Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1036) → Протоиерей Андрей Канев: Гневаться нам разрешено против греха, своих страстей и лукавого

Протоиерей Андрей Канев: Гневаться нам разрешено против греха, своих страстей и лукавого

№43 (1036) / 11 ноября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №42 (1035) 2019

В прошлой беседе мы начали разбирать очень интересное письмо одной нашей сестры, касающееся гнева. Сегодня продолжим эту тему – сестра подготовилась, чтобы задать вопросы, и благодаря ей мы можем порассуждать про страсть гнева. Прошлую беседу мы закончили на вопросе: «Всякий ли гнев – грех?».

Кто-то из святых отцов, толкователей Священного Писания, пишет, что бывает гнев святой. Сестра приводит пример из жития святителя Николая Чудотворца – по преданию, святитель Николай Чудотворец использовал такой аргумент для доказательства истины – ударил Ария, когда тот богохульничал. «И люди лишили его сана, хотя Господь одобрил его поступок. В Евангелии есть пример, когда Господь Иисус Христос гневается и не только внутренне, но и внешне проявляет гнев – например, воззрев на них с гневом». Или, вспомните, Господь изгоняет продающих в храме – сестра привела цитату: Он «нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» – понятно, что Господь сделал это с праведным гневом. Сестра прислала цитату: «Кирилл Александрийский толкует это так: “Справедливо негодует Спаситель о неразумении иудеев, ибо божественный храм не подобает делать домом торговли, но домом молитвы, как и написано в Священном Писании. И не в одних только словах являет свой гнев, но ударами и бичом изгоняет из священных оград, применив к ним подобающее к рабам наказание, ибо они имели не принять Сына, освобождающего через веру”».

По поводу чего Господь проявил гнев? Современную Церковь часто укоряют, что у нас есть торговля в храмах – внешне идет торговый процесс: свечки, иконочки, книжки и т.д., и говорят, что все это нельзя. Иерусалимский храм тоже занимался торговлей. Господь не на всякую торговлю гневается, а на ту, которая начинает мешать молитве.

Давайте разберем ситуацию, чтобы вам было понятно, против чего гневается Спаситель. Он выгнал продающих, также овец и волов. Помните, когда Господь Рождается в Вифлееме, ангелы являются пастухам, которые пасли стадо? Это было не простое стадо – оно было храмовое. Для чего в храме разводили овец? Не потому, что интересно заниматься сельским хозяйством, фермерством, коммерцией – это было обусловлено тем, что не все люди, желавшие поучаствовать в обрядах, имели все необходимое.

Если вы почитаете Ветхий Завет, то увидите, что Господь заповедует приносить жертвы: человек сделал грех, и в очищение от этого греха нужно было принести ту или иную жертву, и в благодарении нужно было принести жертву. Жертвы приносились в виде заклания – ритуального убийства животного, с молитвой, специальным обрядом в специальном месте специальными людьми – священниками.

А что делать тем, у кого нет своих животных? Например, кузнец: у него нет овцы, но он очень хочет принести в жертву овцу. Что нужно делать? Где-то искать. А где ее найдешь, ведь для обряда нужна специальная овца, непорочная, без изъянов... Таких животных храмовые сотрудники готовили: был специальный скотный двор, и человек, желающий принести в жертву овцу, козла, тельца, должен был купить животное и через весь Иерусалим привести его к храму. Ветхозаветные священнослужители брали животное, совершали ритуал и потом отдавали часть этого животного человеку для освятительной трапезы. (Можете почитать Ветхий Завет, там все очень подробно описано.)

Мы все ленивые люди, мы же – любители комфорта. И находились люди, которые шли на скотный двор – может быть, кто-то свою овцу приводил, а если не было овцы, шел на скотный двор, покупал непорочное, без изъянов, животное и, согласно обряду, вел его через Иерусалим.

Кто был в Иерусалиме, помнит, что в Старом городе очень узкие улицы, постоянно забитые людьми, особенно в дни праздников, так что провести животное – это целая история. И находились ленивые люди, которые говорили: «А можно купить поближе?». Спрос рождает предложение, появляются деятели, которые начинают храмовое помещение превращать в скотный двор… Если мы почитаем о Иерусалимском храме, то узнаем, что он состоял из нескольких частей: были Святая святых, куда заходит священник раз в год, само молитвенное помещение – и еще одно помещение, где молились люди, которые только-только приходили к ветхозаветной вере из язычников.

И как раз в том самом помещении, где люди могли слышать издалека молитву, чтение Священного Писания, они находились среди вот этого скотного двора. Люди, которые хотели узнать истинную веру, могли это сделать только там и поклониться Богу только там. И в какую обстановку они попадали? Кто был на скотном дворе или на ферме, понимают, что это: шум, блеянье овец, мычание коров, споры людей – Восток же, торговля. Получается, человек попадает не в обстановку научения вере, а на базар. Соответственно, он огорчается, уходит, соблазняется и остается вне спасительной веры.

Иерусалимский храм на тот момент был серьезной экономической самостоятельной единицей – там печатали деньги. Ведь римляне захватили Иудею, а на римских деньгах печатался профиль императора, что было запрещено традициями Ветхого Завета – тем более, это считалось языческим изображением: эти деньги были скверные – их нельзя было приносить как пожертвование в храм. Нашлись люди, которые печатали свои церковные деньги. Нечистые римские деньги нужно было поменять на чистые: как в банках сейчас обмен валюты, такой же обмен был восточный – покупатели требуют скидки, продавцы этого не хотят, стоит шум, и среди него несчастные люди, которые не принадлежат по крови к иудеям, а только приходят к истинной вере – и не могут ничего услышать.

И вот Господь берет веревку, делает бич и всех оттуда выгоняет: они мешают людям прийти к вере, к спасению, к Богу. Праведный это гнев? Праведный. Но можем ли мы это сейчас применить к ребенку, который капризничает у нас на глазах? Не очень подходит история.

Господь абсолютно прав. Когда люди, зараженные толстовством, начинают говорить о христианстве, что это религия размазни, нужно им это Евангельское чтение показать: вот каков наш Господь – Он ревностный, если что, и бич может взять и вразумлять нас всех, если мы пойдем не туда. Праведный гнев проявляется против греха. Сестра пишет: «Я поняла в этом моменте Евангелия, что Господь тоже гневается». Да, Он тоже гневается, но гневом святым, которого у нас нет.

Давайте повторим основу основ. У нас гнев, безусловно, есть, но у нас гнев – как страсть: мы гневаемся не против греха, а против грешника – против тех, кто досаждает нам, нарушает наш комфорт. А когда гневаемся против греха, это совсем другое состояние – оно не разрушительное.

Представьте мамочку, которая в супермаркете орет на своего ребенка – он желает что-то купить, капризничает, а она не хочет – орет на него и лупит. В этом случае – праведный гнев? Она потом себя как чувствует? Или как мы себя чувствуем, когда в семьях ругаемся, кричим друг на друга, когда спускаем всех собак на своих близких? Мы чувствуем себя опустошенными, отравленными, мерзко и гадко. Почему? Потому, что мы сделали грех.

А праведный гнев не такой – да, он сильный и может веревкой заехать тебе по спине, если ты неправильно поступаешь, но он не разрушителен. Сестра пишет: «В Евангельских примерах сложно понять, возможно ли брать такой пример?». Нам не нужно так делать – нам не надо его применять, ибо мы с вами не умеем так рассудить, чтобы этой веревкой огреть грех, а не человека. Мы часто против человека начинаем гневаться.

«А другие толкователи пишут, что на брата нельзя гневаться, – только на сатану и свои пороки», – пишет сестра. Вот это правильный совет. Если человек говорит о нас плохое, делает нам что-то неприятное, давайте посмотрим, что произошло, с духовной точки зрения: сатана взбаламутил его страсти, чтобы он напал на нас. И в этом случае кто источник греха, нашего дискомфорта: человек или лукавый, который использовал его слабости, немощь, невнимательность, неверие, чтобы он стал палкой, которая нас колотит? (Есть святоотеческий пример: собака, которой кинешь палку, зубами цепляется за палку, а не за того, кто кинул в нее палку. Так и мы на уровне яростного животного кусаем человека, а не осуждаем лукавого, который его на нас натравил.) Так что правильно толкователи пишут, что надо гневаться не на брата, а на свои пороки и вообще на грех, и чтобы не гневаться, надо трудиться годы: терпеливо и спокойно трудиться над собой, чтобы учиться не осуждать, учиться понимать, кто ты и кто ближний – если ты сам инвалид духовный, если сам еле живой, то другой – точно такой же человек.

Страсти у нас такие сильные, что мы всегда себя оправдаем, а мы этого не должны делать. Гневаться нам разрешено против греха, против своих страстей и против лукавого. Дозволяется только рассудительным людям, занимающим важный пост духовного руководителя, иногда проявить гнев, чтобы вразумить человека, но и то гнев должен быть сопряжен с любовью. Даже приходится родителям говорить, что надо проявлять гнев, но и наказывать тоже надо с любовью – не так, что сорвался, психуешь... Наказывать надо, когда ты внутренне не гневаешься – тогда и наказание будет не разрушительным, это будет действительно наказание проступка, а не человека, и человек может вразумиться и измениться. Но если мы этого делать не умеем, то и не надо никого учить и вразумлять.

Сестра (это замечательно, хочется похвалить ее за внимательность), чтобы мы поняли, что она не только изучает толкования, пишет нам примеры, когда она впадает в грех. Давайте посмотрим, праведный это гнев или нет.

«Вот несколько примеров проявления возмущения и негодования из моей жизни. Первое. Мама настойчиво допытывалась, из-за чего я расстроена и плачу. Мне не хотелось в тот момент ей рассказывать, и я сначала молчала, а она продолжала, и потом уже у меня началось раздражение, и после раздражения я вообще не была настроена общаться, тогда она поняла и ушла».

Что это за история? Давайте посмотрим. Человек был в состоянии печали, и в этом случае гнев ее – против мамы, которая по любви своей не поняла, из-за чего дочь печалится, хотя материнское сердце подсказало ей спросить, что случилось (собственно, любой человек здесь скажет: «А что случилось?»). А дочка сама понять не может, из-за чего она расстроена и плачет: она впала в печаль по какой-то непонятной причине, и ей нужно разобраться, что произошло, почему она расстроена и плачет, и проявление любви мамы она начала обращать против нее – начала гневаться на маму, а когда мама поняла, что ее любимый ребенок готов ее укусить, она ушла…

В этом случае это праведный гнев или нет? Я думаю, нет: человек плачет всего лишь от проявления ущемленного самолюбия. Почему люди плачут? Часто плачут от печали. А почему проявляется печаль? Что-то происходит не по-нашему или кто-то ущемил наше самолюбие – и человек плачет. Или плачет от саможаления (это тоже проявления ущемленного самолюбия), ему себя жалко, он такой несчастный, Бог дает не то, что хочется. Мы огорчены, и вот кто-то пришел нам посочувствовать, и мы тут же на него выливаем накопившийся гнев. В этом случае, конечно, это греховное проявление.

Второе проявление: «Было чувство раздражения, когда мама что-то пыталась мне дать: платочек с собой или просила причесаться». Видимо, мы имеем дело с юной девушкой, о которой мама пытается заботиться. Бывает так, что у некоторых родителей любовь очень навязчивая, но это же любовь – они как могут проявляют ее к нам. Поэтому вести себя как подросток, который сам себя понять не может, взрослому человеку не стоит.

Вы знаете, мы так кратко живем на земле, так быстро взрослеем, так быстро все меняется, что наивные проявления любви мамы, наверное, надо все-таки воспринимать просто как заботу, как любовь, а не как попытку попасть в наше личное пространство и нарушить наш внутренний мир. И, конечно, это раздражение, когда мы свою маму пытаемся бить по рукам, если она говорит нам: «Причешись».

У вас когда-нибудь будет свой ребенок, и вы тоже наверняка будете заботиться о нем. Все это не злонамеренно – мама же не хочет вам зла, только добра, просто ей так захотелось вам посоветовать. На такую заботу надо постараться ответить шуткой, может быть, послушаться (ничего в этом сложного нет, причесаться лишний раз юной девушке не помешает) или взять свой платочек и сказать: «Да, мама, спасибо, я уже взяла». Это же не трудно, это ведь не повод для якобы праведного гнева. Понятно, что это бывает очень навязчиво, но все истории с душевным проявлением чувств могут быть и уроками тренировки для нас, когда нужно будет настроиться и спокойно терпеть проявления любви, порой очень удушающей, когда родители не анализируют, что их ребенок уже взрослый, и не отпускают его жить где-то на стороне и, если они живут вместе, все-таки дать ребенку пространство и свободу решать самому, причесаться или нет, выбрать одежду, платочек...

Не все родители на это способны, поэтому стоит все-таки потренироваться использовать проявления такой заботы со стороны мамы как способ для тренировки своего терпения.

Третье. «Чувствовала сильное возмущение, когда приходской священник на мой недоуменный вопрос о вере, о духовной жизни говорил вместо существенного ответа: “Почему ты у меня спрашиваешь? Спроси у отца Николая, есть «Батюшка онлайн» ”. И на это у меня было внутреннее возмущение с мыслями: „Ну а вы-то зачем здесь? Или пойти в Патриархию пожаловаться? Зачем нужен такой священник?”».

Интересно. Понимаете, духовное воспитание в приходах не такое, как вам хочется. Вы умница, отличница, скорее всего, а с отличниками очень сложно не потому, что они много знают (а священник не знает), а потому, что из вашего письма понятно, что вы привыкли все делать своим умом, рассчитывать на свои рассуждения. У таких умниц постоянно рождаются вопросы. Приходской священник, наверняка хорошо вас зная, прекрасно понимает: что толку отвечать, она все равно это не услышит... Поэтому, может быть, посылает вас к другому священнику – не потому, что ему лень, а потому, что бывает так, что человек не слушает, а что толку говорить, если не слушает…

Представьте себя на месте учителя, который пришел в класс с темой, которая ему очень дорога, а все сидят в своих телефонах и его не слушают. Бесполезно что-то говорить… Часто бывает так в приходской жизни, и у меня бывает. Раз ответишь, два ответишь, три ответишь, а у человека вопросы, как у ребенка-почемучки. Ему ответишь: «Потому» – он и успокоился.

Сестра, вы очень современный человек. Вместо того чтобы смириться и попробовать понять обстановку, вы думаете пожаловаться в Патриархию – и запустить процесс жалоб на священника, который не выполнил ваш каприз. Он же пастырь, он имеет право и не ответить – по многим причинам священник может не ответить: не потому, что он ленивый или необразованный, а, возможно, сейчас у него нет ответа – ему нужно время или пойти помолиться, или прожить этот вопрос, или пойти посмотреть в книге, или почитать Евангелие. Мы же не служба моментальной доставки ответов, мы тоже люди, и не все вопросы бывают однозначные.

А вот желание пойти пожаловаться – очень современное (мы все знаем о своих правах). Но это нехорошо – вообще жаловаться нехорошо, я считаю. У нас есть механизм решения вопросов: если у вас действительно есть претензия к священнику, вы должны прийти к нему лично и выразить эту претензию. Если грехи священника таковы, что они публичны, еще свидетеля взять, с ним поговорить. Если уже не получится, тогда докладывать Священноначалию, и то не в Патриархию.

В епархии есть Правящий архиерей, который обладает всеми полномочиями решать вопрос у себя в епархии. А когда мы начинаем жаловаться на духовенство сразу в Патриархию, то это, конечно, нарушение христианских канонических церковных норм. Если действительно есть серьезные проблемы (не такие, что ваши капризы не выполняли), нужно обращаться к Правящему архиерею. Но это совершенно не тот случай – ни к священнику не надо идти что-то высказывать, ни (тем более!) жаловаться в Патриархию. Это неправильно.

Четвертое. «Стали возмущать грехи людей: звонарь не так звонит, певчий не так поет, тот не так делает». Это как раз и есть признак того, что мы гордые, поэтому нам надо снова вспомнить, кто мы такие, где живем, в какой обстановке: что вокруг нас грешники (такие же, как и мы), которые могут ошибаться – и ошибаются (так же, как и мы) много раз на дню. В случаях проявления гнева, о которых вы говорите (что, казалось бы, Устав не соблюдается, поэтому я буду гневаться на того, кто его не соблюдает), получается, что буква у нас дороже, чем человек. У нас много чего не соблюдается, но это же не повод ходить и всем стучать палкой по голове!

Завершим беседу о гневе. Эти примеры на самом деле показывают, что мы пока читаем толкования, но Евангелие еще не поняли. Помните историю, когда Господь шел в Иерусалим с апостолами Иаковом и Иоанном? Самаряне увидели, что это еврейские паломники, и не приняли их, тогда «ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа». Сожаление о грешнике, кротость – как раз Евангельские качества, а попытки оправдать свой гнев какими-то богословскими обоснованиями совершенно неправильны.

Поэтому, дорогая сестра, желаю вам бороться, желаю вам терпения и желаю дальше в своей жизни воплощать нашу веру в виде борьбы со страстями, внимания к проявлениям своей гордости, сокрушения. У вас еще все впереди. Помоги вам Господь.

Дорогие братья и сестры, давайте поблагодарим нашу сестру за такое замечательное письмо, которое позволило нам сделать уже две передачи. Спасибо, сестра, что вы не просто теоретически задали вопрос, а еще показали примеры, позволившие нам увидеть, что любые проявления гнева в нашей жизни греховны. Еще, дорогие братья и сестры, я прошу: если будут желание и какие-то вопросы, пожелания, пишите на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Инна Золотовская
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс