобном Иоанне Лествичнике: «Покаяние и сердечное умиление были так сильны… что молитва его была постоянно сопровождаема слезами. Долго после его кончины показывали очень тесную пещеру, место его тайных подвигов, прозванную слезоточною, потому что она была орошена слезами преподобного».
Преподобные отцы непрестанно плакали о своих грехах, познавая себя, принося покаяние Богу. Кто оплакал свои грехи здесь, на земле, тот получит утешение в вечности.
Блажени плачущии: яко тии утешатся. Такова удивительная заповедь, дорогие братья и сестры, о которой мы говорили.
Наша следующая беседа будет о третьей Заповеди блаженств. Мы будем говорить о такой добродетели, как кротость – блаженны кроткие… (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.