Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Честно взглянув на себя, стоит оглянуться вокруг и задать вопросы: «Кому ты сделал больно? Кого забыл? Кому не помог? Кого обидел? Что нужно сделать, чтобы исправить причиненную другим боль, сделанное тобой зло?».
О подготовке к Исповеди
Некоторые искренне удивляются, почему годами ходят в церковь, но не чувствуют в себе перемен – особенно те, кто считает, что к Исповеди, как и к утренней гигиене вроде чистки зубов, особенно готовиться-то и незачем: прочитал покаянный канон, просмотрел «список грехов» из сборника для подготовки к Исповеди, выписал те, которые совершал, и пошел.
Но есть другая подготовка к Исповеди. Можно представить себе со всей ясностью, реально, что ты умер – просто взял и умер: тебе пришел конец, итог твоей земной жизни – не завтра, не через год, не потом, а в этот самый момент. Уже ничего не получится исправить и поменять, смерть застала тебя таким, какой ты есть.
И вот ты стоишь перед Богом: что ты принес на Суд, от чего в эту минуту тебе так мучительно стыдно? Почему в душе страх и ужас? И о чем ты сейчас сожалеешь? Как, идя по дороге жизни, незаметно, шаг за шагом ты пришел к своей смерти? Ты словно под огромным камнем, который вот-вот обрушится и раздавит. Как ты дошел до такого? Кто тебя обманул? Кто заставил?
А совесть обличает: говорит, что это не какие-то злые люди – это ты сам с самого начала мало-помалу, с детства, шел от грешков к грехам… И теперь перед тобой страшная черная бездна – логический итог всей твоей предыдущей жизни. А «возмездие за грех – смерть», как говорит апостол Павел.
И когда понимаешь, что это не фигуральное красивое выражение, а самая неприглядная правда, многое для тебя меняется. Взгляд в черную бездну отрезвляет, и от него рождается покаяние.
Честно взглянув на себя, стоит оглянуться вокруг и задать вопросы: «Кому ты сделал больно? Кого забыл? Кому не помог? Кого обидел? Что нужно сделать, чтобы исправить причиненную другим боль, сделанное тобой зло?».
А потом из глубины покаяния, от раскаяния открыть перед собой заповеди Божии. Они солнечные и ясные, и от них в сердце рождается дерзновение и надежда на Бога. Особенно заповеди блаженств – они словно зеркало, отражающее, какими должны быть христиане. Что ты сможешь сказать, вглядываясь в них? Стал ли ты иконой Христовой и просто нормальным человеком?
После такой подготовки у тебя будут другая Исповедь и другое отношение к милующему Богу, Который через священника отпустит грехи в разрешительной молитве, и другое – благоговейное – отношение к своей омытой от грехов душе, которая, как воду жизни, жадно впитывает слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Страсти по клубнике
Православные даже на грядках умудряются иногда вести себя как дети. Где у других безотходное производство и прибыльный семейный бизнес, у православных получается разлад и смущение. А все потому, что даром урожай раздают.
Недавно подруга историю рассказала, как они с мамой урожай клубники собирали. Лето выдалось у них теплое, с дождями – и клубники уродилось видимо-невидимо. На радостях позвонили они старому другу своей семьи, пенсионеру-учителю, у которого трое детей и шестеро внуков, чтобы он поскорее к ним приезжал за ягодами.
Тот приехал на велосипеде с ведерком. Ему это ведерко доверху отборной клубникой нагрузили и еще одно свое сверху добавили – от сердца, чтобы на всех хватило. Стали прощаться, а он кошелек достает: «Сколько я вам за ягоды должен?». Хозяйка на него глаза вытаращила: «Да ты что, дорогой? Я тебе как другу, от чистого сердца, а ты про какие-то деньги! Ничего ты нам не должен, поезжай с миром».
А тот (нет чтобы согласиться!) давай тоже характер показывать, упрямиться: «Не могу я даром – вы над этой клубникой столько времени корпели, а я пришел и все просто так забрал? Некрасиво получается». Хозяйка в ответ: «Опомнись, старый! Да ты же мне почти родственник! Какие могут быть с тебя деньги?». А тот стоит на своем: «Нечего тут разводить! Говори, сколько я должен!». И кошелек достает. А она на своем: «Не возьму! Уезжай с Богом».
Тогда он клубнику из ведер в таз обратно высыпает, хозяйское ведро на пол ставит, свое – в руку, кепку на голову – и за двери. Хозяйка в спину кричит: «Куда пошел, непутевый? Погоди уж! Давай свои деньги, только не обижайся!». Тот возвращается и с видом победителя отсчитывает деньги, снова начинает накладывать ягоды в ведерко. Хозяйка смотрит на него исподлобья, головой качает: «Обидел ты меня сегодня! Ох, обидел! Ну ничего – найду, как тебе отомстить».
В наследство – Святая Русь
В середине XVII века Антиохийский патриарх Макарий посетил Русское государство вместе с архидиаконом Павлом Алеппским, который оставил воспоминания об этом. Он писал: «Я поражаюсь: эти русские молятся с утра до ночи! Стоят они в церкви неподвижно, как камни. У царя во время поста на трапезе – щи, редька и хлеб. Заканчивается служба, они обедают, и начинается звон к вечерней службе. ... А что касается до нас, то мы после их долгих служб выходили не иначе, как разбитые ногами и с болью в спине. Мне кажется, у этих русских железные ноги и все они святые».
Немецкий философ Вальтер Шубарт писал о русских: «Западноевропейский человек рассматривает жизнь как рабыню, которой он наступил ногой на шею… Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми, враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата. Англичанин хочет видеть мир – как фабрику, француз – как салон, немец – как казарму, русский – как церковь. Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы… Он не желает превращать ближнего в свое средство. Это братство русского сердца и русской идеи. И это есть Евангелие будущего».
Тех, кто бывал, например, в Суздале, наверняка поражает то, что в этом, в общем-то, небольшом городе, который можно обойти за час, 42 храма. В древнем Новгороде церкви стояли порой на расстоянии 100 метров одна от другой: все от мала до велика ходили в храм Божий, утро начинали с молитвы и ею же заканчивали вечер.
Недавно я вернулся из небольшого древнего Боровска, где проживает около 12 000 человек. Там сейчас 9 действующих храмов и еще несколько восстанавливаются, а когда-то было 28 храмов. Люди в те времена жили гораздо беднее нас (обычный дом – пятистенок), сами жили в крайней бедности, а храмы такие возводили, что мы сейчас смотрим и рты раскрываем от удивления.
У русского человека на первом месте всегда был Бог и храм, а все остальное – потом. Именно поэтому Русь называли Святой, поэтому она раскинулась от моря и до моря и стала великой. На этом стояли наши предки и это же нам завещали.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-podgotovke-k-ispovedi;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-strasti-po-klubnike;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-v-nasledstvo-svyataya-rus;
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.