Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, последние годы в церковной общественности происходит ряд изменений, на которые мало кто обращает внимание. Одно из них – это все возрастающая роль женщины в церковной среде: женщины как будто бы обретают голос, чаще заявляют о себе.
Раньше мы говорили, что Церковь спасли «белые платочки» – это слова одного из наших патриархов, который, оценивая период гонений на Церковь, сказал, что своим существованием мы обязаны как раз тем женщинам (чаще всего бабушкам-пенсионеркам), которые не дали закрыться последним храмам, отстояли их, на своих плечах вынесли всю тяжесть церковного существования в годы длившихся не одно десятилетие гонений на Церковь.
Кроме того, наблюдая за речью некоторых чиновников, я как-то заметил, что у них проскальзывает фраза, что нужно прийти в церковь потому, что «там соберутся бабки» – не денежные знаки, а женщины преклонного возраста: у ряда товарищей, которые извне наблюдают за жизнью Церкви, сложилось впечатление, что в основном там находятся старушки, что это – место для пожилых людей.
Когда я учился в семинарии, перед нами как-то выступал один из чиновников Сергиева Посада, баллотировавшийся в депутаты и искавший себе избирателей. Когда семинаристы спросили его, как он видит будущее Церкви и как может ответить на вопрос, зачем нужна Церковь, он со всей искренностью и непосредственностью сказал: «Ну, надо же где-то собираться пожилым бабушкам!» – для человека светского Церковь это по большей части женский клуб, причем для женщин пожилого возраста. Некоторых это отпугивает, для других, особенно для людей, выросших в Церкви, это факт, который не входит в поле рефлексии, то есть мы над этим не размышляем, а просто принимаем как само собой разумеющееся.
Но в последние годы мы видим в Церкви не «бабок», не старушек, а женщин успешных, хорошо образованных, верующих, занимающих вполне активную позицию в церковной жизни. В книжных и церковных магазинах мы видим книги, написанные женщинами, причем не монахинями, а очень часто многодетными мамами, которые размышляют над Священным Писанием, над нравственным богословием, дают оценку каким-то событиям церковной жизни. Мы видим богословские учебники, написанные женщинами. Есть женщины – библеисты, есть специалисты по догматике, по сравнительному богословию, религиоведы, философы, причем специалисты по религиозной философии, знатоки Устава (я видел несколько учебников по церковному Уставу, написанных женщинами).
Женщины очень активно публикуются в печатных изданиях, в социальных сетях, на разного рода православных сайтах – есть качественные тексты, написанные женщинами, видеопрограммы, записанные женщинами. Это вполне светские, успешные, довольно часто молодые женщины и в то же время православные, верующие, воцерковленные, занимающие очень активную позицию в жизни Церкви.
И наряду с этой возросшей активностью женщин… Я не скажу, что активность только у женщин – и мужчины, не только в священном сане, тоже очень часто заявляют о себе.
Для нас просто интересен этот феномен – как именно в наше время вдруг возросла роль женщин, обретших голос, и насколько это не вызывает у большинства людей никакого отторжения: в православной традиции мы воспринимаем это как нечто естественное.
В Западной Европе мы знаем некую революцию, произведенную женщинами, – движение феминисток, поддержанное, например, столпами французской философии, когда появились женщины-философы, писавшие фундаментальные труды по философии феминизма и не только – и самое интересное, что писали они очень качественные, глубокие тексты.
В русской традиции мы не видим никакой революции. С чем это связано? Можем быть, с тем, что у нас никогда не было проблемы отношения к женщине как к чему-то скверному? Всегда существует бытовое женоненавистничество, как есть бытовой антисемитизм, – вещи, которые совершенно нельзя искоренить. Но в общественном сознании к женщине всегда относились с великим почтением, и у нее всегда была возможность как-то о себе заявить.
Неслучайно самые первые школы для девочек появились в раннем Средневековье именно на Руси: самая первая была основана в Новгороде. Может быть, из этой терпимости и толерантности, привычной в раннем Средневековье русским людям, и идет традиция, которая привела к тому, что сейчас праздник жен-мироносиц мы воспринимаем как международный православный женский день.
Когда я школьником начал ходить в церковь, никто и не знал, что день жен-мироносиц (это 2-е воскресенье после Пасхи) – день православной женщины: в этом качестве праздник жен-мироносиц появился совсем недавно – это новодел. Если кому-то хочется кого-то обвинить в обновленчестве, то, пожалуйста, вот один из тезисов. Мы даже противопоставляем этот праздник светскому празднику 8 марта, причем никто не протестует, не поднимает голос против принятия этого праздника как дня православной женщины; это совершенно естественно.
Мне кажется, дело в том, что в сердцевине нашей культуры – это не какое-то мистическое воздействие, это просто факт – есть очень теплое, нежное отношение к женщине. И даже воздействие некоторых очень жестких текстов, которые мы находим в Ветхом Завете, не сломало эту толерантность: женщина всегда оставалась женщиной, и для русских мужчин это всегда была святыня – я сейчас говорю о «русских мужчинах», имея в виду людей не по крови, а тех, кто говорит по-русски – принадлежит к русской культуре. И почтение к женщине, преклонение перед мудростью женщины, перед ее служением, ее нелегким трудом, внимание к этому труду – это родовые черты и русской литературы, и русской культуры.
Заметьте, как внимательно, относились к женщинам, например, журналисты, описывавшие события послевоенного периода, когда потерявшие своих мужчин, сами перенесшие тяжелое горе женщины поднимали сельское хозяйство, работали на производстве. Дело не в том, что женщины вынесли этот подвиг послевоенной разрухи и возрождения страны в этот период, а в том, что их подвиг был замечен – вот на что я хотел бы обратить ваше внимание. Ведь чтобы заметить этот труд, в культуре уже должны быть определенные основания, определенные предпосылки, которые приковали бы взгляд журналиста или писателя к этому образу – к образу страдающей матери, к героической женщины, которая поднимает страну из разрухи, рожает детей, воспитывает их правильно.
Мне кажется, почтение к женщине, присущее современному православному богословскому дискурсу, – не нововведение, не некоторый тип обновленчества, но обнаруженная и раскрывшаяся именно в наше время предпосылка, всегда существовавшая в русской культуре. И это только делает ей честь и показывает, что не только «душа по природе христианка», но и культура нашего народа в своей глубине очень крепко держится христианских основ.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.