Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1053) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 13

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 13

№12 (1053) / 23 марта ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№11 (1052), 2020

Сегодня будем говорить о 9-м члене Символа веры, который звучит так: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Церковь – это Мать, которая возрождает каждого человека к духовной жизни. Как мать воспитывает ребенка, дает ему очень хорошие знания (если он имеет прилежание и послушание), так и Церковь может возродить человека не только в этой жизни, дать ему духовные силы и бодрость, но и открыть перед ним перспективы вечной жизни.

Святые отцы обращали на это особое внимание, говоря: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Нужно верить в Церковь, ибо она дает человеку возможность приблизиться к Господу, возродиться, одаривает его Божественными и душеспасительными таинствами. Церковь дает знания через изучение Священного Писания, научает человека спасительным путям.

Если не прислушиваться к Церкви, не исполнять все, что она нам говорит, мы не сможем достигнуть той цели, ради которой приходим в Церковь Христову. Какая наша самая главная цель? Главная цель христианина – искать прежде Царства Божия и правды Его. А остальное приложится, ибо Господь дает нам все необходимое для земной жизни и совершения духовного пути: без Церкви невозможно его совершить.

Мы должны знать, почему Церковь считается Святой. Церковь – это Тело Христово, а Главой Церкви является Сам Христос. О значении Церкви Господь говорил: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи Царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех. Эти удивительные слова, которые Господь произнес апостолу Петру, Он произнес и всей Церкви.

Церковь имеет власть вязать и решить, она дает человеку возможность соединиться со Христом, открывает двери в Царствие Небесное. Господь обращает на это особое внимание: слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя. Святые апостолы запечатлели в Священном Писании слова, к которым мы тоже должны прислушиваться, ведь они раскрывают значение Церкви в нашей жизни. Апостол Иуда увещевает верующих подвизатися о преданней вере святым единою. Апостол Павел говорит в наставление верующим: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха… Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще, и там же: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. А к фессалоникийцам он обращается: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Когда мы доверяем Церкви, тогда научаемся истинному пути. Когда мы начинаем оспаривать даваемое нам Церковью, говорить, что в ней не живет правда, а много грехов и ошибок, тогда мы отпадаем от нее. Человек, который корит или хулит, как говорит преподобный Феодосий Печерский, свою веру, отпадает от Церкви.

Тот, кто прославляет другую веру, другую Церковь (языческую, иноверную, единоверную, в которой почитают Христа), отпадает от святого Православия. Не случайно апостолы говорили, чтобы мы держались предания, имже научались – если человек не будет оспаривать то, что нам заповедано, а будет идти этим спасительным путем, он придет ко спасению.

Почему в Церкви нельзя ничего оспаривать? Почему она не может развиваться? Очень часто говорят, что Церковь Христова не идет в ногу со временем. Она не может быть изменчивой, иначе Церковь будет несовершенна. Церковь – это Тело Христово, Глава Церкви – Христос, а Бог неизменен (Священное Писание нам говорит: Христос вчера и сегодня и во веки Тот же), то неизменна и Церковь.

О значении Церкви говорили и ученики апостолов, ставшие святителями Церкви Христовой. Святой Ириней, епископ Лионский, учил: «…надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые… имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины... где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение. Ибо они сохраняют нашу веру в Единого Бога… и приращают любовь к Сыну Божию, ради нас исполнившему столь великие распоряжения, и безопасно излагают нам Писания».

Другой святой отец Церкви говорит: «Ты хотел спастись?.. Пребывай в Церкви и не будешь предан Церковью. …Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем... Ничего нет равного Церкви. …Не удаляйся от Церкви; потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое спасение – Церковь».

Святые отцы научали нас, чтобы мы постоянно пребывали в Церкви.

Кто отпадает от Церкви, отпадает от спасения. А самое главное, он делает себя открытым для действия врага рода человеческого, который только и ищет, как поглотить человека, чтобы тот не увидел вечного спасения.

Мы должны говорить, что Церковь является для верующих самым спасительным и Божественным кораблем: Христос возлюби церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. Глава Церкви – Христос. Мы понимаем, что Господь Свят: будьте святы, ибо Я свят – будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Так говорит Господь.

Церковь полностью принадлежит Христу: Он не просто основал Церковь, но и предал Себя за Церковь – пострадал за каждого, кто входит в нее.

Церковь Христова – сообщество людей, объединенных таинствами, единой верой, послушанием, необходимыми для жизни в Церкви. Святые отцы поэтому и говорили, что вне Церкви нет спасения.

Почему Церковь есть Тело Христово? Потому, что в ней мы объединяемся во единое Тело Христово через таинство Евхаристии: когда мы причащаемся, то становимся частью Самого Христа, объединяемся во единое Тело Христово, становясь участниками Божественных страданий, смерти и Воскресения нашего Господа.

О значении Церкви говорить не приходится – об этом нам говорит Священное Писание.

В Символ веры заложены удивительные слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Христос подает нам эту святость. Мы говорили, что Господь искупил наши грехи Своею Честною Кровью. Святые отцы обращали на это внимание.

«Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Церковь едина, ибо едины Христос, Господь, Писание. И Церковь, которая оживотворяется Духом Святым, для нас едина – и об этом тоже говорили святые отцы.

Святой Климент Римский учит: «К чему у вас распри; гнев несогласия, разделения, война? Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призвание во Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?». То есть, как говорит святой апостол, мы должны обязательно блюсти единение духа в союзе мира, единство Церкви Христовой: един Христос – и никакого разделения не должно происходить между нами.

Всякая ересь в Церкви появляется от несогласия, нежелания быть послушным Церкви Христовой. Каждый думает, что он что-то лучше знает, чем Сам Господь. Доходит до того, что человек начинает изменять Священное Писание. Мы знаем: некоторые секты печатают ложное Писание, чтобы оправдать свое учение и желание понимать Священное Писание так, как они хотят его понимать.

Все, что есть в Церкви, не было сделано человеком: все таинства, которые существуют в Церкви, имеют свое основание в Священном Писании. Каждое из них дает человеку возможность соединиться с благодатью Всесвятого Духа. Церковь Христова едина своими таинствами. Истинность там, где они есть.

Церковь Христова – Матерь наша Святая. Почему? Мы говорили, что Церковь – это Тело Христово, а Глава Церкви – Христос. Поэтому она свята и непорочна.

Святой Кирилл Александрийский пишет: «Святым же градом называет Церковь: ибо освятилась она не чрез служение по закону (закон не сделал совершенным никого); но став сообразною Христу и общницею Божественного Его естества, очевидно по причастию Святого Духа, в Котором мы и запечатлены в день искупления, омывшись от всякой нечистоты и избавившись от всякой скверны». Очень красноречиво сказано.

Каждый входящий в Церковь освящается благодатью Святого Духа через таинства, к которым приступает.

Церковь Христова – Соборная. Она распространена по всей вселенной. Соборность ее заключается в том, что она находится во всех концах земли. Святой Кирилл Иерусалимский говорит об этом: «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, Небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».

Церковь Христова научает и объединяет всех во всей вселенной и во всех концах ее. Сегодня мы становимся свидетелями распространения веры, ее проповеди. Наша Православная Русская Церковь до сих пор свидетельствует о Христе своим миссионерским служением – оно заключается в том, что наши соотечественники, живущие в разных уголках мира, строят православные храмы, совершают там богослужения и свидетельствуют о нашем православном вероисповедании.

Существует несколько миссий (в том числе в Средней Азии). Вызывает огромную радость то, что образуются миссии в Корее, Вьетнаме, Малой Азии, Восточном Тиморе и других государствах, еще не просвещенных светом Христовой истины. Там появляются многочисленные православные общины, и это удивительное свидетельство соборности Святой Церкви. Огромные православные общины образуются на Филиппинах, в Таиланде – и не только из наших соотечественников: среди местных жителей распространяется святое Православие, которое дарит спасительное утешение своим чадам. Многие получают утешение.

Церковь Христова – Апостольская. Почему мы называем нашу Церковь Апостольской? Подлинная Христова Церковь – Апостольская: она берет свое начало от святых апостолов. Господь сказал: …приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. Благодать Святого Духа, которая сошла на апостолов, через возложение рук передавалась мужам апостольским, а затем всем епископам.

Даже до сего дня эта цепочка не нарушена, ведь в Церкви все совершает благодать Святого Духа: видимо совершает священник или епископ, а невидимо – Сам Господь Духом Своим Святым (через тех, кого Он поставил на это служение). В Церкви не бывает ничего стихийного, случайного. Как говорит Апостол, в Церкви Бог кого-то поставил апостолом, кого-то пророком, кого-то пресвитером – то есть каждый несет служение по своему чину: …дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова… В Церкви есть все, что установил Господь. Иначе не было бы порядка, который существует в Церкви.

Если мы не делаем так, как повелевает Господь, то наше дело может иметь внешнюю форму служения, но благодати Духа Святого не будет: это будет чисто человеческая организация, похожая на церковную, но не подлинно церковная, ибо эта Церковь не будет Апостольской без живого действия благодати Духа Святого.

Блаженный Августин сказал: «Церковь от времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертвы хвалы в таинстве тела Христова». Блаженный Иероним говорит: «В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня»: «…наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу», – пишет святой апостол Павел.

В Церкви все свято и непорочно. Мы должны прислушиваться к ней, принимать все таинства и обряды, все традиции ее. Ежели Церковь почитает иконы, значит, и мы должны их почитать. Если Церковь почитает святые мощи – и мы почитаем мощи святых угодников Божиих. Если Церковь устанавливает посты, то и мы должны их соблюдать. Если Церковь говорит о значимости ее таинств, то и мы должны приступать к ним, чтобы духовно возрастать и чтобы для нас открылись двери Царствия Небесного.

Если Церковь говорит о важности изучения Писания, чтобы не сбиться с правильного пути, мы должны изучать Священное Писание и принимать толкования, которые есть в Церкви Христовой и которые Господь дал нам через святителей или отцов Церкви, достигших своей духовной жизнью такой высоты, что они видели Бога и могли истинно толковать Священное Писание (блажени чистии сердцем, говорит нам Евангелие, яко тии Бога узрят): они очищали свое сердце – и правильно понимали Библию.

Богослов не тот, кто получает прекрасное теологическое образование, а тот, кто своей жизнью доказывает истинное боговидение. Все это возможно только в Церкви Христовой, поэтому в ней человек и обретает определенную высоту. Вне Церкви он растворяется в этом мире или принимает то страшное, что может уводить многих верных из лона Церкви.

Нужно прислушиваться к благочестивым правилам, которым учит нас Церковь: о значении утренних и вечерних молитв, церковной молитвы. Мы с вами говорили в предыдущих беседах о важности 7-го дня, когда мы все собираемся на соборную молитву, приступаем к таинствам Церкви. Все они совершаются только в ней, и через них действует благодать Божия.

Следующая наша беседа будет посвящена 10-му члену Символа веры, который звучит так: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Мы поговорим о 7-ми таинствах Церкви Христовой. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс