Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1038) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Девятая заповедь Закона Божия

Протоиерей Алексий Ладыгин: Девятая заповедь Закона Божия

№45 (1038) / 1 декабря ‘19

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029)–№44 (1037) 2019

Мы говорили о 8-й заповеди Закона Божия – «не укради», о страданиях, которые человек приносит тем, у кого крадет. В наше время многие стандарты ушли, и человек ухищряется, применяя различные способы, больше иметь прибыли, нежели закладывать труда в ту работу, что он совершает.

Сегодня будем говорить о 9-й заповеди Закона Божия: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Всякая ложь отвратительна. Лжецом Священное Писание называет врага рода человеческого: он лжец, обманщик, он готов сделать всякую неправду, чтобы перемешать все доброе со злом, чтобы ничего доброго не осталось на земле – и каждый нарушающий эту заповедь Божию идет за лжецом, врагом рода человеческого. Всякая неправда, которая выходит из уст человеческих, отвратительна. Конечно, больше всего мы нарушаем эту заповедь, когда клевещем, то есть клевета – это неправда, которая может причинить человеку великое зло, может его выставить в дурном свете, и от него отвратятся многие люди. Когда хотят убрать человека, на него в первую очередь возводят клевету, и тогда у него бывают многие неприятности в жизни, и не каждый их может пережить.

Вы помните, наверное, жизнь преподобной Евфросинии Московской, когда она по завещанию стала соправительницей своему сыну Василию Дмитриевичу. Василий всегда помнил слова завещания своего отца святого благоверного князя Димитрия Донского: «Дети мои, во всем слушайте матери своей и без благословения ее ничего не творите». И Василий без благословения матери ничего не делал. На него пытались влиять бояре (вы знаете, что если человек занимает высокую должность, то всегда его будут окружать люди, которые влияют на него, а за влияние на первое лицо всегда идет борьба, и она бывает явной или тайной, но каждый хочет быть фаворитом). На Василия было невозможно влиять – он во всем слушался матери своей, она участвовала во всех делах, будучи мудрой, человеком духовным, и ей Господь очень многое открывал. За счет этого многое получалось, наше государство Российское укреплялось.

Но бояре посчитали нужным убрать такого влиятельного человека. Дума боярская не может влиять на Василия, а кто виноват? Они же самые умные, грамотные, богатые, влиятельные, а тут вдруг их влияние оканчивается – Евфросиния влияет на своего сына Василия. Тогда они оклеветали ее (ведь это самый лучший способ убрать человека – возвести на него клевету, оболгать его) – оболгали преподобную, сказали, что она проводит неблагочестивую жизнь, позоря детей, и дети поверили клевете – она заставляет в нее поверить даже самых близких людей. Это самое страшное.

А Евдокия, будущая преподобная Евфросиния, не стала оправдываться, когда дети призвали ее и сказали: мать, что же ты нас позоришь? Она просто сняла часть своих одежд, и они увидели под ее одеждой иссохшее тело, плоть, прилипшую к костям, хотя она была красна лицом, хорошо одевалась – как Великая княгиня, как царица Русского государства. Но при этом носила на себе вериги и власяницу. Когда они увидели, что вериги истирали тело матери до крови, они пали на колени и сказали: мы отомстим тем, кто разносит такую клевету. Но преподобная удержала их и сказала: до моей смерти никому не рассказывайте о моих подвигах.

Клевета бывает на всех людей, и многие пользуются этим, чтобы убрать тех, кто стоит на их пути, или тех, кто им не нравится. Поэтому Господь уподобляет таких людей врагу рода человеческого, и в Книге Притчей говорится: Свидѣтель лживъ безъ муки не будетъ: оклеветаяй же неправедно не убѣжитъ ея – лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Описывается в житии, как оклеветали одного епископа, ему пришлось убежать со своей кафедры. И когда он бежал, Господь наказал всех клеветников: кто от пожара, кто в воде погиб, а кого убили – обязательно клеветников ждет рано или поздно наказание за этот грех.

Конечно, против этой заповеди согрешают те, кто осуждает своих близких. Вообще, к греху осуждения относятся очень легкомысленно, и всегда относились легкомысленно, не почитая его за грех.

Осуждение – это суд прежде Суда Божия. Никто никогда никого не может судить, никто никогда не может поставить правильно оценки тому или иному человеку. Может это только Господь, ибо Он – Сердцеведец: Он все знает, видит, как живет человек, чем он живет, какие у него помыслы, какое он покаяние принес за свой грех. Судить может только Бог, и Он не дал никому никакого права судить. Он дал только судьям такое право, но почему Господь судьям дал право суда? Чтобы была правда на земле, хотя судья – не тот, кто ищет досконально правды, ведь правду найти очень тяжело (особенно в человеческих делах самому человеку), но судьям Бог дает власть лишь только защитить бедного и тех, кого обижают (богатого не надо защищать – он сам себя защитит). И священник, говорит Священное Писание, не даст себя в обиду, но судья как раз нужен, чтобы защищать бедных и тех, кто не имеет возможности защититься. А так судить мы никого не должны.

Осуждение – грех, который изгоняет благодать Божию из души. И можно за собой проследить: когда мы начинаем осуждать близких, в нашей душе рождается пустота и смятение, мы сами становимся недовольны собой, потому что осудили кого-то или согласились с теми, кто осуждал ближнего своего. Вообще, осуждение запрещено, особенно в церковной среде. В древности говорили так: лучше пять деревень спалить, нежели один раз священника осудить. Народ придумывал пословицы, поговорки, чтобы остановить грех осуждения, потому что он очень часто приводит к отвращению даже ко всему святому.

Но в нашей жизни принято осуждать, и осуждение звучит не только из наших уст, но и в СМИ. Постоянно мы осуждаем наше правительство, своих близких, соседей, тех, с кем живем на одной площадке или на одной улице, своих родителей, дедушек, бабушек, детей, начальников – везде происходит осуждение. Зайди в бедный дом – там осуждение, зайди в богатый дом – там осуждение, включи телевизор, радио – там осуждение, в интернете почитай, что пишут, что комментируют… Сплошное осуждение. Оно как бы становится нормой закона и преподносится как добродетель демократического общества. Не обманывайтесь: все это грех. Каждый человек, который хочет переступить порог храма (или переступил, или уже стал церковным человеком), всячески должен бегать осуждения.

Мы можем задать правомерный вопрос. Хорошо, нам нельзя осуждать поступки людей, которых мы не знаем, кто-то в осуждении что-то прибавляет, домысливает. А если мы точно знаем, что человек согрешил, неужели мы не можем о нем говорить, неужели не должны вынести ему суд, неужели не должны дать оценку его действиям? Но нам запрещено это делать, мы не имеем права до Суда Божия судить человека: даже если он сделал какую-то ошибку, никто из нас не знает обстоятельств того или иного греха, почему он это совершил, что его привело к этому или что способствовало тому, чтобы Господь показал этот грех. И так далее.

Мы должны больше работать над собой. Святые отцы говорят: познай себя – и хватит с тебя. Каждый должен заглянуть в первую очередь в свою душу, в свое сердце и познать собственные грехи, чтобы принести достойное покаяние. Это совершенно нормально, когда человек заботится о своем духовном состоянии, ведь Священное Писание говорит: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего – коль у нас бревно, мы должны в первую очередь заботиться о себе.

Как говорят святые отцы, представьте себе, что творится в вашей голове: если мы даем оценку другому человеку за его неправильный поступок, то давайте тогда обнажим свои помыслы, свои действия или свои тайные дела, о которых никто не знает и которые Господь до времени утаивает, – и каждый из нас найдет себя недостойным.

Однажды пригласили одного старца братья, чтобы осудить своего собрата за его явный грех. И тогда старец Моисей, говорится в патерике, насыпал огромный мешок песка, взвалил на свои плечи и пришел на суд к братии. Его спрашивают: «Отче, что ты делаешь? Зачем ты принес мешок песка?». – «Это, – говорит, – не песок, это мои бесчисленные грехи. Что мне делать с ними, братья? Вы пригласили меня, чтобы я осудил своего брата за один грех, но у меня целый мешок грехов». И тогда братья поняли назидание старца и разошлись, чтобы не осудить своего брата за тот грех, который стал явным. Так что мы никогда не должны заниматься пересудами и осуждать ближнего своего.

Об этом говорят много и святые отцы. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский, говорит: «Как моровой язвой зараженный повреждает того, кто с ним сообщается, так и клеветник повреждает того, кто слушает его клевету». Священное Писание говорит такие слова: «Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине; язык третий многих поколебал и изгонял их от народа к народу, и разорял укрепленные города и ниспровергал домы вельмож; язык третий изгнал доблестных жен и лишил их трудов их; внимающий ему не найдет покоя и не будет жить в тишине. Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка…» и «посему не судúте никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Люди, суровые в словах и обращении, бывают иногда с добрым сердцем. И наоборот, люди, кроткие по наружности, бывают злы. Что мы знаем о людях? Опять-таки, Священное Писание очень хорошо нам показывает, как Господь говорил о фарисеях, какой они наружный вид имели, все делали правильно, благообразно, и мы знаем тоже многих людей, которые крестятся на каждый храм, но творят совершенно иные дела. И мы знаем и таких, которые и вид вроде не имеют приличный, по наружности ничем не обладают, но обладают святостью.

Очень много таких случаев есть и в житиях святых. Например, святая Исидора жила в монастыре, никому ничего не говорила плохого, никого не осуждала, всем помогала, все, что ей говорили, делала. А сестры ее считали недалекой умом: она не ела пищу со всеми, а доедала ее за сестрами, пила воду, в которой мыли посуду (благо тогда моющих средств не было). Сестры не считались с ней – недалекая умом юродивая, что с ней общаться? А одному старцу было видение: вот в такой-то обители есть святая жена по имени Исидора… То есть Господь все видел и открыл ее сердце. Все думали, что она ненормальная, а оказалось, что она была Христа ради юродивая, ради Господа несла такой удивительный и замечательный подвиг.

А бывает наоборот: человек велик (старец тоже рассказывает об этом), его с почестями хоронят, но Господь не принимает, а умирает странник и нищий – его без почестей хоронят, но перед ним открываются двери Царствия Небесного. Нельзя по внешности судить, мы ничего не знаем о человеке, о его покаянии, его исправлении, о его слезах: когда мы даем оценку любому человеку, то совершаем великий грех. Надо поступать очень и очень рассудительно – ни в коем случае не говорить о людях плохо, не осуждать человека, даже если видишь, что он живет неправедной жизнью.

Был в одном монастыре юный монах, который жил невнимательной жизнью, – как шла, так и шла, с грехом, особо не радел о своем спасении. Но Господь его призывает к Себе, и он лежит на смертном одре, и лицо его озаряется улыбкой, и он наполняется таким светом, что братия начинает не понимать: ничего себе, мы постимся, молимся, подвиг несем, а этот жил праздной жизнью – и такое светлое лицо. И тогда они подошли к нему и спросили: «Брат, почему ты улыбаешься?». Он говорит: «Я видел ангела (ангела-хранителя, естественно), который пришел с большим списком моих грехов и говорит: “Что ты мне скажешь в оправдание этих грехов, которые сделал? Как же я твою душу поведу сейчас к Богу?”. И тогда я ему сказал, что я жил нерадиво, но никогда никого не осуждал. А Господь сказал: не судите, да не судимы будете. И тогда ангел порвал весь свиток грехов моих».

Есть грехи, которые совершаются против себя, по слабости воли, – в основном это грех объедения, пьянства, лености. А есть грехи, которые совершаются по злой воле, – воровство, грех осуждения, клеветы. Злобная воля человека передается от одного другому, как инфекционное заболевание, и все начинают заражаться этим. Какая-то плохая новость, кто-то, где-то, что-то… Смотрите, как быстро подхватывают все новостные ленты в компьютере плохую новость: ни одна редакция, ни одно издание не пропустят ее – ее тиражируют десятки, а порой даже и сотни различных информационных агентств. Клевета очень страшное заболевание. Избави мя от клеветы человеческия, – говорит псалмопевец Давид к Господу, – и сохраню заповеди Твоя. Мы должны быть очень внимательны – никакой лжи, никакой неправды не должны произносить про близких своих. Всякая ложь отвратительна пред Лицем Божиим.

Об этом явно говорит нам Священное Писание. И, конечно, мы с вами должны помнить, как бороться с этим пороком. Ведь с ним надо бороться, иначе он будет набирать силы, и впоследствии тот, кто привык говорить неправду, лгать, начинает сочинять, кто-то начинает верить, и разрушаются целые дома и семьи. Мы знаем, что сейчас к этому греху прибегает даже наша молодежь: понравился девочке юноша, а у этого юноши уже есть своя девочка, значит – надо их разлучить, надо ее оклеветать. И это везде и всюду. Где-то, чтобы что-то получить, надо сказать неправду, ложь… Это огромнейший порок, который есть в нашей жизни, и с ним надо бороться с раннего возраста, воспитывая детей в православной вере, тогда они будут воспитываться со страхом Божиим, будут относиться бережно к каждому слову. Именно Господь призывает нас относиться бережно к каждому слову. За каждое, даже праздное, слово будет даваться ответ перед Господом, а за ложное слово тем более каждый из нас будет отдавать отчет перед Ним. Поэтому противостояние этому греху должно быть. Священное Писание говорит: Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей...

Хотите дни благие? Хотите Божие благословение иметь? Никогда не говорите ничего ложного. Всею душою мы должны любить истину и правду и всеми силами к ним стремиться. Необходимо помнить, что через ложь мы наносим самые тяжкие обиды и страдания нашим ближним. Что об этом говорит Священное Писание? «Написал это не для того, чтобы тáк было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою», – говорит апостол Павел. Как потом смотреть в глаза людям, если мы и осуждаем, и клевещем, и лжем, и даем самосуд, и оценку ближним своим? Конечно, здесь Священное Писание говорит не только о том, что тяжело перенести это, но и уподобляет, как говорит апостол Иоанн Богослов, лжеца дьяволу, отцу лжи. Он начальник лжи. Если Господь Начальник правды и всякого блага, благости, радости и благодати, то дьявол – лжец. Кто лжет, тот уподобляется врагу рода человеческого.

Нужно помнить нам всем, что мы должны молиться, чтобы Господь нас избавил от всякой неправды. Эти молитвы есть, и они все знакомы нам, это и молитва Великого поста «Господи, Владыко живота…», где говорится, чтобы Господь отнял от нас дух праздности и празднословия. Конечно, мы должны молиться и просить словами псалмопевца Давида: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих – просить Бога сохранить нас от всякой неправды, лжи, клеветы, осуждения, стремления дать оценки тому или иному поступку наших близких. Это главная задача, но нужно помнить, что этот грех бездумно совершается в многословии, поэтому наши предки говорили так: слово – серебро, а молчание – золото. Надо себя готовить к благоразумному молчанию, чтобы не произносить слов хульных, клеветных и ложных.

Удивительная 9-я заповедь Закона Божия. Далее последует последняя (10-я) заповедь Закона Божия, в которой Господь будет нас призывать, чтобы мы довольствовались тем, что имеем – не желали ни жены ближнего своего, ни вола, ни скота, ни автомобиля, ни мобильного телефона (в применении к сему дню), ни другого имущества наших близких. Поэтому, дорогие братья и сестры, всех вас приглашаю на следующую беседу, а сегодня мы прощаемся с вами; храни вас Господь.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс