Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
4 февраля 1498 г. в Успенском соборе Кремля произошла пышная, торжественная и несколько удивительная церемония, которую нередко именуют «венчание на царство». При этом и «царства» официально пока еще не было, а только Великое княжество Московское. И возложил венец на чело своего внука Дмитрия сам действующий правитель ИоаннIII, прозванный Великим. Дмитрий Иванович Внук так никогда и не сел на трон Рюриковичей – в конце концов грозный дед заменил его на своего младшего сына. Однако это была «проба сил»: Москва готовилась стать центром царства.
Для венчания был подготовлен специальный чин, а на голову «внука Дмитрия» впервые была возложена так называемая шапка Мономаха, которая на столетия станет главной регалией русских царей.
Вопрос титулов был в эту эпоху принципиальным: царями на Руси испокон веку именовали либо византийских кесарей, либо ханов Орды, и для русского человека назвать кого-то «царем» часто означало признать, что выше него только Небо – власть его освящена Господом. Поэтому так трепетал венчавший своего внука Иван II, когда выступил против хана Ахмата, правителя Орды: ведь шел он против своего царя. И как помогло ему воззвание архиепископа Вассиана, где тот называл Ахмата «фараоном» и «поганым» царем…
Тогда и рождается формула «Москва – третий Рим», и начинается поиск Великими князьями своего нового места в мире. Преемник Ивана III, его сын Василий пробует на вкус новое слово «царь», но весьма аккуратно: официальный титул его включал слова «государь» и «великий князь», не больше; лишь в переговорах с небольшими странами вроде Дании возникают новые термины, «царь» и «император». Что интересно, в 1514 г. глава Священной Римской империи Максимилиан I сам назвал своего восточного коллегу словом «Kaуzer», «кайзер» (в западной практике обозначавшем «император» или «царь»). Он согласился так именовать Василия III по вполне земным причинам: ему нужен был союз с Москвой – как только необходимость в этом пропала, он, что называется, забрал свои слова обратно.
Было еще немало случаев, когда Василия III именовали подобным образом, при том в сообщениях современников мы находим похвалу его скромности, за то, что «смирения ради царем себя не именова». Так и было до конца его земных дней: вроде бы и царь, но не царь. Великий князь Московский Василий III мог посадить на трон Казани своего ставленника, при том хан Казанский оставался в русских грамотах «царем» и был формально выше правителя Москвы. Так долго оставаться, конечно, не могло.
16 января 1547 г. святитель Макарий, митрополит Московский возложил наконец на голову Иоанна Васильевича царский венец, шапку Мономаха, и тот наконец с полным правом назвал себя царем. «Слышите, царие, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго», – процитировал в тот момент святитель Макарий. А вслед за ним писал историк В.О. Ключевский: «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия».
P.S. Соседние страны не сразу признали за Московским государем новый титул. В 1554 г. это сделала Англия, за что сразу получила богатые дары. Только спустя 14 лет после венчания Патриарх Константинопольский прислал подробную грамоту с признанием нового царя, как наследника византийских кесарей. Очень сопротивлялась перемене Польша, имевшая долгую историю войн с Москвой, король которой теперь выходил статусом ниже соседа. Внешнеполитические перипетии, однако, не так важны для нашей истории, как то, что человек на московском троне впервые почувствовал себя в новом качестве: помазанника Божия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.