Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1062) → Протоиерей Андрей Канев: Надо быть крайне к себе внимательными – не смотреть, что делают другие, а следить за собой: что у тебя внутри

Протоиерей Андрей Канев: Надо быть крайне к себе внимательными – не смотреть, что делают другие, а следить за собой: что у тебя внутри

№21 (1062) / 1 июня ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №20 (1061) 2020

В Пасхальные дни я неизменно вас приветствую радостным, очень теплым приветствием: «Христос Воскресе!».

Мы разбирали статью святителя Игнатия «О посте», и я думал, о чем бы нам с вами поговорить далее. Кроме того, как испортить вам праздник, больше ничего не пришло в мое сердце – я, конечно, шучу: так обычно реагируют люди, когда говоришь им, как правильно встречать праздник с точки зрения борьбы со страстями, как правильно выходить из поста, проводить семейный праздничный обед. Когда наши современные христиане слышат эти рекомендации, они говорят: «Вы нам портите все праздники». Поэтому давайте, братья и сестры, мы с вами попробуем поговорить, как выходить из поста и встречать праздники.

Перед этим хочу порекомендовать книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) – я уже начал представлять его книги. Эта книга называется «Под сенью Креста Христова» (напомню, отец Лазарь – наш современник, священнослужитель Грузинской Православной Церкви. К большому сожалению, он скончался, отошел ко Господу в 2018 году; это подвижник, который делился своими мыслями, опытом, переживаниями, и мы (кто регулярно ходит в храм, читает книги) знаем его имя – слава Богу, его труды переиздаются). Нужно быть внимательным к трудам этого писателя, ибо в них мы получаем настоящее учение Церкви по важным вопросам.

Понятно, что по теме Креста Христова рассматриваются вопросы спасения: для чего Господь взошел на Крест, как нам спастись? Книга отца Лазаря небольшая, но очень важная и глубокая.

Почему задаются эти проблемные вопросы? Когда мы приходим в храм и не проходим оглашения, не получаем цельного знания о Христе, о спасении, часто закрадываются не только суеверия, но и ереси. Понимать истинную веру, изучать ее нам надо обязательно. Эта книга рассказывает, как мы получили спасение – через Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Если мы не будем этого знать, не будем правильно верить, то о каком христианстве речь: что мы за христиане, если не знаем о Христе?

Я как-то проводил опрос в одной силовой структуре, и 80% состава сказали, что они верующие, православные люди. И я поставил им коварный вопрос: «Кто такой Христос?». Были варианты ответов: добрый человек, пророк, Сын Божий, Богочеловек – из этих 80% людей, считающих себя православными, больше половины ответили, что это просто хороший человек или просто пророк. Я не представляю, как по-другому это назвать, если не катастрофой. Это серьезная проблема, что в нашем народе очень мало знаний о вере, это беда. Я не могу спокойно об этих вещах говорить.

Давайте поговорим о празднике. У нас в церковном Уставе есть четыре длинных поста: Великий, Петровский, Успенский, Рождественский. Они заканчиваются, как правило, большими праздниками – особенно это касается Пасхи Христовой и Рождества Христова. Понятно, что эти дни праздничные не только потому, что мы встретились в храме за Божественной литургией, подготовились к Исповеди, Святому Причащению (раскаянием, наблюдением за собой, молитвой), но еще предполагается, что потом мы придем домой, будут гости – соберутся наши близкие. И тут важно, братья и сестры, помнить одну вещь, которую я из приходской жизни очень хорошо понял, постоянно имею в виду и нашим дорогим прихожанам постоянно предлагаю для размышления.

Праздник, какой бы он ни был великий: Пасха, Рождество Христово, в нашем падшем мире вовсе не отменяет борьбы со страстями. Представляете, что происходит с христианином, когда он об этом забыл? Ведь во время Пасхи Христовой бесы никуда не делись. Во время праздника Рождества Христова мои страсти никуда не делись, они, наоборот, наскучались. Во время Великого поста мы сжали пружину – и что происходит, если мы резко отпускаем пружину? Она с огромной силой, с накопленной энергией, распрямляется. А что происходит с нами, неопытными, с нашими страстями, когда во время Великого поста мы силой воли себя сдерживали, сдерживали, сдерживали, а наступает день праздника – и мы себе даем отмашку: «Все, расслабляемся!».

Священники, исповедующие прихожан 6 дней после праздников, могут с горестью констатировать: эта отмашка приводит к тому, что все страсти в человеке, которые он наблюдал во время поста, начинают проявляться с большей силой. Казалось бы, мы же каялись? Да, мы каялись.

Давайте сравним с больным, у которого язва желудка: он долго лечился, ему сказали не есть острого, жареного и жирного – он какой-то период воздерживался, но тайно мечтал, что как только это закончится, он поедет на шашлычки и утолит свое желание. Его выписывают с больничного, он выходит на работу, приглашает всех коллег и устраивает шашлыки. Что с ним будет? Тут не надо быть врачом, прозорливцем, чтобы понять, что его язва откроется – и будет еще хуже, ведь он забыл, что болен. Человек должен понять, что его выписали из больницы, он здоров, может функционировать, но надо помнить о профилактике: болезнь никуда не ушла – она только-только была. Если он будет снова нарушать предписания врачей, то снова окажется на больничной койке, а то еще хуже – вообще в морге.

Это же касается духовной жизни христианина. Если мы с вами получали опыт воздержания во время Великого поста (сжимали эту пружину), а когда Пасха началась, начали расслабляться – и снова понеслось, то именно потому, что мы забыли, что только вчера боролись.

Испортил вам праздник, братья и сестры? Простите, но у нас такая беседа: не про веселье, а про жизнь, про правду. Правда жизни в том, что мы должны выйти из поста, имея этот багаж воздержания.

Что это означает? Давайте к практике перейдем. Вот мы употребляли растительную пищу, не переедая, соблюдая режим, о котором говорилось в прошлых передачах о посте. Организм за 40 с лишним дней перестроился, если говорить о физиологии. Клетки кишечника у человека перестраиваются раз в 3 дня, и когда мы резко начинаем употреблять жирную, тяжелую, углеводную пищу, у нас происходит расстройство физического состояния. Если это началось и мы дали себе отмашку «все, расслабляемся», – мы перестаем за собой следить.

Вы представляете, если бы пограничник сказал себе: «Все, я не наблюдаю за границей, у меня отдых, я пошел спать – и не важно, вышел товарищ на боевой пост или нет»? У него-то, может, и есть в смене боевые товарищи, а у нас с вами нет. Все 7 дней в неделю, когда мы бодрствуем, ум – это единственный пограничник, который должен контролировать границу сердца.

После отмашки, когда мы себе позволяем расслабиться, все страсти начинают очень сильно действовать. Как горько принимать Исповедь, когда человек боролся-боролся, а после Пасхи начал неумеренно употреблять вино... Другие страсти – скандалы в семьях, чревоугодие, объедение... Для этого ли мы постились? Не для этого. А зачем мы этим занимаемся? Традиция? Да зачем такая традиция нужна, если она нас разрушает? Надо все в этом плане пересмотреть.

Можно сказать: «Испортили нам праздник – ни в гости пойти, ни гостей принять». Мы снимаем передачу, когда у нас сейчас карантин: вообще никто ни к кому в гости не пойдет – вот замечательный опыт, как провести праздник. Никто не говорит, что не надо этот праздник проводить дома. Проводите – особенно когда дети есть. Кто нам мешает сделать этот праздник не таким, чтобы потратить половину семейного бюджета (ведь наступают нелегкие времена), а сделать хороший семейный ужин, без алкоголя, без переедания, соблюдая опыт умеренности? (Мы с вами обсуждали, как накладывать в тарелку еду и смотреть, чтобы не переедать, не дать страстям силу, чтобы пружина не распрямилась.) Кто мешает нам оказать внимание близким?

Это зависит от нас: расслабляемся мы или нет. Я бы посоветовал очень плавно выходить из поста. Первые дни вообще можно не употреблять мясную пищу – перейти на пищу животного происхождения постепенно, чтобы не нарушить ни физического, ни духовного здоровья, продолжать соблюдать режим питания, меру принятия пищи. Качество пищи изменилось – пища стала более питательной – и нужно следить, чтобы не оказаться вечно переевшим.

Нужно постепенно выходить из состояния поста, чтобы сохранить этот опыт. Святитель Игнатий в статье «О посте» говорит нам, что объедение, увлеченность человека алкоголем, неполезной едой влияют на ум, на душу – человек перестает чувствовать благодать.

Очень часто у нас получается неправильный опыт. Человек встречает Пасху по-настоящему (каялся в грехах, наблюдал за собой, у него был правильный пост), но встретил Пасху и начал объедаться, развлекаться, и к концу Светлой Седмицы он опустошенный: все потерял. Почему? Перестал за собой следить.

На столе появились непостные продукты, но мера должна быть, если мы хотим по-взрослому вести христианский образ жизни, чтобы не терять связь с Богом, чтобы у нас не было взлетов и падений: постимся, постимся – и снова упали. У нас должно быть ровное, постепенное, умеренное восхождение – и это вовсе не означает нудный и скучный образ жизни, как кажется на первый взгляд.

Нужно помнить, что наша христианская жизнь обязательно должна быть связана с храмом. Понятно, что в разных регионах России по-разному (где-то храмы открыты, где-то рекомендовано проводить богослужения в закрытом режиме), но мы верим, что эта зараза когда-то пройдет и восстановится наш обычный церковный уклад.

Церковный Устав предполагает, что всю Светлую Седмицу поста нет. И тогда возникает вопрос: как же христианину (если храм открыт и есть возможность быть на богослужении) готовиться к таинству Святого Причащения? Можно причащаться или нет? Этот вопрос надо решать на уровне вашей приходской общины. Традиции бывают разные: одни говорят, что это время как раз для Причащения человека; есть храмы, где говорится, что в это время не надо причащаться, так как мы едим и пьем что хотим.

У меня возникает вопрос: неужели Церковь, приняв такой Устав, говорит нам не Причащаться, ибо надо есть, пить? Что главное? Ведь в Причастии мы получаем Самого Господа.

Что мы здесь ставим на первое место? Неужели есть, пить, объедаться и развлекаться? Конечно же, каждый христианин скажет, что Христос должен быть главным. Что предполагает Устав Церкви? То, что христианин готовится к Причастию, но у него нет поста, нет говения. Но этот вопрос надо обязательно обсуждать с вашими священниками – не хочу вмешиваться в вашу приходскую жизнь: я говорю то, что мне стало понятно в нашей приходской работе.

Что я предлагаю делать нашим прихожанам? У вас изменился рацион, но перед Причастием, даже на Светлой Седмице, никто нам не запрещает от чего-то отказаться (я про вино вообще не говорю: что это за христианин, готовящийся к Причастию и употребляющий вино?). Допустим, можно отказаться от мяса и какой-то жирной пищи, и тогда сохраняешь эту легкость, правильное духовное чувство – оно дороже мяса, шашлыков. Чтобы не оказалось, что время праздника у нас стало временем праздника желудка... Очень прошу вас, братья и сестры, об этом подумать. Это очень важно.

И далее: мы постепенно вышли из поста, прожили эти праздничные дни, продолжаем быть внимательными, наблюдать за собой. Что же делать дальше?

Можно обмануться и поду-мать: пост закончился, я свой долг выполнил. Ничего подобного: это же тренировка. Любой спортсмен нам скажет: если достиг каких-то результатов и прекратил тренировку, снова откатишься обратно. Так устроены наши мышцы: если мы им не даем достаточной нагрузки, они слабеют – даже если ты был чемпионом мира, потом не сможешь защитить свой чемпионский титул.

Так же и мы – мы бойцы, воины Христовы. Если ты бросил весь опыт воздержания, который получил, то придется снова с очень большим трудом устанавливать правильное духовное состояние. Нет гарантии, что сможем выбраться из пропасти, в которую мы попадаем, переставая воздерживаться (под воздержанием в праздники мы понимаем соблюдение умеренности, соблюдение режима питания).

Это не шутки, все очень серьезно, поэтому мы, получив опыт воздержания, продолжаем следить за собой, ведь страсть чревоугодия в нас никуда не делась. Отцы говорят: «Не верь своей плоти, пока она в гроб не уляжется». Что это означает? Мы можем ходить в храм 10, 20, 30 лет, всю жизнь прожить в храме, участвуя в таинствах, но если не боремся по-настоящему, у нас опыта борьбы нет. А если мы, получив опыт воздержания, продолжаем его в нашей обыденной жизни, пусть даже у нас появились непостные продукты, то представляете, как становится легко потом входить в пост и не терять полмесяца или 3недели на то, чтобы войти в постный режим?

Умеренность дает возможность с первых дней войти в пост и получить правильную духовную пользу. Бывают очень горькие истории. Моя приходская сотрудница (внимательный человек, регулярно причащающийся) попала в один из храмов города на Светлой Седмице, подошла к священнику, сказала: «Я готовилась к Святому Причащению. Можно ли причаститься?» Он ее не причастил – сказал, что в этом храме другие традиции, но остался с ней побеседовать, и сказал, что она неправильно к этому относится (хотя она была правильно настроена – молитвенно готовилась, воздерживалась), что Пасхальное время – чтобы радоваться: есть, пить, ходить в гости. А она вдова, которая живет серьезной подвижнической жизнью. Какие гости? Ей ходить не к кому, ей и не хочется в гости ходить, она живет внимательной жизнью, но священник настраивает ее: «Надо веселиться, радоваться». А как радоваться? Веселиться, объедаться и поэтому не ходить на Причастие?

Я бы рассматривал влияние таких традиций как большую беду. Неправильно понятые традиции не дали фарисеям увидеть в Господе Сына Божия: фарисеи видели в Нем нарушителя традиций – как Он в субботу мог исцелять? Как апостолы шли и немытыми руками принимали пищу – растирали колосья? И фарисеи так ревностно защищали свое неправильное понимание традиций, что в Боге увидели самозванца, гордеца и бесноватого...

Нам важно помнить, что страсти никуда не делись. Лукавый никуда не делся – он только и ждет, чтобы мы расслабились, чтобы исподтишка напасть на нас и побороть.

Кто меня правильно понимает, тот, наверное, согласится со мной, что эти дни надо прожить очень внимательно – с молитвой, с внутренней радостью, которая складывается из понимания, что мы верим в Господа: Он Всемогущий, Он обещал нам спасение, если мы пойдем за Ним, Он прощает каждого кающегося грешника и ради нас пошел на Крест (эти мысли раскрыты в книге, которую я предлагал) – Он Воскрес и уже сделал все для нашего спасения.

Неужели все это – перспективу рая или ада, борьбы – сведем на нет из-за того, что заскучали по непостной еде? Это крайне важно: будем мы со Христом в праздничные дни или о Нем забудем и уткнемся в тарелки?

Вот такая не очень веселая тема, братья и сестры. Мы должны очень плавно выходить из поста, не навредив себе, не став посмешищем для нехристиан.

Знаете, когда мы становимся посмешищами? Когда врачи в больницах говорят: «Пост закончился, и пошел вагон христиан, которые разговелись». Попадают в больницы с панкреатитом, другими хроническими болячками. Почему? Решили, что надо расслабляться. Ни в коем случае. Мы воины, мы должны быть дальше бодрыми. Да, это время некоторой передышки, но такой отдых не означает окончания борьбы – это отдых, когда подразделение дралось на фронте, его перевели в тыл, чтобы оно набралось сил, немного отдохнуло и снова пошло в бой.

Это еще не победа, это только передышка.

Поэтому, дорогие мои, если я кого-то огорчил, прошу прощения. Если у меня получилось кого-то обличить, то я это делаю не с целью превознестись над вами. Раз у нас с вами передача о борьбе со страстями, то вновь и вновь хочу напомнить вам, что время праздников – это особое время искушений, когда надо быть крайне к себе внимательными: не смотреть вовне, что делают другие, а следить за собой, что у тебя внутри, дабы в сердце лукавые не устроили террористический акт, когда ты расслабился.

Помним, что мы грешники, которых простили.

Если забудем об этом, то все может снова вернуться.

Дорогие мои, еще раз желаю, чтобы мы всегда были боеспособными, духовно крепкими, всегда следили за своим сердцем – если падаем, то тут же вставали и каялись. Господь наш, умерев за нас на Кресте, Воскреснув, победив ад, смерть, силы зла, ждет от нас обращения к Себе, чтобы нас поднять и снова повести узкой тропой в Свое Царство. Мы должны понимать, что ни праздники, ни обычные дни, когда мясоед, не отменяют узкого пути.

Дорогие братья и сестры, не будем унывать, печалиться, давайте взбодримся. Христос Воскресе! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс