Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1050) → Протоиерей Андрей Канев. Евангелие должно быть для нас святыней: мы должны его читать, изучать, и обязательно с толкованием

Протоиерей Андрей Канев. Евангелие должно быть для нас святыней: мы должны его читать, изучать, и обязательно с толкованием

№9 (1050) / 2 марта ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №8 (1049) 2020

Мы продолжаем нашу телепередачу «Страсти и борьба с ними» и разбор писем, которые вы присылаете на адрес электронной почты, за что я вам постоянно говорю: «Большое спасибо» – очень важно, чтобы у нас с вами была обратная связь: чтобы я видел, что тема вам интересна.

В одной из передач я предложил рассказывать о замечательных книгах, касающихся вопросов изучения веры, борьбы со страстями, правильного христианского отношения к миру и близким. Без чтения, подкрепления знаний часто полученные знания теряются. Мы суетимся, а эти вопросы – серьезные: Дукавому нужно, чтобы мы ничего не знали. Уже несколько раз, отвечая на вопросы, с чего начать духовную жизнь, я говорю одно и то же (это общий рецепт): надо изучать основы веры – Евангелие и святоотеческие труды о борьбе со страстями.

Евангелие – нелегкая книга для чтения: его нельзя формально прочитать, закрыть и на полку положить пылиться. Это, по сути, письмо Бога к нам, и относиться к нему нужно так, как относятся дети, находящиеся в долгой разлуке с отцом или матерью, к весточке от них: наверное, они будут беречь это письмо, держать у сердца.

Евангелие должно быть для нас святыней: мы должны его читать, изучать, и обязательно с толкованием – помощником. Оно написано языком возвышенным, в нем даются возвышенные истины, и неподготовленный человек часто не может понять, о чем идет речь.

Так вот, у нас с вами есть помощники, которые помогают понять Евангелие. Один из них – архиепископ Аверкий (Таушев). Его книга называется «Четвероевангелие», она многим знакома, издавалась не раз – я ее очень рекомендую. Сам Владыка – очень интересный человек (он уже скончался, но мы можем познакомиться с ним, прикоснуться к его мысли через книги).

В наших передачах мы продолжим знакомство с этим очень интересным автором. Он жил в ХХ в. в эмиграции и преподавал предмет Священное Писание Нового Завета. Эта книга – конспект его лекций. Очень важно и полезно с помощью такого замечательного автора познакомиться с Евангелием. Он наш современник, человек, проживший почти весь ХХ век (скончался в 1976 г.), мимо него не прошли многие проблемы духовной жизни: находясь в эмиграции, в разлуке с Родиной, он многое видел, прочувствовал. Он писал о духовных проблемах современников. Давайте откроем эту книгу. Быть может, мы узнаем себя. Надо изучать Евангелие, братья и сестры, и давайте возьмем на вооружение книгу «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева).

Приступим к письму – оно очень необычное, интересное, позволяет подумать о разном. Пишет сестра: «Посмотрела одну из ваших передач, где объяснялось, что значит отречься от мира, что служить можно Богу или мамоне. Меня давно волнует вопрос: размышление о внешней красоте для женщины греховно или нет? Этим я служу мамоне или не служу?».

Видимо, речь о передаче, когда мы разбирали статью святителя Игнатия и касались темы отречения от мира. Давайте сразу расставим акценты и поясним понятия. Что значит «мамона»? Это кошелек. Господь говорил в Евангелии, что человек служит Богу или мамоне. Понятно, что под мамоной можно подразумевать вообще все страсти, но здесь имеется в виду сребролюбие: человек привязан к земле, имуществу, благам, богатству, деньгам – это называется мамоной. Если человек так живет и для него это ценность, он Христа никогда не найдет. Но сестра наша пишет о внешней красоте: для женщины она греховна или нет?

Очень интересный вопрос. Давайте посмотрим, как она описывает свою проблему: «Раз в неделю хожу на службу в храм. Причащаюсь примерно раз в месяц. Стараюсь следовать заповедям Божиим, но, конечно, не всегда получается. Хожу в воскресную школу для взрослых, изучаю церковнославянский язык». Мы видим, что человек неравнодушен к вере – более того, причащается раз в месяц, на службы ходит, пытается исполнять заповеди. (Я надеюсь, что это не просто так «исполняю заповеди, а сам не знаю, что исполняю»: человек наверняка изучил Евангелие, посещает воскресную школу, изучает церковнославянский язык.)

«Семья наша живет, как и большинство окружающих: дача, квартира в хрущевке. Мне очень важно, чтобы в квартире все было красиво, комфортно обустроено. Люблю красиво одеваться и ухаживать за собой. Работала учителем, сейчас на пенсии. Всегда выкраивала деньги из семейного бюджета на хорошую новую одежду (то, что не ношу, отдаю другим). И мне не выйти на улицу без легкого макияжа, в какой-то одежде, пусть даже чистой и опрятной» – она выделила в тексте «в какой-то одежде»: простой, может быть?

Вот такая проблема у человека. Что можно сказать? В Церкви можно встретить разные типы людей. Понятно, что Христос ждет к Себе всех: и тех, кто работает учителем, и тех, кто работает дворником. Для Христа не важно, кем человек является в обществе – важно его сердце, душа. Путь воцерковления у людей разный. В храме можно встретить и скромно одетых людей – они реально бедные, и состоятельных людей. Мы не оцениваем внешность: пришли, и слава Богу, что пришли.

Бывает так, что человек привык в своей светской жизни ухаживать за собой. Женщина написала, что она работала учителем; эта работа предполагает, что учитель должен хорошо выглядеть – это эталон, здесь очень глубокие вещи. Меня печалит отчасти, когда современные молоденькие учительницы одеваются в вольную одежду. Это плохо, ведь они – пример: какой пример подается детям? Если женщина уже на пенсии, она – советская учительница. Советские учителя прекрасно понимали, как важен их внешний вид, что они говорят и как говорят (моя мама учительница, поэтому я эти вещи очень хорошо понимаю).

Тут речь о том, что человек привык всю свою трудовую жизнь выкраивать деньги из бюджета на хорошую одежду. Когда сестра пришла в церковь, привычка осталась. Хорошая она или плохая? Хорошо женщине заботиться о внешней красоте своей или нет? Конечно, проще всего сказать: «Нет».

Но согласитесь, когда мы увидим в храме неухоженную женщину (свитер на ней на несколько размеров больше или просто неухоженный человек), то не скажем, что она – образец святости.

Давайте разбираться, нужно ухаживать за собой или нет? Понятно, наша современная культура предполагает, что человек должен за собой ухаживать. Что такое ухаживать? Помыть голову – это ухаживать? Ухаживать. Зубы почистить – ухаживать? Ухаживать. Со временем женщине нужно пользоваться кремами – это тоже уход за собой. Сказать, что нельзя пользоваться? Это же неправда. Я к вам пришел, голову помыл (простите за подробности) – с моей точки зрения, будет нечестно говорить, что не надо за собой ухаживать.

Очень важно нам с вами говорить о мере: во всем должна быть мера. Мы видим, что наш современный мир предлагает способы ухода за собой.

Я в детстве смотрел новогоднюю передачу – там пела актриса, она выглядела так же, как и в этом году. В этом году мне было любопытно, я включил (правда, сразу выключил): те же лица и так же выглядят. Мне уже почти 45 лет, а они выглядят точно так же – и скоро будут выглядеть моложе меня.

Понятно, что это косметологическая индустрия – целое направление бизнеса, зарабатывание денег, когда человеку говорят: «Ты должен быть красивым» – выглядеть так, как диктует индустрия.

Я думаю, тут ловушка, построенная на том, чтобы люди тратили больше денег на внешнюю красоту. Не случайно же пропагандируется эталон женской красоты: подавляющее большинство не соответствуют эталону, и наши девочки, женщины начинают страдать, что они внешне не похожи на эту красотку силиконовую.

Что это? Это беда. Мы, христиане, начинаем включаться в безумную гонку этого мира, когда пытаемся во всем ему соответствовать. Не получится: не у всех есть столько средств, а у кого они есть, те начинают безудержно молодиться. В чем суть вопроса? В том, что наш современный мир отрицает старость, смерть.

Мы живем на земле – и видим, как женщины в возрасте начинают молодиться, надевать подростковую одежду, красить волосы в неестественные цвета. А потом мы говорим: «Вот молодежь красит волосы». У нас старушки так красятся, зачем мы начинаем молодежь трогать?

Получается, довольно большая часть населения живет в неудовлетворении: «Я не такая, как некий образец – медийная красавица». Что делать? Начинаем лезть вон из кожи, чтобы соответствовать. Косметологический бизнес предлагает хирургию, разные современные способы, и человек тратит много средств, времени, сил, чтобы приблизиться к своему образцу. Это по-христиански? Конечно, нет.

Я понимаю, что бывают врожденные недостатки, которые можно исправить хирургическим путем. Но вполне обычного человека окружающие принимают таким, каков он есть, его любят. Женщина говорит себе: «Нет, я не такая, я хочу быть похожей на некую красотку». Как живет эта женщина? Она постоянно несчастлива. Сказать ей: «Не ухаживай за собой»? Конечно, нет.

Надо ухаживать за собой в рамках нормы приличия. Но когда человек работает, чтобы сделать очередную пластическую операцию, мне кажется, это совершенно не по-христиански – даже не по-человечески. Технологии меняются, и чем дальше, тем больше этот мир будет предлагать нам внешние, телесные изменения. Если глубже коснуться, наш современный мир, наверное, настолько нехристианский, что даже христианское понимание человека (его предназначения, смысла жизни) начинает меняться. У нас скоро начнется постчеловечество, когда любой человек по своему капризу сможет поменять себе внешность, пол – это же ужасные вещи. (Понятно, что сестра не об этом пишет, но так или иначе эта проблема ее коснулась.)

Женщина должна быть красивой? Конечно, должна. Но для кого? Для мужа в первую очередь. Сестры, простите, если коснусь больных тем. Получается так, что дома вы ходите в старом, затрепанном халатике и бигудях, зато на улицу выходите красивыми.

Не надо в этом халатике на улицу выходить, но в первую очередь нужно для мужа быть красивой, ему быть интересной, а что касается улицы – в рамках приличия: классическая одежда, приличная, опрятная. Никто не говорит, что если ты стала православной, то нужно взять юбку до пола и чтобы она была грязной, какие-то ботинки солдатские – этим мы только позорим Церковь, веру, тут ничего хорошего нет.

Я имею в виду тех, кто живет в миру: кто в отшельники ушел – это уже его личное дело, там никого это не смущает, не соблазняет.

Если мы работаем на светской работе, с людьми, как человеку не ухаживать за собой? Обязательно надо, но в рамках приличия, классического понимания. Бывает, женщины привыкли, живя обычной мирской жизнью, пользоваться макияжем, и после прихода в церковь у них начинается ломка: нужно от него полностью отказаться, но человек внутри еще не созрел для этого.

В этом случае надо нарисовать себе несколько ступенек. Для начала – отказаться от яркого макияжа. Насколько я понимаю, есть классический деловой макияж, а есть вечерний; вечерний яркий, деловой – менее яркий.

Вы, наверно, согласитесь, что встречали много раз в жизни красивых пожилых женщин. Они же есть? У них нет ни микрона краски на лице. Да, это старое лицо, старая женщина, но она красивая. Чем? Не тем, что она все морщинки убрала хирургическим путем, пластической операцией, а тем, что она внутренне богата, и потому внутренне красива – и все это выливается наружу. И реально человек красивый.

Это не значит, что мы говорим политкорректно: «Ой, ты красивая», а сами думаем: «Да ты на Бабу Ягу похожа». Человек реально красив внутри…

Наоборот бывает с красотками: все вроде бы по образцу, как клонированные, а внутри пустота – там ничего нет, кроме результатов пластических операций.

Человек – духовно-телесное существо. Когда человек начинает не ради внешней красоты это делать, а внутренне обогащаться Христом, он становится красивым и в любом возрасте таким может быть. А когда он не на внутреннее, а на внешнее отдает все свои силы, тогда получается, что начинает излишне следить за собой.

Это надо рассматривать как свою немощь, и первая ступенечка – отказаться от яркого макияжа. Со временем, с опытом воцерковленности, поймешь, что внешний образец красоты, которому все вокруг стараются следовать, – идол. Надо от него тоже отступить: признать, что Богу ты нужен такой, какой ты есть. Муж тебя любит такой, какая ты есть. Или хочешь чему-то соответствовать в глазах чужих людей, которым все равно, как ты выглядишь?

Это же ранимое самолюбие нам говорит: «А что подумают? Вот скажут, что он второй день ходит в одной и той же рубашке». Кому какая разница? Может, у меня шкаф одинаковых рубашек – это мои проблемы, не чьи-то. Очень тонкое, ранимое самолюбие, видимо, у нас с вами, когда мы начинаем жить так и заботиться, что скажут люди о нас – тем более о нашем внешнем виде. Когда человек начинает ориентироваться на внутреннюю жизнь, внутреннее богатство, облекаться Христом (а мы все в Крещении во Христа крестились, во Христа облеклись, и Церковь нам говорит, что одежда нашей души – Христос), борется со страстями, пытается любить ближних, молиться, тогда внутренняя красота со временем выходит наружу. Я это знаю по опыту – мы проходили этот путь с некоторыми нашими прихожанками, которые со временем отказывались от всякой косметики. Они были и есть замечательные и красивые женщины, но кто-то еще сохраняет маленькие элементы косметики (я имею в виду косметику не как средство ухода за собой, а косметику как украшение).

За прической, волосами надо следить: если мы увидим непричесанную, лохматую женщину – это нехорошо. С другой стороны, заниматься красотой только ради красоты –греховно. Зачем это нужно, для кого? Тем более, когда мы видим, что человек взрослый, уже на пенсии, продолжает зацикливаться на проблеме «как выглядеть» и не может в чистой и опрятной, но простой одежде выйти на улицу.

Это уже ловушка, крючок серьезный, сестра моя дорогая: вам надо обратить внимание, разобраться, что тут цепляет? Какая разница, кто и как на вас смотрит? Нам важно, как Бог на нас смотрит: Он же будет оценивать, а не люди. Мы с вами не на передаче «Модный приговор», где оцениваются предметы нашего гардероба.

Да, женщина должна быть красивой, но она не должна быть красива похотливой красотой – настолько ухаживать за собой, чтобы привлекать восхищенные взоры. Вот в чем суть вопроса – зачем это надо? У наших женщин должна быть целомудренная красота (это связано с одеждой, поведением, уходом за собой) – я предложил бы такой вариант решения этого вопроса.

Если что-то в этом цепляет, это связано с самолюбием, а самолюбие – это гордость: «Я не принимаю себя таким, какой я есть, мнение людей мне дороже, чем мнение Бога». Что, конечно, связано с гордыней. Тут же страсть тщеславия примешивается.

Сестра пишет, как ее мучают мысли: «Когда иду по улице, невольно обращаю внимание, как одеты люди, и мысленно пытаюсь их переодеть более стильно; получается, что ум мой занят внешней красотой. Кому я тогда служу… Как быть?».

Как быть, мы уже разобрались. Во-первых, разобраться, что это за проблема. Мы уже назвали – проблема гордыни, ущемленного самолюбия: человек не хочет принять свой возраст, свой внешний вид.

Ухаживать за собой надо, только меру надо знать. Привычка оценивать людей по внешнему виду и «пытаться их переодеть» – очень опасное занятие для ума. Этим вообще заниматься не нужно. Здесь есть превозношение: «Я-то лучше одет, более стильно, а эти крестьяне ходят в ватниках своих, не переодеваются».

Представьте, если бы мы с таким умом встретили Христа на дорогах Палестины. Ведь Он не был стильно одет. Внешне – нищий путник, идет весь в пыли. У Него обычная, рядовая одежда небогатого человека. Как бы мы Его переодели – в царские одежды, что ли? Они Ему не нужны.

Так можно легко ошибиться, когда мы на внешнее обращаем внимание. Чтобы такого не было, хочется порекомендовать сестре и нам с вами развернуть взгляд с внешнего на внутреннее: какая разница, кто как одет, как себя ведет, главное – как я себя веду, что в данный момент думаю. Наш ум в этот момент воображением и мечтанием занимается, осуждением, превозношением. А если мы в этот момент начнем молиться, просить Бога нас простить (молитвой Иисусовой или другой короткой молитвой), то нам все равно, как вокруг одеты люди.

Видите, какой интересный вопрос (он встречается в приходской жизни)! Давайте подведем итог. С одной стороны, не ухаживать за собой нельзя, ведь мы живем среди людей. Излишне увлекаться этим тоже не нужно – здесь может быть целый клубок страстей: гордыня, тщеславие, блудная страсть (тоже примешивается – без нее никак в вопросе красоты). Давайте будем заниматься внутренним, тогда со временем все внешнее отпадет, как отсохшие корки отпадают от болячек.

Хочется пожелать, чтобы так с нами и было, чтобы мы не придавали внешнему так много значения, не тратили много сил и средств на внешнюю свою красоту. Излишне тратить силы, время и средства, чтобы было очень хорошо и красиво в квартире. Уютно – должно быть. Красиво – по возможности. Кто запрещает? Это ваш дом, семья, ваше гнездо. Для ваших близких – пожалуйста. Но если у нас цель обставить дом дорогим антиквариатом, это от христианства далеко.

Помоги нам Господь, братья и сестры, чтобы мы в нашей жизни больше обращали внимание на внутреннюю жизнь.

Спасибо вам, дорогая сестра, за искреннее, откровенное письмо. Мне очень хочется пожелать вам, чтобы у вас это все исправилось. (Продолжение в следующем номере)

Если у вас будут вопросы, дорогие мои, пишите на электронный адрес нашей телепередачи: kanev@tv-soyuz.ru

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс