Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Матушка Анна Балина – супруга иерея Константина Балина, настоятеля прихода Архангела Михаила в с. Гладянском Курганской области
Наши дни наполнены событиями разных оттенков, полутонов, настроений. В линию жизни их объединяет то, ради чего мы приходим в этот мир: тихая и глубокая радость каждодневной встречи с Христом. Она – в обычных, казалось бы, вещах: в каждом новом рассвете солнца, красоте падающего снега, присутствии рядом родных и любимых людей – и ощущении, что мы каждый день проживаем в любви Господа…
Свое имя храм во имя Святого Прокопия Устюжского, Чудотворца, несет 255 лет, хотя за эти годы и дотла горел, и отстраивался заново, и был поруган в советское время, и начал подниматься из руин в 2004 г. силами прихожан и молитвенными трудами. Вся семья его настоятеля отца Павла Балина в те годы трудилась ради возрождения храма. И он стал для них и для всех, кто был рядом, зримым образом восстановления храма собственной души, где всегда тепло и надежно, где есть ответы на все вопросы, надо только прийти туда однажды и навсегда.
м. Анна: – Жалко, что все люди приходят в храм через скорби, болезни – жалко, не понимают, что в храм нужно прийти раньше, чтобы не было ничего этого.
Матушка Анна говорит так, ибо есть за плечами опыт – собственная встреча с Господом и ощущение Его постоянного присутствия в жизни. Но она прекрасно понимает, что все это происходит у каждого в свое время. У нее самой – в 22 года.
м. Анна: – У меня была трудная жизненная ситуация. Пришла, а здесь как раз был пожар (второй, наверное), и нужно было помогать. Я говорю: «Матушка, давайте я вам помогу (я как раз была на сессии, не очень обремененная)». Она ответила: «Конечно!». Ведь я молодая, тут сильно-то молодых нет... И все, я начала туда ездить. И отец Павел меня как-то вдохновил, поддержал. С того времени все началось.
Анна родом из соседнего с. Ярославское. Родители – обычные сельские труженики, далекие от Церкви. Но за них и за всю семью молилась Анина прабабушка. Одно из ярких воспоминаний детства – как прабабушка зажигала свечку, раскрывала старинную книгу и тихонько что-то читала, читала, крестилась и снова читала. Сейчас матушка Анна и не сомневается, что ее приход в храм состоялся по молитвам прабабушки. В Ярославском церковь была разрушена, девушка начала ездить в ближайший храм – Чернавский.
м. Анна: – Душа потянулась – видимо, захотелось мне прийти к Богу. Конечно, мне было очень тяжело, ведь не все родственники это понимали, даже кто-то подсмеивался. Может, даже и до сих пор кто-то подсмеивается, я не знаю.
И в момент душевной драмы, которую девушки ее возраста всегда переживают крайне тяжело, Анна пошла не куда-нибудь, а к священнику – отцу Павлу Балину.
м. Анна: – Я к нему пришла: «Батюшка! Что делать?». Он мне говорит: «Ну, ты чего? Такая молодая, тебе замуж надо. Вот читай акафист Прокопию Устюжскому – замуж выйдешь». Я и старалась, читала...
Читала, совсем не обращая внимания на сына отца Павла – Константина, который почему-то всегда и везде начал оказываться рядом. Впрочем, знакомы они были с 9-го класса.
м. Анна: – Помню, тогда Ирина Ивановна (наша учительница, «классная») собирает нас и говорит (так серьезно!): «Знаете, к нам мальчик приходит, только он особенный». Мне как-то даже в голову не могло прийти, что это сын священника.
Он, конечно, отличался от других: всегда спокойный, несмотря на поддразнивания одноклассников, вежливый, тактичный. Правда, со своей соседкой по парте Аней почему-то вел себя странно. Мог подтолкнуть под руку, спровоцировать взрыв эмоций. Вопрос «зачем?» Анна задала много лет спустя.
м. Анна: – Он мне ответил: «Ты мне уже нравилась». Я говорю: «Не обманывай!». Вот так мы с ним шутим.
Константин, старший сын Балиных, с ранних лет впитал православный уклад семьи. Его детство прошло в Катайске Курганской области, рядом с Боровским монастырем Похвалы Пресвятой Богородицы. В то время настоятелем Свято-Никольского храма обители служил отец Николай Никулин. Его сыновья, которые в будущем тоже стали священниками, были лучшими друзьями юного Кости. И это было самое чудесное время.
иер. Константин: – Каждое воскресенье после службы папа уделял нам время. Мы ходили в лес, жгли костры, просто играли на улице – это время было нашим. Для меня это родное: можно сказать, что я вырос в церкви. Дети священников – мои родные друзья. Люди, которые ходят в храм, в которых сегодня тыкают пальцем, – это все мои близкие, все мои родные, все мои братья и сестры во Христе.
Когда пришла пора определяться в жизни, оба – Константин и Анна – уехали в Курган. Аня получила профессию парикмахера, потом окончила сельхозтехникум, заочно поступила в Курганский государственный университет. Работала, чтобы оплатить учебу. Константин тоже работал в Кургане и тоже учился заочно, в духовной семинарии. Поступать туда он решил после разговора с отцом.
иер. Константин: – Папа сказал тогда очень просто: «Знаешь, сын, это великая честь – служить Богу. Ты посмотри: из твоих одноклассников, однокурсников, из твоих друзей и близких, кого ты знаешь: священников никого нет – никого из них Господь не выбрал. А ты будешь служить Богу! Это великая милость, не отрекайся от этого».
В областном центре молодые люди изредка общались в компании общих друзей. Но однажды произошла встреча, которая все перевернула в душе Константина.
иер. Константин: – Я случайно проезжал остановку, увидел ее. Она стоит, замерзшая... Время было – глубокая осень, на улице холодно, а она буквально стояла в босоножках. Я подъехал, включил в машине печку. Она согрелась, пожаловалась на то, что надо ехать в город. И мне стало ее жалко. Сколько у меня было денег, я ей отдал, сказал: «Купи себе обувь». Она, конечно, так посмотрела… ей было неловко, но взяла. После, помню, купила себе зимние ботинки.
Сострадание активировало совершенно новое чувство. А когда еще и близкий друг сказал: «Так это же твоя невеста», – сомнений не осталось ни в чувстве, ни в их совместном будущем. Правда, Аня до сих пор считает, что ухаживать за ней Константин начал неожиданно.
м. Анна: – Стал цветы дарить, в кино приглашать, на службы брать меня везде с собой. Он заезжал за мной на машине... Потом гуляли мы с ним. Просто так чего ему звать меня гулять, если бы я ему неинтересна была? У него были разговоры, что он хочет семью, детей. И он сделал мне предложение. А я напугалась! Я не ожидала вообще-то, ведь мы с ним очень мало дружили (полгода, наверное). Я ему отказала. Он, конечно, очень огорчился, но надежду не потерял.
иер. Константин: – Поскольку мы люди верующие, наверное, просто Господь на нее указал: вот она, и все. И знаете, не было даже мысленного сомнения: да, это моя невеста, моя будущая жена, будущая мать моих детей и моя матушка.
м. Анна: – В Венчании мы же даем обещания перед Богом. Мне кажется, легче, на душе спокойнее, когда люди венчанные; все равно Боженька по-другому хранит нашу семью.
С небольшой разницей в семье появились на свет Захар и Лиза. Молодая мама, студентка-заочница, подумывала оставить университет, но муж и его родители были против. «Осилим, поможем, только не бросай учебу», – сказала тогда свекровь, матушка Мария.
м. Анна: – Помню, мы с маленькой Лизой ездили на сессию, жили где-то у знакомых. С ней было очень тяжело, конечно – она в июле родилась, а я в сентябре ездила на сессию, полтора-два месяца ей было.
Дочка родилась, когда молодые Балины были уже священнической семьей. Рукополагали отца Константина в Боровском монастыре, откуда в свое время и начался его духовный путь.
м. Анна: – Тогда было так трепетно! Помню, даже в какой-то момент поревела. Мне было его даже жалко, что ли, – не знаю, почему. Это тоже своего рода крест – нужно было на что-то наступить: у него же были какие-то увлечения. Все равно мы все – люди пока еще вольные (можно так сказать), а здесь уже по-другому в жизни.
И в ее внутреннем мире после рукоположения мужа многое изменилось. Как бы ни закрывала семья священника свою частную жизнь от людей, она все равно остается на виду – в селе, где все соседи как родня, тем более.
иер. Константин: – Ей было тяжело переломить себя, войти в церковную жизнь, поскольку она была человеком светским.
м. Анна: – Раньше я была горячая, а сейчас стала больше уповать на Бога: например, если детки заболели, значит, где-то в чем-то согрешили, что-то сделали неправильно – надо подумать, посмотреть, переосмыслить все. Представьте, вот я к кому-то приду и скажу о своих душевных переживаниях – меня же не каждый поймет, кто-то позлорадствует... И вообще, зачем выносить сор из избы – тем более про священника? Меньше знают – крепче спят. Поэтому приходится искать выход.
Матушка Анна выход ищет и находит. Ведь было бы лукавством сказать, что в священнических семьях жизнь течет как по маслу, и эмоции бывают, и несогласие, и конфликты. Но как эти семьи выходят из подобных ситуаций – вот что важно.
иер. Константин: – Какие бы ни были разногласия, они, думаю, не стоят ссор: все можно пережить, все Господь управит.
м. Анна: – Я иной раз с Богородицей разговариваю прямо как наяву: «Божия Матерь, помоги! Почему мне так? Почему я такая?». И начинаю... Знаете, во внутренней беседе такой все расставляется на свои места.
Причем во время внутренней беседы матушка может чуть более активно и эмоционально заниматься привычными вещами: мыть, стирать, наводить блеск в доме – молча, ведь только во внутренней тишине можно разобраться со своими вопросами.
м. Анна: – «Почему это случилось? Боженька (или Богородица, Николушка Чудотворец), помоги. Почему вот так?». Даже если мне не приходит ответ, хотя бы наступает душевное спокойствие: все равно помощь, какой-то эффект есть.
Заболели дети, трудности в общении на приходе (такое ведь тоже бывает сплошь и рядом) – и немедленное погружение в тишину и внутреннюю молитву. Сокрушение и жертвенность – это путь к душевному миру, своему и близких.
иер. Константин: – Я сам по себе шебутной – мне нужно что-то делать, строить (мы строящие священники), работать, не могу сидеть на месте, а она постоянно меня немного сдерживает. И, конечно, вдохновляет на многое: «Да не переживай, все уляжется... Тут люди лишнего сболтнули – все переживешь, все будет нормально, все Господь управит».
Строительство храма Архангела Михаила, настоятелем которого служит отец Константин, продвигается сложно. Вся семья Балиных, прихожане, строители пребывают в постоянной молитве и уповании на Божию помощь. Кроме этого, молодой священник окормляет еще 2 прихода. А дом, быт, трое детей – ответственность матушки Анны.
м. Анна: – Я редко, конечно, его не слушаю, но, бывает, не слушаю. Мне же тоже кажется, что могу правильно: я же тоже знаю, что правильно, что неправильно. Но все равно, когда священник говорит, нужно слушать.
Повседневные дела, заботы, общение, эмоции разных оттенков, полутонов... В единую линию жизни их объединяет тихая, глубокая радость каждодневной встречи с Христом, ради которой мы и идем по жизни.
иер. Константин: – В этом году был у старца Гавриила. Он интересно сказал: «Ты можешь говорить много красивых проповедей, но от них толку не будет. Живи благочестиво, и тогда люди к тебе пойдут».
м. Анна: – Я все время говорю: «Мы вас-то можем обмануть, а Бога не обманем – нам отвечать за наши грехи там. Здесь мы можем хоть что брать от жизни, а там-то – расплачиваться. И хватит ли нам наших добрых дел, чтобы расплатиться за все наши грехи?».
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.