Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1064) → О.Ю. Кудрявцева: Английский для детей

О.Ю. Кудрявцева: Английский для детей

№23 (1064) / 8 июня ‘20

Учимся растить любовью

Период самоизоляции – не повод отказываться от занятий с детьми. Наоборот, можно начать изучать или подтянуть английский язык. Мы в гостях у отца Михаила Кудрявцева, его супруга Ольга – учитель английского языка – занимается не только со школьниками, но и с дошколятами. Сегодня она поделится своими наработками и расскажет, где раздобыть учебные пособия так, чтобы на них не пришлось дополнительно тратиться.

Маше еще нет и 6, она уже бегло говорит по-английски, постепенно подтягивается и младшая сестренка Лиза. Их мама, учитель английского языка, считает: обучить устной речи ребенка проще, чем чтению, но без чтения не обойтись, а значит, придется осваивать – тем более, что в период самоизоляции и дистанционного обучения все родители стали немного учителями. В вопросе с чтением по-английски главное разобраться какая методика действенней и не стоит торопиться: начинать занятие с ребенком лучше не раньше шести лет.

Ольга Юрьевна Кудрявцева: – Существует два метода обучения чтению на английском языке. Первый – метод чтения целых слов, и второй – метод фонетического чтения, или, как его еще называют «Phonics». Что такое метод чтения целых слов? Это когда учитель показывает карточку (в школе так часто учат читать), ученик видит, что здесь написано, видит картинку, дальше учитель просит детей повторить это слово, потом картинка убирается, и ребенок уже читает то, что написано: фактически дети выучивают слово наизусть, его запоминают. Почему этот метод существует? В английском языке достаточное количество слов, которые нужно просто выучить. Они называются «Sight words». Какие это слова? Например, «that» или «for». Эти слова все равно ребенок должен учить, поэтому мы используем этот метод.

Если написание некоторых слов надо просто запомнить, хорошо бы прибегнуть к такому способу, чтобы ребенок не заскучал.

О.Ю. Кудрявцева: – Если мы работаем с группой, учитель, например, после того, как проработал это слово с карточками, может карточки разложить и попросить детей попрыгать по ним. Или если у нас слова написаны на жуках, пауках, каких-то насекомых (что тоже очень интересно детям), мы предлагаем им мухобойки, они бьют этих мух мухобойками, им нравится – они так запоминают слова лучше. Если мы хотим выучить цвета (у меня это работает очень хорошо), я вам покажу вот такой листик, – здесь на каждом животном написан цвет. Есть мотивация у ребенка – он читает и закрашивает тем цветом, который ему нужен. Моя дочка Маша так научилась читать цвета. И самая действенная и интересная игра, которая работает с ребенком даже 4-х лет, есть слово «why» – это Sight word, его нужно запомнить, оно читается не по правилам. Мы раскладываем эти слова, а потом включаем ребенка в игру. Слово «заболел»: why is sick? Ambu, where are you? «Ambu» – это сокращение от «ambulance» («скорая помощь»). И ребенок ищет это слово, кладет машинку «скорой помощи» на него, и дальше мы предлагаем ему положить «больное» слово в кроватку – put «why» to bed – он кладет его в кроватку, и так мы продолжаем с другими словами. Здесь ребенок эмоционально вовлечен – ему очень нравится, что он помогает и совсем не замечает, что мы учим это слово.

Чтение слов через их узнавание – лишь один из способов обучения и ограничиться им, увы, не выйдет: придется прибегнуть к методу фонетического чтения.

О.Ю. Кудрявцева: – Мы учим звуки, а не буквы – это ключевой момент. Почему? Часто встречается ребенок, который учится во 2-м, или 3-м, или даже 5-м классе, он знает название букв алфавита, он умеет петь песенку «A, B, C, D, I, F, G», но читать он не умеет – название букв алфавита к чтению не имеет никакого отношения: мы поем [ei], [bi:], [ci:], [di:], а читаем [æ], [b], [c], [d] – нет никакого совпадения.

Какие плюсы этого метода? Здесь все логично и понятно, очень последовательно можно обучать: есть система обучения, можно задействовать очень много игр, поэтому ребенок с удовольствием ходит на занятия и не понимает, что он учится читать: он думает, что ходит играть в звуки. Множество игр позволяет выходить на самостоятельное чтение даже у дошкольников, плюс развивается фонематический слух – и создается хороший задел на орфографию: если мы учим звуки, ребенок знает, что это звук [r] – ему диктуют в школе: красный цвет – «red», и он уже не напишет «ted» или «bed», он напишет «red» – он знаком со звуком.

Но методом фонетического чтения тоже не стоит ограничиваться, ведь наряду с плюсами у него есть и минусы.

О.Ю. Кудрявцева: – Поскольку в английском есть Sight words, которые нужно запоминать, то не все слова можно выучить с помощью метода фонетического чтения. И второй минус: есть проблема с этапом блендинга – соединения двух звуков вместе. Посмотрим: вот ребенок выучил звук [æ]. Он читает легко – это понятно. Он выучил звук [c] – отдельно он тоже прочитает легко. А соединить их вместе оказывается иногда проблемой, то есть сказать не [c], [æ], а [cæ]. Если учитель уделяет должное внимание этапу соединения двух звуков, то все идет хорошо, и простые слова из трех звуков в итоге ребенок учится читать правильно и быстро.

Чтобы приступить к урокам, необходимо запастись терпением, а прежде всего – различными пособиями. Можно ли обойтись без существенных трат? С советами Ольги точно получится.

О.Ю. Кудрявцева: – Я очень люблю начинать с видео – у ребенка это вызывает какое-то красочное, яркое, эмоциональное воодушевление. На сайте https://supersimple.com есть целая серия таких видео. Они так и называются «A song» или «B song», мы смотрим видео и дальше начинаем вводить предметы, которые начинаются с этого звука. Например: [æ] – «alligator», «apple», «ant». С этими предметами, конечно, просится поиграть – очень много различных игр. Можно предложить соединить предмет с картинкой: «Put ant on the picture», – и ребенок кладет на правильную картинку, или просто попросить: «Give me an apple», – ребенок определяет это слово, которое начинается со звука [æ] и дает.

Или, допустим, есть водные раскраски. Если я ввожу звук [w], даю ребенку, и мы узнаем какое слово у нас будет с этого звука. Оно постепенно проявляется – получается красивый кит, я говорю: «Wow, it’s a whale! Great job!». И тут же можно сразу обвести – тоже очень ребенку нравится, что проявляется красиво. И мы уже работаем с написанием.

То, что можно показать, мы обязательно показываем с движениями. Например, «A» – «alligator», «this is a alligator», «this is an axe», и потом у нас появляется топор – «axe». Этот метод называется TPR (Total Physical Response), когда мы подкрепляем слова движениями.

Множество игр, обучающих английскому, построены на использовании карточек с картинками, буквами и словами. Покупать их не обязательно, рисовать самим – тоже.

О.Ю. Кудрявцева: – На том же самом сайте https://supersimple.com их можно скачать: там идет по 2 карточки на каждый звук алфавита – вы их режете, и я предлагаю игру, которая вызывает очень много восторга, а она на самом деле очень простая.

Мы ставим чашку, карточки лежат так, чтобы их было не видно, ребенок достает – «ambulance» – и кладет карточку. Дальше другой игрок кладет чашечку, достает другую карточку – «ant» – и так у нас получается пирамидка. Мы ее строим, потом она падает, и такой «wow-эффект»: можно снова строить, или кто-то выиграл, а кто-то проиграл.

Далее идут печатные материалы на звук, который мы учим. Это основная работа после того, как мы ввели звук и поиграли с предметами. Какие это могут быть распечатки? Вот это – основная распечатка, с которой мы работаем. Здесь есть животное, название которого начинается с этого звука, есть лабиринт, который ребенок проходит по этому звуку, все время его называя при прохождении, здесь нужно выбрать слова, с этого звука начинающиеся, вырезать (их всего два) и приклеить, и прописать строчку.

Дальше что можно делать? Вот «ходилка»: можно просто вести линию по тому же звуку, называя его, или сделать интереснее – выложить камушками, сердечками или магнитными фишками; мы выкладываем звук, а в конце собираем. Еще один пример, когда нам нужно дифференцировать (дети часто путают звук [m] и звук [w], ведь это зеркальное изображение), это «moon», и здесь мы будем искать звук [m], мы будем вести лучики, и у нас получится солнышко.

Красочную распечатку (если есть цветной принтер, я рекомендую их печатать, на черно-белом будет скучно – ребенку не нравится, когда все серое и смазанное) можно скачать бесплатно на том же сайте https://supersimple.com – здесь мы закрашиваем желтеньким звук, который прошли, обводим слова, начинающиеся со звука [c] – это у нас «cat», «car», а здесь обводим правильный звук: тоже работа на распознавание звука. И вот так выглядят карточки, которые можно скачать и разрезать по две на каждый звук.

Выучить звуки – лишь половина дела, ведь нужно еще научиться складывать из них слова, а это непросто, о каком бы языке речь не шла.

О.Ю. Кудрявцева: – Когда мы ввели один звук, за ним – другой, мы выходим на этап соединения двух звуков – этап блендинга: [æ], [æ], [æ], [c], [c], [c]. Далее вводим 3-й звук и читаем свое первое слово – «cat». Если вы обратите внимание, то звуки мы вводим не в алфавитном порядке. Почему? Так удобнее читать, соединять их в слова – получается больше слов, которые ребенок может прочитать. И когда мы уже научились читать 3 первых звука, мы читаем первое CVC слово (CVC world – «cat»), и дальше уже можем читать другие CVC слова, набирая звуки, присоединяя звуки [d], [b], [æ]. Зная звуки и умея их соединять, ребенок читает слова из трех звуков с помощью карточек – основного инструмента для обучения чтения в этом методе. Почему карточки так интересны детям? Они на магнитах (мы работаем с магнитной доской), редко кто дома может позволить себе играть в такую игру, особенно с карточками, которые подходят по смыслу с картинкой. Мы выкладываем эти карточки, и дальше у нас есть изображение того, что на них написано. Какие есть варианты? Ребенок читает «hen» и понимает, что это hen. «Bib» – он двигает и соединяет, «dog», «pig». Или вариант с маркером, когда мы можем соединять слово и картинку.

Когда я работаю в частной школе, я обязательно беру эти карточки в основной курс английского языка, в курс чтения – детям очень нравится, я приглашаю к доске, раздаю им карточки, они их клеят или соединяют, а потом это все можно еще постирать другим концом – вызывает очень положительные эмоции.

Идея с этими карточками пришла от наших зарубежных коллег, и все больше и больше учителей в России их используют для того, чтобы учить детей читать. Эти карточки я нарисовала сама, потому что не нашла подходящего дизайна, который бы мне понравился визуально и того наполнения, которое бы меня устраивало изначально. В ходе работы за этот год я отсортировала их так, чтобы слова детям нравились и легко запоминались. К этим карточкам можно создать вот такую «Building mat» – креативная доска для творчества, для работы с карточками. Как это работает? «Read it» – прочитай, то есть у ребенка есть карточка, он ее читает. «Pig» – «Yes, it is pig». «Match it» – мы предлагаем из нескольких картинок ему выбрать, он выбирает правильное изображение, прикрепляет, соединяет. «Write it» – у него перед глазами есть образец, ему не трудно, и он с удовольствием пишет. «Build it» – составь. И теперь, дифференцируя каждый звук [p], [i:], [g], – «pig» – он составляет слово. Обычно очень трудно дошкольника попросить что-то написать, это вызывает трудность, отторжение, он не хочет, а когда он видит такой рабочий лист, фломастер, цвет которого он сам выбрал, он имеет возможность творчества: даже если он ошибся, он сразу это сотрет и напишет так, как надо.

Первая самостоятельно прочитанная книга – вот настоящий подвиг маленького любителя английского языка. И пусть это будет совсем простенькая книжечка, мотивация к занятиям у ребенка непременно возрастет, но покупать такие книги совсем не обязательно.

О.Ю. Кудрявцева: – Когда уже бóльшая часть звуков пройдена, у нас есть набор определенных слов, которые мы умеем читать, мы подключаем самые простые первые книги для чтения. Это такая серия «Early Reads»: the lad, – причем, «the» – это Sight word, которые мы учим отдельно, а «lad» у нас читается по правилам. Дальше повторяется: the dad (папа), дальше – the dad has a lad. То есть они очень простые в чтениях, можно раскрашивать, ребенку нравится, или цветной вариант, если есть цветной принтер. Это Джулия Дональдсон, знаменитая детская писательница – «Oxford Reading Tree», можно тоже поискать – книга про жука. «Bob is a bug» – «Боб – это жук». Дальше: «Bob bug has a mum. His mum is big»: «У жука Боба есть мама. Его мама большая». Это очень похоже на русское «мама мыла раму», но это дает тоже потрясающий эффект – ребенок читает свою первую книгу, видит картинку, догадывается, если он забыл значение того или иного слова.

Где эти книжки найти, допустим, серию «Early Reads»? Я предлагаю бесплатную рассылку книжек и рабочего листа, и еще других материалов по чтению в моей группе. Называется она «Big mug of English» («Большая кружка английского» – такой логотип), https://vk.com/bigmugclub , будет пост, и всем, кто напишет, что он хочет, я пришлю бесплатно 19 вот таких книжечек первых, листы на каждый звук алфавита, дополнительные прописи и различные игры, о которых скажу дальше.

Среди многообразия игрушек, ориентированных на многообразие обучения детей чтению на английском, можно выделить несколько простых, но эффективных.

О.Ю. Кудрявцева: – Например, такая игра называется «Fun Literacy Game». Смысл в том, что ребенок получает карточку, он ее читает – «bag» – кладет, закрывает так, чтобы не видно было звуки, и потом выкладывает на эту машинку или маленький компьютер это слово. В «Fix Price» продаются вот такие фонарики, как диафильмы световые, и на стенку можно переключать звук и называть слово. Вот так мы играли темной осенью и в группах, и с ребенком дома – очень много улыбок и эмоций вызывает такая игрушка.

Дальше можно скачать в интернете любые изображения (их сейчас много) рыбки, цветочки, бабочки… Я их ламинирую (вы можете не ламинировать) и можно написать на них звук, дальше найти удочку или, как у меня, магнитный жезл (удочку проще найти – она есть в любых детских отделах), и вы называете: catch [z], – и ребенок его ловит. Если у вас нет «братцев» (такие специальные железные штучки, которые вставляются и загибаются с другой стороны), вы просто крепите скрепочку, и это работает точно так же.

И наши самые обычные кубики – вот это производитель «Томик», они тоже есть практически в любых детских отделах, составлять слова можно из этих кубиков; вы берете 3 кубика и составляете то же слово, допустим «cat». Или посложнее, поинтереснее – «zip»: такие кубики продаются в Stockmann.

Каждое занятие должно быть маленьким праздником, поэтому Ольга рекомендует завершать урок веселыми танцами, музицированием, мыльными пузырями и семейными посиделками, и тогда следующее занятие ребенок попросит сам.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс