Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1041) → Архимандрит Савва (Мажуко): Что главное в жизни?

Архимандрит Савва (Мажуко): Что главное в жизни?

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Свет невечерний

Друзья мои, преимущество верующего человека, если можно вообще говорить о каких-то преимуществах, состоит в том, что он знает, что главное. Он не знает ответа на все вопросы, но, по крайней мере, ему открыто через Священное Писание, через церковное Предание, Кто наш Бог, зачем мы живем, в чем состоит спасение.

Мы пытаемся исходить именно из этой точки зрения, из нашего представления о главном в своей рядовой, обыденной, бытовой жизни, и это очень важный момент: умение различать главное и второстепенное – это признак взрослого человека, признак зрелости. Если угодно, способность отличать главное от второстепенного – это некоторый духовный навык, который следует воспитывать и взращивать в себе. И если мы будем искать некоторую аналогию со святоотеческой традицией, этот навык в транскрипции, в переводе на святоотеческий язык называется добродетелью рассуждения, он включен в эту добродетель, а добродетель – это доброта, или чувство доброты, чутье доброты, превращенное в навык.

Для чего он нам необходим? Он имеет самое практическое значение. Это не абстракция, не игра интеллектов, не «игра в бисер», в разные образы, концепты, структуры, которые так увлекают людей хорошего образования – прежде всего это практический навык. Он особенно необходим взрослым людям: мы должны делать выбор, понимать цену. Наличие или отсутствие этого навыка – это вопрос цены, ценности, а значит, риск утраты.

Чтобы как-то проиллюстрировать свою мысль, я вам предложу историю, которая совсем недавно приключилась с моим приятелем. Она настолько типична, что мы можем поменять персонажи на наших самых близких и знакомых людей.

Этот человек всю жизнь мечтал о доме, о семейном очаге: ему очень хотелось, чтобы была большая семья, много деток, любимая жена, а в доме непременно уют, горел камин, на плите кипел чайник, на столе ждали его любимые блины с мясом и блины со сгущенным молоком. И он всю жизнь свою положил на то, чтобы его мечта сбылась. Он женился на прекрасной, очень образованной женщине из хорошей семьи, у них родилось много деток, как он мечтал, и последним штрихом к этой идиллии было строительство дома. И вот он нашел деньги (он работал на нескольких предприятиях), средства, начал строительство, сам сделал проект, тщательно в этом участвовал – это была его мечта.

Ему хотелось воплотить это в жизнь своими руками, и после работы он немедленно приезжал на стройку. Он сам распоряжался, нанимал рабочих, выбирал стройматериалы, вошел во все тонкости этого сложного искусства – оказывается, это невиданная наука – разбираться во всех стройматериалах, в усадке фундамента, в выгонке коробки и так далее. Дело уже подошло к внутренней отделке: поставили крышу, все наладилось. Но внутренняя отделка оказалась еще дороже, и он еще больше стал работать, еще больше вникать во все тонкости. Он выбирал тональность обоев, даже цвет штор, лепнину на потолок – все его увлекало!

Строительство уже подходило к финалу, когда он вдруг совершенно случайно заметил, что жена ведь его каждый день встречает выпившей. И он как-то сразу растерялся, когда стал обобщать, сводить воедино все знаки – и понял, что она превратилась в алкоголичку. Он упустил жену в погоне за домом. А потом выяснилось, что она встречалась с другим мужчиной, и он проглядел и любимую женщину. И стал незнакомым человеком для собственных детей: они его практически не видели. И когда он построил этот прекрасный, чудесный дом, где каждую мелочь сопровождали его мысль, его мечты, туда некому было въезжать – этот дом, этот семейный очаг превратился просто в здание, готовое к эксплуатации, и оно не грело, оно никого не ждало. Он потерял семью, ибо не смог разглядеть, где главное, а где второстепенное.

Я знаю множество семей, которые вдевятером живут в двухкомнатной квартире, и они счастливы, веселы, хотя не хватает средств, не хватает свободного пространства, приходится очень часто сталкиваться с любимой тещей или с пьющим тестем, с его рассказами по праздникам, с назойливыми родственниками и так далее. Но у людей сохраняется чувство семьи, и они не знают ужаса пустого дома, где только призраки разлетевшихся в прах каких-то мечтаний, надежд, – а все потому, что было упущено главное.

А главным в истории этого человека была семья, и она не имела материального воплощения, ведь семья – это, скорее, некоторый дух, это духовная субстанция, если хотите, и это очень легко спутать с материальным достатком, с внешней оболочкой. Как много мы можем назвать семей, которые внешне, как сейчас говорят, хорошо упакованы, имеют достаток, каждый член семьи ездит на собственном автомобиле, а внутри пусто: нет любви, нет дружбы, нет теплоты и нежности – того, что, собственно, и делает семью семьей…

Навык различения главного и второстепенного касается ведь не только семейных вопросов. Это история, связанная со многими нашими житейскими опытами: с решением, куда и на что потратить свою жизнь, чем заняться, с вопросом, с кем я дружу, с кем вожусь, как говорят дети, на что я трачу свои силы – на главное, или второстепенное, или просто на пустое. Отвечать себе на вопрос, что главное, а что второстепенное, должен каждый человек: нет готового ответа, нельзя сказать, что главное в жизни каждого человека именно это – Бог, семья, профессия, призвание.

Мне кажется, универсальный ответ здесь просто невозможен. У каждого своя судьба, своя история, свое призвание, поэтому так важно, чтобы не кто-то решал за меня, что в моей жизни главное, а что второстепенное, а именно я научился это делать. Причем речь идет о добродетели, которая есть, как я уже сказал, доброта, обращенная в навык, а навык – это нечто бессознательное, это реакция, которая срабатывает в человеке автоматически, но безошибочно. Работать над этим навыком надо: это результат духовного упражнения, неоднократно принятого безошибочного решения. Но это всегда труд, это всегда усилие, и особенно нам, христианам (да и всякому взрослому человеку), не надо бояться труда. И ни в коем случае не следует бояться признаваться себе самому, что ты где-то ошибся. С мужеством принимайте свои ошибки и делайте выводы.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс