Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1031) → Протоиерей Евгений Попиченко: Духовник – важнейший человек в жизни христианина

Протоиерей Евгений Попиченко: Духовник – важнейший человек в жизни христианина

№38 (1031) / 2 октября ‘19

Благая часть

Недавно была очередная встреча сестер, которые несут послушание в больнице – в Службе милосердия есть несколько веточек, которые в разном направлении растут и выполняют разные послушания. Есть больничные сестры, периодически мы с ними встречаемся, чтобы пообщаться. Сестры подготовили вопросы, и некоторыми из них хочется с вами поделиться.

«Какая у духовника цель? Зачем ему духовные чада? Какие отношения должны быть между чадом и духовником?».

Каждый священник, который доходит до этого служения, выполняет определенное призвание. «Не вы меня призвали, а Я вас»: Господь выбирает пастырей из миллионов и миллионов людей, юношей, мужчин, которые могут понести это тяжелейшее послушание. Выбирает по ведомым Ему принципам. Некоторые из них Господь открыл, например, когда призывал апостолов. Он искал в их сердцах определенное качество. Помните, когда Филипп позвал Нафанаила, Господь увидел его и говорит: «Се воистину израильтянин, в немже льсти несть» – вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Если сделать срез качества внутреннего устроения духовенства, это достаточно простодушные, открытые люди, в основной своей массе без лукавства, без двойного дна. Бывают, конечно, всякие человеческие немощи, но со священниками приходилось общаться: в большинстве случаев в них же льсти несть. И далее Господь говорит: «Я сделаю вас ловцами человеков». Священник – это ловец человеков. В нем в потенциале заложены определенные характеристики – сочувствие, сострадание, внимательность, готовность услышать, служить, отвергнуться себя. Не все, может, в полной мере развивается, но в потенциале заложено. Апостол Павел говорил: «Горе мне, если я не благовествую». Для священника горе, если он не несет пастырского служения. Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец – он идет и ищет овечек, особенно если они потерялись. Пастырь собирает стадо, это его внутренний призыв, призвание.

Зачем нужны духовные чада? Это внутреннее извещение. Человеку сложно в житейской буре выплыть на корабле, если не будет кормчего. Пастырь – кормчий: он держится за кормило, за руль, ведет корабль в гавань Царства Небесного. Духовник – важнейший человек в жизни христианина: если у человека нет духовника, то он, как сказал один пастырь, управляется дураком, который есть он сам. Просто и со вкусом.

Чаду нужен духовник, человек, с которым можно посоветоваться, который без лицеприятия скажет волю Божью: духовник нужен, чтобы узнавать волю Божью (сапожник, чтобы чинить сапоги, сантехник, чтобы чинить трубы, а священник, духовник – чтобы Господь через него открывал волю Божию). Конечно, к нему не нужно, как к риэлтору, приходить с вопросом, продавать квартиру или не продавать. Человек должен проработать определенный вопрос и прийти посоветоваться – получить взгляд с точки зрения Священного Писания, истории Церкви, Евангелия, духовной жизни, правильно ли он принял решение, правильный ли курс выбрал.

Чтобы не было лицеприятия, очень важны чистые отношения. Человеческие – хорошо, но не путать берега: со священником нельзя быть в панибратских отношениях, нельзя, чтобы была душевность, привязанность, которая мешает трезвости – сложно, когда возникают взаимные обязательства. Иногда дружба накладывает отпечаток на трезвость – тебе нужно получить добрый совет, а у человека возникает человекоугодие: а вдруг человек обидится, а вдруг расстроится? Нужно быть очень аккуратным.

Хорошо, когда с батюшкой есть близкие отношения. Желательно, чтобы с семьей священника были взаимоотношения. Чтобы и матушка была в этом общении: матушка может много дать, даже если священник не посоветует. Особенно женщина женщине, часто вопросы возникают в этой сфере: как себя вести с мужем, с детьми. Матушка много мудрости в себе несет и может помочь. Но спутанные берега, спутанные отношения мешают почувствовать волю Божию: возникает налет душевности. Этого нужно избегать, стараться, чтобы священник всегда оставался уважаемым, всегда должна быть определенная дистанция, всегда на «вы», без лишних сближений. Тогда он будет незамутненным стеклышком, через которое будет проходить свет Христов.

«Как стяжать устойчивый внутренний мир?».

Вопрос очень непростой, и важно ставить перед собой реальные задачи. Однажды примерно так же спросил у схиархимандрита Никона из Псково-Печерского монастыря. Он голову к небу поднял: «Смотри, вот небо над головой. Когда-то оно безоблачно, когда-то облака, когда-то тучи, когда-то ураган. Так и сердце человека. Все время пребывать в состоянии мира и покоя в земной жизни невозможно». Когда нам споют «со святыми упокой», тогда и обретем покой, как говорил Амвросий Оптинский. Примерно так и надо понимать.

Конечно, нужно стремиться к миру – к нему призвал нас Господь. Для этого есть определенные средства. В первую очередь мирным сердце бывает от спокойной совести. Совесть – наш спутник, соперник, с которым мы должны примириться, находясь в пути, который все время нам подсказывает правильный путь. Христианин должен жить, настраиваясь на голос совести: его слышать, исполнять, не противоречить ему. Сотрудничество с совестью – это путь к миру.

Конечно, обязательно нужно просить Бога о смирении: мир сердца – смирное, смиренное состояние.

Когда мы будем просить, что будет происходить? Господь не сделает нам трансплантацию сердца – не возьмет доброе у Железного Дровосека и не вставит в нашу грудную клетку. Нет, Господь будет нас тренировать – ставить перед нами задачи, упражнения в виде рассерженного начальника, кондуктора с дурным настроением, хамоватого продавца, и всякий раз это будет тренировка нашего внутреннего состояния: готовы мы сражаться за мир в своем сердце или будем вестись на своих страстях, на гордости, гневе, раздражении?

Смирение – вожделенный плод, когда человек его обретает. Преподобный Серафим понес подвиг – тысяча дней и ночей на камне. Это тоже был подвиг: смирить свою плоть, самость, свое хотенье. Мы даже представить себе не можем, какие у него внутри «вихри враждебные» возникали, а он их гасил упованием на Бога, молитвой и следованием принятому решению.

Конечно, хорошо, когда рядом есть человек, который обрел мирность сердца и кротость: с преподобным преподобен будешь. И если есть духовник или собрат, близкий по духу, с которым можно просто быть в общении и «заквашиваться» атмосферой мирного сердца, это – перспектива. Мы все время идем по пути обретения мирного сердца, но мир у кого-то придет, может, ближе к переходу в вечность. Я думаю, он зависит от силы подвига: чем ревностнее подвиг стяжания мирного духа, духа смирения, тем больше времени человек до перехода может пожить с мирным сердцем. Если мы живем расслабленно, но желаем обрести мир в сердце…

Помогай нам всем Господь.

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс