Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1041) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 2

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 2

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №47 (1040), 2019

Мы, христиане, верим в Господа нашего Иисуса Христа, Вторую Ипостась Святой Троицы. Сам Господь сказал нам о том, что мы рождаемся в духовной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господь дает повеление Своим ученикам – идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа (это Троица Единосущная и Нераздельная, но в трех Лицах). Как христиане мы принимаем учение, данное нам Господом: на то и вера, чтобы мы верили в то, что Господь оставил нам.

Человеческий разум не может вместить разум Божественный, и сколько бы мы с вами ни рассуждали, будем все понимать настолько, насколько Господь нам откроет эту тайну, как Он открывал и Своим ученикам на горе Преображения (когда преобразился Господь на горе перед учениками, они видели славу Его, но не полную, а насколько могли вместить в себя). Святые отцы говорят: «Невозможно нашим разумом проникнуть в Божественный разум».

Что же Господь открывает каждому из нас? Открывает сказанное Им в Священном Писании, и всякое свидетельство о Святой Троице – это прежде всего Священное Писание. Поэтому Бог, узнаваемый в Троице, многими не понимается (понять это очень сложно, но лишь потому, что у нас ограничен разум), но познать Бога мы можем. Почему? Потому, что так Он открыл, так сказал, так явился, и это необходимо для нашего спасения. В о имя Отца и Сына и Святого Духа мы проводим всю нашу духовную жизнь.

Мы и крестимся, и живем благодаря этому Божественному имени, и наполняемся Духом Святым. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная. У каждого Лица Святой Троицы есть определенные свойства: Отец не рождается и не исходит, Сын рождается, Дух Святой исходит, говорят святые отцы. О свойствах, явленных нам в Священном Писании, мы можем говорить, о других не можем: не знаем и не можем проникнуть в глубину этой великой тайны – Бог в трех Лицах, но Един по существу, Он и не разделяется, и не сливается. Мы разделяем Лица Святой Троицы.

Проникнуть в эту тайну всегда было сложно, всегда было непросто, и применялись некие сравнения – например с солнцем: от солнца могут исходить и тепло, и свет; и мы знаем, что и тепло, и свет существуют вне солнца. Мы можем применять какие-то наши жизненные сравнения – например человек трехчастный: у него есть дух, душа и тело. У него есть частица от матери, частица от отца, но вместе с тем это отдельный человек: мы видим, что он один, единое целое, но выделяем качества или свойства, которые он приобрел от своих родителей (очень часто говорят «посмотрите, это у него от отца, а это от матери»). Такие сравнения мы можем привести, но до конца познать тайну Святой Троицы не можем.

Однажды блаженный Августин, который размышлял и рассуждал о тайне Святой Троицы и писал книгу, подумал: как тяжело мыслить и как тяжело изложить все учение о Святой Троице… Он вышел на берег моря, стал прогуливаться, смотрел на просторы, смотрел на воду и все равно продолжал думать о своей книге и о том, как было бы проще изложить учение о Святой Троице.

Он увидел на берегу отрока, который серебряной ложкой переносил воду в маленькую луночку, что выкопал на берегу моря (это был ангел). Блаженный Августин подумал, что это детская забава, но все равно подошел к нему узнать, что же он делает. Отрок говорит: «Я хочу перенести все море в эту маленькую ямочку». Блаженный Августин говорит: «Это невозможно – смотри, какое бескрайнее море и какая маленькая ямочка». Тогда отрок ответил: «Скорее мне удастся перенести всю воду из моря в эту маленькую ямочку, нежели тебе изложить учение о Святой Троице в своей книге».

Действительно, невозможно все изложить: в тайну нашего Господа мы не можем проникнуть. Но Господь ведь нам открыл достаточно о Себе в Священном Писании! Отцы Церкви всегда предупреждали, чтобы мы были аккуратны и внимательны, когда изучаем Святую Троицу.

Святое Писание свидетельствует, что мы едва что разумеем с трудом, и прибавляет: «А яже на небесех, кто изследи?» – невозможно исследовать все, что на Небе: нам не хватит ни сил, ни разума подняться на Небо и все исследовать; в этом контексте и говорит святой апостол Павел, что он был вознесен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы: даже человеческий язык не может выразить все то, что в какой-то степени Господь нам открывает о тайне Своего Божества, если невзирая на великолепное образование святой апостол Павел, он не мог все сказать, что видел на Небе. Тем паче что мы можем сказать о нашем Боге?

Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойства ея, как же я могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога, и смиренно сознавать, что Божия никтоже весть, точию Дух Божий» – так нас предупреждают святые отцы, говоря, чтобы мы имели суждение очень смиренное, благоговейное и воспринимали все, что открывает нам Священное Писание, на веру.

Больше мы ничего не можем предпринять в этом отношении, поэтому и ссылаемся, когда говорим о Святой Троице, только на Священное Писание: «Шедши убо, – говорит нам Священное Писание, – научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – все делается и живет во имя Святого Духа.

Что в Священном Писании еще сказано о Троице? О Троице сказано в апостольском Послании Иоанна Богослова: «Три суть свидетельствующие на небеси – Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три едино суть».

Наше учение о Святой Троице, мы всегда подчеркиваем, берется только из Священного Писания, сами мы ничего не можем домыслить в этом, поэтому каждое наше упоминание всегда будет опираться только на слова Священного Писания.

Святой апостол Павел говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» – эти слова, которые мы очень часто (даже если не читаем Священное Писание, но посещаем богослужения) слышим из нашего богослужения, тоже взяты из Священного Писания...

Мы привели примеры и слова, взятые из Священного Писания Нового Завета, но и Ветхий Завет тоже свидетельствует о Святой Троице. Как? Читая Книгу Бытие, мы видим слова Священного Писания такие: «Дух Божий ношашеся вверху воды». Конечно, в Ветхом Завете не было так откровенно сказано о Святой Троице, но прикровенно. И почти в каждой Книге Священного Писания мы встречаем эту тайну, которая открывается во всей полноте через Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, – о Святой Троице.

В Книге Бытие есть слова: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию» – Господь не говорит «по Моему образу», а по образу Нашему и подобию, подчеркивая три Лица Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Далее в Книге Бытие говорится: «И рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» – «един от Нас». Господь от Лица Святой Троицы говорит такие слова о высоте разума Адама, ибо Адам был создан по образу и подобию Божию; он был один и имел возможность видеть и добро, и зло и отличать эти вещи друг от друга.

Далее, в псалме говорится: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» – опять о Боге Отце, и это – свидетельство о Пришествии в этот мир Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с вами разбирали Псалтирь, мы подчеркивали, что Псалтирь христологична – это пророческая Книга, мы называем Давида не просто царем, но и пророком: он пророчествовал много о Христе, и как раз эти слова уже свидетельствуют о Сыне Божием, но и свидетельствуют об Отце.

Мы найдем такие слова и в 32-м псалме: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» – опять-таки Словом Господним, то есть Второй Ипостасью. И Духом уст Его вся сила их – уже говорится и о Духе Святом.

Во многих Книгах Священного Писания говорится о Святой Троице – у пророка Исаии есть даже несколько изречений: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя», то есть это пророчество как раз о нашем Божественном Спасителе. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», – говорит Исаия обо всех Лицах Святой Троицы и каждому Лицу воссылает славословие. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» – мы вспоминаем слова Самого Христа и свидетельства из времени проповеди нашего Божественного Спасителя на земле, что Он Сын возлюбленный: свидетельство Отца и явление Духа Святого в виде голубя – все это имеет подтверждение в Священном Писании.

Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего и свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» – и, конечно, Сам Господь о Себе говорил: «Кто знает Меня, тот знает и Отца». И такие слова: «Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе. Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит. Снидох с небесе, да не творю волю мою, но волю пославшего Мя Отца. Отец Мой доселе делал, и Аз делаю».

И еще свидетельства о Духе Святом – Господь ученикам Своим говорил, что Ему надлежит вознестись на Небо. «Господи, как же Ты нас оставишь?» – «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». И Господь послал Духа Утешителя, Который в виде огненных языков сошел во время Пятидесятницы на святых апостолов; явление всей Святой Троицы было открыто людям через само Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Для нас это очень важно знать, ибо мы должны верить каждому Божественному слову, и сила Духа дается по благодати, а благодать – от правильного нашего понимания: если мы правильно все понимаем, мы доверяем Богу и начинаем правильно жить.

Один из нелегких, мы повторимся, догматов Святой Троицы.

Каждый наш день должен всегда начинаться с упоминания Божественного имени, и неслучайно утренние молитвы начинаются со слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Заканчиваем мы тоже славословием Богу, обязательно повторяем это славословие во время чтения определенных молитв, тропарей: мы прославляем Божественное имя и через него приобщаемся к великой благодати, Господом посылаемой человеку: «Именем Моим бесы ижденут». Имя Божие, когда призывается правильно, дает огромную благодать и силу побеждать всякое зло на земле. Поэтому есть столь частое употребление. (Заодно и в молитвенном правиле мы можем несколько раз произнести Божественное имя, чтобы исполниться благодати Божией.)

Если говорить об Отце, Сыне и Святом Духе, в эти имена мы не можем, как говорят святые отцы, влагать какие-то свои земные понятия. Конечно, это не наши земные понятия, но в то же время, если Бог Себя открывает Отцом, то говорится, как отец относится к своим детям: мы познаем, что Бог любит каждого из нас, заботится о каждом. Если говорить о Сыне и Святом Духе, если есть такое соборное решение, как «сотворим человека по образу Нашему и подобию», такой совет единения, то так Господь нам открывает и о нашем единении, которое должно быть между нами в семье как в едином христианском обществе – и среди граждан любого государства, да и всех людей в целом: Господь желает, чтобы мы в единомыслии жили, не причиняли друг другу обиды. В этом смысле мы начинаем понимать, почему (когда у нас была ненавистная рознь между уделами, княжествами) преподобный Сергий Радонежский строил храмы в честь Святой Троицы – он показывал, что только именем Божиим можно прогнать эту рознь, а человек должен подражать во всем Господу – в Его любви, единении, в добре, что Господь творит и направляет на все человечество.

Конечно, в этом для нас – большая глубина. Не случайно Троица – один из торжественных и любимых праздников нашего народа, и троичность впоследствии начинает входить в нашу жизнь, мы понимаем, что все начинаем делать во имя Святой Троицы: мы этим отличаемся, может быть, даже и от других народов. Мы трижды лобызаемся, а когда наносим на себя изображение крестного знамения (также при входе или выходе из храма), трижды крестимся – и много различных символов трóичности (например, на Руси и в нашем государстве сейчас триколор – это три цвета). Поэтому в этом отношении троичность надежно входит в нашу жизнь. Как Господь трижды вопрошал Своего ученика апостола Петра, любит ли он Его, и трижды Петр отвечал Ему, так и в нашей жизни есть эта троичность во всех наших делах – мы трижды вопрошаем и трижды отвечаем, чтобы доказать какую-то определенную правду своей жизни. Удивительно, конечно, – но Господь так открылся, а мы это воспринимаем.

Стоит заметить: мы никогда не должны с вами, дорогие братья и сестры, проникать в тайну Святой Троицы – мы в нее не проникнем. Не каждый человек много знал о Боге, но всегда жил по правде Божией, знал Закон Божий. Здесь мы с вами опять-таки только утоляем в какой-то степени нашу любознательность, но полноту всего мы не можем знать – мы можем какие-то предметы видеть, какие-то сравнения приводить, и через это в какой-то степени для нас будет открываться Бог. А сравнения самые разные делают даже и в сегодняшнее время, все 3 составные части пытаются как-то объяснить. Это было во все времена – и когда были споры о Святой Троице, святитель Спиридон взял кирпич, сжал в своей руке – и вверх вышел огонь, в руке его осталась глина, а вниз потекла вода: кирпич тоже имеет 3 составные части – огонь, воду и глину.

Многоразличны сравнения, и они помогают увидеть в какой-то степени и логику того, что нам открывал Господь, что Он захотел открыть… Духовные законы говорят об определенной силе Бога. Во имя Кого я крещусь? Во имя Бога нашего. А это очень важная составляющая: мы посвящаемся Богу, Он усыновляет нас, мы становимся детьми Его в таинстве святого Крещения. А если ты сын, говорит святой, ты и наследник. А что Бог дает в наследство нам? Жизнь вечную, ведь мы крестились во имя нашего Бога.

«Именем Моим бесы ижденут» – огромная благодатная сила заложена в этом имени. Мы можем не знать много молитв, можем вообще знать всего молитву – «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и, осеняя себя крестным знамением, уже можем многого достигнуть в этой жизни. Для нас будут Небеса открываться, будет даваться огромная сила побеждать все испытания и искушения, с которыми мы будем встречаться в этой жизни; об этом нужно всегда помнить и благоговейно и смиренно относиться к тому, что Господь нам дает.

Удивительная и непростая у нас с вами была сегодня встреча, но она помогает нам проникнуть, насколько возможно, в тайну Святой Троицы. А следующая беседа будет посвящена миру. Какому? Бог творит видимый и невидимый мир – и мы с вами поговорим о духовном мире, а уже потом приступим и к следующей теме. Сегодня я прощаюсь с вами. Храни вас всех Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс