Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1031) → Протоиерей Вадим Буренин: Страх животный и страх Божий

Протоиерей Вадим Буренин: Страх животный и страх Божий

№38 (1031) / 2 октября ‘19

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшнего обсуждения – «Страх животный и страх Божий». Наверное, нет ни одного человека, который не знаком со страхом. Может быть, совсем маленькие дети его еще не испытывали, но человек, проживший хотя бы какое-то время, испытывал в жизни страх, который нас приводит в такое состояние, когда мы понимаем, что, в принципе, недалеко ушли от животных (этот страх недаром называется животным).

Мы боимся смерти, болезней, неудач, боимся за своих близких, боимся войны – много чего боимся. Но при этом есть еще понятие «страх Господень», который многими воспринимается как страх перед неким Божеством, Которое будет наказывать, за каждый неправильный поступок может меня привести в такое состояние духа, когда мне будет очень плохо. Поэтому давайте будем разбираться во всех видах страха: и страха животного, и страха Господня. Что такое животный страх? И может ли он быть нам полезен?

– Прежде всего я хотел бы сказать о том, что я из верующей православной семьи; меня воспитывали именно в Православной вере. И первая мысль, которая у меня появилась, была с таким осознанием: я должен для себя понять, что значит для меня слово «Бог», Кто это? И с утробы матери мне прививался этот страх Божий, который для меня по сей день остается особенным внутренним состоянием, когда и своими помыслами, и словами, и делами, и поступками я стараюсь никоим образом не оскорбить Бога. Не сделать что-то такое, что было бы неприемлемо в глазах Божиих, что было бы мерзостью пред Богом.

Я жил так с детства в православной семье, члены нашей семьи всегда посещали православный храм. Меня крестили здесь, в нашем дорогом и близком городе Санкт-Петербурге, в Преображенском соборе, и вся семья его посещала и молилась там. После школы я приходил и читал Священное Писание. И когда доходил до тех строк, которые были связаны именно с пониманием того, что я должен жить так, чтобы эта жизнь была достойной, я стремился в своей жизни это осуществлять, рассказывая всем слово Божие и стараясь жить так, как учит Священное Писание.

Мне не приходилось сталкиваться в жизни с такими моментами, чтобы у меня был какой-то животный страх. Посещая лес, я не встречался с медведями, которые бы на меня набрасывались. То есть не было такой ситуации, чтобы у меня появился какой-то животный страх, боязнь за свою собственную жизнь. Ходя перед лицом Божиим, я всегда ощущал и ощущаю, что для меня жизнь – это подготовка к вечности. И когда я читал слова апостола Павла, что он хочет разрешиться и быть со Христом, я, еще будучи молодым человеком, воспринимал эти слова для себя буквально: что, живя во славу Божию, я готов в любой миг расстаться со своей земной жизнью и стать наследником вечной жизни. С этим, собственно говоря, живу и по сей день. Сколько Господь мне отмерил, столько и проживу.

Но жизнь тех или иных людей, когда они испытывали какие-то серьезные страхи, мне известна. И люди неоднократно рассказывали, что они испытывали действительно животный страх в определенных обстоятельствах и боялись расстаться с этой жизнью, потерять ее.

В нашем церковном доме на Каменном острове проходила дискуссия, посвященная созданию Санкт-Петербургской диаконической онкологической службы, там присутствовали и священнослужители, и представители общественности, и больные. И все говорили о том, что есть на сегодняшний день много людей, которые ощущают определенное состояние, когда они в отчаянии, когда они не видят своей дальнейшей жизни на земле, потому что эта жизнь для них в ближайшее время, очевидно, закончится. И вот это страшное, тяжелое состояние мы пытаемся помочь людям преодолеть, когда у них такой животный страх перед лицом смерти. Потому что для многих людей, к сожалению, которые выросли не в православной христианской семье, а в советский период времени, нет никаких определенных представлений, которые помогали бы им преодолевать это тяжелое состояние.

В храме Божием мы пытаемся людям помочь преодолеть это чувство животного страха, но для этого человек тоже должен пойти навстречу Богу. И все начинается с молитвы. Потому что если человек начинает молиться, он начинает общаться с Богом, и здесь уже Господь непосредственно помогает человеку преобразить его жизнь, подготовить его к жизни вечной. И тогда человек уже может осознанно жить, зная, что его жизнь в руках Божиих.

Но, к сожалению, на сегодняшний день мы видим, что многие, испытывая такое состояние животного страха, не приходят к Богу и так и погибают в этом тяжелом духовном состоянии. И вообще сегодня в средствах массовой информации очень много рассказывается о том, как происходят какие-то страшные события, и многих это все пугает.

Вы затронули очень важный аспект страха. Я имею в виду следующее. Когда мы говорим о страхе Господнем, наверняка придем к тому, что прежде всего мы в своей любви к Господу как к своему Отцу боимся Его оскорбить. Мы хорошо это знаем, мы об этом читаем. Но при этом вся наша жизнь в миру наполнена вечным напоминанием о том, что мы живем сейчас, в этот момент, и нужно наслаждаться этой жизнью так, чтобы не думать о смерти, о болезнях.

Если у тебя что-нибудь болит, выпей таблетку. И много рекламы, которая говорит о том, что есть лекарство и от этой болезни, и от той. Более того, даже если у вас какое-нибудь очень тяжелое заболевание, врачи там-то и там-то изобрели лекарство, которое лечит даже онкологические заболевания. В принципе, этим наполнена наша сегодняшняя жизнь, таким образом воспитывая в нас даже не страх животный, а страх жить не так хорошо, как живут другие. Насколько это сейчас важная тема в жизни современного человека и каким образом Церковь может бороться с этим?

– Прежде всего, конечно, любой человек, приходящий в церковь, ведет уже церковный образ жизни, он начинает молиться, участвует в богослужениях, беседует с батюшкой, общается с тем кругом людей, которые находятся в этой общине. Его жизнь уже наполняется смыслом, он не чувствует одиночества в жизни. Говоря об онкобольных, мы знаем о том, что многие чувствуют одиночество, потому что рядом нет никого, кому бы они могли об этом рассказать, и многие боятся об этом говорить. «Что угодно, только не онкология. Об этом мы слышать не хотим, говорить об этом не хотим – страшно». И испытывая это одиночество, люди, не имея страха Божия, не имея никакой мотивации к дальнейшей жизни, чтобы она была с Богом, гибнут.

В церкви же человек имеет возможность преобразиться, прожить свою жизнь достойно столько, сколько Господь ему определил. И у нас на приходе было немало таких случаев, когда люди воцерковлялись, зная, что у них последняя стадия рака, что им придется жить не очень долго. Но были такие случаи, когда жили долго даже с последней стадией рака. Сейчас у нас есть одна достаточно молодая женщина, которая с четвертой стадией рака живет уже немало лет, и Господь ей дает преображаться. Она стремится вести духовный образ жизни.

То есть люди, попадающие в лоно церкви, преображаются духовно, у них появляется страх Господень, и то тяжелое состояние отчаяния, одиночества, которое было, какой-то животный страх, перед этой неизвестностью смерти у них пропадает. У людей появляется, как правило, вкус к жизни, но не к абы какой жизни, а именно к жизни с Богом, во Христе. Их жизнь наполняется смыслом, но таких людей, конечно, не очень много.

Я мог бы спросить, что нужно делать для того, чтобы таких людей стало много?

– Мне кажется, на сегодняшний день наше духовенство делает все возможное: батюшки служат в храмах, приходят в медицинские лечебные учреждения. В нашем городе практически нет медицинских лечебных учреждений, куда бы не приходили священники. В этом отношении духовенство исполняет полностью указание Священного Писания, что если кто-то болеет, нужно призвать пресвитера церкви. Церковные пресвитеры приходят и помогают людям, и проводят духовные беседы, и молятся за людей, и причащают их. То есть духовенство совершает все возможное в данном случае.

От людей тоже много зависит, насколько человек проявит желание преобразить свою жизнь. Потому что немало таких случаев, когда человек говорит: «Нет, я ничего не хочу, я не хочу бороться за свою жизнь, мне страшно, что будет тяжелая операция, я не хочу ее, я вообще ничего больше не хочу, умру и умру». К сожалению, такие случаи не являются редкими, когда люди отказываются от операции, отказываются от всего и очень быстро умирают.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я понимаю животный страх так, что это дано нам свыше как защита организма. То есть человек испугался – он убегает или прячется. Если бы у него не было животного страха, у нас была бы масса трупов, мы ни от чего не спасались бы. Это первое. А вопрос у меня в другом. Именно о страхе смерти. Даже если человек верующий, воцерковленный, в современном мире никто, даже зная, что здесь жизнь временная, не торопится в Царство Небесное, хотя на словах все верующие хорошо говорят. Даже у Есенина есть такие стихи:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь,
живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

Вот так почему-то получается».

– Господь говорит нам о том, что даже все волосы на нашей голове сочтены. Я вспоминаю известнейшее произведение Булгакова «Мастер и Маргарита», беседу на Патриарших прудах (практически все знают эту историю). И там есть хорошо известные всем слова, что кирпич ни на кого просто так не падает. Не происходят никакие события с человеком просто так. Поэтому если человек имеет настоящий страх Господень, он не боится отдать жизнь свою за других людей. И у нас в истории человечества масса примеров, когда христиане отдавали свою жизнь за жизнь других людей. У них не было никакого животного страха, но у них был страх Господень.

Можно вспомнить Севастийских мучеников.

– Да, у них была крепкая, твердая вера. И мы помним о том, что один из тех воинов, в обязанности которого входило осуществлять охрану этих мучеников, в какой-то момент, видя их твердость, стойкость, видя, что они готовы с этой жизнью расстаться, потому что верят во Христа, решил, что он будет с ними. У него не было никакого животного страха.

Это очень хороший пример, когда один из Севастийских мучеников не выдержал холода этого озера и убежал в баню, а на его место встал этот охранник. И получается, что тот убежал в животном страхе, а этот встал на его место, испытывая страх Господень.

– Мы должны всегда помнить: несмотря на то, что у нас есть рефлексы, как и у всех животных, в нас еще должен пребывать и дух Божий. И мы, как существа, которые имеют в себе и дух Божий, и душу, и тело, должны помнить о том, что мы призваны к вечности. И в перспективе этой вечности любой животный страх не должен иметь место. Но когда мы не чувствуем дыхания Божия рядом с нами, тогда мы пытаемся, как Адам и Ева в раю, скрыться от Бога. Священное Писание рассказывает нам об этой удивительной истории в раю, когда первые люди Адам и Ева попытались скрыться от Бога.

Вопрос телезрителя из Москвы: «У меня такой вывод: Бог любит всех нас. Лучше говорить о страхе Божием или о любви Божией?»

– Святитель Кирилл Александрийский говорит, что страх – начало любви. Человек, который имеет страх Божий, не боится Бога, он боится оскорбить Бога и впасть в различные грехи. И мы помним слова апостола и евангелиста любви Иоанна Богослова о том, что в совершенной любви нет никакого страха, совершенная любовь изгоняет страх. Но для того чтобы в нас была эта любовь, мы должны прикладывать определенные усилия, она не может появиться из ниоткуда. Здесь необходимо, чтобы мы прикладывали усилия, прося Бога о помощи. И тогда Господь действительно нам помогает, и вместе с Богом, благодатью Божией мы преображаемся, в нас появляется настоящий подлинный страх Господень, с которым мы уже дальше имеем надежду на вечную жизнь.

Я прошу Вас прокомментировать знаменитое выражение: «Иных увещевайте страхом». То есть иных необходимо увещевать страхом, чтобы они пришли к Господу? Скажите, неужели в нашем грешном мире есть только один способ увещевать людей – через какие-то неприятности?

– Действительно, нередко бывают случаи, когда люди – исходя из страха смерти – начинают свою жизнь преображать. Например, когда человеку, страдающему от алкоголизма, говорят, что если будут такие-то обстоятельства, он умрет, человек начинает задумываться о своей жизни.

Кстати, отец Иоанн Кронштадтский, проводя духовные беседы, давал человеку срок и говорил о том, что если он не преобразится, если не улучшит свою жизнь с помощью Божией, то в этом греховном состоянии погибнет; и срок у него небольшой. И много было таких случаев, когда люди преображались: они преображали свою жизнь, и ближние им в этом помогали. Очень важно, чтобы вокруг тоже были люди, готовые прийти на помощь, которые являются богобоязненными и своим примером могут помогать другим людям иметь жизнь с Богом, иметь этот подлинный страх Господень.

Если мы говорим о богобоязненности, то можем вспомнить несколько моментов, в том числе из Ветхого Завета. Если люди совершали страшный грех и знали, что за это они будут умерщвлены, они бежали к скинии, то есть бежали туда, чтобы спастись. Но и это их не спасало. Может ли настать такой момент, когда обращаться к Господу может быть уже поздно?

– Нет, обратиться к Богу никогда не поздно. Любой человек может, как разбойник на кресте, обратиться к Богу – и Господь ему скажет: «Сегодня же будешь со Мною в раю». То есть в любой миг жизни Господь придет к человеку и поможет ему сделать все необходимое для того, чтобы человек оказался достойным Царства Небесного.

А когда, наоборот, у нас нет веры, что Господь любвеобильный и действительно наш Небесный Отец, то это тяжелое состояние, в котором, к сожалению, пребывали и пребывают многие люди. На сегодняшний день таких людей очень много. Более того, мы констатируем с сожалением, что немало людей было и в царской России, и сейчас, которые заканчивали свою жизнь самоубийством. Пребывая в этом тяжелом состоянии, они не находили никакого другого выхода, и это отчаяние доводило их до самоубийства.

В храм иногда люди приходят в поисках какой-то помощи, надеясь на то, что церковь будет таким лекарством, такой таблеточкой, которая им поможет в решении стоящих перед ними проблем. И не получая здесь и сейчас этой таблетки, которая бы моментально избавила их от проблемы, они не находят ничего лучше, как уйти в мир иной в этом тяжелом духовном состоянии.

А кто-то становится и откровенным врагом Божиим, врагом Церкви, идет навстречу силам зла и в этом состоянии пребывает. Мы знаем, что такие люди на сегодняшний день так откровенно и говорят, что они враги Церкви, они глумятся над Церковью и не стесняются этого, но постоянно себя позиционируют именно врагами Церкви.

Тут, конечно, можно вспомнить и слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих ваше тело, но бойтесь того, кто может ввергнуть вас в геенну огненную». И я понимаю, что нам бы очень хотелось не бояться смерти физической. Но можем ли мы постоянной молитвой, в том числе Иисусовой, приобрести в себе качество, которое в конце концов приведет нас к вере, а не к суеверию?

– Безусловно, если человек ведет духовный образ жизни, если у него есть духовный руководитель, то такой человек, получая благодать Божию, имеет надежду, что до своего последнего вздоха он будет Господа славословить. Но бывают и обратные моменты.

Я вспоминаю известное произведение Нилуса (у нас вообще было и есть много интересных произведений). Например, историю со старцем Львом Оптинским, когда он посетил одну из обителей и поговорил с тем, кто пребывал в монастыре уже значительный период времени, почитался своим у братии. После этой беседы с братом во Христе старец сказал: «Наблюдайте за ним, как бы чего плохого с ним не произошло». Он уезжает из монастыря, потом его догоняют и говорят, что этот брат покончил жизнь самоубийством.

Нам очень необходимо духовное разумение, духовное руководство. Мы не должны впасть в своей повседневной жизни в ту или иную прелесть. Для этого нам очень нужно иметь духовное трезвение, иметь такую жизнь с Богом, которая была бы пред лицом всех в полном смысле этого слова жизнью христианской, жизнью, которая источает из себя любовь, потому что Бог есть любовь. И если человек являет свою любовь к Богу, молится Господу, посещает храм и молится там, оказывает внимание своим ближним, заботится о них, имеет крепкую веру и по этой вере соответствующие дела, такой человек является человеком Божиим. Человеком, который, имея в себе страх Господень, сам спасается и своей жизнью может помочь спасению других людей.

Поэтому, возлюбленные братья и сестры, я вас призываю к тому, чтобы вы вели духовный образ жизни. Господь нам сказал: «Не бойся, малое стадо». Нас, верующих православных христиан, которые не на словах, а на деле являются такими, было и есть не очень много, но именно таким людям Господь сказал: «Вы соль земли. Если соль потеряет силу, зачем она тогда нужна?» Я призываю вас: духа Божиего в себе не угашайте и пророчества не уничижите, живите с Богом. И храни вас всех Господь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс