Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №36 (1029) 2019
Дорогие братья и сестры, сегодня мы разберем письмо одного брата, который после нашего совместного разбора статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» начал обдумывать, что такое «отречение от мира». Раньше он этого не понимал, но, слава Богу, с помощью святителя Игнатия мы разобрались.
Брат пишет: «Довольно длительное время я читаю святоотеческую литературу. Полностью принимаю Православную веру. Пытаюсь бороться со страстями, но у меня ничего не получается. Вернее, получается, но не по своей воле». Смотрите, как интересно: мы видим человека, который длительное время изучает святоотеческую литературу, знает основы веры и имеет какие-то основные навыки борьбы со страстями, но осознает, что у него ничего особо не получается, а если и получается, то «не по своей воле». Давайте разберемся.
«Сам пытался бросить курить длительное время, но ничего не получалось. Затем, как будто насытившись этим пороком, я безболезненно просто прекратил курить; как будто и не курил. Блудил – точно так же прекратил. И еще много пороков после Исповеди исчезло, но не знаю, исчезли ли они навсегда».
Перед нами обычный современный человек с достаточно распространенным набором грехов. Явно, что в Церковь он пришел взрослым, уже с опытом и греховными навыками. Но, несмотря на то, что брат изучил основы веры и изучает святоотеческие творения, он, на мой взгляд, делает ошибку. Какую?
Борьба со страстями – это не борьба двух борцов, когда мы выходим на ринг, татами и боремся с противником, применяя какие-то приемы. В чем основа борьбы со страстями? В том, что человек их видит, раскаивается, предпринимает попытки борьбы с ними. Но результат зависит не от человека, результат зависит от Христа. Чем более искренние попытки борьбы и раскаяния видит Господь, тем быстрее Он помогает человеку. А бывает, что та или иная страсть остается непобежденной, ибо человек должен подольше тренироваться в борьбе с ней или вообще всю жизнь с ней работать.
В человеке бывают наборы страстей. Еще раз напомню, что они одинаковые у всех нас; просто какие-то страсти больше, какие-то меньше. С чем-то мы рождаемся (уже со склонностью к грехам), если у нас, например, в роду была такая склонность: мы как-то духовно получаем от родителей ту или иную склонность к грехам, и она становится частью нашего характера (с этим вообще придется бороться всю жизнь). Бывают грехи приобретенные, когда мы их приобрели в течение жизни, – и с ними можно бороться. Это тоже не так просто, особенно если это греховные навыки, долгие по времени: не получится в одночасье побороть какую-то очень долгую страсть. Но Господь, видя старания человека, помогает – Он делает, а не сам человек («напыжился, напрягся и победил»): Господь помогает!
И тут брат не видит двух вещей. Первое – что это Бог помогает. Он ведь пишет, что эти страсти у него прекратились после Исповеди. Исповедь – это же не просто «поговорил со священником»: часто мы делаем такую ошибку, когда приходим на Исповедь и начинаем со священником разговаривать (и беседуем, и посмеемся). Но мы должны, не поворачиваясь к священнику, обратить внимание на икону Спасителя – встать лицом к иконе (может быть, все-таки склониться перед ней), как положено грешнику, который пришел к Богу просить прощения, и назвать свои грехи.
Не надо превращать Исповедь в беседу или какой-то веселый разговор со священником: это таинство – священнодействие, в котором таинственно при вере человека, его желании, подготовке, в присутствии в качестве свидетеля православного священника происходит удивительнейшее чудо. Мы привыкли, что чудо – это, например, болел и выздоровел, а реальное, настоящее чудо, совершающееся в Церкви ежечасно, – это покаяние, когда человек, искренне обращаясь к Богу с покаянием в своих грехах, получает прощение. Но это не просто теоретическая «галочка», что «тебе прощено»: это должно выражаться в жизни.
И мы видим, что брат (можем так предположить, ведь это письмо, а не живое общение) действительно искренне каялся, маялся от этих грехов, замучился. Покаялся – и получил не только прощение, но и облегчение в действии этой страсти, что, собственно, Исповедь и делает: это же таинство – действие благодати Святого Духа на душу человека, освобождение от этих страшных грехов. И вот человек покаялся.
В чем ошибка брата? «Как будто насытившись этим пороком» – вот это вообще неправильно, брат. Я, конечно, понимаю, что вы читаете святоотеческую литературу и веру знаете – но, судя по всему, что-то, может быть, не понимаете. Никогда не будет так, чтобы человек насытился пороком. Это свойство страстей: у них никогда нет какого-то дна, страсть никогда не может быть насыщаема. Она насыщается на какое-то время, потом отступает, потом снова нападает: отступила – и снова напала, требует большего. Никогда не бывает, чтобы человек насытился – и страсть сама отмерла. (Бывают такие однолетние растения: посадил семечко – вырос цветок, отцвел, осень настала – и умер… Со страстями так не бывает – они больше похожи, например, на льва, который требует себе пищи: ему кинул кусок, он сожрал этот кусок, то есть утолил какую-то страсть (например, покурил или поблудил – в нашем случае на примере этого письма), но становится еще мощнее, еще более рыкает и требует себе пищи. Ты еще ему кинул – он стал еще мощнее, еще наглее требует).
У Никодима Святогорца в произведениях есть выражение «мраволев», то есть муравей-лев (необычное сочетание). Такого животного, конечно, нет – это образ: сначала страсть как муравей, а потом, когда ты ее раскормишь, она становится львом. А льва удержать уже очень сложно, и этот лев насыщается на время, но никогда не удовлетворен.
Любая страсть требует, требует... Требует частоты выполнения, глубины погружения в грех, больше повреждает человека в зависимости от времени выполнения этого греха. И человек мучается: никогда не бывает так, чтобы порок насытил (что насытился человек). Это как чревоугодник: сел за стол, объелся и говорит: «Фу, я объелся!», еле выполз из-за стола, пыхтит, но через несколько часов он снова голоден. Так же и со страстями: они никогда не насыщаются.
Брат, вы здесь неправильно ставите акцент. Если вас избавляют от действия страсти, то тут первое – Божия помощь вам, и это надо ценить как дар. Вот вы пишете: «Не знаю только, навсегда ли это». Да не навсегда! Если вы будете невнимательны, если будете дар Божий оценивать как действие насытившихся бесов (страстей), то Господь отступит легко, если мы так неблагодарны. Он, конечно, видит нашу немощь ума, не обижается на нас, что мы порой делаем и говорим такие глупости (то есть оцениваем Его дар «плюс» как «минус»), поэтому и не оставляет нас по Своей милости. Но мы должны понимать: если действие страсти после Исповеди уменьшилось, это для нас шанс!
Этот лев в нашей душе не умер, но «похудел» – меньше требует пока. А если ты будешь думать, что это милый котенок, будешь гладить его и давать ему «молочка», этот мраволев (муравей-лев) снова превратится во льва. Если делать ошибки, эта страсть снова вернется – тогда мы становимся неблагодарными поросятами, которым Бог дал возможность жить по-человечески, но мы снова идем к луже, лежим в болоте и мучаемся.
Итак, брат: страсти не насыщаются (не имеют такого свойства – когда-то насытиться) и не отмирают сами по себе. Второе: если после Исповеди уменьшается действие страстей, значит, это – помощь Божия, которую надо ценить.
Идем дальше: «Много страстей осталось – и никак уходить не хотят. В частности, пристрастие к алкоголю». Здесь мы можем посмотреть с другой стороны, брат. Страсти – это не просто какие-то случайные действия, это наши мысли, чувства, поступки: целая система, очень четко работающая, четко отлаженная в душе человека. Мы ее не знаем – но это не означает, что она не действует. Например, если мы не знаем про вирусы, бактерии, микробы, это не означает, что они у нас отсутствуют или на нас не действуют. Так же и страсти. Они четко связаны между собой.
Можно посмотреть книгу Феофана Затворника «Страсти и борьба с ними», в честь которой мы назвали нашу передачу. Современные авторы, которые исследовали труды святителя Феофана, составили таблицы взаимодействия страстей – это очень интересно. Я хочу обратить ваше внимание на эту книгу и посмотреть взаимосвязь страстей: как они проявляются в течение дня, как связаны между собой – это же не умозрительная теория, это практика; это можно проверить на себе. Страсти очень тесно связаны друг с другом, и силы страсти могут передаваться одна другой – это тоже не надо забывать. Например, часто встречается такая история, когда человек очень сильно пил, уходил в запои – и близкие говорили: «Давай закодируем его» (а Церковь к кодированию относится отрицательно). Человек закодировался на год, на три, еще на какой-то срок и не пьет, – но если бы мы поспрашивали знакомых, у которых их близкие люди закодировались, то услышали бы такое: «Он стал злым, гневным, стал тираном», «он начинает требовать с близких каждую копейку и становится жадным», «становится дурным и себя не контролирует», «начинает блудить, искать себе подруг на стороне» – и жена говорит: «Лучше бы ты пил».
Отчего это происходит? Напомню классический пример (наверняка я его раньше приводил, но еще раз повторюсь). Представьте горный ручей, на пути которого мы неожиданно ставим высокую плотину. Что будет за плотиной? Вода, казалось бы, уйдет – ручья здесь нет. А что будет до нее? Там вода, соответственно, будет копиться – это же горный ручей, он не иссяк... Так же получается со страстью: с помощью кодирования удается как бы поставить ей заслон, но энергия, сила страсти куда делась? Она есть, ведь сердце не изменили – только поставили плотину. Мы можем представить в жизни, куда пойдет эта вода? Накопившись, она или снесет эту плотину и мощным потоком пойдет топить все оставшееся русло (так бывает с закодированными людьми – у них заканчивается срок, они срываются и пьют гораздо больше и приносят своим близким гораздо больше мучений и вреда), или (другой вариант), добравшись до плотины, найдет себе новое русло и начнет со всей энергией и силой устремляться туда. Это пример, как у закодированного человека сила одной страсти начинает перетекать в другую и подпитывать ее – поэтому закодированные люди и становятся (можно такое услышать) часто злыми, блудливыми, гневными, гордыми: одна страсть напитала другую – и та стала еще мощнее.
Так вот, непонятно, почему, но, возможно, брат страсти подпитывает, – но так, что сам этого, может быть, не знает, не понимает. У него осталось пристрастие к алкоголю. К какой страсти это относится? Казалось бы, алкоголь – к чревоугодию, да не совсем. Алкоголь с чревоугодием, безусловно, связан, но основа этой страсти – уныние. Раньше он курил, была такая зацепка, зависимость – Господь ее помог прекратить, но человек, неправильно оценивая Божии дары, все равно продолжает напитывать эту страсть, и чем больше он ее напитывает, тем больше она начинает усиливаться в других проявлениях – например, в виде употребления алкоголя: «Оно стало проявляться достаточно часто. Единственное, от чего оно исчезает на время, это от призывания на помощь Господа Иисуса Христа».
Ну вот, брат, поздравляю: вы для себя открыли важную истину – вы на практике увидели то, с чем сталкивались раньше. Это так и есть – Бог же живой! Он действует сейчас, а не теоретически, где-то там. Действует сейчас, каждую секунду – и на ваше обращение сейчас, на призывание Его на помощь Он откликается.
Смотрите, что нужно сделать, брат: пристрастие к алкоголю нужно рассмотреть как смертельно опасное явление и начать душить его прямо в зачатке – если вы это не сделаете, все прошлые грехи и страсти, которые вам Бог простил и действие которых уменьшил Своей Божественной силой, снова вернутся. Надо быть очень внимательным. Что такое алкоголь? Это же не просто действие, не очень комфортное для окружающих. Человек выпил – отравился. Отравился – у него тормоза в мозгах снялись. Страсть уныния подпитал – уже бороться не может. Понимаете? «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд» – общеизвестная фраза апостола Павла. Тормоза снялись – борьба прекратилась: Дух Святой отогнали от себя и остались без оружия перед врагами. Они придут – такого нам «навешают», что мы потом долго будем это вспоминать. А почему так получается? Мы что-то позволили себе: мне можно – я устал, а вот радость, а вот печаль...
Извините меня: мы на войне или на курорте? На духовной войне мы находимся – тут убивают, руки-ноги отрывает... Я, конечно, образно говорю о действии страсти. Раз вы основы веры знаете, значит, должны понимать, что на земле мы находимся на поле боя, в области страданий, «в колонии строгого режима» (это выражение грубоватое, но справедливое, я считаю), и сейчас не время расслабляться.
Так вот, враги напали – вы в это время начали призывать Господа и увидели, что на время страсть исчезает. Правильно! Придет время, лукавый снова будет проверять вас – снова будет нападать. «Но потом снова появляется, втирается в доверие, и я позволяю себе выпить»: вот она – страсть уныния. Она умаляет духовную бодрость в человеке, и он начинает: «А мне можно». А с чего? Чем ты отличаешься от других? Ничем: обычный грешник, которому есть в чем каяться. Поэтому, чтобы это все не вернулось, не позволяем себе расслабляться.
Дальше брат пишет: «Еще заметил, что как только я начинаю готовиться бороться со страстями (а я пытаюсь основательно это делать – в частности читать творения святителя Игнатия, Никодима Святогорца), страсти просыпаются во мне с новой силой – и я сдаю позиции. У меня сложилось впечатление, что с ними надо бороться по-партизански. По крайней мере, вначале и в моем случае».
Друг мой, вы ничем не отличаетесь от всех нас – других христиан, и тем более от святых отцов, которые прошли путь борьбы со страстями. Почему у вас такое впечатление? Правильно: вы очень внимательный человек. Я вообще очень вам сочувствую – боритесь, друг мой, не сдавайтесь: лукавый разводит вас на эти неправильные мысли.
Смотрите: вы уже начали бороться – читаете творения святых отцов, начинаете потихонечку прижимать страсти (как можете). А они просыпаются с новой силой, и вы сдаете позиции. Что происходит? Лукавый никогда не сдает позиции без боя. Когда человек имеет особенную помощь Божию в духовном труде (а у вас это видно: после покаяния Бог освободил вас от наглого действия страстей), лукавый обязательно начнет борьбу. Как он это делает? Как и многие – хулиганье, гопники во дворе: у них, может быть, нет реальной силы, но они нагоняют на себя свирепый вид, чтобы напугать человека.
Так же получается и в духовной жизни: вы только собрались бороться – и, имея опыт прямого действия Бога, отзыв на вашу покаянную молитву, вы начинаете бояться, что они будут действовать с новой силой. Конечно, будут – лукавый говорит так: «Эй! Ты кто такой? Ты раб мой – стой у моих ног и выполняй то, что я тебе скажу». А вы говорите: «Ладно-ладно, конечно-конечно! Буду делать то, что ты захочешь». Такая ситуация, если ее образно нарисовать.
Это закон: как только человек начинает бороться со страстями, противодействие начинает возникать. Это же происходит в пост, когда мы начинаем правильно поститься – мы уже несколько раз касались темы поста. Если цель поставлена правильная (борьба со страстями), страсти будут увеличиваться – к концу поста увидишь, кто ты такой, в полный рост. Поэтому и надо поститься – ни в коем случае не бросать это дело.
Бороться со страстями надо, и надо понимать, что это – закон: страсти будут скучать, требовать, через чувства и мысли напоминать о себе – как сладко было грешить, как это хорошо, утешительно, замечательно. Они будут требовать выполнения, ибо пока еще сильны в нашей душе...
Но, братья и сестры, сдаваться не надо. Это закон: когда перетерпишь (не сделаешь того, что они требуют, – а это мучительно, трудно, некомфортно), будешь молиться Христу и не сдаваться, то увидишь, что вся пена навязчивых помыслов, чувств, желание греха уменьшаются и через какое-то время сойдут на нет. А потом снова возникнут – в этом и заключается наша борьба. Но со временем (как у льва, о котором я говорил, которого подкармливаешь, и он тучнеет, жиреет и снова становится наглее) будет противоположное действие: чем меньше мы его кормим, тем более худым, слабым, немощным он становится, и этот мраволев потихонечку превращается в муравья, а не во льва (а муравей не действует так нагло, как лев). Поэтому не надо сдавать позиции, брат.
У вас сложилось неправильное впечатление, что надо бороться с лукавым по-партизански. Вы будете фугасы ставить на пути следования вражьих поездов? Нет, не получится – с ним так не выйдет. Христианская борьба – это борьба в открытую. Да вы и не сможете этого сделать: как можно тайно бороться с алкоголем? Это невозможно. Страсть уныния с чревоугодием говорят: «Давай выпьем! Как хорошо посидеть – пивка попить…», и как вы будете с этим тайно бороться? Все явно: не пьешь – и все: взял и не купил пива или какого-то другого алкоголя. Где здесь «тайно, по-партизански»? Нет. Все в открытую, по-настоящему, по-мужски, по-богатырски, по-христиански, все в полный рост – только так! Но с Христом и с призыванием Господа (этот опыт вы имеете).
Вы пишете: «...по крайней мере, вначале и в моем случае». Ваш случай – это обычный путь христианина. Брат мой, не сдаемся! Страсти, когда начинаешь их душить, будут вопить и требовать исполнения; это нормально. Духовной борьбы «по-партизански» нет. Лукавый – это не фашисты в войну в Белоруссии: он прекрасно видит все, что с нами происходит, – что мы начали бороться, видит, что вы читаете, понимает, что вы начали себя ограничивать, начинаете заниматься аскетикой. Куда тут скроешься? Нет, так не пойдет. Никакой партизанской борьбы со страстями не бывает.
Вы говорите: «Посоветуйте, как быть». Вся передача состоит из советов. Брат, продолжаем изучать творения святых отцов: вам нужно внимательнее почитать святителя Игнатия о действиях страстей – и, конечно же, не сдаваться. И к алкоголю отнестись как к страсти, что стала «бикфордовым шнуром», через который можно подорвать свое сердце: другие страсти снова вернутся и взорвут вас изнутри – вот и будет партизанщина. Давайте мы будем следовать вашему опыту, что после призывания Господа Иисуса Христа приходит облегчение. Правильно вы действуете! Будем благодарить Бога, что Он помогает нам (это тоже видно по вашему письму). Вы не путайтесь – и Господь обязательно вам поможет. Спасибо, брат, за замечательное, искреннее письмо, которое позволило нам повторить основы духовной жизни.
Благодарю вас, дорогие братья и сестры, что пишете на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru . Ваши письма очень интересные. Конечно, вживую было бы гораздо интереснее пообщаться, но понятно, что это невозможно, поэтому будем общаться через экран нашего телевизора, через телеканал «Союз». Спасибо вам большое, дорогие братья и сестры, – спаси вас Христос! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.