Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1031) → Все самое важное и нужное для души доступно нам в любое время

Все самое важное и нужное для души доступно нам в любое время

№38 (1031) / 2 октября ‘19

Размышление

Однажды языческие философы, насмехаясь над Православной верой и Церковью, спросили у одного монаха-подвижника: «Что дала тебе твоя вера?», тот посмотрел на них и сказал: «Если бы я не был христианином, вы бы получили по заслугам, когда меня оскорбляли, а я промолчал, потому что моя вера дала мне терпение, а у вас благодаря моей вере головы остались целыми».

Время для исправления жизни

Иногда слышишь такие слова: время Великого поста открывает возможность задуматься о смысле жизни. Или проще: Исповедь дает возможность начать жизнь с чистого листа. Ну и другие, подобные им. Слушаешь и задумываешься, что кто-то до этого нас этих возможностей лишал. Может, Бог? Или Церковь? А может, строгий начальник на работе? «Ты, – говорит, – смотри, чтобы не было там мыслей о смысле жизни и всяком духовном, а то мы тебе сразу выговор и премии лишим, если что». И ты бегаешь с утра до вечера по делам и думаешь, как бы тебе ненароком во что-нибудь такое духовное не вляпаться. Но правда в том, что все самое важное и нужное для души доступно нам в любое время. Хочешь исправлять свою жизнь – исправляй, хочешь каяться – кайся, хочешь жить по заповедям Божиим – живи: каждый день и каждая минута открывают нам двери для покаяния. Возможности исправить свою жизнь рассыпаны повсюду горстями круглогодично, под ногами на пути лежат и похрустывают, когда ты бездумно бежишь и на них, не глядя, наступаешь.

Ты думаешь: «Вот сейчас дел у меня столько, что буквально с ног валюсь, когда уж тут душой заниматься? Вот пост придет – тогда возьмусь за себя». Но наступает пост, а дел почему-то меньше не становится; может, их даже и больше, и от вчерашней решимости изменить свою жизнь и воспользоваться открывшимся постом возможностями позаботиться о душе не осталось и следа. Ты думал, что во время поста будешь не как обычно скороговоркой молитвы читать наспех, а с чувством, с разумом, с сердечным вниманием, и на службы в храм будешь ходить не ворон считать, а каяться и молиться. Но вот пост наступил, а решимости изменить свою жизнь по заповедям Божиим как не было, так и нет. Откуда ей взяться, решимости, – ее ангелы не принесут и Господь в душу тебе не вдохнет. Это твое собственное осознанное решение что-то сделать не когда-нибудь, а здесь и сейчас – не когда возможность появится, а в эту самую минуту, не потому, что условия будут благоприятные, а потому, что по-другому больше не можешь. А вместо этого ты стоишь и думаешь: «Да ладно, потом будут еще возможности взяться за себя, еще успею, потом наверстаю»... А потом вдруг раз – и умер.

Как преумножить веру

Святитель Филарет Московский как-то сказал: от веры зависит не только жизнь одного человека, но и счастье, и благосостояние целых народов. Благосостояние – то есть «стояние во благе». А что для человека благо? Жизнь с Богом. Для этого на самом деле не нужны какие-то особые, невиданные подвиги – нужно просто жить по вере, начинать день с молитвы и ею же заканчивать, вечером вместо телевизора найти время, чтобы почитать ребенку главу из «Закона Божия» или любой другой православной книги, найти время и навестить больного друга в больнице или помочь соседу по дому, простить родственников, старую обиду. Это кажется простым, но когда мы поступаем по Христовой любви, то храним и реально преумножаем нашу веру в этом мире. Когда люди видят нас по-настоящему добрыми, искренними, неравнодушными, сострадательными и участливыми – это лучшее свидетельство нашей веры, ее истинности, которую никакими словами не заменишь.

Как говорил святой праведный Алексий Мечёв, будьте друг для друга солнышками, чтобы по нам могли сказать, что это православные люди – не по тому, что у них платки черные, длинные юбки или длинные бороды, а по тому, что они доброжелательны, правдивы, искренны, целомудренны, милосердны и сострадательны. Вот в чем Православие.

Когда вчерашний пьяница покаялся и благодаря вере бросил пить, он свидетельствует о своей вере. Когда блудник, придя в церковь, становится целомудренным, он говорит о своей вере. Когда человек раньше жил только в свое удовольствие, а теперь помогает другим, – это его свидетельство о Христе. Когда некогда гордый и заносчивый, придя к вере, может быть, первый раз от души говорит другому «прости», – он говорит о Православии. Однажды языческие философы, насмехаясь над Православной верой и Церковью, спросили у одного монаха-подвижника: «Что дала тебе твоя вера?», тот посмотрел на них и сказал: «Если бы я не был христианином, вы бы получили по заслугам, когда меня оскорбляли, а я промолчал, потому что моя вера дала мне терпение, а у вас благодаря моей вере головы остались целыми».

О прощении

Как-то раз, говоря о прощении, митрополит Сурожский Антоний высказал такую мысль, что прощение – это власть одного человека над другим. Это власть наших ближних над нами и наша власть над ними – не административная, не семейная, не какая-нибудь внешняя определенная власть, а власть, данная Самим Богом каждому из нас простить или не простить. Ведь прощение нельзя потребовать – его можно только попросить. И просим мы у Него прощения, как милости к нам. И когда у нас просят прощения, мы должны понимать, что человек в это время зависит от нас и перед нами беззащитен. Это накладывает на нас ответственность за него. Любая власть – искушение, и такая тоже, но искушение этой властью над беззащитным ближним особенно важно выдержать.

Можно ли просить прощения у человека, если относишься к нему плохо – есть же люди на свете, к которым мы отрицательно относимся и которые в наших глазах этого заслуживают? Просить у такого человека прощения кажется совершенно невозможным. Если мы просим у него прощения, значит, признаем его как минимум не худшим, чем мы сами. Как трудно бывает на это решиться – перешагнуть через свое недоброе отношение, которое нам кажется справедливым. Ни терпение, ни кротость, ни смирение, ни великодушие, ни даже любовь без прощения невозможны, и духовная жизнь тоже невозможна. Как говорит Евангелие, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-vremya-dlya-ispravleniya-zhizni;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-kak-priumnozhit-veru:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-proschenii

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс