Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1040) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 1

Протоиерей Алексий Ладыгин: Символ веры. Часть 1

№47 (1040) / 9 декабря ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029) – №46 (1039) 2019

Мы с вами продолжаем огласительные беседы и сегодня будем говорить о Символе веры. На прошлой беседе мы говорили о 10-й заповеди Закона Божия, где Господь призывал каждого из нас, чтобы мы не желали того, что имеют наши близкие: следили за своими помыслами, желаниями, чтобы не возникала в нашем сердце зависть, чтобы мы не хотели того, что имеют наши близкие и те люди, которые окружают нас, но довольствовались тем, что имеем.

Сейчас переходим к большому циклу бесед о Символе веры и будем говорить о вероучении Церкви, духовно-нравственной жизни, вопросах литургических и о таинствах. И самое главное, наверно, то, что мы будем уже глубоко проникать в мир святого Православия. Вероучение очень важно для нас.

Мы все должны понимать, что вероучительные истины появились и выработались не просто человеческими разумом и стремлениями. Мы должны помнить, что все вероучение берется из Священного Писания – из слов Господа, которые Он оставил в нем, и оно никогда не противоречит Священному Писанию и Священному Преданию Церкви.

Поэтому за чистоту вероучительных истин боролись всегда. Почему кто-то начинает сомневаться в вероучении? Казалось бы, ведь вероучение дано – и вера есть, мы ее приняли от Господа, от святых апостолов, которые затем пошли по всей земле проповедовать слово Божественной истины. Но тут появляются сразу же какие-то лжеучителя, которые по-своему трактуют и толкуют слова Священного Писания, – и это начинается сразу, со времен святых апостолов, которые тоже боролись с ложными мнениями, рождавшимися в их время, ведь враг рода человеческого не дает покоя: ему нужно, чтобы люди, с одной стороны, поссорились, с другой стороны, пошли неправильным путем.

Ведь догматические истины – это знаки, указатели, которые приводят человека в Царствие Небесное. Если мы сейчас выйдем на дорогу и не будем обращать внимание на знаки, которые указывают определенные повороты на нужные улицы, еще что-то, мы не доедем до цели, – а если мы не будем знать вероучительные истины, нашу веру, мы не сможем дойти до Царствия Небесного. Вера дается человеку не (или, лучше сказать, не только) чтобы у человека была комфортная жизнь на земле, но чтобы мы, пожив здесь, пришли в Царство Небесное, то есть обрели его, ведь мы и должны искать его по жизни, ибо Сам Господь говорит: «Ищите же прежде Царствия Небесного и правды его, а остальное все приложится вам».

Поэтому и Символ веры, о котором мы будем говорить, – символ. «Символ» – греческое слово (др.-греч. Σύμβολον), оно так и переводится: «знак», «указатель» (который приводит человека к Царствию Небесному). И для каждого из нас это очень важно, поэтому святые апостолы вместе собирались – они понимали, что несут ответственность за народ – паству, которую Господь им дал, – поэтому они еще при жизни собирались, обсуждали вопросы веры на своих соборах и говорили: «Изволися Духу Святому и нам», – и затем уже решали эти вопросы и принимали определенные постановления.

После этого уже собирались преемники святых апостолов – епископы Церкви Христовой: они тоже несут полную ответственность за чистоту веры Христовой, поэтому, конечно же, они собираются и обсуждают вопросы веры или мнения, толкования, вопросы, рождающиеся в церковной среде, и тогда утверждают правильность мысли, чтобы все эти вопросы были согласованы со строками Священного Писания.

И мы знаем, что Символ веры (тот, который у нас в Церкви) живет с IV века, был выработан на первых 2-х Вселенских Соборах и до сих пор не изменяется. Почему? Потому, что вера не может меняться. Если наука развивается, отменяет один пласт, идет к другому пласту, что-то утверждает, опровергает, то Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. Поэтому у нас не может быть никаких вероучительных изменений: мы не можем отступать от истин, которые дал нам Господь через Священное Писание и которые утвердили святые отцы на 7-ми Вселенских Соборах. Вот из этого и вырабатывается Символ веры.

Если говорить о Символе веры, то мы как христиане знаем его наизусть – он входит в свод молитв утреннего правила, читается и поется на Божественной литургии.

Он делится на 12 частей, или, как мы говорим, 12 членов Символа веры.

Будем говорить вместе с вами о каждой части Символа веры, рассуждать и понимать, что Символ веры имеет огромное значение в нашей жизни. И, конечно, тот, кто готовится к Святому Крещению, должен постараться выучить заранее Символ веры и молитву «Отче наш». Это будет хороший багаж для дальнейшей духовной жизни.

Итак, мы сказали, что Символ веры делится на 12 частей, или 12 членов:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых
12. И жизни будущаго века. Аминь».

Вот такой Символ веры – он вмещает в себя все наши основные вероучительные истины, и 1-й его член звучит так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» – казалось бы, полторы строчки этой части Символа веры, первой части, но они нас настраивают на очень серьезные размышления и включают огромные вероучительные, догматические истины, о которых мы будем говорить.

Мы с вами будем говорить в каждой нашей беседе не просто об одном из членов Символа веры, а будем делить их, наверное, даже на несколько наших встреч: иначе невозможно объяснить все то, что заложено в каждом члене Символа веры.

В беседе по 1-й заповеди Закона Божия мы говорили, что необходимо иметь веру, которая предполагает, конечно, верность и доверие Богу: «Аще кто веру имеет и крестится – тот спасен будет, аще кто не имеет веры и не крестится – тот осужден будет». Вера имеет огромное значение в нашей жизни – она открывает человеку возможность общаться с Небом, порождает в сердце доверие Богу, послушание Ему, а послушание приводит человека к тихой и безмятежной жизни на земле и открывает просторы Царствия Небесного.

Без веры невозможно угодить Богу, но и вера наша не может быть какой-то формальной. Ведь каждый из нас по-своему хочет понимать ее, но она не может допустить вольного толкования и понимания. Некоторые говорят: «Я верю в Бога в душе», но это обман, ложь: человек живет не только душой, но и плотью, и должна принадлежать Богу не только душа, но и плоть, которую мы освящаем через участие в святых таинствах, плоть, которая либо грешит, либо пребывает в святости.

Вот почему необходимы пост и молитва и другие благочестивые правила духовной жизни. Поэтому вольное понимание приводит человека к этому: я, мол, верю в Бога в душе, но ничего не буду делать; в храм не буду ходить, молиться и поститься не буду, заповеди исполнять не буду, главное, что Бог в моем сердце и в душе. Но эта вера называется мертвой, а наша вера должна быть деятельной: «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков. И человек должен стремиться показать свою веру. А через что? Вера – это любовь к Богу, ближнему, и если ты веришь в Бога, любишь своего ближнего; если ты веришь в Бога, значит – любишь Его, а «любящий Меня сохранит заповеди Мои»: если ты любишь Бога, должен стремиться к исполнению заповедей – если веришь в Бога, должен исполнять те заповеди, законы, которые Господь оставил, но не вольно подходить к пониманию веры…

Вера должна быть деятельной, ведь «и бесы веруют в Бога и трепещут» – трясутся, то есть у них такая вера, которая их приводит в боязнь, страх и трепет, но она тоже неправильна.

Вера должна быть деятельной, поэтому вера в человеке должна жить. Она и живет. Мы говорим, что много людей неверующих. Это неправильно: есть те люди, которые верят в Бога, а есть люди, которые верят, что Бога нет – других нет. Вера у всех есть, но вера разная. Христианская вера должна сопровождаться конкретными делами, поступками и словами. Тогда эта вера будет настоящей.

Многие даже боятся перекреститься на храм, боятся проповедовать своими делами добрыми и говорить о Боге – это тоже вера странная и мертвая: верующий не должен стесняться своей веры, он должен даже отстаивать ее, как отстаивали святые мученики – они же не боялись: даже в тяжелые времена гонений на Церковь Христову они открыто заявляли, что веруют, что готовы пойти на смерть ради Господа, и ничего не боялись – их ничем не могли испугать: ни страданиями, ни мучениями, ни пытками, ни публичными какими-то казнями… На них выпускали зверей, бросали их в раскаленные печи – что только не делали, но они твердо исповедовали веру.

Это было не только в первые века христианства, не только в тех странах, когда развивались другие какие-то религиозные движения, которые были нетерпимы к христианству. Когда читаешь книги XIX века, встречаешь: «Мы сейчас живем в другое время, когда вряд ли будут открытые гонения на Церковь Христову и на верующих людей», но прошло 100 лет, настал XX век – в начале его произошла революция, и здесь встал опять-таки вопрос веры: враг рода человеческого всегда начинает с каких-то политических вопросов, но цель его – это, конечно, преследование верующих людей, чтобы вера в людях пошатнулась, чтобы люди отступили от Христа, не приступали к таинствам Христовым, чтобы они погибли. И тогда, конечно же, стоял вопрос: с Богом ты или с этим миром?

ХХ век показал нам, что в людях живет настоящая и подлинная вера, ведь сотни, тысячи, десятки тысяч, а может, даже сотни тысяч людей были уничтожены за то, что не отказались от веры. Это не только священнослужители – это и монашествующие, и миряне.

Мы знаем, что были сильные пытки, мучения, тюрьмы, издевательства, но все равно не отказывались от веры. Ведь новомученики и исповедники Церкви нашей показали, насколько глубоко верят в Бога. Им ничего не было страшно. Расстреливали – они шли, смиренно молясь за тех, кто причиняет им это зло. Кого-то распинали на крестах, кого-то вешали на епитрахили на Царских вратах, кого-то «причащали» раскаленным оловом, кого-то поливали в большие морозы холодной водой – и они превращались в ледяные столбы, нагружали людьми целые корабли – и топили их в море. Были разные страдания, испытания, были лагеря, тяжелые работы.

На свободе люди были меньше, чем в лагерях и тюрьмах. Конечно, это были очень трудные времена, но гонимые показали, что они никогда не откажутся от веры в Господа.

И сегодня, когда стоит вопрос неких благ, мы очень легко уходим от Церкви Христовой… Уйти от веры в Бога – потерять связь с Небом. Уйти от веры в Бога – лишиться вечности. Уйти от Бога – плыть произвольно в этом житейском море. Любая волна может нас, конечно, захлестнуть, и мы можем быть разбиты о камни, рифы, видимые и невидимые, поэтому, конечно, верой человек утверждается. И вера дает человеку не только внутренние силы преодолевать все грехи и испытания в этой жизни, но и радость в этой жизни, несмотря на те трудности, с которыми верующий человек встречается.

Поэтому вся наша жизнь духовная начинается с веры в Бога и верности Богу.

Смотрите, сейчас очень тонкое предложение: и астрологических прогнозов, и некой свободы, произвола, если учитывать последние события не только в светской жизни, но даже в жизни некоторых Церквей – мы видим, какой произвол сейчас и во Вселенской Православной Церкви, и в других западных Церквах. Сегодня люди очень теряются и думают, что коль есть такая неправда, значит, вера пошатнулась.

Мы не должны рассматривать веру в большом масштабе вселенского христианства, но вера должна быть, конечно, у каждого человека своя – и крепкая. Мы должны не соблазняться тем, что происходит вокруг нас, но укреплять собственную веру в Господа, чтобы она была непоколебима, и стремиться воспитывать в вере детей, ведь вера есть утверждение жизни…

Поэтому и Символ веры начинается с замечательных и удивительных слов: «Верую во единаго Бога». Конечно, мы должны понимать, что Бог наш Един, но, с другой стороны, мы должны понимать, какими свойствами и качествами обладает Господь.

Мы сегодня сказали о вере в нашего Бога, но мы должны немного знать Его. Конечно, до конца мы не проникнем в тайну нашего Господа, ведь наш разум – сотворенный, и им мы не сможем объяснить или вместить даже то, что Господь оставил нам, – а тем более не сможем никогда проникнуть в Божественный разум.

Бог есть Дух. Это означает, что Он бестелесен, – это каждый из нас должен четко понимать и осознавать. Если мы встречаем в Священном Писании какие-то слова, например «рукою, десницею Божественной», – конечно, это образы, дающиеся человеку для лучшего понимания. Если мы видим изображения Бога, мы понимаем, что изображаем только то, что Бог нам явил. Если Он явился в Своем облике, принял плоть человеческую, – так мы и изображаем нашего Господа. Если Он явился в виде трех ангелов у Мамврийского дуба, – так мы и изображаем Господа. Некоторые недоумевают, почему мы изображаем Бога Отца. Но мы опять-таки знаем слова Священного Писания: «Кто видел Меня, тот видел и Отца». Поэтому таким же образом изображается и Отец на иконах Святой Троицы или Дух Святой в виде голубя. Как было явление Бога на земле, так мы Его изображаем. Больше мы не можем ничего другого показать, потому что Бог есть Дух.

Какими еще качествами обладает Господь? Он – Вечный. Это значит, что у Бога не было ни начала, ни конца. И когда меня спросили, кто сотворил Бога, и попросили показать Бога в одной из школ, ученикам 10-го класса я нарисовал круг и попросил: «Покажите начало у круга». Если даже есть что-то подобное, что не имеет ни начала, ни конца, тем более Господь может не иметь ни начала, ни конца.

Бог – Всеблагий. Мы понимаем, что от Господа исходит все доброе и все благое: Бог есть любовь, поэтому, конечно, Он является Всеблагим. Бог – Всеведущий: от Него ничего нельзя утаить – Бог действительно все знает, и нет того, чего бы не знал Господь. Бог – Всеправеден: «Будьте святы, как Я свят, – говорит Христос. – Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Святость, праведность и совершенство, конечно, только в Господе, поэтому мы во всем стремимся подражать Господу. Господь – Всемогущий: Богу возможно все. Бог – Вездесущий. Прекрасные слова псалмопевца Давида, который восклицает: Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу?Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя.

Господь, конечно же, неизменный. Это значит, что Он всегда один и Тот же – нет изменений в Господе. Вот говорят: «Почему Церковь консервативна?» Она ничего не может менять, ибо Бог совершенен, и Его совершенство заключается в Его неизменности.

Бог – Вседовольный: для Него нет необходимости, чтобы существовали какие-то миры и поддерживали в Нем жизнь, но Господь делится всем, что Он имеет. Конечно, Господь – Всеблаженный, Царь царствующих и Господь господствующих, Источник всякого счастья и всякого блаженства. Вот удивительно!

Мы разобрали с вами сегодня только начальные слова 1-го члена Символа веры, а уже в следующей передаче продолжим размышлять об остальных словах этой 1-й части Символа веры, поэтому впереди нас ждут удивительные, замечательные беседы, которые помогут нам проникнуть в мир нашей Православной веры. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс