Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, все мы размышляем над тем, как прошел старый год, что в нем было хорошего и плохого. Хочется спросить у Вас, как у Правящего архиерея, какие события происходят в епархии? И еще: из чего состоит жизнь епископа?
– Я бы сказал, не жизнь епископа, а жизнь епархии, ведь они неразделимы. Такое таинственное священное единство, которое Господь возлагает на плечи архиерея, помогает архиерею осознавать свою ответственность перед Богом, Церковью, перед народом, помогает нести архипастырское служение.
Для каждого из нас уходящий год нес и минуты радости, и минуты горести, а, может быть, и разочарования. Вступая в год новый, мы называем его годом благости Господней, и в молитве, которая читается на новолетие, год называется благословенным. Кто-то может возразить и сказать: где же благость Господа, когда за уходящий год случилось много трагедий, какие-то катаклизмы? В истории уходящего года и для самой Церкви было много ставшего в историческом плане непростым, – это если говорить о всеправославном единстве и о наметившейся тенденции к его нарушению; тоже можно сказать: где же здесь благость Господня?
А благость Господня является в том, что Господь, помимо испытаний, дает нам и мудрость, как выходить из этих испытаний, дает и векторы направления, ориентируясь на которые, ты понимаешь, что, проходя через трудности и испытания, проходишь и школу жизни, ведь не все в жизни бывает благополучно и устлано лепестками роз! В этом-то и есть благость Господня – что Господь, не нарушая нашу свободу, не нарушая наши права, дает нам проходить путем благости Божией.
Для нашей епархии минувший год тоже был непростым, но благость Божия видимым образом отображалась на всем, к чему бы ни прикасалась десница Его: слава Богу, строились и освящались храмы, продолжалось строительство наших духовных центров. Количество духовенства в епархии возросло, появились новые священники, диаконы, которые молоды годами, но, несмотря на это, несут свой пастырский труд на благо Церкви, на благо Отечества.
За этот год мы потеряли ряд клириков, которые перешли в мир иной. Но, несмотря на минуты горести, есть и много моментов, сопряженных с радостью и хорошей гордостью за то, что жизнь в Выборгской епархии продолжает развиваться. Как говорится, жизнь жительствует, и на сей день вместе с трудностями есть и минуты радости.
В епархии строят храмы, дополнительные церковные постройки – иногда у людей складывается впечатление, что жизнь Церкви вращается вокруг той или иной стройки. Так ли это? Какие еще проекты существуют в епархии?
– Жизнь наших приходов, да и всех приходов Русской Церкви, не вращается вокруг стройки. Так выпало на нашу долю, что мы и прорабы, и строители, и хозяйственники, – но это тоже, наверное, благословенное время, ведь это счастье, дарованное Господом: участвовать в строительстве храмов. Очень легко разрушать, а созидать очень трудно. И то, что созидается, мы верим и знаем, созидается на века.
Стройки рано или поздно заканчиваются, и невозможно концентрировать свое внимание, свою жизнь лишь на строительных моментах. Поэтому наряду со строительными делами обязательно ведется социальная, молодежная работа.
На территории епархии расположено несколько социальных центров. Есть реабилитационные центры для людей зависимых – наркозависимых, алкоголезависимых; в них принимают как мужчин, так и женщин. В епархии существуют геронтологические центры, дома призрения для людей пожилого возраста. На территории Ленинградской области нашей епархии был открыт хоспис для детей, больных онкозаболеваниями: это очень большой проект. В Токсово на территории Соборного комплекса располагается дом призрения для пожилых людей и хоспис. Ведется строительство кризисного центра для женщин, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, тех, кому грозит опасность совершения абортов. Есть движение, общество по борьбе с алкогольной зависимостью. Ведется большая молодежная работа. Все то, что сегодня развивается в Церкви, присутствует на территории небольшой Выборгской епархии.
Как Вы считаете, хорошо и позволительно ли мирянину обратиться к священнику с инициативой? Например, сказать: «Батюшка, я хочу заняться зависимыми (или пожилыми) людьми», или надо ждать инициативы от приходского священника?
– Если такие люди находятся, стоит только порадоваться. Самое главное, чтобы это не было сиюминутным предложением. Например, понравилась тема, выступил архиерей на телеканале «Союз», рассказал о деятельности, значит, завтра я пойду в приход. А потом наступает послезавтра – и через 2–3 дня пропадает запал.
Если ты собираешься участвовать в реализации каких-то программ (например, социальной направленности), то должен понимать, что это не 1–2 дня – это уже ответственность. Если ты готов предложить священнику свои услуги, то любой настоятель, любой священник будет только рад: cвященнику самому заниматься всем тем, что я перечислил, практически невозможно – помимо всех строительных работ есть и пастырская работа. Есть еще такой момент, когда священник один на приходе, у него нет ни 2-го священника, ни диакона, поэтому он должен заниматься своими пастырскими обязанностями, и если появляются помощники, это вызывает только чувство гордости и радости. Слава Богу, что такие люди появляются.
– Я сказал бы, что это необходимо. Ведь календарный год – это для человека еще один год его личного календаря, его личной жизненной школы. И ты не знаешь, каким будет следующий год: может быть, он станет уже годом твоей встречи с Богом?
Поэтому перед тем как перешагнуть эту священную, таинственную черту года наступающего, нужно сесть и задуматься, или в последнее воскресенье уходящего года причаститься, исповедоваться и подвести итоги своего личного года – помимо радостей были и трудности, проходя через которые, ты делал ошибки, а, может быть, они стали школой твоего возрастания, возмужания? Для своего личного духовного багажа подытожить просто необходимо.
Если мы не будем задумываться об этом, не будем этого совершать, то не думаю, что в будущем можно будет ждать чего-то хорошего. Ведь каждый день, читая вечерние молитвы, когда отходим ко сну, мы произносим последнюю молитву – в принципе, это и есть подведение итогов уходящего дня. Если в молитвословиях за день это отмечено такой молитвой, чем же хуже год? Я считаю, что надо в молитвенном духовном сопереживании эту духовную черту в личном календаре своей жизни проводить.
Как соотносятся в духовной жизни качество и количество? Бывает, люди в течение года увеличивают свое молитвенное правило: сначала добавляют кафизму, потом акафист, потом еще акафист, а к концу года понимают, что «не тянут», и впадают в уныние – и происходит откат назад. Это духовный результат или духовная ошибка?
– Думаю, ошибка: не нужно возлагать на себя бремена неудобоносимые. Конечно, в какие-то минуты духовного восхождения хочется как можно больше: взять максимум и принести молитвенный подвиг… Не нужно этого делать.
Надо отличать количество от качества. Пускай ты будешь читать раз в неделю акафист, пускай будешь читать ежедневно только утренние и вечерние молитвы – это уже будет твоим личным подвигом. Главное, чтобы не произошло духовного надрыва.
Человек, совсем недавно пришедший в ограду Церкви, видит вокруг очень много интересного, начинает читать духовные книги. Появляются так называемые «духовные наставники» (я не отношу эти слова к священникам) среди народа, которые начинают давать «духовные советы»: как себя правильно вести, какие акафисты читать, чтобы было благополучие в бизнесе, в семье. Человек все это слушает, применяет на практике. Но дьявол же тоже не дремлет и, помимо всего прочего, тоже возлагает на плечи человека какие-то свои напряги. Самое главное – не надломиться под тяжестью духовной, а идти от силы к силе (есть такое хорошее высказывание).
Научился читать «Отче наш», пусть даже учился год, – слава Богу: главное, чтобы это было от чистого сердца, от чистоты твоего ума, и не было скороговоркой, прочитанной наспех. Так что перед возложением на свои плечи духовных неудобоносимых бремен, нужно, как говорят, 7 раз отмерить – один раз отрезать. Надо всегда иметь трезвость ума, чтобы твои дела были делами по разуму, а не без разума.
Часто духовными достижениями люди считают то, что они чаще стали ходить на службы, больше времени уделять молитве, но когда задается вопрос о реальных делах в помощи ближним, наступает неловкое молчание. Как с этим быть?
– Да, очень часто, бывает, человек начинает ходить в храм и считает, что если он пришел в храм, то совершил подвиг.
Когда наступает время поста, человек постится, а о добрых делах, которые во время поста необходимо делать, забывает. Например, приходит на работу и с чувством выполняемого долга может творить что угодно: может разрывать межличностные отношения, может «съедать» своего коллегу, делать любые пакости – и тем не менее считает: если он сходил на службу в воскресный день, значит, совершил свой личный духовный подвиг.
Так и добрые дела. Никогда не нужно выпячивать себя – «я сделал доброе дело!». Даже самому себе порой признаваться не нужно – сделал и забыл, как сказано в Священном Писании: чтобы правая рука не знала, что делает левая. Не только хождение в храм важно, но и жизнь по вере, которая совершается вне стен храма, чтобы сила веры, которую ты укрепил, пребывая на воскресном богослужении, проявлялась в твоей жизни и выходя за ограду храма ты не забывал, что ты – верующий человек, носитель образа и подобия Божия.
Спаситель никогда не забывал совершать добрые дела. И когда кто-то из учеников пытался похвалить или обратить внимание на то, что совершил Спаситель, то были разные ответы. Через Свой пример Он и нам заповедал совершать добрые дела, помимо веры, о которой мы свидетельствуем, приходя в храм Божий.
Владыка, как Вы считаете, могут ли миряне между собой делиться сокровенным, ведь мы периодически от Господа получаем какое-то откровение через Священное Писание или молитву. Может быть, Вы можете поделиться чем-то, что Вам открылось в прошедшем году?
– Я считаю (это моя точка зрения), что делиться с кем-то своими откровениями, которые Господь являет, не следует. Если только на таинстве Исповеди: если такое откровение было или какой-то знак Божий, он был явлен только тебе, а не для многих…
Раскрывая маленькие закрома своей души, каждый человек может быть уловляем и дьяволом, и все, что, как ты думал, было неким Божиим знаком или движением Божиего Промысла, может быть и лукавым наваждением.
Для меня лично 2019 год тоже стал неким жизненным уроком, и были моменты откровений и получения мудрости, которыми я не буду делиться: это именно для меня. Может быть, если я поделюсь, это не станет для того, с кем я поделюсь, уроком, а наоборот, послужит соблазном или еще неизвестно чем. Поэтому я считаю, что все размышления, мысли, откровения должны быть личностными – делиться ими не надо, делиться можно лишь с Господом в молитве.
Есть те, кто сожалением признают, что итогов духовной жизни за прошедший год особо и нет. И дай Бог, чтобы у них проснулась жажда – и в следующем году духовные итоги были уже совсем другими… Что бы Вы посоветовали человеку, чтобы влиться в церковную жизнь? Как начать духовную жизнь? На что сделать акцент?
– Никогда не поздно вступить на путь духовного подвига. Не поздно и сейчас, и завтра с утра… Можно и с сегодняшнего вечера принять решение встать на путь духовной жизни.
Путь духовной жизни уже должен быть с момента твоего Крещения, когда ты принял в таинстве Крещения благодать Божию, дар Духа Святого – это уже твои проблемы, если ты свернул влево или вправо, двигаясь по жизни, от купели Крещения. А путь предопределен – Господь тебе открыл его.
Снова возродиться к духовной жизни никогда не поздно. Это можно сделать сегодня вечером, отходя ко сну, прочитав молитву «Отче наш» или любую молитву, которую знаешь, а уже завтра начать строить свою жизнь немножечко иначе – и почувствуешь, как изменения начнут проявлять свою силу (даже для тебя это, может быть, будет не видно, а люди могут свидетельствовать, как ты изменился за короткий промежуток времени). А откуда эти изменения, будешь знать только ты один, ведь все они есть не что иное, как таинство, совершаемое Господом в человеческой душе.
Что бы Вы посоветовали людям, которые только делают первые шаги в Церкви, о таинствах?
– Буквально 2 недели назад мы выпустили 2-е учебное пособие для молодежи, оно называется «Техника духовной безопасности». 1-е пособие касалось вхождения в Церковь, знакомства с ней. 2-я часть пособия посвящена Крещению Руси и личному Крещению.
Сегодня можно прочитать литературу и просто прийти в храм Божий и задать вопросы необязательно священнику – сегодня есть и специальные люди, которые готовы ответить на вопросы. Если ты крещеный человек, значит, надо подготовиться к таинству Исповеди – к таинству Покаяния. Может быть, не сразу, постепенно. Прийти на богослужение и через постепенное вхождение обретать азы, которые некогда потерял после таинства Крещения.
Никогда не поздно приходить к Господу, даже в 11-й час. Самое главное, чтобы не наступил момент, когда перед тобой Господь встанет, а тебе нечего будет Ему сказать. Тогда ты уже не скажешь, что тебе было некогда: ты был занят работой, служебными делами.
Этот момент может наступить внезапно. Мы видим, как уходят в мир иной родственники, друзья, знакомые, и понимаем, что это может произойти и с нами. И все то, что порой человек вкладывает в земную жизнь, становится ничем в одну секунду.
Самое главное – встреча с Богом, а первая встреча с Ним происходит еще здесь, на земле: в храме Божием, когда ты причащаешься Святых Христовых Таин, участвуешь в таинствах Церкви. Это маленькая проекция, которая осуществится потом, когда ты переступишь порог вечности. Самое главное – эту встречу не отодвинуть. Уже здесь, как в школе, надо подготовиться к встрече – научиться этому священному сокровенному моменту, участвуя в таинствах и в жизни Церкви.
Вопрос от лица людей, у кого прошедший год стал первым годом жизни в Церкви. Для них наступили первое Рождество и первый Новый год, они не хотят веселиться, как раньше, и проводить время как проводили раньше. А церковных друзей у них, может быть, пока еще нет. Что можно сказать этим людям в поддержку? Быть может, им сейчас немножко грустно и даже одиноко...
– Я хочу сказать, что не нужно грустить, не нужно печалиться: в этом нет ничего страшного. Мы все встречали Новый год – конечно, не с таким размахом, как привыкли встречать люди в повседневной жизни, но никто не запрещает поднять бокал шампанского... Самое главное, чтобы год можно было встречать духовно, с молитвой, прочитав вечерние молитвы, специальную молитву на начало нового года, испросив благословения Божия. А потом можно сесть за новогодний стол и вместе со своими близкими поднять бокал шампанского – в этом нет ничего страшного.
Не отделять себя от близких, друзей…
– Абсолютно. Самое главное – не уподобляться тем, кто приобретает нечеловеческий вид.
Начать новый год с благословения Божия, с молитвы, с этого символического вступления необходимо. Впереди Рождество Христово – светлый, радостный праздник Пришествия в мир Богочеловека: Рождение Христа Спасителя… Самое главное – с молитвой, с духовным взором входить в эти священные минуты смены календарного года.
Какие надежды лично Вы возлагаете на новый год?
– Я надежды возлагаю не на год, а на Господа Бога: это самым главным должно быть в жизни каждого человека, чтобы Господь исполнил те внутренние чаяния, молитвенные воздыхания, которые я приношу у престола Божия при совершении Литургии, чтобы Господь слышал эту молитву.
Самое главное, чтобы мы Господа не разочаровывали, а через свои дела и поступки только лишь утверждали веру Христову, были проводниками Божественной благодати, которая подается каждому человеку, пришедшему в этот мир. И чтобы мы только несли радость в своем служении на благо народа Божия.
Владыка, прошу Вас благословить нас на прощание.
– Я хотел бы пожелать, чтобы наступающий год был годом благости Божией, годом исполненных благ, и чтобы благость Божия проявлялась и в мудрости человеческой в принятии тех или иных вызовов современной жизни, чтобы он был благословенным и успешным, и мы не предавали Господа, а укреплялись в вере, были сильны, стойки и крепки. Божие благословение да пребывает со всеми вами!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сердечно поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова, который мы по обычаю встречаем в Успенском соборе Московского Кремля. Мы прославляем в этот день не только Христа Спасителя, но и Божию Матерь – Деву Марию – и всех родственников по плоти Господа и Спасителя, то есть ту большую семью, которой Младенец Иисус принадлежал по родству через Свою Пречистую Матерь. Совершенно неслучайно Церковь прославляет имена этих людей, – потому что они оказались святыми, и совсем не потому, что они были родственниками. Мы знаем, что слово Божие никогда не избегает называть зло злом и порицать людей за это зло. Иначе разве был бы осужден за предательство один из двенадцати апостолов – Иуда? И если бы кто-то из ближайших родственников Девы Марии не соответствовал по духу семье, если бы он был далек от добродетелей, если бы он был духовно чужим человеком, то его имя никогда бы не было вписано в книги, которые с глубокой древности свидетельствуют о принадлежности близких родственников Христа Спасителя к особой семье, потому что это была семья Богородицы, родственники Пречистой Преблагословенной Девы Марии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.