Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Сегодня мне бы хотелось поговорить о таком грехе, очень страшной страсти на самом деле, как зависть. Вначале я приведу Библейские примеры. Святые отцы говорят, что дьявол позавидовал человеку. Дьявол – это падший с Неба ангел, который возгордился против своего Творца, Бога, был низвергнут на вечное мучение и стал страшным существом. И вот Господь творит человека, которому дает образ Свой, дает огромные-огромные возможности – жить вечно. И дьявол возревновал. Дьявол – источник всякого зла, а тут у него появилась конкретная зависть к человеку, к первым людям – Адаму и Еве. В Еве он тоже вызвал зависть, когда сказал о том, что, когда вкусишь от Древа познания добра и зла, то вы будете, как боги, а сейчас Господь вас ограничил. И у нее появилась зависть, влечение: а почему же нас Бог ограничил? Я хочу познать добро и зло. И это первое проявление страшной страсти, этого греха, который произошел в раю.
Второе проявление страшное, через которое совершилось убийство, – это когда появились первые дети, Каин и Авель, и Каин возревновал и стал завидовать Авелю, так как Бог принял жертву, когда дым стал подниматься от плодов, принесенных на жертвенник Богу Авелем, а когда Каин приносил в жертву плоды своих трудов, дым стал стелиться по земле, не пошел вверх к Богу. Это совершенно странное определение – признание Божие и непризнание. Если по-человечески, то мог же быть ветер или что-то еще, но Каин однозначно посчитал, что Он не принял его дара, а принял дар Авеля. Он стал завидовать Авелю и убил брата своего. Совершилось второе преступление. Если первое – это нарушение заповеди Бога в раю Евой, а потом Адамом, изгнание из рая в связи с этим, то второе преступление – убийство человеком человека впервые. А все зависть!
Вот как пишет об этом Иоанн Златоуст: «Завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду. Завистливый же никогда не станет другом. Притом, первый ведет открыто борьбу (т.е. враждующий), а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».
Можно привести огромное количество примеров в связи с этим, и примеры чисто жизненные. Скажем, два человека претендуют на одно и то же место в своем карьерном росте, и место досталось одному из них, а второй может нормально к этому отнестись. Но если его гложет зависть, если он подвержен этой страсти, то он будет все больше и больше ненавидеть того, кто получил это место, считая его своим. Но ведь вы же были на равных позициях, с равным образованием, с равным стажем работы. Почему ты считаешь это место своим? Более того, говорят святые отцы, даже добившись замечательного нового места, такой человек всю жизнь будет ненавидеть другого за то, что именно он «его» место получил. Вот такая страшная зависть переворачивает сознание человека.
Более того, можно сказать, что человек завидующий совершенно не знает обстоятельств, в которых происходит одно, другое или третье. Кто-то завидует красивому дому, кто-то завидует красивой машине замечательной и говорит, что эти люди получили все незаслуженно. Хотя, если бы он сам это получил, он бы сказал: я получил заслуженно – я работаю очень много, или я удачливый человек, я выиграл в лотерею, или – у меня богатые родители или, скажем, обстоятельства особые. Доллар вдруг упал или поднялся, и я в этот момент сумел заработать деньги мгновенно и купить этот автомобиль. Вот он бы стал моим, и в таком случае мне все позволено. А когда другой имеет такой автомобиль, особенно это касается людей очень богатых, даже такое отношение к священникам может быть, завистливый говорит: «Они не имеют права иметь такой автомобиль. Я имею – да, но не могу, хоть и работаю всю жизнь. Почему же они имеют такую возможность?».
Более того, зависть, как говорит Иоанн Златоуст, никогда не прекращается, если ее огромным усилием воли не прекратить. Она постоянно гложет. Не зря психологи считают, что зависимый человек – злобный человек, он какой-то сморщившийся, с поджатыми губами, так сказать, очень худой, его гложет зависть-злодейка. Сколько зависть уничтожила народов, семейств, когда из-за имущественного спора распадалась огромная семья, родственники становились врагами друг другу… Это сплошь и рядом. Стоит статистику посмотреть только судов по разделу имущества, или в жизни послушать одних, других или третьих. И становится страшно: какая ужасная страсть – зависть.
Как же бороться с этой страстью – завистью? Вопрос очень непростой. Слова святых отцов, сказанные и мной в том числе, могут показаться несколько наивными, но Церковь призывает к этому. Церковь призывает как можно больше видеть в себе плохого. Когда ты видишь в себе больше плохого, ты будешь больше видеть хорошего в другом человеке. Это правило очень полезное для усмирения гордости в себе. А как гордость смирить свою? Только когда в себе будешь видеть много плохого, тогда ты начнешь уважать другого человека больше, не гордиться перед ним,ты перестанешь хвастать своими мнимыми добродетелями, талантами. Это первое. Второе духовное средство – радоваться радостями ближнего своего. Конечно, кто-то скажет: как я могу радоваться, когда он, негодяй, это получил незаконным путем, когда он украл. Ну, радуйся ты его радостями, и тебя не будет глодать зависть, не будешь мучиться от этого, пусть даже действительно он не украл, а заработал то, что он имеет. И это гораздо лучше.
Вот что пишет Василий Великий по этому поводу: «Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым, ибо и это бывает поводом к зависти, то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрения чем-либо мирским, ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие». То есть, желаешь славы (в хорошем смысле этого слова) – добейся славы добродетелью своей. Будь благочестив, целомудрен, благоразумен. Конечно, это тоже не совсем правильно с духовной точки зрения – некая горделивая нотка присутствует здесь, но, в то же время, это вполне тебя может спасти от зависти. Я призвал бы всех радоваться радостями ближнего своего, довольствоваться тем, что мы сегодня имеем. Помню, в свое время, я носил одежду старших братьев своих, мне папа так и не купил мопед, который я очень просил у него, я ездил на покос, когда мама была в больнице, доил коров, но нисколько этим не был огорчен. А ведь мы жили достаточно бедно – на 70 рублей папы в семье, где было семеро детей (седьмой скончался маленький, а шестеро жили). Так и сейчас я не переживаю и не завидую, когда я вижу людей более успешных, более богатых, – Бог им судья. Гораздо спокойнее с этим жить (я не про себя, а в целом). Советую всем, кто слышит меня сейчас,слышит, Церковь, – а Церковь об этом говорит каждый день и каждый час: жить будет более спокойно, и сможешь в этом спокойствии заработать себе то, что будет вполне достаточно для твоего земного и вечного бытия.
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.