Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда судьбы двух людей пересекаются в одной точке под названием «здесь и сейчас», когда два малознакомых человека заключают семейный союз перед Лицом Господа Бога, действует непостижимый человеческим умом, но непреложный закон жизни. Этот закон знают все: браки совершаются на Небесах. И у каждого благословленного Небом брака своя сверхзадача, которую оба – муж и жена – решают всю жизнь.
В тюменском храме во имя Святого Архангела Михаила сегодня только священники и хор – таковы реалии нашего трудного времени: во имя физического и духовного здоровья прихожан, их приход в храм временно не благословляется. Но молитва в его стенах творится непрерывно, каждый день.
прот. Николай: – Мир находится в противостоянии: борьба добра и зла. И светлые силы действуют и злые, поэтому противостояние нарастает и нам надо думать, ради чего мы живем, делать выводы, включаться в борьбу.
м. Наталья: – Независимо от того, что вокруг нас происходит, мы должны в первую очередь работать над своей душой. Мне вспомнились слова афонского старца, который сказал: «Сердце злопамятное готово к принятию печати антихриста». Наша задача – не дождаться антихриста, мы ведь в первую очередь ждем Христа. А чтобы дождаться Христа и встретить Его достойно, мы должны работать над своей душой.
Катаклизмы, которые мы сейчас переживаем, страхи, уныние, даже панические настроения тоже не случайны – тоже попущены свыше, как проверка нашей веры, силы христианского духа. Укрепляют их, не дают им ослабевать духовные пастыри: они рядом, продолжают служение, а вместе с ними их жены – матушки.
Настоятель Михайло-Архангельского храма отец Николай Егоров и его жена матушка Наталья, по их собственным словам, живут жизнью своего прихода. Так складывалось много лет – порой непросто для обоих, но выбирая для себя путь служения, они понимали, что это за путь.
Матушка Наталья родилась в Екатеринбурге, в творческой семье: папа и мама работали на Свердловской киностудии. Наташа с младшей сестренкой, можно сказать, выросли рядом с ее павильонами.
м. Наталья: – Я была не любитель садиков, всегда находила повод простыть, заболеть, поэтому, конечно, часто мама меня брала с собой. Мы заходили туда – там свой мир, запах.
А дома воспитывать девочек помогала родная сестра бабушки – бабуля Наташа – добрая, светлая, в воскресенье всегда с подарочком – просфорой. Она ходила в храм и тихонько молилась дома.
м. Наталья: – Нас в садике воспитывали так, что Бога нет – помню, подошла с этим вопросом к бабушке. Я была еще маленькой, даже в школу не ходила. Она меня обняла и сказала: «Наташенька, придет время, когда ты поймешь, что Бог есть».
Время пришло, когда бабушка уже ушла из земной жизни. Наталья узнала от мамы, что в Доме кино выделили несколько комнат для воскресной школы Вознесенского храма, и пошла туда – скорее из интереса. (Время было такое: все, что касалось веры выходило из-под запрета.) А в школе ее, с красивым природным голосом, взяли в хор. Спустя время девушка вместе с другими воспитанниками приняла Крещение и ее мировоззрение начало меняться.
м. Наталья: – Хотелось научиться петь, нравилось богослужение. Я бегала – маме напишу, что ушла к подружке, а сама иду в храм.
В церковном хоре она испытывала восторженный трепет от созвучия разных голосов, ведь пела рядом с профессиональными певцами, в том числе – с оперным басом.
м. Наталья: – Помню тот момент, когда он приходил, начинал петь «Трисвятое», мурашки по спине, все плакали: трепетное отношение и радость всегда была.
Наталья пела в храме, а училась в педучилище. После его окончания встала перед выбором: что дальше – пединститут, консерватория или…
м. Наталья: – Конечно, было очень перспективно поступить в институт, раз голос есть – петь, гордыню потешить. Слава Богу, получилось так, что петь можно и в храме, от этого еще больше радости получать.
Мама до последнего наде-ялась, что дочь передумает поступать в регентскую школу Тобольской духовной семинарии, но – напрасно.
м. Наталья: – Помню раннее-раннее утро, июнь или июль, солнце, купола горят – иду по аллее и у меня ощущение, что я попала в другое время – из большого города приехала, как в какую-то сказку. Это чувство осталось.
Наталья поступила в регентскую школу без музыкального образования, без навыков игры на фортепиано.
м. Наталья: – Когда мне сразу на второй урок задали учить четырехголосия – я плакала: пальцы не слушаются, не знают, куда им встать, не знают, где какая нота – я писала себе ноты. Но я не одна такая была. Господь помог. Не могу сказать, что было трудно, легко – всяко было.
Несмотря на трудности, Наталье в семинарии нравилось все: учеба, красота древнего города, новый круг общения. Как-то на Масленицу она гуляла с друзьями по кремлю.
м. Наталья: – Мимо пробегает семинарист с пакетиком блинов, говорит: «О, молодежь, давайте я вас блинами накормлю». Думаю: «Ладно». Тогда первый раз увидела отца Николая, причем я училась на 2-м курсе, а он на 3-м.
Семинарист Николай Егоров, по благословению Владыки Димитрия, митрополита Тобольско-Тюменского, был в то время экономом Абалакского монастыря и практически все время проводил там. Так что их первая встреча была скорее случайностью, а вторую, видимо, организовали свыше.
м. Наталья: – Нас, сестер, никого не отпускали без сопровождающих на переговорную. Я, помню, подошла к дежурному помощнику отцу Константину, говорю: «Отец Константин, мне нужно на переговорную, ты можешь мне кого-то дать из братьев?». Он, шутник был, говорит: «Тебе кого?». Говорю: «Мне без разницы». Он говорит: «Сейчас кто из трапезной выйдет – пойдешь?» Я говорю: «Так мне же на переговорную». Вышел отец Николай…
Серьезный, основательный, Николай Егоров к тому времени отслужил в армии, поработал на земле. Его семья жила в Тобольске, а верующая мама постоянно молилась, чтобы сын пришел к Богу. По ее просьбе Николай впервые подошел к Владыке Димитрию с массой разных вопросов о жизни, вере, о душе.
прот. Николай: – Какое-то молчание в душе было: куда идти, что делать? Как будто жизнь остановилась на какое-то время. Только пришел, наоборот, как накрыло. Через несколько дней первый раз исповедовался, причастился. Сложно было первую молитву учить, а потом – как открылась новая жизнь.
В этой новой жизни было служение рядом с Владыкой. Николай Егоров видел, как возрождается духовная семинария, восстанавливается древнейший в Сибири кремль. В новой жизни он укрепился и в решении стать белым священником.
прот. Николай: – Недели три прошло, говорю: «Давай, если друг другу подойдем, повенчаемся и будем жить». Подружили-подружили и повенчались, а на следующий год – 25 лет.
м. Наталья: – Для меня все это было неожиданно. 26 января мы повенчались, а 7-го апреля его уже Владыка рукоположил в диакона.
А еще через несколько месяцев, 10-го декабря 1996 г. состоялась священническая хиротония отца Николая. Молодая семья начала свое духовное взросление – можно сказать, стремительно, без теоретической части, сразу на практике учились взаимодействовать в быту, находить компромиссы, учились любить. Эта наука обоим давалась нелегко.
м. Наталья: – Я обижалась, что отца Николая дома всегда нет. Было такое время: он уходил – дети спали, приходил – дети спали. Я теряла мир, духовное равновесие, обижалась.
Матушка Наталья часто вспоминала слова митрополита Димитрия, в день, когда он благословлял их на венчание. «Надеюсь, – сказал Владыка, – матушка не будет мешать священнику трудиться на благо Церкви». Эти слова, признается матушка Наталья, буквально впечатались в ее сознание и спасали, когда приходилось особенно трудно.
м. Наталья: – Кажется, что ты одна. А потом пришел какой-то момент, я поняла в голове, что мне же ничего не мешает взять все это, отодвинуть, прийти точно также и трудиться в храме.
Из Тобольска в Тюмень отца Николая перевели, когда их первому сыну Андрею было 2 месяца. Батюшка служил клириком в Знаменском соборе, участвовал в восстановлении храма Святого Архангела Михаила. В 1999 г. в день престольного праздника здесь прошла первая служба, а в 2000г. – отец Николай был назначен настоятелем. Приход только складывался, певчих не хватало. И тогда на клирос встала матушка Наталья. Сначала приходила в храм, нося второго сына, Пантелея, под сердцем, а потом вместе с ним.
м. Наталья: – Здесь, на хоре, раскладушку разбирали, чтобы его там положить, есть захотел – тут же накормила.
Так провел свое младенчество и третий сын, Егор. Четвертому, Ивану, повезло больше – с ним матушка Наталья провела дома 3 года в декретном отпуске, но все это время продолжала занятия в воскресной школе, где, как и на клиросе, трудилась по благословению отца настоятеля. Ее воспитанники – творческие дети, танцующие, поющие, играющие на инструментах. Сначала из них сложился ансамбль «Ложкари» – первые уроки взяли в интернете.
м. Наталья: – Мы играли и на плечо, и на локоть, по рукам, везде. Ребятишкам давала задание: кто какое-то новое движение найдет – приходите, будем вместе учить. Приходилось выбирать самой какую-то музыку. Я не хореограф, с этим не дружу, но, наверно, здесь мне помогла моя профессия воспитателя дошкольного образования – воспитатель должен уметь все.
Следующий этап детского творчества, благословленный батюшкой Николаем, хоровой коллектив, под началом матушки Натальи: начинали робко, с унисона, а через 3 месяца уже по голосам пели на Рождественской службе. В 2020 году хору исполняется 8 лет; теперь его участниками становятся ребята, прошедшие предварительный отбор. Коллектив хорошо знают в Тюмени, как участника разных мероприятий.
С отцом Николаем и матушкой Натальей приход стал как большая семья со своими семейными традициями, как, например, встреча Рождества, Пасхи, и не только.
прот. Николай: – Мы легко можем 100–120 человек после Литургии собраться – и выехать на природу.
Старший сын Егоровых пошел по стопам отца, учится в Тобольской духовной семинарии. Пантелей – студент Тюменской медицинской академии, Георгий – школьник, а Иван – будущий школьник. Можно представить, сколько сил (душевных и физических) отдает матушка Наталья воспитанию четверых парней.
м. Наталья: – Что-то происходит у нас в жизни: кажется, что это все плохо, но Господь любое зло может повернуть в добро. Я на себе это испытала.
Так было, когда старшему сыну предстояла сложнейшая операция на сосудах головного мозга – молился весь приход. Нашлась квота, и именно в это время в Тюмень приехал японский нейрохирург – светило мировой медицины. Он взялся провести 10-часовую операцию.
м. Наталья: – Господь может нас этим проверяет – нашу веру, то, как мы можем положиться на Него в любой ситуации. Надо всегда благодарить за то, что есть: независимо от того, хорошо или плохо. Легко, наверно, благодарить, когда все хорошо, а надо не отчаяться, не потерять веру. Бывает, иногда поропщешь, а потом идешь на Исповедь – к мужу идешь на Исповедь. Он говорит: «Дома я муж, здесь ты просто меня послушай, как священника».
прот. Николай: – Вся наша жизнь, весь труд вокруг Церкви.
Пожалуй, это и есть та самая сверхзадача, благословленного Небом брака, которую муж и жена решают всю жизнь.
Владыка Димитрий (награждая матушку Наталью): – От пения во многом зависит, какой настрой молитвы у всей общины. Поздравляю, матушка.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.