Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наши сердца и души можно сравнить с некими приемными устройствами: они улавливают из невидимого мира волны той частоты, на которую настроены. Помыслы греховные притягивают грех – и наоборот. Однако можно перечитать массу духовных книг, выучить молитвы, но так и не познать Бога. Принять, почувствовать Его, обрести полноту жизни с Ним человек может только сердцем – чистым сердцем, которое, как гласит 6-я заповедь блаженств, и способно узреть Бога.
Удивительно ощущение теплого дыхания земли после освобождения от снежного покрова, когда она открывается и радуется животворящей весне, когда все в природе славит Создателя за начало нового круга жизни…
Эту небольшую, похожую на старинный русский терем церковь здесь, в городе Верхний Тагил Свердловской области, называют храмом на горе. Храм во имя Архистратига Божия Михаила прочно стоит на земле уже 13 лет, вписался в окружающую природу и тоже стал ее частью. Сюда притекают верующие, которые продолжают молиться по древнему византийскому обряду.
иер. Сергий: – Что бы ни было – Церковь одна, формы немного разные, поэтому существует форма так называемого единоверия. В 1971 году Церковь на Соборе приняла, что старый и новый обряды равно спасительны. Поскольку нам это ближе, мы в этом родились, в этом и остались.
Отец Сергий и матушка Анна Комаровы – оба из старообрядческих семей, в которых христианская вера из поколения в поколение передавалась как образ жизни и мысли.
иер. Сергий: – Я благодарю Бога, что родился в семье, где есть преемство поколений. Несмотря на времена гонений, когда было советское детство, вера всегда сохранялась, всегда молились.
м. Анна: – Я родом из Шалинского района (станция Унь), там родилась, выросла. У нас было много родственников в деревне, несколько семей. У моей мамы было три сестры – мы все общались, жили очень дружно, друг другу помогали.
Анна – единственная дочь из пятерых детей в своей родной семье. В их хлебосольном доме частенько устраивали зимние вечерки: женщины пряли, вязали, вышивали, пели духовные стихи. Маленькая Аня вместе со взрослыми и молилась, и пела, и училась всем женским премудростям.
м. Анна: – Я замуж вышла – все умела делать: и корову доить, и прясть, и вязать, и стряпать, и варить, и мыть.
После школы Анна в Екатеринбурге получила профессию машиниста мостовых кранов, начала работать на заводе, а летом, в отпускное время, ездила с родными и друзьями на Веселые горы – так издавна называется часть горного хребта Среднего Урала, где еще со времен промышленников Демидовых селились приезжие старообрядцы и где долгое время действовал монастырь. Многие поколения старообрядцев совершают паломничество в Веселые горы.
иер. Сергий: – Там место духовного притяжения: раз побывал – хочется всегда. Есть такие места. Люди их подбирали или Господь такую благодать на эти места дал?
м. Анна: – Это было летом – там всегда собираются на праздник Петра и Павла. Службы, стихи духовные молодежь поет, общаются, знакомятся. Мы там с батюшкой познакомились.
иер. Сергий: – Это бывает по Промыслу Божию – надо уметь слышать голос Божий: если будешь его уметь слышать и идти, куда Господь тебя направляет, все само собой получается, как будто в книге написано – читаешь...
Они встретились уже взрослыми людьми, с прочным стержнем христианской веры, которая прошла проверку запретами, запугиванием, давлением со стороны атеистического окружения.
иер. Сергий: – Когда я пошел в армию, замполит вызывал, беседовал со мной: «Почему так? Показатели портишь…». У нас замполиты были очень патриотичными людьми, после двухчасовой беседы с ним больше вопросов не возникало.
А у самого Сергея не возникло вопросов, когда его сердце выбрало Анну. После паломничества вернулся домой в Верхний Тагил, а спустя короткое время поехал вместе с отцом к ее родителям свататься.
иер. Сергий: – Примерно знаем, кто, как, откуда, какой род (есть старожилы), как они молились...
м. Анна: – Он мне самой понравился. Мне надо было, чтобы обязательно был верующим. Он ухаживал за мной, высокий был, красивый, гирями занимался, спортивный, работящий, деревенский. Папа мне сказал: «За этого отдам». Были другие женихи, он говорил: «Нет, за этого не ходи».
В семьях, живших согласно Домострою, слово старших было определяющим, дети слушались, смирялись, а Господь давал их семьям крепость и благодать. В ноябре был сговор, а в январе – обряд «брачения», когда родители благословляют детей с иконами, при всей общине объявляют молодую пару мужем и женой.
м. Анна: – Когда венчают, на голове девушки плат, кокошник – в честь ангелов, это считается как покров мужа; замужней женщине нельзя снимать.
Молодая семья поселилась в деревне Большие Галашки, недалеко от Верхнего Тагила – там Сергей Комаров держал фермерское хозяйство.
иер. Сергий: – Я родился в своем доме, у нас всегда было свое хозяйство, крестьянский образ жизни: корова, поросята... В 1990-е годы сказали, что дают землю, можно этим заниматься.
Сергей взял кредит, купил трактор, автомобиль, пахал, сеял и убирал урожай. Молодая жена оказалась ему под стать.
м. Анна: – Самое большое у меня было три коровы, телята, бычки, гуси, куры. Они кричат, не дают долго спать. Утром встанешь, подоишь, надо прибрать молоко... Сыр варила тазиками – все разбирали дачники.
А еще огород, картофельное поле в гектар, овощи и корнеплоды выращивали на продажу, кормили себя и людей.
м. Анна: – Мы, молодые, как-то не чувствовали усталости, справлялись. Если что-то тяжелое делали (на сенокосе), звали помощников – мои братья приезжали.
Работали, как говорится, от зари до зари – много, честно, но все равно сталкивались со злыми языками.
м. Анна: – Завидовали, говорили, что кулаки, раскулачить надо. А то, как мы трудились, никто не видел…
иер. Сергий: – Прокуратуру завалили заявлениями: надо посадить, расстрелять, враг, мироед. Но Господь нас с хорошими людьми сводил. Тогда исполкомы были – там меня понимали, и в прокуратуре говорили: «Все нормально, мы понимаем – это пережитки прошлого».
Зависть и наветы успешных фермеров словно и не касались. Они продолжали трудиться и по-христиански помогать людям.
иер. Сергий: – Кому-то вспахать, выкосить, что-то сделать – всем помогали. Когда остаются излишки продуктов, отдавали тому, кто в них нуждается. Не тому, кто не хочет работать, а кто именно нуждается.
м. Анна: – Потом все нормально стало. Это вначале, видимо, у людей зависть была. А потом увидели, что люди трудятся, – все наладилось.
Фермерство Комаровых продолжалось несколько лет, пока в Россию не хлынула импортная продукция, практически вытеснив с сельхозрынка товары собственного производства. Комаровы продали дом, трактор и переехали в Верхний Тагил – родители мужа стали нуждаться в уходе. На малой родине Сергей занимался строительством, клал печи. Все было вроде хорошо, но время шло, и он понимал, что душа не этого просит.
м. Анна: – Мы были старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия. У нас не было священника – были настоятели (выбирают старшего), служба шла мирским чином.
Определяющим для Комаровых стал опыт и слово отца Леонтия Колногорова – он в прошлом тоже старообрядец, сейчас – духовник Нижнетагильской епархии и настоятель крупного прихода.
м. Анна: – Они съездили в Иерусалим и там поняли, что без священства нет спасения. В книгах читали (начали больше читать), что везде священник нужен. Тогда мы поняли, что надо присоединяться к Церкви.
иер. Сергий: – Поскольку мы читаем книги, у нас есть и современные издания, и древние – везде написано: без Тела и Крови Господа не спастись. Много Церквей, форма может быть разная, разный язык, культура, а догма, основа веры – одна.
м. Анна: – В старом обряде нет никакой ереси, там все правильно исполняется, только нет Миропомазания, которое совершает только священник. Там мирские крестят. Через таинство Миропомазания присоединяешься к Церкви.
Впервые исповедовались, причастились, повенчались и почувствовали – теперь они дома. Для Сергея Комарова стало совершенно понятно, чего просит его душа, и он начал строить храм.
иер. Сергий: – Когда строили, стали искать, кому быть у нас священником, обращались ко многим батюшкам со старообрядческими корнями, и все говорили: не знаем. К Владыке Викентию приходил, а он говорит: «А что искать – ты строил, ты и будешь».
К такой перемене матушка Анна и не была готова, и была. С одной стороны, страшно – такая ответственность перед Богом за себя и за людей. С другой стороны, понимала, что слово Владыки и есть Божие благословение, положилась на волю Господа. А что это значит, матушка Анна уже хорошо знала, ведь свою единственную дочь Ксению супруги ждали долгих 11 лет. Но отчаяния не было – ведь все в жизни промыслительно.
м. Анна: – Господь испытывал нас, наши чувства – много ведь семей расходится, если детей нет. Может, для этого надо было, чтобы все перенесли.
Ксюша носит имя своей святой покровительницы Ксении Петербургской, в день памяти которой и появилась на свет. Сейчас девушке 16 лет. Отличница в школе, помощница дома и в храме. Сварить, навести чистоту, испечь вкуснейший торт, прополоть, полить в огороде, а на казачьем празднике спеть так, что дух захватит, – все у нее получается. В доме отца Сергия и матушки Анны прихожане как родные. Хозяева с миром встречают всех, кто приходит с молитвой:
– Доброго здоровья вашему дому.
– С миром принимаем. Милости просим к нам, заходите.
К слову, папа матушки Анны, инок Феодор, готовится к пострижению в монашество. Живет в келье рядом с храмом и молится за всех денно и нощно…
На службу в храм только в красивых одеждах – этой давней традиции не изменяют.
Жить, трудиться и молиться так, чтобы люди понимали, как хорошо с Богом, и приходили в Церковь – для матушки Анны это самое важное в ее служении рядом с мужем.
иер. Сергий: – Она такой человек, который умеет смиряться, воспитывалась в домострое: раз муж сказал – ее дело помогать.
м. Анна: – Человек всегда чем-то недоволен. Надо за все благодарить Бога: значит, мы заслужили то, что есть. Еще, слава Богу, за наши-то грехи Господь нас милует.
иер. Сергий: – Всякому мужу Господин – Бог, жене господин – муж, а дети подвластны родителям своим. У людей спрашиваешь: «Для чего ты живешь?». – «Ради детей». Это неправильный ответ. Ты должен жить ради Бога. И детям говорить: живи не ради меня, а ради Бога. Все понимают, что центр, верхушка – у Бога. А если у Бога – мы все будем под Его покровительством.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.